Типовые виды заданий для формирования познавательных УУД на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
В работе представлена дидактическая система упражнений, направленная на формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на уроках русского языка. Система сфокусирована на разделах «Лексика» и «Культура речи» и охватывает ключевые этапы урока: мотивацию, актуализацию знаний, первичное усвоение и закрепление материала, рефлексию.
Автором разработано и систематизировано 54 задания, сгруппированных по целевым этапам урока и классифицированных по основным компонентам познавательных УУД: сравнение, классификация, решение лингвистической задачи, поиск лексического значения, обобщение, исключение лишнего, группировка, соотнесение, аналогия, подбор/нахождение/замена.
Ключевые особенности системы:
Этапность: Задания четко привязаны к логике урока, что обеспечивает целостность педагогического процесса.
Дидактическое разнообразие: Используются различные форматы работы (индивидуальные, парные, групповые), игровые и творческие элементы, работа со словарями и художественными текстами.
Практическая направленность: Упражнения не только формируют теоретические знания о лексических явлениях (синонимах, антонимах, паронимах, устаревшей и ограниченной лексике и др.), но и развивают критическое мышление, логику, коммуникативные навыки и способность к самооценке.
Методическая полнота: Каждое задание снабжено четкой целью, инструкцией для обучающихся и примером выполнения.
Материал работы имеет практическую ценность для учителей-словесников в школьной практике, а также может быть адаптирован для использования в рамках вузовских курсов. Предложенная система способствует не только достижению предметных результатов по русскому языку, но и эффективному формированию метапредметных компетенций, повышению познавательной активности и расширению языкового кругозора обучающихся.В работе представлена дидактическая система упражнений, направленная на формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на уроках русского языка. Система сфокусирована на разделах «Лексика» и «Культура речи» и охватывает ключевые этапы урока: мотивацию, актуализацию знаний, первичное усвоение и закрепление материала, рефлексию.
Автором разработано и систематизировано 54 задания, сгруппированных по целевым этапам урока и классифицированных по основным компонентам познавательных УУД: сравнение, классификация, решение лингвистической задачи, поиск лексического значения, обобщение, исключение лишнего, группировка, соотнесение, аналогия, подбор/нахождение/замена.
Ключевые особенности системы:
Этапность: Задания четко привязаны к логике урока, что обеспечивает целостность педагогического процесса.
Дидактическое разнообразие: Используются различные форматы работы (индивидуальные, парные, групповые), игровые и творческие элементы, работа со словарями и художественными текстами.
Практическая направленность: Упражнения не только формируют теоретические знания о лексических явлениях (синонимах, антонимах, паронимах, устаревшей и ограниченной лексике и др.), но и развивают критическое мышление, логику, коммуникативные навыки и способность к самооценке.
Методическая полнота: Каждое задание снабжено четкой целью, инструкцией для обучающихся и примером выполнения.
Материал работы имеет практическую ценность для учителей-словесников в школьной практике, а также может быть адаптирован для использования в рамках вузовских курсов. Предложенная система способствует не только достижению предметных результатов по русскому языку, но и эффективному формированию метапредметных компетенций, повышению познавательной активности и расширению языкового кругозора обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ИГУ») Педагогический институт Кафедра филологии и методики | ||||
Романова Наталья Николаевна ТИПОВЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Выпускная квалификационная работа магистра | ||||
Иркутск 2023 | ||||
Формирование познавательных УУД обучающихся на этапах мотивации и актуализации знаний: дидактическая система упражнений
В данном параграфе представлено 18 заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий, все задания сгруппированы в зависимости от этапа урока русского языка: мотивация и актуализация знаний. Задания классифицированы на основе компонентов познавательных УУД: сравнение; классификация; решение учебной лингвистической задачи; поиск лексического значения слова; обобщение; задания на исключение лишнего; группировка; соотнесение; аналогия; подбор, нахождение, замена.
Представим разработанную нами систему заданий, направленных на формирование познавательных УУД, на этапе мотивации и актуализации знаний.
1. Задания на этапе мотивации.
Задания на решение учебной лингвистической задачи.
Задание 1.
Цель: формировать умение развивать логическое мышление обучающихся; формировать умение находить признаки, объединяющие слова
Инструкция: прочитайте загадки, подумайте, с какими лексическими группами мы будем работать? Ответ запишите в тетради и обменяйтесь ими с соседом по парте, проверьте друг друга.
Слова одной и той же части речи. Но разное значение у них. Скажу я «трусость», Ты ответишь — «храбрость», Скажу я «грусть», А ты в ответ мне — «радость». | Слова означают одно и то же, Но между собою они не похожи. По-разному пишутся и говорятся... Как называются? Кто догадался? |
Пример выполнения: сегодня на уроке мы будем изучать синонимы, так как в загадке говорилось о том, что это слова, которые обозначают одно и тоже, но произносятся и пишутся по-разному.
