Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Функциональные стили речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Тема «Функциональные стили речи» интересна, касается каждого ученика школы, так как каждый обучающийся в рамках подготовки к ВПР, ЕГЭ по русскому языку должен уметь определять стиль речи текста, делать стилистический анализ текста, самостоятельно создавать текст определенного стиля речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.05 КБ | |
| 28.93 КБ | |
| 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Функциональные стили речи».
Актуальность темы: тема «Функциональные стили речи» интересна, касается каждого ученика школы, так как каждый выпускник в рамках подготовки к ВПР, ЕГЭ по русскому языку должен уметь делать стилистический анализ текста, создавать текст определенного стиля речи.
Цель урока:
повторить и систематизировать знания о стилях русского литературного языка.
Задачи урока:
Образовательная: повторить и обобщить знания по теме «Функциональные стили речи».
Развивающая: развитие навыков исследовательской работы, публичного вступления, умения анализировать текст, применять теоретические знания в заданной ситуации.
Воспитательная: формирование интереса к предмету русский язык, развитие коммуникативных способностей, умение работать в паре, воспитание любви к малой родине.
Главные действующие лица на уроке – дети. Учителю отведена направляющая и контролирующая роль.
Формы обучения: парная работа, фронтальная работа, практическая работа.
Методы обучения:
- частично-поисковый
- словесный
- аналитический
- практический
- репродуктивный
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Функциональные стили речи», карточки с заданием, дидактический материал.
Планируемые результаты:
предметные УУД: знание стилей русского языка; умение перечислять стили речи и отличать их друг от друга; поиск и исправление простых стилистических ошибок в тексте.
метапредметные УУД: самостоятельное формулирование задач урока; планирование своих действий с учётом конечного результата.
личностные УУД: умение работать в группах; умение принимать участие в коллективном изучении проблемы; проявление интереса к изучаемой теме и предмету в целом; воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку - учителю и одноклассникам.
Тип: урок систематизации знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
На уроке вы будете сидеть не как обычно, а по группам. Я разделила вас на 5 групп, чтобы удобнее было работать. Садитесь, пожалуйста.
II. Актуализация знаний и выявление проблемы.
Учитель начинает урок со следующей речевой ситуации (внимание на экран):
- Ишь, интеллигент, шляпу надел!
- Почему Вы решили, что я интеллигент, может я такой же хам, как и Вы?! (Слайд 3)
- Где мы можем стать свидетелями такой ситуации? (ответы детей)
- Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы поговорим о культуре речи. Как по-вашему, какую речь можно назвать культурной? (ответы детей)
- Исходя из вышесказанного, как бы вы могли определить понятие «Культура речи»? (ответы детей)
- В науке есть такое определение:
Культура речи – распространённое в российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения». (Толковый словарь
С. Ожегова) (Слайд 4)
- Итак, мы видим, что понятие Культура речи тесно взаимосвязано с понятием «норма литературного языка». Следовательно, чем больше наша речь соответствует языковым нормам, тем она более грамотна и культурна.
- Как ни странно, образцом правильности русской речи (именно речи) могут служить западные русскоязычные радиостанции. Там речь дикторов абсолютно на 100% соответствует нормам СРЛЯ. Например, диктор радиостанции «Свобода» никогда не ошибается в выборе ударения (по срЕдам – по средАм). В то время как отечественные СМИ то и дело грешат отступлениями от этих самых норм.
- Как вы думаете, что можно считать языковой нормой?
- Обратимся к научному определению.
Норма языковая - исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. (Толковый словарь
С. Ожегова) (Слайд 5)
- На первый взгляд все просто: есть нормы, и им надо следовать. Однако в жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда говорить одинаково просто нельзя, порой это может вызвать смех. К примеру, какую реакцию окружающих может вызвать такое обращение:
- Милостивый государь, не соблаговолите ли Вы передать некоторую сумму наличных денег для оплаты стоимости проезда в этом замечательном автобусе? (Слайд 6)
- С точки зрения нормы и литературности обращения все правильно. Но согласитесь, что-то здесь не так. Что, как вы думаете? (ответы детей)
III. Определение темы и постановка учебной задачи.
- Подумайте и скажите, чему будет посвящён сегодняшний урок? (Повторение стилей литературного языка).
