МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателя «Алхимия слов: превращаем обычную речь в золото профессионализма»
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Каргинова Инна Александровна

В современном мире, где информация льется нескончаемым потоком, а общение зачастую сводится к коротким сообщениям и смайликам, роль грамотной и богатой речи становится как никогда важной. Именно поэтому тема "Словарный урок" в рамках изучения русского языка приобретает особую актуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_russkomu_yazyku.docx361.77 КБ

Предварительный просмотр:

https://i0.wp.com/creativeinfluents.ru/wp-content/uploads/2019/08/%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE-web_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1.jpg?w=1000&ssl=1ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

 (ГБПОУ «МК № 1»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателя

«Алхимия слов: превращаем обычную речь в золото профессионализма»

Автор-составитель:   Каргинова Инна Александровна

 

Москва,  2025


Содержание

Методический блок        3

Информационный блок        5

Список источников        15

Методический блок

Номинация: «Лучший словарный урок для студентов среднего профессионального образования».

Тема мероприятия: "Алхимия слов: превращаем обычную речь в золото профессионализма"

Количество часов: 2 часа

Рекомендации к проведению занятия по данной теме: Данное занятие можно проводить как в виде лекции – беседы, так и в виде комбинированного урока.

Вид занятия: практическое занятие

Тип занятия: комбинированный урок

Актуальность: В современном мире, где информация льется нескончаемым потоком, а общение зачастую сводится к коротким сообщениям и смайликам, роль грамотной и богатой речи становится как никогда важной. Именно поэтому тема "Словарный урок" в рамках изучения русского языка приобретает особую актуальность.

Цель занятия: 

1. Учебные цели:

Студенты должны уметь:

  • пользоваться словарями разных типов (толковыми, орфографическими, синонимов, антонимов, фразеологическими, словарями ударений, орфоэпическими и др.)

Студенты должны знать:

  • типы словарей (толковые, орфографические, синонимов, антонимов, фразеологические, словари ударений, орфоэпические и др.)

2. Воспитательная цель: Знакомство с данной темой способствует осознанию и пониманию родного языка, чистоте языка, обогащению словарного запаса, приобретению навыков, необходимых для общения, бытового и делового.

3. Развивающая цель:

  • Развивать у студентов логическое мышление, внимание, память, языковую догадку, расширять кругозор студентов, совершенствовать их интеллектуальные навыки.

Задачи занятия:

  1. Ознакомить студентов с основными типами словарей и способами их применения в образовательной и профессиональной среде.
  2. Способствовать развитию языковой компетенции будущих медиков посредством систематизации навыков работы с профессиональной терминологией.

Планируемые результаты:

  • Освоение студентами приемов эффективной работы с источниками лингвистической информации (словарями);
  • Овладение приемами самостоятельной обработки профессиональной литературы и анализа текста;
  • Создание мотивации к постоянному пополнению своего словарного запаса.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

  • Коллективная форма занятий;
  • Индивидуальная самостоятельная работа;
  • Фронтальное общение преподавателя и студента;
  • Групповые дискуссии и обмен мнениями.

Средства обучения:

  • Учебники и учебные пособия по русскому языку;
  • Справочная литература (различные типы словарей);
  • Доска и маркеры для визуализации материала;
  • Компьютеры и доступ к сети Интернет для интерактивной работы.

Информационный блок

Структура урока:

1. Организационный этап (2 минуты)

Приветствие участников занятия, объявление целей урока.

2. Актуализация ранее изученного материала (10 минут)

Обзор знаний студентов о видах словарей, их назначении и способах работы с ними.

При изучении русского языка одним из важнейших аспектов является знакомство со словарями разного назначения, поскольку умение правильно ими пользоваться существенно облегчает освоение предметной области и повышает эффективность изучения дисциплины. Для начала рассмотрим основные виды словарей и особенности их использования.

Основные виды словарей:

  1. Толковые словари: Эти словари содержат объяснения значения слов и выражений. Они помогают лучше понимать смысл используемых терминов и расширяют общий кругозор. Например, в медицинском колледже полезно обращаться к таким словарям, чтобы разобраться в сложных научных терминах и обеспечить точное понимание материалов учебников и лекций.
  2. Орфографические словари: предназначены для проверки правильности написания слов. Очень полезны при подготовке рефератов, докладов и иных учебных работ, помогая избежать ошибок и повысить качество письменной речи.
  3. Фразеологические словари: объясняют значения устойчивых сочетаний и оборотов речи. Это важно для развития способности грамотно формулировать мысли и избегать неуместных конструкций в устной и письменной речи.
  4. Этимологические словари: рассказывают о происхождении слов и позволяют глубже понять их смысловую структуру. Особенно важны для студентов, интересующихся историей происхождения тех или иных медицинских терминов.
  5. Медицинские словари: специальные издания, содержащие медицинскую терминологию, используются непосредственно в профессиональной деятельности врача. Эти словари необходимы для четкого понимания особенностей строения организма, заболеваний и методов лечения.
  6. Терминологические словари: используются для точной интерпретации специализированных терминов, применяемых в конкретной отрасли знания. Такие словари незаменимы при углубленном изучении узких областей медицины.