Задание 2.
Цель: формировать умение составлять предложения; умение развивать логические умения обучающихся.
Инструкция: заполните таблицу, которую видите на доске у себя в тетради по теме «Паронимы». Определите тему и цели урока.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Пример выполнения:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Что это слова сходные по звучанию, но совершенно разные по значению | Хочу узнать самые известные словари паронимов и поработать с ними | При помощи паронимов возможно создавать каламбуры |
Задание 3.
Цель: формировать умение развивать логическое и критическое мышление.
Инструкция: прослушайте рассказ из волшебной страны «Лексикология» и подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
После ссоры дружба крепче
Жили-были термины на планете Лексикология в маленьком городке. Они все трудились и работали. Но были здесь две девочки. Они враждовали, их звали все антонимы. Их звали Ночь и День. У ночи домик был на луне. А у Дня был домик приличный и ухоженный, росли бухавки. Что на языке терминов означало – цветы, кругом летали разные бабочки. День все любили и уважали, а Ночь никто не любил, она была темная и молчаливая. Однажды приехала Лексика. Она проходила мимо дома Ночи, заглянула в окно, а там девочка что-то затеяла и говорила: «Прогоню, и всем будет без неё хорошо. Лексика испугалась и быстро полетела ко Дню. Лексика летела и кричала: «День-день!» Она хотела предупредить добрую девочку, но та убедила ее, все будет хорошо. Но прошло утро, потом день, наступил вечер, а темноты нет. Все в городе хотят спать, устали. Побежала День Ночь проведать, а та от стыда из дома выйти боится. Но вскоре они поняли, что обе нужны городу. И работать, и отдыхать, после этого уже не ссорились. И жили антонимы дружно [8, с. 62].
Пример выполнения: сегодня на уроке мы будем говорить об антонимах.
Задания на подбор, нахождения, замену.
Задание 4.
Цель: формировать умение находить подходящее слово; определять общее значение слов.
Инструкция: поймайте мяч, который вам будет кидать учитель и назовите антоним к слову, которое он назовет. Далее верните мяч обратно.
Пример выполнения: бежать – стоять, холодный – теплый, земля – небо, большой – маленький, жизнь – смерть, высокий – низкий.
Задания на соотнесение.
Задание 5.
Цель: формировать умения воображать и мыслить креативно, высказывать свое эмоциональное настроение, работать самостоятельно, высказывать свою точку зрения, думать логически.
Инструкция: представьте, что синонимы и антонимы превратились в человечков, нарисуйте их на листах и прикрепите рисунки на планете, которая изображена на доске.
Пример выполнения: на картинке изображены два человека, которые крепко обнимаются – синонимы.
Этап мотивации один из важнейших на уроке русского языка. Обучающийся получает возможность эмоционально, психически и морально настроится на продуктивную работу на уроке. Данный этап позволяет побудить себя и других к достижению целей, установить тему урока, задачи. Обучающийся может установить и сформулировать познавательную проблему, попытаться найти наиболее благоприятные пути ее решения. На данном этапе урока обучающиеся активно используют мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение. На уроках русского языка отводится около 5 минут на данный этап.
2. Задания на этапе актуализации знаний.
Задания на подбор, нахождение, замену.
Задание 1.
Цель: формировать умения работать в команде, развивать коммуникативные способности, развивать логическое мышление.
Инструкция: давайте поиграем в игру «Жокей и лошадь», весь класс разделен на две группы. У одних карточки с вопросами (жокей), у других карточки с ответами (лошадь). Посмотрите на свою карточку и соотнесите вопрос с подходящим ответом.
Пример выполнения:
Антонимы – это… | слова, разные по своему звукобуквенному составу и противоположные по значению |
Задание 2.
Цель: формировать умения устно выражать свои мысли, мыслить логически, точно и четко отвечать на вопросы, понимать смысл текста.
Инструкция: прочитайте четверостишье Семена Кирсанова и ответь на вопросы к тексту в тетрадях:
«По трамваю заяц бегал.
Контролёры — за ним следом.
Серый заяц жил в лесу
И боялся он лису» [8, с. 14].
– Как вы думаете за счет каких лексических групп создается игра в стихотворении?
– Почему автор стихотворения использует слова этой лексической группы?
Пример выполнения: игра в стихотворении создается за счет многозначных слов.
Задание 3.
Цель: формировать умение находить синонимы, которые не только называют предметы, признаки, действия, но и характеризуют отношение к ним.