- Да, совершенно верно. Язык, как и любая знаковая система, может претерпевать некоторые изменения в зависимости от сферы использования или функции. Поэтому в языке выделены функциональные стили речи. Это будет темой нашего сегодняшнего урока.
Функциональные стили – это результат использования языка в разных сферах и при разных целях общения (общественно-политической жизни, производственной, бытовой, научной и т.д.)
- Какие задачи ставим перед собой? (систематизировать знания о стилях языка, повторить особенности стилей, уметь их различать).
- В настоящее время принято выделять 5 функциональных стилей. Назовите их. (Слайд 7)
- официально-деловой
- научный
- публицистический
- разговорный
- художественный
- Каждый стиль характеризуется определёнными языковыми средствами, состоящими из нейтральных элементов языка (не закреплённых ни за каким стилем) и стилистически окрашенных.
- Наша задача: на сегодняшнем уроке вспомнить эти языковые средства, стили, чтобы без труда различать тексты, написанные в разных функциональных стилях. (Слайд 8)
IV. Работа по теме урока.
- Сообщения учащихся (по одному от каждой группы):
Разговорный стиль
Разговорный стиль речи предназначен для бытовых условий, когда нужно выразить свою мысль, впечатление или сообщить новость.
В разговорной речи базовыми словами являются те же слова, как и в других стилях: часы, родственник, работа и тому подобные.
В дополнение к построению мысли приходятся разговорные слова (взболтнуть, привалил и другие), просторечия (давнишние, нынче), а также жаргон, (бабло, тачка и прочие).
Главной чертой построения текста является неполное предложение. Так происходит потому, что при совершении данного разговора существует возможность обратиться к жестам, указать на предмет в ту или иную сторону.
К разговорной речи прикладывается также мимика, тон голоса жесты и условия данной ситуации. Реже встречаются сложные предложения, но даже если они и используются, то в них нет союзов.
Разговорный стиль отличает некоторые характерные черты, такие как автоматизирован-ные ответы, неподготовленность к ответу, диалог, монолог, неофициальная беседа, устная форма разговора.
Разговорный стиль отличается также подачей. Подача может побудить к каким-либо действиям, уточнить ситуацию через вопрос или же быть обычным обращением. Также применяются слова, где есть уменьшительно-ласкательный суффикс, сокращение слов и имён собственных, а также присутствуют междометия.
Научный стиль
Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.
Особенности научного стиля:
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
Деловой стиль
Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...
Для выражения мыслей с помощью форм официально-делового стиля важна как письменная форма, так и устная. Любой договор, приказ, справка или устав требуют определенного оформления. Поток информации, который сопровождает текст официально-делового стиля, имеет сдержанный речевой фон, характеризующийся отсутствием особой эмоциональности. Во всей совокупности фраз не должно быть выразительности. Адресат не способен испытывать эмоциональные переживания после взаимодействия с языковыми единицами официально-делового стиля. Это подтверждает его отдаленность от общеупотребительной речи.
Одним из ярких примеров использования официально-делового стиля является заявление о приеме на работу. Оно выражает четкие понятные требования, которые имеют единое оформление.
Публицистический стиль
«Публицистический стиль» произошел от латинского слова, что обозначает «общественный». Само название говорит о себе, что этот стиль для общественности. Что это значит?
Его используют журналисты в журналах, статьях, в устных выступлениях, в средствах массовой информации. Вывод: стиль предназначен для массовой информации, использующийся в обращении к массе людей.
Основными его функциями являются – воздействовать на читателя или слушателя, сообщая ему при этом важную информацию.
Отличительные свойства публицистического стиля – призыв, то есть призывать людей к чему-то: приобрести, рассказать, сообщить.
Основная цель стиля выражается в сформировании отношения человека к проблемным вопросам, касающихся общества, политической деятельности, экономической структуры, моральной стороны людей. В публицистическом тексте: статьи или очерка, у автора главная цель – доходчиво вызвать интерес у читателя.