Назначение словарей:

Каждый вид словаря имеет свою специфику и область применения:

  • Информационная поддержка: помощь в понимании смысла незнакомых слов и выражений.
  • Проверка правописания: обеспечение верного написания слов и грамматически правильных предложений.
  • Профессиональная ориентация: повышение квалификации за счёт глубокого проникновения в профессиональные понятия и конструкции.
  • Образовательная функция: развитие общего культурного уровня и расширения лексического запаса.

Способы работы со словарями:

Чтобы научиться эффективно пользоваться словарями, необходимо освоить ряд простых приёмов:

  1. Выбор подходящего словаря: выбрать тот тип словаря, который соответствует поставленной задаче (орфография, проверка значения, изучение истории слова и т.п.).
  2. Правильное чтение статей: внимательно изучать содержание словарной статьи, обращая внимание на пометки, синонимы, оттенки значений и примеры употребления.
  3. Регулярное обращение к словарям: сделать привычкой постоянное использование словарей при чтении, письме и устной коммуникации.
  4. Анализ записей: отмечать важные термины и регулярно повторять пройденный материал.

Резюме:

Знание разновидностей словарей и владение методами работы с ними крайне важно для успешной учебы и последующего трудоустройства. Регулярное использование словарей способствует повышению общей грамотности и помогает преодолеть трудности, возникающие при освоении профессиональной терминологии.

3. Изучение нового материала (20 минут)

Рассмотрение способов работы с разными типами словарей:

  • Толковые словари;
  • Орфографические словари;
  • Медицинская профессиональная терминология.

Практическое занятие: поиск значений отдельных терминов ("инфаркт миокарда", "невроз") в соответствующих словарях.

Рассмотрим подробно способы работы с двумя важными типами словарей: толковыми и орфографическими.

1. Толковые словари

Назначение: разъяснять значение слов, указывать на их употребление в речи, давать дополнительные сведения о происхождении и оттенках значений.

Примеры: Большой толковый словарь русского языка, Словарь русского языка С.И. Ожегова.

Способы работы:

  • Шаг 1. Определите искомое слово и найдите его в словаре по алфавиту.
  • Шаг 2. Обратите внимание на стилистические пометы рядом со словом (устаревшее, разговорное, книжное). Это поможет определить уместность его использования в той или иной ситуации.
  • Шаг 3. Изучите предложенные толкования и примерами употребления. Если слово имеет несколько значений, выберите подходящее именно вам.
  • Шаг 4. Используйте полученные знания для повышения качества вашей речи и письма.

Пример использования: студент ищет значение слова «стенокардия». В толковом словаре он найдет медицинское описание заболевания, связанного с нарушением кровоснабжения сердца, и сможет точнее выразить мысль в научной статье или сообщении.

2. Орфографические словари

Назначение: помогать в правильном написании слов.

Примеры: Орфографический словарь русского языка под ред. В.В. Лопатина, Электронный орфографический словарь РАН.

Способы работы:

  • Шаг 1. Найдите нужное слово в алфавитном порядке.
  • Шаг 2. Проверьте правильность написания, особенно ударения и сомнительных буквосочетаний.
  • Шаг 3. Запишите правильное написание, если возникли сомнения.
  • Шаг 4. Применяйте правильные формы слов в собственных работах, письмах и документах.

Пример использования: студент сомневается в написании слова «беспрецендентный». Проверяя орфографический словарь, он убеждается, что правильный вариант — «беспрецедентный», и исправляет ошибку в своем тексте.

Важные советы:

  • Всегда держите под рукой словари разных типов: толковый и орфографический.
  • Обращайтесь к ним при каждом затруднении, даже незначительном.
  • Периодически проверяйте себя, выполняя упражнения на проверку орфографии и понимание значений слов.

4.Проверка полученных знаний на практике: поиск значений отдельных терминов в медицинских словарях (30 минут)

Терминологический аппарат занятия:

  1. Инфаркт миокарда 
  2. Невроз
  3. Некроз
  4. Атрофия
  5. Гипертрофия
  6. Гипоксия
  7. Гангрена
  8. Ишемическая болезнь сердца
  9. Дистрофия

Инструкция по выполнению задания:

1. Выбор словаря:

Выберите медицинский словарь, подходящий для вашего направления (например, Большой медицинский энциклопедический словарь, Словарь медицинских терминов под редакцией Кратера и др.). Если такого нет под рукой, используйте доступные онлайн-версии медицинских справочников.

