Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме:"Профессионализмы. Диалектизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Иванова Наталья Васильевна

По типу-  урок изучения новых знаний.Ведущие методы- проблемно-поисковый с элементами игры. Использованы приемы технологии РКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_klass.docx43.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Новотреминская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по русскому языку в 6  классе
Профессионализмы. Диалектизмы.

подготовила

учитель русского языка и литературы

 Иванова Наталья Васильевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка 6класс

Тема урока:  «Профессионализмы. Диалектизмы»

Базовый учебник: М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростницова,Л.Т Григорян,И.И.Кулибаба.Русский язык 6класс.

Издательство «Просвещение»2010г

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний   о профессионализмах и о диалектных словах; научить детей пользоваться словарем при определении значений слов – профессионализмов, диалектных  слов; закрепить навык грамматического разбора.

Задачи:  а) обучающие – ознакомление учащихся с особенностями профессионализмов и диалектной речи, углубление знаний по теме, обогащение лексики учащихся;
      б) развивающие – формирование умения находить в художественных текстах слова-профессионализмы и диалектные слова,  определять их роль; развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта
      в) воспитывающие – привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам, способствовать формированию творческого отношения к учебе; навыков самоконтроля, самоанализа и взаимоанализа, воспитанию культуры общения, взаимопонимания, умения работать в коллективе.

Тип урока: получение новых знаний

Ведущие методы  :

обучения–проблемно-поисковый с элементами игры, практический;

мотивации–познавательная игра;

контроля – выполнение индивидуальных дифференцированных  заданий, взаимоанализ

Приемы : Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)

« Веришь ли ты» вопросы

Синквейн

Формы работы – фронтальная, парная, индивидуальная.

 Планируемые результаты:

 В результате проведения  урока формируются следующие компетенции: коммуникативная, личностное самосовершенствование, самообучение и самоорганизация, 

Оборудование:   карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.)., Презентация Microsoft Power Point, музыкальное оформление для проведения физминутки

 

 Структура и ход урока

Этап урока

Приемы и методы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика, формы работы

Время

(в мин.)

I

 Организационный этап

Начальная формула вежливости

Приветствует обучающихся

Приветствуют преподавателя

3 минуты

II

 Мотивация, целеполагание

Актуализация познавательной деятельности(орфографическая задачка)

Беседа

Совместная постановка целей занятия(прием ЗХУ) Словарно-орфографическая работа

Демонстрирует слайды презентации  

Задает вопрос о предполагаемой теме урока

Организует постановку целей, задавая вопросы,

Решают орфографическую задачку Сравнивают с эталоном ответа,  

Отвечают на вопрос

Участвуют в совместном целеполагании урока, отвечая на вопросы(работа в парах)  

6 минут

III

 Изучение нового материала

Работа с учебником,беседа,прием «вгружения в тему»-«Мозговая атака»-практическая работа, Разминка «Веришь, не веришь»

Проверка индивидуального домашнего задания, Игра «Следопыты»

 

Демонстрирует слайды презентации  

Дает определение слов-профессионализмов

Консультирует обучающихся во время работы с  заданиями для практической работы

Руководит процессом

оценивания выполненного задания, достоверности представленной информации, демонстрирует информацию «Из истории слов»,объясняет «О пометах в словаре»

Заполнение таблицы «Хочу узнать»,читают статью учебника, выполняют задания по вариантам с целью вгружения в тему,

Работают со словарями, справочниками представляют будущие профессии  в стихотворной форме (сочиненные стихотворения детьми)

22 минуты

Физминутка с музыкальным оформлением

IV

 Закрепление нового материала

Фронтальная работа,Инсценировка,загадки,

Координирует деятельность, Руководит процессом

оценивания выполненного задания

  Записывают предложение,проводят синтаксический разбор предложения, Подводят итоги выполнения заданий, дают взаимооценку

7 минут

VI

 Подведение итогов занятия

Оценка знаний обучающихся( терминологический диктант),синквейн

Подводит итоги занятия

Объявляет оценки

Слушают

Критически анализируют свою работу и оценивают

результаты работы других

2 минуты

VII

 Инструктирование по выполнению домашнего задания

 

Объясняет вариативность домашнего задания

Слушают, записывают

2 минуты

VIII

Рефлексия

Предлагает подвести итоги занятия

3 минуты

 Эпиграф урока:

  Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

Н. В. Гоголь.