Из этого следует вывод, что черта этого стиля – доходчивость. При этом важно использовать синтаксические средства, которые позволяют лучше воздействовать на людей.
Стиль художественной литературы
Худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.
В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.
Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Она выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства. Отличительной особенностью художественного стиля речи можно назвать употребление особых фигур речи, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности.
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т. п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п.
2. Фронтальный опрос:
Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.
Задание. Пользуйтесь таблицей на экране, назовите стиль по характеристике..
– Обмен мыслями, просторечная лексика, диалоговое построение текста (разговорный)
– Объективная передача научной информации, использование терминов (научный)
– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)
– Использование в средствах массовой информации, эмоциональность, воздействие на читателя (публицистический)
– Художественная литература, создание художественного образа (художественный)
3. Самостоятельная работа. Стилистический анализ текста (в группах)
Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.
– На что вы будете обращать внимание? (где и зачем используется данный текст).
Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.
Потом 1 человек от команды (вы его выберете сами) зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание для группы № 1: (Слайд 9)
…Дорога за горизонт — это прекрасно! Она и манит, и обещает, и волнует… Как-то иначе бьется сердце, острее становятся глаза. Мне довелось повидать многое… Неудержимо хочется рассказать… о дивных городах и замечательных людях, встречавшихся на моем пути… И вот всякий раз — наездишься, насмотришься, наудивляешься, и вдруг неудержимо, ностальгически… захочется к себе домой, в Курск… Нетерпеливо топчешься на четвертой платформе в ожидании лучшего из всех поездов, потому что на его занавесках видишь силуэт курского соловья, нашего птичьего полпреда в столице. И вот уже за окном поезда промелькнуло безлюдное предрассветно-сонное село под купами обмякших ракит…, громыхнул железный мосток через полоснувший отсветом зари извив речушки с неказистым ивнячком на излучине…: да это же Тускарь! <…>
…Начинает бугриться тускарное заречье, далеко, аскетично в перламутровой пустоте неба одиноко выбелилась Акиманная церковь… И вагон ожил, застучал лавками, заклацал дверьми: Курск!.. (Е.И. Носов очерк «Дорога к дому»)
Задание для группы № 2: (Слайд 10)
В глубине, за кострами молодой кленовой поросли, слышатся торопливые прихрамывающие шаги. Дед Проша направляет задранное ухо шапки на звук, прислушивается.
— Заяц?
— Кой там заяц!
— А кто же?
— Чуешь, на одну ногу припадает? Это он!
— Да кто — он?
— Кто, кто!.. Хозяин, вот кто!
Мне не удаётся удержать усмешку, и это сердит старика.
— А смеяться, мил человек, и не из чего. Видать, тебе с ним делов не приходилось иметь.
— А тебе?
— А со мной было...
Дед пересунул топор за пояс поудобнее и опять засеменил по тропе, шлёпая голенищами. (Е. Носов «Лесной хозяин»)
Задание для группы № 3: (Слайд 11)
Ликующе-голубой свет заливал поляну. Была видна каждая травинка, каждый листок, и все везде что-то сверкало и блестело. Светлая гладь реки за краем обрыва кольчужно серебрилась от кругов разыгравшейся рыбы. Бледно проступили песчаные косы на той стороне, и в песках блестели и переливались голубым огнем выброшенные створки ракушек. Серебрились обрызганные росой осоки под тем берегом, легким дымом серебрилась подстриженная отава, серебрилась шиферная крыша коровника на гребне далекого уреза и призрачными шатрами проступали бесчисленные стога в луговом заречье. (Е. Носов «Шумит луговая овсянница»)
Задание для группы № 4: (Слайд 12)
Официальной датой основания Курска принято считать 1032 год, именно эта дата упоминается в памятнике письменности «Житие Феодосия Печерского», написанный Нестором Летописцем в XI веке. Однако есть сомнения касательно достоверности этой даты, так как её не было в первоначальном тексте труда летописца, она была добавлена спустя 4 века после написания.
Согласно результатам археологических раскопок можно предположить, что Курская крепость была основана в 982—984 годах, во время правления Владимира Святославовича и располагалась на территории современной Красной площади города.
