Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Буквы и-ы после ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ермоленко Елена Анатольевна

Тип урока

Формы, приемы, методы

Открытие новых знаний

Формы: индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Методы: проблемный вопрос, проблемная ситуация

Приёмы: фронтальный опрос, работа в группах, самостоятельная работа, работа у доски

Цель урока

Задачи урока

Познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным, с правописанием  Ы –И после Ц

      Предметные:

  1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц.

  2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.

Метапредметные.

  1. Познавательные УУД:

владеть приёмами отбора и систематизации материала;

анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, действовать по алгоритму.

 

  2. Регулятивные УУД:

искать пути решения учебной задачи;

самостоятельно решать предложенные учебные задачи;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы.

 

  3. КоммуникативныеУУД: 

строить связное монологическое высказывание;

представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

 

Личностные :

    1.  Формировать адекватную самооценку

    2.  Учить применять орфографические знания в повседневной жизни

    3. Прививать интерес  к познавательной деятельности

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_5_klass.docx52.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет русский язык класс 5

Тема урока

Место урока по теме

Буквы и-ы после ц

Один из уроков по теме «Морфемика», 1 урок по теме

Тип урока

Формы, приемы, методы

Открытие новых знаний

Формы: индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Методы: проблемный вопрос, проблемная ситуация

Приёмы: фронтальный опрос, работа в группах, самостоятельная работа, работа у доски

Цель урока

Задачи урока

Познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным, с правописанием Ы –И после Ц

Предметные:

1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц.

2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.

Метапредметные.

1. Познавательные УУД:

владеть приёмами отбора и систематизации материала;

анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, действовать по алгоритму.

2. Регулятивные УУД:

искать пути решения учебной задачи;

самостоятельно решать предложенные учебные задачи;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы.

3. КоммуникативныеУУД:

строить связное монологическое высказывание;

представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные :

1. Формировать адекватную самооценку

2. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни

3. Прививать интерес к познавательной деятельности

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Орфограмму «Буквы И-Ы после Ц»

Исторические особенности слов с буквами И-Ы после Ц

Опознавать орфограмму в тексте

Составлять алгоритм и пользоваться им

Применять изученную орфограмму для решения практических задач

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательные, регулятивные, коммуникативные

Проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, деятельностный подход

Доска, компьютер, бланки ответов для заданий.

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап:Организационный

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

-Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало урока.

Настраиваются на урок

Выбирают и показывают смайлик

Личностная. Мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

Включение в учебный процесс

II этап: Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла такие слова

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню..

Дай мне действовать самому, и я научусь»

Конфуций

-Почему именно эти слова я взяла эпиграфом? Как вы думаете

-Конфуций-философ древнего Китая.

Найдите в имени философа звук по его характеристике

Согласный, глухой непарный, твердый .

- Прочитайте слова . Какие буквы пишутся после Ц ?

- Какой звук мы слышим после звука Ц?

-Давайте сформулируем проблему, с которой столкнулись на нашем уроке.

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

- Сформулируйте тему урока?

Учащиеся размышляют и приводят свои варианты ответов

-прежде чем понять, надо не только слышать и знать, видеть и запоминать , но самое главное делать самому.

-звук ц

Зайцы Сенсация

Цифра Цыпленок

Информация Пальцы

Циркуль Цыплёнок

-звук ы

- Тема урока: «Буквы И-Ы после Ц»

Учебно-познавательная, коммуникативная

Фронтальная беседа

Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока

III этап: Постановка целей и задач

Выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования дальнейшей деятельности

Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

Назовите слова с Ы и И после ц ( цыпленок, циркуль, зайцы, цифра, информация).

–Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ.

-А вы знаете? На что, как вы думаете, нужно обратить внимание при написании этих слов. Кто может самостоятельно сформулировать правило?

-Как вы сможете достичь этих целей? Что поможет нам? С чего нужно начать?

Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

- С изучения орфограммы, поможет учебник.

Учебно-познавательная (планирование деятельности), коммуникативная

Беседа

Умение формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность

IV этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания)

Побуждение к исследовательской деятельности, формирование умение преобразовывать информацию.

Организует групповую работу по открытию новых знаний: классу предлагается систематизировать материал в виде схемы, составить алгоритм.

.

Есть еще слова-исключения на это правило , и чтобы их легко запомнить, мы их соберем в одно простое предложение.

Цыган на цыпочках подощел к цыпленку и цыкнул:»Цыц»

Дополним нашу схему и сформулируем правило.

-Проверим , правильно ли мы сформулировали правило . Прочитайте правило в учебнике с.206

Исследуют теоретический материал, работая в группе, обсуждают, находят пути решения задания

ЗАДАНИЕ 1

  1. Найти слова с орфограммой в корне
  2. Слова с орфограммой в суффиксе
  3. С орфограммой в окончании
  4. С орфограммой в словах, оканчивающихся на – ция

Учитель предложил нарисовать арену цирка. Коля Синицын взял циркуль и отличницы Надии выполнил задание. Иллюстрация очень понравилась девочке. Она порекомендовала Коле создать цикл картинок на тему «Цирковое выступление».

.

Picture background

Гласная и пишется после ц в корне слова и в словах на ция, гласная ы пишется в суффиксах, окончаниях и словах-исключениях.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Исследование

Умение преобразовывать информацию в схему, алгоритм.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V этап: Первичное закрепление

Организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения

Выполнение упр 439

Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме

Учебно-познавательная, коммуникативная

Индивидуальная работа

Умение действовать по алгоритму

VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на самопроверку по эталону (образцу)

Организует выполнение задания по алгоритму

Задание на листах. Вставьте пропущенные буквы в словах. Объясните свой выбор.

ц_фра, ц_рк, ц_ган, ц_плёнок, ц_тата;

милиц_я, операц_я, традиц_я, секц_я;

у лисиц_, с улиц_, на танц_, к сестриц_ну;

ц_кнуть, ц_ц, на ц_почках, ц_кнуть.

Самостоятельно выполняют задания нового типа, сравнивают с эталоном.

Используют приобретенные знания в практической деятельности.

Учебно-познавательная

Групповая работа.

Умение работать по алгоритму, адекватно оценивать свою деятельность.

VII этап: Применение нового знания и включение в систему знаний

Обеспечить включение нового знания в систему знаний;

организовать

повторение и закрепление ранее изученного, самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

создать ситуацию успеха для каждого;

ИГРА «Ы или И»

Поднять одну руку если в слове пишем букву и, если буква ы- две руки.

1) ц….стерна, 2) ц….рк,

3) ц….ркуль, 4) все огурц….,

5) гнездо птиц …, 6) ц…трусовые,

7) ц…. ган, 8) ц….кнуть,

9) вакц….на, 10) две улиц…

.

выбирая соответствующие заданию слова, включаются в мыслительную деятельность

Учебно-познавательная

Индивидуальная работа.

Умение логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос

VIII этап: Домашнем задании.

Организовать действия по обобщению изученного.

Упр 441

Ориентируются в информации.

Учебно-познавательная, информационная

Умение объективно оценивать свои результаты .

IXэтап:Рефлексия. Подведение итогов

Помочь учащимся осознать результаты деятельности

Учитель возвращает к началу урока, к постановке целей

Смайлик настроения

Анализируют деятельность по достижению цели для себя (самооценка), товарищем (взаимооценка), всем классом.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Ответы на вопрсы:

-Я узнал…

- Я смог…

-Я научился..

-Я смог применить…

Анализ достижения цели. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...