Ход урока

I.Орг. момент.

 Начальная формула вежливости, приветствие

II.Актуализация познавательной деятельности

Учитель: Я приглашаю вас сегодня в мир Слова. Что вы знаете об этом мире? Какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка? Чтобы ответить на этот вопрос, решим орфографическую задачу.

Слайд. Орфографическая задача: вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания. При правильном решении задачи мы ответим на вопрос, какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка.

Л

Выб? ру

Во?зал

Ко?ьба

Расст?лаю

к

Р?сточек

л

Крыж?вник

Мя?кий

Ц?фра

я

Ответ: Лексикология

Работа с таблицей ЗХУ. На доске буквы З(наю),  Х(очу узнать), У(знал). Под ними записывается рабочий материал в течение всего урока. Также такие записи делают обучающиеся в своих рабочих тетрадях, а опорную памятку-схему или синквейн графы У(знал) записывают в особых тетрадях-памятках.  

Учитель: Какие же понятия вам уже знакомы из раздела Лексикология?

 Отметьте в таблице

(Работа в парах  .)

Заполнение графы Я знаю

Знаю

 Мотивация. Словарно-орфографическая работа.

Сегодня мы узнаем о необщеупотребительных словах. Необщеупотребительные слова - такая загадка в русском языке. Оказывается, они подразделяются  на группы. Сегодня мы с некоторыми из групп познакомимся.

У меня   записаны слова

Арм..тура, ген..рал,  м..ляр, на..тюрморт,  штук..тур, скальп..ль.

Вставьте пропущенные буквы. Вначале вы поработаете с правописанием этих слов, пользуясь словарем на странице 237.

-Все ли  значения слов вам понятны?

- Часто ли вы слышите их в речи? (Ответы: нет, только у людей разных профессий). 

- Какова цель сегодняшнего урока?

- Что вы  должны узнать на уроке?

- Чему вы научитесь?

- Что будете применять для изучения темы?

- Какова ваша личная цель, чего хотите достичь в конце урока?

Учитель: Вы определили тему нашего урока, запишем её.

Действительно, эти слова ограничены  в употреблении.

-Вы заметили, что эти слова  используют люди определенных профессий. Как вы думаете, люди, каких профессии используют эти слова?

-Я открою Вам секрет, что эти слова называют профессионализмами.  

Слайд.  Профессионализмы

III Изучение нового материала

Стадия осмысления

Учитель: Что же это за слова? Ваши предположения?

Что мы хотим о них узнать?

(Работа в парах. Обучающиеся формулируют и записывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, то есть самостоятельно ставят перед собой цели, которые будут решать на фазе реализации смысла.)

Заполнение графы Хочу узнать.

Хочу узнать

Что такое  профессионализмы

Почему слова называются  профессионализмами

Кто и Где употребляет   слова-профессионализмы

Учитель: Где можно узнать об этом, найти ответы на поставленные нами вопросы?

Возможные ответы учащихся: В учебнике, в словарях.

Работа с текстом учебника. Чтение вслух.(стр 29)

Учитель: Что же вы узнали, работая с информацией учебника? Ответим на первые два вопроса, которые мы себе задали.

А кто же и где употребляет  слова-профессионализмы? Ответ найдем после самостоятельной работы.

Практическая часть( работа всего класса по вариантам  ).Прием «Мозговая атака»

Слайд. Задания

 Разгадать кроссворд (4 вариант)

Кроссворд

1.Осадки в виде небольших ледяных шариков - град

2.Шестой месяц календарного года - июнь

3. Учебное заведение - школа

4. Антоним к слову тяжелый - легкий

5.  Популярный  горячий напиток, но не чай - кофе

6. Ледяная площадка для катания на коньках – каток

7. Летательный аппарат – самолет

8. Личное название человека – имя

9. Синоним к слову холод  - мороз

10. Черточка, обозначающая вычитание – минус

11. Слово «шофер» во мн.ч. - шофёры 

 (1 вариант)

 Прочитать текст. Выписать из текста необщеупотребительные слова.  