В «Житие Феодосия Печерского» описано, каким был город в то время. Он управлялся наместниками князя из Киева, в нём были хорошо развиты торговля и ремесло, среди ремесленников выделялись кузнецы, которые делали различные предметы военного и хозяйственного назначения.
Задание для группы № 5: (Слайд 13)
В 2022 году «СШОР по волейболу «Сейм» им. Э.А. Носкова» объявляет набор юношей и девушек в группы спортивной подготовки по виду спорта волейбол.
На этап начальной подготовки приглашаются все желающие 8-10 лет, не имеющие противопоказаний к занятиям волейболом.
Время проведения 16:00-18:00.
Для участия при себе иметь:
- документ, удостоверяющий личность;
- медицинскую справку от педиатра об отсутствии противопоказаний к тренировочным нагрузкам по волейболу;
- спортивную форму.
Присутствие одного из родителей или законного представителя обязательно!
Через 5 минут слушаем ответы обучающихся.
4. Редактирование текста. (Слайд 14)
Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли – в роли редакторов. Перед вами – текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте текст.
Отредактируйте текст.
Текст. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.
Начальнику отделения связи г. Курска
№В-485 М.И. Кузнецовой
Сергеева И.Н., живущего по адресу:
ул. Парковая, д.3, кв.34,
заявление
Уважаемая, Мария Ивановна!
Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать на Кавказ и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам
И. Сергеев. 10 июля 2022 г.
24.12.2022
Через 5 минут слушаем ответы обучающихся.
V. Закрепление во внешней речи.
Творческая работа по группам: составить и записать текст на тему «Зимний лес» (6-8 предложений). (Слайд 15)
1 группа — написать о лесе в художественном стиле;
2 группа — в научном стиле;
3 группа — в публицистическом стиле;
4 группа – в официально-деловом стиле;
5 группа – в разговорном стиле
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Назовите существующие в русском языке сферы общения.
- Укажите функции русского языка.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Где мы можем использовать практические знания, полученные сегодня на уроке? (ответы детей)
Самое главное – мы должны помнить, что показателем культуры человека в первую очередь является речь. Недаром русская пословица гласит: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». И помнить об этом надо в любой жизненной ситуации. Поэтому закончить наш сегодняшний урок мне бы хотелось словами замечательного русского писателя И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». (Слайд 16)
Оценивание обучающихся. Подведение итогов.
Домашнее задание: (Слайд 17)
1. Повторить теоретический материал по теме “ Функциональные стили речи”
2. Подготовить сообщение по теме (“Публицистический стиль”) в форме мультимедиапрезентации. ИЛИ
3. Составить текст (объемом 70 слов) в публицистическом стиле на тему «Берегите русский язык»
Предварительный просмотр:
Рабочий лист . Группа № 1.
Определите стиль данного вам текста и докажите его принадлежность к стилю.
– Необходимо обращать внимание:
Где?
Зачем? используется данный текст.
Когда?
Во-первых, определите цель,
затем сферу применения, особенности.
Потом 1 человек от команды (вы его выберете) зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание для группы № 1:
…Дорога за горизонт — это прекрасно! Она и манит, и обещает, и волнует… Как-то иначе бьется сердце, острее становятся глаза. Мне довелось повидать многое… Неудержимо хочется рассказать… о дивных городах и замечательных людях, встречавшихся на моем пути… И вот всякий раз — наездишься, насмотришься, наудивляешься, и вдруг неудержимо, ностальгически… захочется к себе домой, в Курск… Нетерпеливо топчешься на четвертой платформе в ожидании лучшего из всех поездов, потому что на его занавесках видишь силуэт курского соловья, нашего птичьего полпреда в столице. И вот уже за окном поезда промелькнуло безлюдное предрассветно-сонное село под купами обмякших ракит…, громыхнул железный мосток через полоснувший отсветом зари извив речушки с неказистым ивнячком на излучине…: да это же Тускарь! <…>
…Начинает бугриться тускарное заречье, далеко, аскетично в перламутровой пустоте неба одиноко выбелилась Акиманная церковь… И вагон ожил, застучал лавками, заклацал дверьми: Курск!.. (Е.И. Носов очерк «Дорога к дому»)
Время выполнения работы 5 мин.
