Основные способы словообразования в русском языке
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Гриднева Ирина Анатольевна

Презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon osnovnye_sposoby_slovoobrazovaniya_v_russkom_yazyke.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные способы словообразования в русском языке

Слайд 2

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает, от чего и с помощью чего образованы или могут быть образованы слова. Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами: А) морфологический способ; Б) сращение словосочетания в одно слово; В) переход из одной части речи в другую; Г) сложение основ или слов.

Слайд 3

морфологический способ суффиксальный префиксальный префиксально- суффиксальный бессуффиксный

Слайд 4

1. Префиксальный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Примеры: писать → В писать внук → ПРА внук, общественный → АНТИ общественныЙ модный → СВЕРХ модный всегда → НА всегда

Слайд 5

2 . Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Примеры: желтый→ желт ОК , мечтать→ мечта ТЕЛЬ , глаз →глаз Н ой, красный → красн ЕТЬ , красивый→ красив О два → дво Е

Слайд 6

3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Примеры: город → ПРИ город Н ый, звук → О звуч ИТЬ , пятеро → В пятер ОМ , плотный → В плотн УЮ , свеча → ПОД свеч НИК мечтать → РАЗ мечтать СЯ

Слайд 7

4 . Бессуффиксный способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется. Примеры: синий → синь входить → вход переходить → переход

Слайд 8

5. Сложение: 1.Путем сложения слов, например: школа-интернат, диван-кровать ; 2.Путем сложения слов с помощью соединительных гласных о и е , например: пар + возить = паровоз, лес + степь = лесостепь ; 3.Путем сложения сокращенных слов, например: медицинская сестра - медсестра, половина дыни - полдыни; 4.Путем сложения начальных букв слов, например: Российская Федерация - РФ;

Слайд 9

6.Переход из одной части речи в другую Суть способа – образование новых слов в результате перехода из одной части речи в другую. В современном русском языке так могут образовываться существительные (из прилагательных и причастий). Примеры: Учительская ( прил .) комната – учительская ( сущ .) блестящий на солнце ( прич .) - блестящий результат ( прил .);

Слайд 10

7.Сращение словосочетания в одно слово Это способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных. Образованные этим способом слова во всех своих формах полностью тождественны синонимичному словосочетанию. Примеры: трудно доступный - труднодоступный, вечно зеленый - вечнозеленый, железная дорога - железнодорожный .

Слайд 11

Словообразование имен существительных В большинстве случаев имена существительные образуются от существительных, прилагательных, числительных, глаголов : 1.Приставочным способом , например: погода - не погода ; 2.Суффиксальным способом , например: читать - чита тель ; 3,Приставочно-суффиксальным способом , например: дорога - по дорож ник ; 4.Бессуфиксным способом , например: тишина - тишь; 5.Путем перехода одной части речи в другую , например: учительская комната (прил.) - учительская (сущ.); 6.Путем сложения слов , например: школа-интернат ; 7.Путем сложения слов с помощью соединительных гласных о и е , например: пар + возить = паровоз ; 8.Путем сложения сокращенных слов , например: медицинская сестра - медсестра; 9.Путем сложения начальных букв слов , например: Российская Федерация - РФ; 10.Путем сочетания существительных с предлогами , например: под снегом – подснежник.

Слайд 12

Словообразование имен прилагательных. Имена прилагательные образуются от прилагательных, существительных, глаголов: 1.Приставочным способом, например: звучный - со звучный; 2.Суффиксальным способом, например: туман - туман н ый ; 3.Приставочно-суффиксальным способом, например: море - при мор ск ий ; 4.Путем перехода одной части речи в другую, например: первый номер (числит.) - первый ученик (прил.); 5.Путем сложения основ без суффикса и с прибавлением суффикса , например: новый год – новогодний; 6.Путем слияния слов , например: трудно доступный - труднодоступный.

Слайд 13

Имена числительные образуются всего двумя способами: 1.Суффиксальным способом , например: один - одиннадц ать , три - тридц ать ; 2.Путем сложения слов , например: четыре + сто = четыреста, пять + десять = пятьдесят. Словообразование имен числительных.

Слайд 14

Глаголы обычно образуются от глаголов, существительных, прилагательных и числительных : 1.Приставочным способом , например: рисовать – на рисовать 2.Суффиксальным способом , например: белый - бел и ть ; 3.Приставочно-суффиксальным способом , например: столб - за столб и ть . Примечание . Особые формы глагола - причастия и деепричастия - образуются только суффиксальным способом, например: читать - чита ющ ий - чита я . Словообразование глаголов.

Слайд 15

Местоимения образуются только от других местоимений : 1.Приставочным способом , например: кем - ни кем, как - кое -как , сколько - не сколько ; 2.Суффиксальным способом , например: кто - кто- нибудь , что - что - либо , как - как- то . Словообразование местоимений.

Слайд 16

Словообразование причастий. Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) (от глаголов I спряжения) и -ащ-(-ящ-) (от глаголов II спряжения), например: слушать - слушают - слуша ющ ий . Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -вш-, - ш- Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем-(-ом-) (от глаголов I спряжения) и -им- (от глаголов II спряжения), например: читают - чита ем ый, гонят - гон им ый . Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-) и -т- , например: построить - постро енн ый , прочитать - прочита нн ый . При помощи суффикса -нн- причастия образуются только от основ глаголов на -ать (-ять).