Инструкция: найдите и подчеркните синонимы, которые не только называют предмет, действия или признак, но и выражают наше отношение к ним. Ответ запишите в тетрадь. При помощи словаря синонимов дополните синонимами представленные пары.
Новости, сплетни; грозить, угрожать; старый, дряхлый; глупый, бестолковый; предупредить, угрожать.
Пример выполнения: «новости, сплетни, вести, известия» [20, с. 677]. Сплетни – не только называет новости, вести и др., но и выражает наше отрицательное отношения к этому слову. Сплетни – заведомо неверная информация.
Задания на обобщение.
Задание 4.
Цель: формировать умения думать логически, выделять главное, уметь анализировать.
Инструкция: проведем интеллектуальную разминку. Прослушайте 5 небольших вопросов по предыдущей теме и письменно ответьте на вопрос в тетради.
Пример выполнения: слова, которые имеют два и более значений – это многозначные слова.
Задание 5.
Цель: формировать умение находить обобщающее слово; определять общее значение слов, которые находятся в одной группе; развивать критическое мышление.
Инструкция: определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.
Нами́тка, пого́ст, шля́хта, экосе́з, шпиц;
«смех, хохот, улыбка, хихиканье, смешок» [20, с. 739];
устав (свод правил), устав (вид рукописей), устав (деепр. прош. времени) [6, с. 372];
«прикол, отпад, чирик, облом, торчать» [31];
«скальпель, капельница, койка, осмотр, рентген» [32].
Пример выполнения: «смех, хохот, улыбка, хихиканье, смешок» [20, с.739] – синонимы.
Задание 6.
Цель: формировать умение определять общий признак всех слов, находящихся в одном ряду; пополнять нужными словами ряды слов; думать логически; работать с таблицами.
Инструкция: прочитайте слова, подумайте и запишите в левом столбце причину объединения этих пар слов. Дополните каждый ряд 2-3 парами слов, используя словари.
Основание объединения слов | Пары слов |
верность – измена, веселый – угрюмый, благословение – проклятие… | |
автоматический – автоматичный, абонемент – абонент, автобиографический – автобиографичный… | |
шпиц (церкви) – шпиц (собака), бурак (свёкла) – бурак (сделанный из бересты), байка (сказка) – байка (кофта, платье из байховой ткани) … |
Пример выполнения.
Основание объединения слов | Пары слов |
Антонимические пары | верность – измена, веселый – угрюмый, благословение – проклятие, степенный – ветреный, смех – плач. |
автоматический – автоматичный, абонемент – абонент, автобиографический – автобиографичный… | |
шпиц (церкви) – шпиц (собака), бурак (свёкла) – бурак (сделанный из бересты), байка (сказка) – байка (кофта, платье из байховой ткани) … |
Задания на решение учебной лингвистической задачи.
Задание 7.
Цель: формировать умения работать в команде, мыслить логически, обобщать информацию, сравнивать и сортировать информацию.
Инструкция: посмотрите на макет корзины, прикрепленный к доске. Вспомните все, что вы знаете о паронимах и для чего они используются в русском языке? Зафиксируйте свои мысли в своих рабочих тетрадях, затем объединитесь в группы по 3-4 человека и обсудите свои записи. Объедините всю информацию и внесите ее кратко в корзину идей.
Пример выполнения: паронимы используются для выразительности, характерны для поэзии.
Задание 8.
Цель: формировать умение работать в паре; строить устное высказывание; самостоятельно определять и объяснять лексическое значение слова; логически строить собственное высказывание.
Инструкция: прочитайте предложения, попробуйте объяснить своему соседу по парте значение устаревшего слова, опираясь на контекст. Проверьте себя, используя словарь устаревших слов, запишите значения слов в тетрадь.
1. «Граф Бобошкин, известный богач, собирался было купить ее [скульптуру] за тысячу ску́ди» (И. Тургенев).
2. «Чему научится он служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да будет солдат, а не шамато́н» (А. Пушкин).
3. «Передайте ей, ради бога, чтобы листики на пелерине шить возвышенно... потом обшить воротник кружевом или широкой фальбало́й (Ф. Достоевский).
4. «Вы пешком? — Как видите, на цуфу́сках» (Н. Лесков).
5. «Няня Евпраксия— высокая, худая, в коричневом платье, с чапла́жкой на голове, ...раздела меня и подсадила в кровать» (Н. Толстой).
Пример выполнения: «чапла́жка – шапочка, облегающая темя» [33, с. 192].
Задание 9.
Цель: формировать умение доказывать свою точку зрения; работать с пометами в словарных статьях.
Инструкция: докажите, пользуясь материалом для справок, что данные ниже слова – синонимы. Используя словарь синонимов, дополните синонимические ряды, если это возможно. Отдельно выпишите слова с пометой разг.