Текст

Выплавка чугуна производится в огромных доменных печах.

Верхняя ее половина носит название шахты и заканчивается наверху отверстием – колошником. Самая широкая часть печи называется распаром, а нижняя часть – горном. Через специальные отверстия в горне (фурмы) в печь вдувается горячий воздух или кислород.  Шахта предназначена для подогрева шихты до температуры плавления.

Информация для учителя

ШАХТА         [shaft; mine] — вытянутая вверх раб. часть металлургич. шахт, печи, ...

КОЛОШНИК [top] - 1. Верх, часть шахтной печи (напр., доменной), куда загружают

рудные материалы, топливо.

РАСПАР [bosh parallel] — сред, (самого большого диам.) цилиндрич. часть раб. простр. домен, печи

ГОРН [hearth] -. Ниж. цилиндрич. (редко прямоугольная) часть раб. пр-ва шахтной плавильной печи, где происходит горение топлива и скапливается жидкий металл;

ШИХТА [burden; charge] — смесь материалов, загруж. в металлургии, печь

Домна - ДО'МНА, ы, р. мн. домен, ж. (тех). Большая металлургическая, вертикально расположенная печь для выплавки чугуна из руды; то же, что доменная печь.

 (3 вариант)-работа с художественным текстом

 Выписать из предложений необщеупотребительные слова и соответствующие им общеупотребительные из слов для справок:

  1. Надел   тут   Федюня  пимишки…
  2. Глядит  -  пустоплесье  какое-то, а кругом лес густой.
  3. Садись-ко лучше за стол. Испеклась у меня чирла-то.
  4. На голбчике у печки девчоночка сидит.

( Из  уральских сказов  П. Бажова.  )

Слова для справок: открытое место среди леса, валенки, пристройка-лежанка  у печи, яичница-глазунья

 (2 вариант)-Индивидуальная работа

задание Из упр 68 выбрать слова , относящиеся к профессии художника, музыканта

 Работа с классом после выполнения заданий

Задания первого варианта

Учитель:  (по итогам)

Люди какой профессии используют данные слова?

Догадайтесь, как же называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? Слова необщеупотребительные, ограниченной сферы употребления?

Вывод: Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными)

Слайд. Профессионализмы.

Дополнительная информация: Из истории слов

ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession < лат. professio, суф. производного от profitēri «говорить публично». Профессия буквально — «(официальное) объявление (о своей специальности)» > «официальное указание своего занятия».

 Учитель. О пометах в словарях. Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях с пометой спец.,что означает специальное.

 Разминка «Веришь ли ты?»

-Верите ли вы ,что профессий в мире ограниченное количество?

-Верите ли вы , что есть главные профессии и менее значимые?

-Верите ли вы, выбор профессии не связан с желанием и способностями человека?

Обобщение:

(Индивидуальное домашнее задание).

«У меня идут года, будет мне 17

Где работать мне тогда, чем заниматься….

 Игра «Следопыты». Определите профессию работника по его словарю.

  • Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).
  • Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).
  • Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).
  • Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).

Задания третьего варианта. 

Учитель: Почему пришлось переводить с русского на русский? Все эти слова знают? А в какой местности, городской или сельской, они употребляются ?  

Чтобы узнать, как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные, посмотрим, как разгадан кроссворд. Если все слова были определены правильно, в середине кроссворда будет наш ответ.

Задания 4 варианта

Слайд. Кроссворд

Учитель: Какие слова из кроссворда были общеупотребительными, а какие необщеупотребительными?

Прочитаем, какое слово получилось у нас в середине кроссворда

Ответ: Диалектизмы

Учитель: Как же называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные?

Вывод: Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Слайд. Диалект

Дополнительная информация: Из истории слов

Диалект (от греч. dialektos – разговор, говор, наречие) – разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью.

Учитель. О пометах в словарях. Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

Учитель :Всем знакомо имя В.И.Даля? Что вы знаете о нем?