2. Алгоритм действий:

Этап 1: Поиск термина

  • Откройте словарь и найдите нужный термин («инфаркт миокарда», «невроз»). Важно учитывать точность и полноту записи: многие термины имеют строгие правила написания и сокращения.

Этап 2: Изучение содержания словарной статьи

  • Прочтите определение термина. Обычно оно включает основную характеристику состояния или процесса, связь с анатомией и физиологией, возможные причины возникновения и последствия.
  • Отметьте наличие иллюстраций, схем или графиков, дополняющих текстовую информацию.

Этап 3: Интерпретация и фиксация результата

  • Перепишите найденное определение своими словами, сохраняя научную точность изложения.
  • Выделите главные характеристики термина (основные симптомы, методы диагностики, лечение и профилактика).

Этап 4: Анализ

  • Ответьте на вопросы: Почему важно знание данного термина для медицинской практики? Где чаще всего используется этот термин (клиника, диагностика, терапия)?

Примеры заполнения:

Инфаркт миокарда:

Определение: острое нарушение коронарного кровообращения, приводящее к некрозу участка сердечной мышцы. Ключевые признаки: боль в груди, одышка, слабость, потливость. Диагностика: ЭКГ, анализы крови, эхокардиография. Лечение: медикаментозная терапия, хирургическое вмешательство.

Критерии оценки:

  • Правильность выбора и интерпретации термина.
  • Грамотность изложения информации.
  • Глубина понимания характеристик и признаков обозначаемого явления.

Дополнительные рекомендации:

  • Работайте активно и ответственно: помните, что каждый термин важен для ваших дальнейших успехов в учебе и практической деятельности.
  • Постоянно обращайтесь к медицинским словарям, развивайте привычку регулярного использования специальной литературы.

Это простое и эффективное упражнение поможет будущим специалистам закрепить навыки работы с терминологической базой и уверенно ориентироваться в профессиональной медицинской литературе.

5. Физкультминутка: Перезагрузка для глаз и тела (3 минуты)

Друзья, давайте сделаем небольшую паузу, чтобы наши глаза отдохнули, а тело расслабилось. Всего три минуты, а эффект будет заметен!

Шаг 1: Отдых для глаз (1 минута)

  • Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Почувствуйте, как напряжение покидает вас.
  • Представьте себе что-то приятное. Это может быть морской берег, зеленый лес или просто любимый пейзаж. Позвольте себе насладиться этой картиной.
  • Сделайте несколько круговых движений глазами. Медленно, по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Не спешите, почувствуйте каждое движение.
  • Посмотрите вдаль. Найдите самую дальнюю точку в комнате или за окном и сфокусируйтесь на ней. Затем переведите взгляд на близкий предмет. Повторите несколько раз.
  • Снова закройте глаза. Посидите так несколько секунд, ощущая легкость.

Шаг 2: Расслабление мышц тела (2 минуты)

  • Потянитесь. Поднимите руки вверх, как будто хотите дотянуться до потолка. Хорошенько потянитесь всем телом. Затем опустите руки.
  • Вращение головой. Аккуратно наклоните голову к одному плечу, затем к другому. Сделайте несколько медленных поворотов головы влево и вправо.
  • Вращение плечами. Поднимите плечи к ушам, затем отведите их назад и вниз. Сделайте несколько круговых движений плечами вперед и назад.
  • Потрясите руками. Расслабьте руки и просто потрясите ими, как будто стряхиваете воду.
  • Легкие наклоны. Сделайте несколько плавных наклонов корпуса в стороны, не напрягая спину.
  • Потопайте ногами. Если есть возможность, встаньте и слегка потопайте ногами, чтобы разогнать кровь.

Завершение:

Сделайте еще один глубокий вдох и выдох. Почувствуйте, как тело стало более легким и расслабленным, а глаза – свежими. Возвращаемся к делам с новыми силами!
 6. Применение полученных знаний (15 минут)

Работа в группах над поиском конкретных медицинских терминов в специальных словарях, составление таблиц соответствия понятий и пояснений.

Данная методика развивает навыки совместной работы и самостоятельного исследования, необходимые для любого специалиста в будущем. Рассмотрим подробнее этапы и организацию работы.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей в группе: Один участник занимается поиском нужного термина в словаре, второй фиксирует найденную информацию, третий сверяется с дополнительными источниками (если имеются различия в определении), четвертый составляет таблицу соответствий.
  2. Организация рабочего пространства: Каждому участнику выделить необходимое пространство для комфортной работы с книгами, планшетами или ноутбуками. Организовать группу так, чтобы участники могли свободно общаться друг с другом.
  3. Понимание алгоритма поиска: Каждый участник должен чётко представлять последовательность шагов: выбор термина → поиск → запись → анализ.