Причина, основание, резон; рисовать, писать, малевать; выговор, нагоняй, разнос; ругать, бранить, хаять; цветок, бутон, кисточка.
Материал для справок: «резко порицать»; «представлять образ»; «предлог для каких-нибудь действий»; «замечание, наказание за поступок».
Пример выполнения: «причина, основание, резон (разг.)» [20, с. 887] – слова синонимы, т. к. находятся в одной словарной статье, имеют значение «предлог для каких-нибудь действий».
Задания на сравнения.
Задание 10.
Цель: формировать умения сравнивать предложения и находить отличия; знать признаки разных лексических групп; составлять предложения с разными значениями многозначных слов.
Инструкция: сравните предложения, какой часть речи является слово «один» в предложениях? Как называются такие слова? В словаре найдите слова подобного рода и составьте предложения с разными значениями слова.
Мне нужен был один свёрток бумаги, чтобы отправить заветное письмецо;
Один мужчина указал нам дорогу, как пройти к магистрали;
«Свободуууу!» – выкрикнул один;
Среди крупных животных один гаур обладает полорогими рогами.
Пример выполнения.
Слово «один» в предложениях является числительным, местоимением, существительным, частицей; такие слова называются многозначными. Примеры: пост, 1-ое значение – мы не ели мясо в пост перед Пасхой; 2-ое значение – я сдал сторожевой пост и отправился домой.
Задания на группировку.
Задание 11.
Цель: формировать умение распределять устаревшие слова на две группы; различать историзмы и архаизмы; подбирать современные синонимы к архаизмам; самостоятельно объяснять лексическое значение слова.
Инструкция: распределите данные слова по вариантам: 1 – историзмы, 2 – архаизмы. Письменно объясните значение историзмов и подберите современные синонимы к архаизмам. Запишите значения слов в тетрадь, используя словарь устаревших слов.
Бодя́к, бомбо́шка, растаба́ры, сикл, скуде́льница.
Пример выполнения: «сикл – историзм; мера веса, а также серебряная монета в древней Иудеи и древней Персии» [34, с. 421].
Задания на соотнесение.
Задание 12.
Цель: формировать умение объединять слова по заданному критерию – антонимические пары; доказывать свой выбор; придумывать словосочетания; работать самостоятельно; развивать критическое мышление.
Инструкция: прочитайте слова в 2-х столбцах, соотнесите слова из левого и правого столбца, так, чтобы получились антонимические пары. Подтвердите свой выбор, используя словарь антонимов. Придумайте словосочетания с каждым словом из антонимической пары.
земной | теперь |
прежде | тусклый |
веселый | безумный |
разумный | небесный |
ослепительный | хмурый |
Пример выполнения: «веселый – хмурый» [17, с 64]. Веселый вечер – хмурый день.
Задания на аналогию.
Задание 13.
Цель: формировать умение подбирать синонимы с соблюдением определенных признаков; работать самостоятельно; расширять словарный запас; развивать критическое мышление обучающихся.
Инструкция: запишите слова, дополняя синонимами начатые цепочки до 4-5 слов по трем признакам одновременно. Учитывая: 1) часть речи; 2) падежную форму; 3) категорию числа. При помощи словаря синонимов дополните цепочку синонимов, если это возможно.
Голым, нагим…
Метелью, вьюгой…
Предсказывают, пророчат…
Слишком, чрезмерно…
Пример выполнения: «голым, нагим, непокрытым, открытым, обнаженным, оголенным, декольтированным» [20, с. 221].
Этап актуализации знаний неотъемлемая часть каждого урока русского языка. На данном этапе обучающиеся получают возможность воспроизвести знания, умения и навыки, которые необходимы для «открытия» нового знания. Выявить все непонимания по изучаемой теме. Учитель помогает оживить, реконструировать знания, которые они усвоили ранее и будут необходимы для дальнейшего изучения теоретического и практического материала по русскому языку. На данный этап работы отводится 5-10 минут.
Формирование познавательных УУД обучающихся на этапах первичного усвоения и закрепления изученного материала, рефлексии: дидактическая система упражнений
В данном параграфе представлено 36 заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий, все задания распределены в зависимости от этапа урока русского языка: первичное усвоение новых знаний, закрепление изученного материала, рефлексия. Задания распределены по компонентам познавательных УУД: задания на сравнение; задания на классификацию; задания на решение учебной лингвистической задачи; задания на поиск лексического значения слова; задания на обобщение; задания на исключение лишнего; задания на группировку; задания на соотнесения; задания на аналогию; задания на подбор, нахождение и замену.
Представим разработанную нами систему заданий, направленных на формирование познавательных УУД.