Слайд 17

Деепричастия несовершенного вида образуются обычно от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путем прибавления суффикса -а- (-я-), например: кричат - крич а, глядят - гляд я . Примечание . От некоторых глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются, например: пахать, печь, шить, петь, плясать . Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределенной формы глаголов совершенного вида путем прибавления суффиксов -в-, -вши-, -ши- , например: замахнуться - замахну вши сь . А также они образуются от основы будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а-(-я-), например: замечу - замет я . Словообразование деепричастий.

Слайд 18

Наречия обычно образуются от наречий, существительных, прилагательных, числительных, глаголов, местоимений : 1.Приставочным способом , например: ныне - от ныне, долго - на долго ; 2.Суффиксальным способом , например: храбрый - храбр о , четыре - четыре жд ы, где - где- нибудь ; 3.Приставочно-суффиксальным способом , например: старый - по - стар ому , второй - во - втор ых ; 4.Путем перехода одной части речи в другую , например: стоя у двери (дееприч.) - разговаривать стоя (нареч.); Словообразование наречий.

Слайд 19

Словообразование предлогов. Предлоги образуются всего двумя способами: 1.Путем сложения слов , например: иметь в виду - ввиду плохого самочувствия; 2.Путем перехода одной части речи в другую , например: благодаря учителя за помощь - благодаря счастливому случаю . Словообразование союзов. Союзы образуются всего двумя способами: 1) путем сложения слов , например: зато, также; 2) путем перехода одной части речи в другую , например: Кто пришел? - Я не видел, кто пришел. Словообразование служебных частей речи.

Слайд 20

Алгоритм действий. 1) Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти у глаголов). 2) Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс. 3) Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы) 4) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

Слайд 21

Правило №1. Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма). Ловушка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).

Слайд 22

Правило №2. Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой. Ловушка! вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ).

Слайд 23

Основные типы ошибок словообразования ТИП ОШИБКИ ПРИМЕР ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 1. Нарушение словообразовательной структуры слова (использование отсутствующих в языке форм) пылесосю, победю, ложу, ездию, хочут, жгёт и др. использую пылесос, одержу победу, кладу, езжу, хотят, жжёт 2. Искусственное, не предусмотренное литературной нормой образование слов и словоформ преклонник, учтительный, отстабилизировать, писальщик, ежица и др. поклонник, учтивый, стабилизировать, писатель, ежиха

Слайд 24

Из предложений 17–18 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (17) Только я по-своему читаю... (18) Меня, брат, никакой сочинитель не проведет.

Слайд 25

Из предложений 17–18 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (17) Только я по-своему читаю... (18) Меня, брат, никакой сочинитель не проведет. Ответ: по-своему

Слайд 26

Из предложений 1 - 2 выпишите слово, образованное приставочным способом. (1) Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стекла. (2) В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семенович Иудин.

Слайд 27

Из предложений 1 - 2 выпишите слово, образованное приставочным способом. (1) Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стекла. (2) В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семенович Иудин. Ответ: заволокло

Слайд 28

Укажите способ образования слова ВЫЛЕТЕЛА (предложение 7). (7) И мы понимаем, что из него вылетела его душа.

Слайд 29

Укажите способ образования слова ВЫЛЕТЕЛА (предложение 7). (7) И мы понимаем, что из него вылетела его душа. Ответ: приставочный

Слайд 30

Из предложения 4 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (4) Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода.

Слайд 31

Из предложения 4 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (4) Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. Ответ: переход

Слайд 32

Из предложений 4-5 выпишите слово, образованное суффиксальным способом. (4) Это - на заре жизни. (5) Каждая книга открывается, как неизведанный мир, и мир открывается, как книга.

Слайд 33

Из предложений 4-5 выпишите слово, образованное суффиксальным способом. (4) Это - на заре жизни. (5) Каждая книга открывается, как неизведанный мир, и мир открывается, как книга. Ответ: открывается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные способы словообразования в русском языке

Презентация подготовлена для 11 класса к ЕГЭ часть В1....

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

«Технологическая карта урока» Тема урока: Способы словообразования в русском языке

«Технологическая карта урока»         Тема урока:  Способы словообразования в русском языке ...

Урок русского языка в 10 классе по теме «Способы словообразования в русском языке»

Продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку, повторить способы образования слов в русском языке....

Урок-практикум по теме "Основные способы словообразования в русском языке"

Презентация содержит теоретический и практический материал. Предназначена для учащихся 6 класса...

Методические материалы по русскому языку для 6 класса "Практикум. Основные способы словообразования в русском языке"

Данные материалы помогут провести интересный урок по теме "Практикум. Основные способы словообразования в русском языке". В перечень входят конспект урока, презентация, рабочие листы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА для 6 класса по русскому языку по теме «Основные способы словообразования в русском языке. Виды морфем.»

Тема : Основные способы словообразования в русском языке. Виды морфем.Цель: повторение и обобщение  знаний о морфемах, роли морфем в словообразовании.Цель учащихся: умение  находить морфемы ...