Порядок действий:

Шаг 1: Выбор термина

Каждая группа  выбирает конкретные медицинские термины (7 терминов), заранее подготовленные преподавателем (авитаминоз, амблиопия, аневризма, габитус, гипертензия, дистрофия, ишемия, капилляры, кроветворение, кумуляция, лимфа, миопия, мутация, неврастения,  паралич, патологическая реакция, прободение, реабилитация в медицине, рефлекс, рецепторы, симптом, симуляция,  трансплантация,  тромб, тромбоз, шок, эрозия, яды).

Шаг 2: Поиск в словаре

Один из членов группы находит выбранный термин в соответствующем медицинском словаре. Остальные члены следят за процессом и отмечают полезные детали.

Шаг 3: Составление таблицы

Заполняйте таблицу следующим образом:

Термин

Значение

Особенности

Шаг 4: Анализ результатов

Критерии оценивания:

  • Скорость нахождения и точности определения термина.
  • Четкость оформления таблицы.
  • Общая активность и вовлеченность всех членов группы.

Преимущества метода:

  • Эффективное обучение работе с источниками информации.
  • Возможность закрепления теоретических знаний в процессе активного взаимодействия.
  • Формирование коммуникативных навыков и умения командной работы.

Данный подход стимулирует активную познавательную деятельность студентов, формирует навыки критического осмысления информации и повышает мотивацию к дальнейшему самообразованию.

7. Рефлексия (7 минут)

Подведение итогов занятия, оценка усвоенных знаний и выработанных навыков.Заключительный этап урока направлен на обобщение полученной информации, выявление степени усвоенности материала и поощрение положительных изменений в знаниях и умениях студентов.

Этапы подведения итогов:

  1. Краткий опрос: Преподаватель проводит блиц-тест по основным вопросам занятия (виды словарей, принципы работы с ними, назначение толковых и орфографических словарей).
  2. Обобщающая беседа: Вопросы для стимулирования рефлексивного размышления:
  • Какие новые знания вы получили сегодня?
  • Какой тип словаря оказался для вас наиболее полезным?
  • Как планируете применять полученные навыки в дальнейшем обучении?
  1. Оценка индивидуальной работы: Педагог даёт обратную связь каждому студенту относительно участия в занятиях, скорости и точности выполнения заданий, качества составленных таблиц и выполненной домашней работы.
  2. Демонстрация лучших образцов: Можно показать лучшие выполненные задания и обсудить критерии, которые сделали их успешными.
  3. Постановка перспектив дальнейшего развития: Определите список рекомендаций по продолжению работы со словарями внеаудиторного занятия, включая регулярное обращение к профессиональным изданиям и сайтам.

Итоговое подведение уроков должно служить не только подведением формальных итогов, но и способствовать формированию позитивного отношения студентов к процессу познания, воспитанию стремления к самосовершенствованию и поддержанию высокого уровня личной эффективности.

8. Домашнее задание (3 минуты)

Самостоятельная подготовка мини-презентации на тему полезности определенного типа словаря в профессиональной деятельности медицинской сестры.

Используемая литература:

  • Абрамова И.В., Ковалёва Е.А. Русская речь в вузах медицинского профиля // Язык и культура. №1, 2019 г.;
  • Шехтер Ю.И. Профессиональная коммуникация врачей // Медико-биологические науки, №3, 2018 г.;
  • Иванов А.Н. Словари и справочники в обучении иностранным языкам // Вестник СПбГУ. Серия Филология, №2, 2020 г.

Таким образом, данная методическая разработка направлена на формирование компетентностного подхода к изучению русского языка и расширение профессиональных возможностей студентов медицинского колледжа путем овладения эффективными методами работы со словарями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по поэме "Слово о полку Игореве" (Урок1)

Методическая разработка представляет собой первый урок по поэме "Слово о полку Игореве". Урок с применением ИКТ: содержит ссылки на интернет-ресурсы иллюстративного и контролирующего характера....

Методическая разработка. Проект История одного слова

             Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Методическая разработка урока популярных знаний по геометрии в 8 классе "Золотая капель"

Урок популярных знаний  "Золотая капель" по теме "Подобие" был дан в рамках предметной недели с целью популяризации математических знаний и является продуктом учебно-информационного проекта "Золо...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме:"Профессионализмы. Диалектизмы"

По типу-  урок изучения новых знаний.Ведущие методы- проблемно-поисковый с элементами игры. Использованы приемы технологии РКМЧП...

Методическая разработка открытого занятия Творческого объединения "Рисуем нитями" Тема: «Петушок – золотой гребешок» для детей младшего школьного возраста

Цель: создание в 3 – D композиции новогоднего символа 2017 года в технике изонить – "Петух" с использованием электронно -  образовательных ресурсов....

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

Методическая разработка«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»...