1. Задания на этапе первичного усвоения новых знаний.
Задания на подбор, нахождение, замену.
Задание 1.
Цель: формировать умения работать с текстом, думать логически, придумывать вопросы по тексту, работать самостоятельно, развивать критическое мышление обучающихся.
Инструкция: прочитайте текст, сформулируйте и запишите вопросы, начинающиеся со слов…
Почему…?
Как дополнить…?
Чем объяснить…?
В каком случае…?
Каким образом…?
«Словарный состав языка постоянно пополняется. Этот процесс осуществляется в основном в результате образования из существующего уже в языке материала новых слов по законам и правилам русского языка. Так возникают в нашей речи новые исконно русские слова. Эти вновь появляющиеся новые исконно русские слова сливаются с известными ранее, унаследованными от наших предков.
Но пополнение словарного запаса родного языка осуществляется за счет заимствования слов из других языков. Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособленно. Между ними возникают торговые, культурные, политические связи. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода, орудия труда, машины, оружия, предметы искусства, научные понятия и т. д. Одновременно усваиваются и называющие их слова. Иноязычные слова иногда так прочно усваиваются, что люди и не подозревают об их иностранном происхождении» [29, с. 40].
Пример выполнения: как дополнить, расширить словарный состав любого народа/человека?
Задание 2.
Цель: формировать умение выделять незнакомые слова в тексте и определять их лексическое значение.
Инструкция: проанализируйте стихотворение С. Есенина, выделите слова, которые вам незнакомы и определите их значение. Подберите к этим словам синонимы, используя словарь синонимов.
Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты (С. Есенин).
Пример выполнения: «драчёна – кушанье из яиц, замешанных на молоке или простокваше с крупой или мукой. Синоним – манник, пирог» [9, с. 133].
Задание 3.
Цель: формировать умение находить доминанту в ряду синонимов; развивать логическое мышление обучающихся.
Инструкция: при помощи словаря синонимов выделите доминанту (основной признак) синонимического ряда.
Худощавый, тощий, сухой, худой, поджарый.
Страх, боязнь, испуг, паника, ужас.
Весьма, очень, сильно, крайне.
Осведомляться, спрашивать, справляться, интересоваться, любопытствовать, вопрошать, запрашивать.
Пример выполнения: «Худой, худощавый, тощий, сухой, поджарый» [20, с. 1270].
Задания на решение лингвистической задачи.
Задание 4.
Цель: формировать умения мыслить логически, выделять плюсы и минусы, задавать вопросы, находить оптимальный вариант решения познавательной задачи, развивать критическое мышление.
Инструкция: прочитайте текст и ответьте на задания под буквами ИДЕАЛ.
«Время обеда. На кухне Витя ставит на стол две тарелки с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет:
– Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.
– Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, – возразил Витя.
– Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было» [30, с. 8].
И – поставьте себя на место Павлика и подумайте, чем отличается слово рыбий/ рыбный;
Д – постарайтесь найти решения этой проблемы спросить у одноклассников, учителя, посмотреть в словаре;
Е – определите наиболее лучшие пути решения познавательной проблемы, расставьте + и –;
А – выберите один вариант решения проблемы;
Л – составить схему действий.
Пример выполнения: И – рыбий – это то, что принадлежит рыбе, а рыбный – это то, что сделано из рыбы.
Задание 5.
Цель: формировать умение самостоятельно определять лексическое значения слова; объяснять лексическое значения слов через подбор синонимов; работать в паре.
Инструкция: как вы понимаете значения слова пристанище, кичиться, привередничать, реноме. Объясните лексическое значение своему соседу по парте через подбор синонимов. Проверьте себя по словарю синонимов.
Пример выполнения: «пристанище – приют, обитель, кров, крыша над головой» [20, с. 869].
Задание 6.
Цель: формировать умения правильно задавать вопросы, мыслить логически, формировать умение находить признаки, объединяющие слова; выбирать оптимальные пути решения.
Инструкция: прочитайте стихотворение и определите какие слова пропущены, путем вопросов, ответы на которые будут «да/нет». Количество вопросов не ограничено.
«Много слов написал ...,
Только сбивчиво, очень невнятно.
И сидит над письмом … –
Половина ему лишь понятна!» [8, с. 32].
Пример выполнения: в стихотворениях пропущены паронимы? Пропущены имена существительные?
Задание 7.
Цель: формировать умение работать в паре; сопоставлять современное и устаревшее значение слов; устно строить высказывание; уметь доказывать свою точку зрения; развивать логическое мышление.