Задание №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.
Начальнику отделения связи г. Курска
№В-485 М.И. Кузнецовой
Сергеева И.Н., живущего по адресу:
ул. Парковая, д.3, кв.34,
заявление
Уважаемая, Мария Ивановна!
Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать на Кавказ и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен
И. Сергеев. 10 июля 2022 г.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание №3 Творческая работа по группам на тему «Зимний лес»
3 группа — написать о лесе текст (6-8 предложений) в публицистическом стиле;
Время выполнения работы 5 мин.
Рабочий лист. Группа № 2.
Определите стиль данного вам текста и докажите его принадлежность к стилю.
– Необходимо обращать внимание:
Где?
Зачем? используется данный текст.
Когда?
Во-первых, определите цель,
затем сферу применения, особенности.
Потом 1 человек от команды (вы его выберете) зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание для группы № 2:
В глубине, за кострами молодой кленовой поросли, слышатся торопливые прихрамывающие шаги. Дед Проша направляет задранное ухо шапки на звук, прислушивается.
— Заяц?
— Кой там заяц!
— А кто же?
— Чуешь, на одну ногу припадает? Это он!
— Да кто — он?
— Кто, кто!.. Хозяин, вот кто!
Мне не удаётся удержать усмешку, и это сердит старика.
— А смеяться, мил человек, и не из чего. Видать, тебе с ним делов не приходилось иметь.
— А тебе?
— А со мной было...
Дед пересунул топор за пояс поудобнее и опять засеменил по тропе, шлёпая голенищами. (Е. Носов «Лесной хозяин»)
Время выполнения работы 5 мин.
Задание №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.
Начальнику отделения связи г. Курска
№В-485 М.И. Кузнецовой
Сергеева И.Н., живущего по адресу:
ул. Парковая, д.3, кв.34,
заявление
Уважаемая, Мария Ивановна!
Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать на Кавказ и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам
И. Сергеев. 10 июля 2022 г.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание №3 Творческая работа по группам на тему «Зимний лес»
5 группа – написать о лесе текст (6-8 предложений) в разговорном стиле
Время выполнения работы 5 мин.
Рабочий лист. Группа № 3.
Определите стиль данного вам текста и докажите его принадлежность к стилю.
– Необходимо обращать внимание:
Где?
Зачем? используется данный текст.
Когда?
Во-первых, определите цель,
затем сферу применения, особенности.
Потом 1 человек от команды (вы его выберете) зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание для группы № 3:
Ликующе-голубой свет заливал поляну. Была видна каждая травинка, каждый листок, и все везде что-то сверкало и блестело. Светлая гладь реки за краем обрыва кольчужно серебрилась от кругов разыгравшейся рыбы. Бледно проступили песчаные косы на той стороне, и в песках блестели и переливались голубым огнем выброшенные створки ракушек. Серебрились обрызганные росой осоки под тем берегом, легким дымом серебрилась подстриженная отава, серебрилась шиферная крыша коровника на гребне далекого уреза и призрачными шатрами проступали бесчисленные стога в луговом заречье. (Е. Носов «Шумит луговая овсянница»)
Время выполнения работы 5 мин.
Задание №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.
Начальнику отделения связи г. Курска
№В-485 М.И. Кузнецовой
Сергеева И.Н., живущего по адресу:
ул. Парковая, д.3, кв.34,
заявление
Уважаемая, Мария Ивановна!
Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать на Кавказ и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам
И. Сергеев. 10 июля 2022 г.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание №3 Творческая работа по группам на тему «Зимний лес» (6-8 предложений)
1 группа — написать о лесе в художественном стиле,
Время выполнения работы 5 мин.
Рабочий лист. Группа № 4.
Определите стиль данного вам текста и докажите его принадлежность к стилю.
– Необходимо обращать внимание:
Где?
Зачем? используется данный текст.
Когда?