Физкультминутка(с музыкальным сопровождением)

 Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

IV.Закрепление изученного материала

Фронтальная работа

Запишите предложение:

В.И.Даль – автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

Задание:

Выполните синтаксический разбор и  начертите схему предложения

(самопроверка)

 Учитель: Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности,  кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.

Инсценировка

 (Индивидуальное домашнее задание).

Бабушка и внук.

– Бабушка, где Маша?

– По батожья ушла.

– По что?

– Ну, по столбцы!

– По что?

– Ну, по петушки!

– По что, по что?!

– По стебни.

– Не понимаю, бабушка!
— Чего принести, бабушка?
— Бураков.
— А это что такое?
— Ну, у нас в деревне так свёклу называют.

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребител

– Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща. ьные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные  или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)

Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др.

Учитель: Давайте найдём «четвёртое лишнее»

бурак                         вакцина

драчёны                    печурка

дизайн                       акварель

гутарить                    акваланг

 Учитель:

А загадки вы умеете отгадывать? Эти загадки загадывают пожилые люди нашей местности своим внукам.

Ваша задача  найдите диалектные слова, встречающиеся в загадках, указать  их лексическое значение.

1) Сухой Гаврилко вскочил в ляди/нку, разогнал всю скотинку. (Гребень, голова)

2) Скли/зко, неловко, в серёдке веревка. (Иголка и нитка)

3) Красненький пи/вень по жерди ходит. (Горящая лучина)

Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами.

Задание: Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?

( Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка – крынка, горшок, кувшин;  печурка  углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

Вывод: Используя диалектизмы в речи, надо помнить слова К.Паустовского: «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно».
V. Подведение итогов  урока

Учитель:

Ребята, наш урок подходит к концу.  Давайте подведем итоги и узнаем: а всё ли  у нас получилось, узнали ли Вы новую информацию.  Мы сейчас напишем терминологический диктант и проведём взаимопроверку

1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
2) Все слова в языке называются …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
5) словарный запас человека  - это…
6) то, что обозначает слово называется….
7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются  …..
8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

Ключ к ответам:

1

диалектными

2

Лексикой

3

Общеупотребительными

4

профессионализмами

5

лексикон

6

Лексическим значением

7

антонимами

8

омонимами

9

синонимами

Учитель: молодцы!

VI. Инструктирование по выполнению домашнего задания

. п.15,16.

Вариативность д/з

- Написать рассказ о профессиях своих родителей, используя в нем профессионализмы.

-Собрать как можно больше слов-диалектизмов из словарного запаса вашей семьи

VII. Рефлексия.

 Учитель

А теперь, ребята, я попрошу каждого из Вас по очереди закончить одно из предложений:

Слайд. Закончите предложения  

  1.  

 

Мне было…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Мне захотелось…

Я приобрел…

Я почувствовал, что…

Я научился…

Я выполнял задание…

Меня удивило…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Заполните графу «Я узнал» опорной схемой по теме урока или составьте Синквейн на тему: «Слова-профессионализмы»или «Слова-диалектизмы». При составлении синквейна прочитайте эпиграф к уроку, он должен помочь вам.

Работа  учащихся в паре или индивидуально, запись в тетрадь-памятку.

Самооценка познавательной деятельности

Возможные варианты

Узнал

 Слова профессионализмы, диалекты

Синквейн

  1. Слова
  2.  Специальные, необщеупотребительные
  3. Показывают, называют, помогают
  1.  Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

  5.Лексикон

«Мостик»  к следующей теме о словах необщеупотребительных.

Учитель: Закончите предложение

Я хотел бы узнать…

Возможный ответ: какие ещё есть слова ограниченной сферы употребления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

Методическая разработка урока по испанскому языку (6 класс) на тему: Географические открытия

Методическая разработка урока по испанскому языку (6 класс) на тему:  Географические открытияМетодическая разработка предназначена для обучающихся 6 классов школ с углубленным изучением испанског...

Методическая разработка урока по английскому языку 11 класс по теме "Преступление и наказание"

Технологическая карта к уроку английского языка в 11 классе по теме "Преступление и наказание"...