Инструкция: прочитайте слова, подумайте, какими лексическими значениями раньше могли обладать представленные слова, вам может помочь семантика слов, морфемный состав и т. д. В паре, используя словарь устаревших слов, посмотрите, сохранилось ли лексическое значение слова в современном русском языке или изменилось. Запишите, если это возможно, два варианта толкования: в современном русском языке и устаревшее значение.
Работа, рясный, укроп, учреждение, худой, чехол, чудный, шишки, ярость, язык.
Пример выполнения: «укроп – горячая вода» [28] (устаревшее значение); «укроп – однолетнее огородное травянистое растение с мелкими листьями и желтыми соцветиями, употр. в сыром виде как пряная приправа к пище» [21, с. 1081] (современное значение).
Задания на сравнение.
Задание 8.
Цель: формировать умение сравнивать, анализировать; находить отличительные признаки представленной лексической группы; самостоятельно делать выводы.
Инструкция: спишите предложения, сравните значение выделенных слов в каждой паре предложений. К какой лексической группе относятся данные слова? В чем особенность таких слов? Запишите лексическое значение выделенных слов, используя словарь.
1. Выступая на конференции нас о́стро критиковал,
Он остро́ ответил на мою неуместную шутку;
2. Па́нты марала и молодого оленя очень высоко ценятся среди коллекционеров,
Врач посоветовал бабушке мазать больные колени панта́ми;
3. Отец весь вечер в мастерской учил меня работать с ша́бером,
После предательства я не считал его своим шабёром.
Пример выполнения. Отец весь вечер в мастерской учил меня работать с ша́бером; после предательства я не считал его своим шабёром. Данные слова отличаются лексическим значением: 1-е слово обозначает «режущий инструмент по металлу»; 2-е слово обозначает «товарищ, приятель, друг» [10, с. 503]. Особенность таких слов заключается в том, что слова пишутся одинаково, но звучать по-разному – омографы.
Задания на обобщение.
Задание 9.
Цель: формировать умение находить лексическое значение; находить общий признак слов, представленных в рядах; определять обобщающее слово; думать логически.
Инструкция: прочитайте слова. Определите их лексическое значения при помощи словаря устаревших слов. Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.
Бобо́н, болона́, инфлюэн́ца, мики́тка, сплин;
бодя́к, иво́рий, иссо́п, наги́дочка¸ пи́нна;
боль, иерусали́мская слеза, кшхдер-бальзам, кирш-васе́р, со́чиво.
Пример выполнения: боль, иерусали́мская слеза, кшхдер-бальзам, киршвассе́р, со́чиво.
боль – «напиток (смесь рейнвейна, клубники, апельсина и мелкого сахара)» [34, с. 52]; иерусали́мская слеза – «напиток на основе овса» [26, с. 141]; кшхдер-бальзам – «сладкий душистый ром, употреблявшийся как лекарство» [26, с. 176]; киршвассе́р – «вишневая наливка» [26, с. 168]; со́чиво – «сок из конопляных, маковых семян, употребляемый вместо масла» [26, с. 439].
Обобщающее слово – напитки.
Задания на группировку.
Задание 10.
Цель: формировать умение определять лексическое значение слов; различать архаизмы и историзмы; следить за изменениями слов в русском языке; распределять слова по определенным группам.
Инструкция: прочитайте слова, которые раньше в языке являлись неологизмами. Проследите их дальнейший ход в современном русском языке: 1) перешли в активный словарь; 2) перешли в пассивный словарь (историзм, архаизм). Запишите лексическое значение слов в тетрадь, используя словарь устаревших слов.
Данти́ст, дворяни́н, зуа́в, ко́рпия, насле́дник, нату́ра, не́га, рито́рика, рото́нда, черна́вка.
Пример выполнения: «ко́рпия – нащипанные из старой полотняной ткани нитки, употреблявшиеся в качестве перевязочного материала вместо ваты; 1) стали устаревшими словами (историзм)» [13, с. 150].
Задание 11.
Цель: формировать умение определять лексическое значение слов; различать архаизмы и историзмы; следить за изменениями слов в русском языке; распределять слова по определенным группам.
Инструкция: прочитайте слова, которые раньше в языке являлись неологизмами. Проследите их дальнейший ход в современном русском языке:
1) перешли в активный словарь;
2) перешли в пассивный словарь (историзм, архаизм).
Запишите лексическое значение слов в тетрадь, используя словарь устаревших слов.
Данти́ст, дворяни́н, зуа́в, ко́рпия, насле́дник, нату́ра, не́га, рито́рика, рото́нда, черна́вка.
Пример выполнения: «ко́рпия – нащипанные из старой полотняной ткани нитки, употреблявшиеся в качестве перевязочного материала вместо ваты; 1) стали устаревшими словами (историзм)» [13, с. 150].
Задания на соотнесение.