Во-первых, определите цель,
затем сферу применения, особенности.
Потом 1 человек от команды (вы его выберете) зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание для группы № 4:
Официальной датой основания Курска принято считать 1032 год, именно эта дата упоминается в памятнике письменности «Житие Феодосия Печерского», написанный Нестором Летописцем в XI веке. Однако есть сомнения касательно достоверности этой даты, так как её не было в первоначальном тексте труда летописца, она была добавлена спустя 4 века после написания.
Согласно результатам археологических раскопок можно предположить, что Курская крепость была основана в 982—984 годах, во время правления Владимира Святославовича и располагалась на территории современной Красной площади города.
В «Житие Феодосия Печерского» описано, каким был город в то время. Он управлялся наместниками князя из Киева, в нём были хорошо развиты торговля и ремесло, среди ремесленников выделялись кузнецы, которые делали различные предметы военного и хозяйственного назначения.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.
Начальнику отделения связи г. Курска
№В-485 М.И. Кузнецовой
Сергеева И.Н., живущего по адресу:
ул. Парковая, д.3, кв.34,
заявление
Уважаемая, Мария Ивановна!
Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать на Кавказ и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам
И. Сергеев. 10 июля 2022 г.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание №3 Творческая работа по группам на тему «Зимний лес»
2 группа — написать о лесе текст (6-8 предложений) в научном стиле,
Время выполнения работы 5 мин.
Рабочий лист. Группа № 5.
Определите стиль данного вам текста и докажите его принадлежность к стилю.
– Необходимо обращать внимание:
Где?
Зачем? используется данный текст.
Когда?
Во-первых, определите цель,
затем сферу применения, особенности.
Потом 1 человек от команды (вы его выберете) зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание для группы № 5:
В 2022 году «СШОР по волейболу «Сейм» им. Э.А. Носкова» объявляет набор юношей и девушек в группы спортивной подготовки по виду спорта волейбол.
На этап начальной подготовки приглашаются все желающие 8-10 лет, не имеющие противопоказаний к занятиям волейболом.
Время проведения 16:00-18:00.
Для участия при себе иметь:
- документ, удостоверяющий личность;
- медицинскую справку от педиатра об отсутствии противопоказаний к тренировочным нагрузкам по волейболу;
- спортивную форму.
Присутствие одного из родителей или законного представителя обязательно!
Время выполнения работы 5 мин.
Задание №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.
Начальнику отделения связи г. Курска
№В-485 М.И. Кузнецовой
Сергеева И.Н., живущего по адресу:
ул. Парковая, д.3, кв.34,
заявление
Уважаемая, Мария Ивановна!
Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать на Кавказ и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам
И. Сергеев. 10 июля 2022 г.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание №3 Творческая работа по группам на тему «Зимний лес»
4 группа – написать о лесе текст (6-8 предложений) в официально-деловом стиле
Время выполнения работы 5 мин.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи урока: - з акрепить ЗУН по определению стилей речи; - учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль; - определять средства речи; - самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы; - закрепление навыков правописания; - воспитание общечеловеческих ценностей (при помощи восприятия текстов нравственного характера).
- Ишь, интеллигент, шляпу надел! - Почему Вы решили, что я интеллигент, может я такой же хам, как и Вы?!
Культура речи – распространённое в российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения». (Толковый словарь С. Ожегова)
Норма языковая - исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. (Толковый словарь С. Ожегова)
- Милостивый государь, не соблаговолите ли Вы передать некоторую сумму наличных денег для оплаты стоимости проезда в этом замечательном автобусе?
Стили речи - официально-деловой - научный - публицистический - разговорный - художественный
Текст № 1 Дорога за горизонт — это прекрасно! Она и манит, и обещает, и волнует… Как-то иначе бьется сердце, острее становятся глаза. Мне довелось повидать многое… Неудержимо хочется рассказать… о дивных городах и замечательных людях, встречавшихся на моем пути… И вот всякий раз — наездишься, насмотришься, наудивляешься , и вдруг неудержимо, ностальгически… захочется к себе домой, в Курск… Нетерпеливо топчешься на четвертой платформе в ожидании лучшего из всех поездов, потому что на его занавесках видишь силуэт курского соловья, нашего птичьего полпреда в столице. И вот уже за окном поезда промелькнуло безлюдное предрассветно-сонное село под купами обмякших ракит…, громыхнул железный мосток через полоснувший отсветом зари извив речушки с неказистым ивнячком на излучине…: да это же Тускарь ! <…> ( Е.И. Носов очерк «Дорога к дому»)
Текст № 2 В глубине, за кострами молодой кленовой поросли, слышатся торопливые прихрамывающие шаги. Дед Проша направляет задранное ухо шапки на звук, прислушивается. — Заяц? — Кой там заяц! — А кто же? — Чуешь, на одну ногу припадает? Это он! — Да кто — он? — Кто, кто!.. Хозяин, вот кто! Мне не удаётся удержать усмешку, и это сердит старика. — А смеяться, мил человек, и не из чего. Видать, тебе с ним делов не приходилось иметь. — А тебе? — А со мной было... Дед пересунул топор за пояс поудобнее и опять засеменил по тропе, шлёпая голенищами. (Е. Носов «Лесной хозяин»)
Текст № 3 Ликующе-голубой свет заливал поляну. Была видна каждая травинка, каждый листок, и все везде что-то сверкало и блестело. Бледно проступили песчаные косы на той стороне, и в песках блестели и переливались голубым огнем выброшенные створки ракушек. Серебрились обрызганные росой осоки под тем берегом, легким дымом серебрилась подстриженная отава, серебрилась шиферная крыша коровника на гребне далекого уреза и призрачными шатрами проступали бесчисленные стога в луговом заречье. (Е. Носов «Шумит луговая овсянница »)
Текст № 4. Официальной датой основания Курска принято считать 1032 год, именно эта дата упоминается в памятнике письменности «Житие Феодосия Печерского», написанный Нестором Летописцем в XI веке. Однако есть сомнения касательно достоверности этой даты, так как её не было в первоначальном тексте труда летописца, она была добавлена спустя 4 века после написания. Согласно результатам археологических раскопок можно предположить, что Курская крепость была основана в 982—984 годах, во время правления Владимира Святославовича и располагалась на территории современной Красной площади города. В «Житие Феодосия Печерского» описано, каким был город в то время. Он управлялся наместниками князя из Киева, в нём были хорошо развиты торговля и ремесло
Текст № 5 В 2022 году «СШОР по волейболу «Сейм» им. Э.А. Носкова » объявляет набор юношей и девушек в группы спортивной подготовки по виду спорта волейбол. На этап начальной подготовки приглашаются все желающие 8-10 лет, не имеющие противопоказаний к занятиям волейболом. Время проведения 16:00-18:00. Для участия при себе иметь: - документ, удостоверяющий личность; - медицинскую справку от педиатра об отсутствии противопоказаний к тренировочным нагрузкам по волейболу; - спортивную форму. Присутствие одного из родителей или законного представителя обязательно!
Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги. Начальнику отделения связи г. Курска №В-485 М.И. Кузнецовой Сергеева И.Н., живущего по адресу: ул. Парковая, д.3, кв.34, Заявление Уважаемая, Мария Ивановна! Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать на Кавказ и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам И . Сергеев . 10 июля 2022 г.
Творческая работа по группам на тему «Зимний лес» 1 группа — в художественном стиле, 2 группа — в официально-деловом, 3 группа — в публицистическом, 4 группа – в стиле научном стиле, 5 группа – в разговорном стиле.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». И.С. Тургенев
Домашнее задание: 1. Повторить теоретический материал по теме “ Функциональные стили речи” 2. Подготовить сообщение по теме (“Публицистический стиль”) в форме мультимедиапрезентации или 3. Составить текст (объемом 70 слов) в публицистическом стиле на тему «Берегите русский язык»
Спасибо за плодотворную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....

Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"
Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....

Сценарий урока русского языка по теме "Официально-деловой стиль речи"
Сценарий урока русского языка по теме "Официально-деловой стиль речи"...