Задание 12.
Цель: формировать умение развивать логическое мышление; сопоставлять иллюстрацию и название; работать самостоятельно; проверять выполненную работу; самостоятельно находить лексическое значение слов.
Инструкция: рассмотрите иллюстрации и прочитайте названия предметов, которые представлены ниже. Попробуйте правильно соотнести название предмета и иллюстрацию, проверьте себя, пользуясь словарём устаревших слов. Запишите лексическое значение слов в тетрадь (рисунки см. в Приложении).
Конто́рка, алты́н, домостро́й, доппелькю́ммель, бата́лия.
Пример выполнения: «конто́рка – высокий узкий письменный стол с наклонной доской и ящиками, за которыми работали стоя или сидя на высоком стуле» [27, с. 320].
Задания на классификацию.
Задание 13.
Цель: формировать умения находить и исправлять ошибки; самостоятельно искать лексическое значение слова; классифицировать слова по определенным группам.
Инструкция: найдите ошибки в классификации слов и прокомментируйте их. Для поиска лексического значения слова пользуйтесь словарями.
Устаревшие слова: архалу́к, карса́ж, каре́та, лагу́н, наго́й;
неологизмы: ньюсме́йкер, воевода, фастфу́д, фейс-контроль;
диалектизмы: айда́, куды́, усвиста́ть, шалы́га, мадам;
многозначные слова: лото́к, мелочь, мела́нж, перекрасить, один;
однозначные слова: тетрадь, компьютер, осень, пальто, стакан.
Пример выполнения: диалектизмы: айда́, куды́, усвиста́ть, шалы́га, мадам – последнее слово в цепочке не относится к диалектным словам, в толковом словаре обозначает «вежливое обращение к замужней женщине».
Задание 14.
Цель: формировать умения классифицировать представленные слова по группам; определять тип лексики; самостоятельно находить лексическое значение слов.
Инструкция: заполните таблицу (см. таблицу ), классифицируйте слова по группам, определите к какому типу лексики ограниченного употребления можно отнести представленные слова. Для определения лексического значения слов, используйте словари.
Рдеть, ихний, лазурь, соискатель, отчизна, краса, стезя, предначертанный, трибуна, вода, земля, лексема, штихель, дерево, высокий, делёж, понавыписывать, клёвый (хороший), баранка (руль), немтырь (немой), глубокий, исходящие бумаги, окно (интервал между учебными часами), ложить, лопать, баской, сокрушить.
Таблица
Классификация лексики современного русского языка
Современный русский литературный язык | Ненормированный язык | ||||||
Общеупотребительная лексика (межстилевая) | Лексика ограниченного употребления | ||||||
Книжная лексика | Разговорная лексика | Просторечно-разговорная лексика | |||||
Термины | Высокая лексика | Оф-дел. стиль | Поэтич. лексика | Профессионализмы | |||
Диалектизмы | |||||||
Просторечие | |||||||
Жаргонизмы | |||||||
Пример выполнения: соискатель – «лицо, представляющее свой труд на соискание чего-нибудь» – книжная лексика, официально-деловой стиль [21, с. 975].
Задания на поиск лексического значения.
Задание 15.
Цель: формировать умение находить устаревшие слова в тексте; работать с текстом художественного стиля; определять лексическое значение слов; разграничивать понятия: историзмы и архаизмы; познакомить обучающихся с творчеством А. С. Пушкина.
Инструкция: найдите устаревшую лексику в отрывке стихотворения А. С. Пушкина «Городок». Используя словарь устаревших слов, определите лексическое значения слов, запишите его в тетрадь и укажите, являются ли они историзмами или архаизмами.
Не ведал я покоя.
Увы! ни на часок,
Как будто у налоя
В великий четверток
Измученный дьячок
Парнасские жрецы;
Над полкою простою
Под тонкою тафтою
Со мной они живут. «
Пример выполнения: «четверто́к – четверг; архаизм» [34, с. 548].
Объяснение нового материала один их продолжительных этапов урока русского языка, примерное время 15-20 минут. На этапе происходит решение познавательной учебной задачи, используются различные мыслительные операции: классификация, сравнение, обобщение и т. д. Этап содержит две части: теоретическую и практическую. Происходит раскрытие, нового материала, объектов языка. Производится объяснение внутренней структуры, связи с другими объектами и т. д. и достигается это разными способами: рассказ, беседа, лекция, презентация и т. д.
2. Задания на этапе первичного закрепления
Задания на подбор, нахождение и замену.
Задание 1.
Цель: формировать умения думать логически, формировать умение подбирать нужное слово, находить слово отличное от других; определять лексическое значение слов.
Инструкция: у каждого на столе лежит письмо с «дырками», в тексте пропущены слова. Подумайте и вставьте слова, которых не хватает.
«Многие слова русского языка известны всему миру. Эти слова являются …, например: вода, земля, небо, птица, говорить, синий, думать. Наша обыденная речь прежде всего строится из … слов, которыми пользуются все русские люди, независимо от места жительства и профессии.
Но есть в русском языке слова, которые знают и пользуются в своей речи не все. Например, слово яру́га (овраг) употребляется в речи жителей некоторых мест – это … слова» [29, с. 27].
Пример выполнения: многие слова русского языка известны всему миру. Эти слова являются общеупотребительными…
Задание 2.
Цель: формировать умение выделять доминанту синонимического ряда; развивать творческое мышление обучающихся.
Инструкция: представьте, что вы помощник редактора газеты. Пользуясь словарем синонимов, подскажите редактору, какими словами-синонимами он может заменить данные слова. Выпишите синонимический ряд полностью и подчеркните доминанту ряда.
Освоиться, отчетливый, обещать, использовать.
Пример выполнения: «освоиться, свыкнуться, притерпеться, привыкнуть, приспособиться, адаптироваться, акклиматизироваться, приноровиться, приладиться, притереться, примениться, вжиться, сжиться, прижиться» [20, с. 841-842].
Задание 3.
Цель: формировать умение самостоятельно формировать задания; работать в паре.
Инструкция: спишите текст, заменяя выделенные слова синонимами (используя слова в рамке). Выберите из текста 5 любых слов (если слова уже использовались, то подберите синонимы, которые еще не применялись), с помощью словаря синонимов подберите к ним синонимы, выпишите их. Предложите своему соседу по парте заменить выбранные вами слова синонимами из ряда слов, которые вы выписали.
Про тело мы знаем гораздо больше, чем про душу. Никто не может нарисовать а́тлас души. Только пограничное пространство иногда удается уловить. Там, вблизи этой границы, по мере приближения к ней, начинаются такие вибрации, раскрываются такие тонкие детали, о которых почти невозможно и говорить на нашем прекрасном, но ограниченном языке. Рискованное, очень опасное приближение. Но притягивает к себе это пространство чем дальше живешь, тем сильнее (Л. Улицкая).
Сердце, написать, поймать, смежное, дрожание, изящный, роскошный. |
Пример выполнения: детали, очень и т. д. (подробности, весьма и т. д.)
…раскрываются такие тонкие подробности нашего языка. Рискованное, весьма опасное приближение.
Задание 4.
Цель: формировать умение подбирать синонимы ко всем предложенным словам; развивать логическое мышление обучающихся.
Инструкция: пользуясь словарями синонимов, подберите синонимы ко всем значениям приводимых слов.
Тишина. 1. Отсутствие звуков, шума, безмолвие. 2. Душевное спокойствие. 3. Отсутствие вражды, ссоры, беспорядков [9, с. 1325].
Плач. 1. См. Плакать; 2. Старинная обрядовая жалобная песня на похоронах, поминках и свадьбе. 3. Заунывные, тоскливые проникающие в душу и вызывающие грусть звуки [9, c. 864].
Ожить. 1. Стать снова живым. 2. Восстановить свои физические и душевные силы. 3. Воспрянуть, возродиться, после зимы, ненастья. 4. Наполниться жизнью, движением, деятельностью. 5. Начать действовать. 6. Обрести прежнюю силу, проявиться с новой силой. 7. Стать ярче, живее, выразительнее [9, с. 705].
Еда. 1. Прием пищи. 2. То, что едят [9, с. 294].
Холод. 1. Низкая температура холода. 2. Низкая температура чего-либо (предмета, какой-либо среды). 3. Помещение с низкой температурой воздуха. 4. Ощущение озноба. 5. Полное равнодушие. 6. Тягостное ощущение пустоты [9, с. 1450].
Книга. 1. Произведение печати в виде переплетенных вместе листов с каким-либо текстом. 2. Сшитые в один переплет листы бумаги для каких-либо записей. 3. Крупное подразделение литературного произведения [9, с. 435].
Пример выполнения: Тишина. 1. Молчание. 2. Умиротворение. 3. Мир.
Задания на решение лингвистической задачи.
Задание 5.
Цель: формировать умения работать в команде, формировать умения отвечать на вопросы, устно строить свои высказывания.
Инструкция: учитель дает игрушечный микрофон ученику. Ваша задача сказать одно суждение по теме «Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы» и передать микрофон следующему говорящему. Следующий ученик повторяет суждение предыдущего и называет новое и так далее, пока весь класс не выскажется. Повторять суждения, сказанные ранее нельзя.
Пример выполнения: диалектизмы – это слова, которые употребляются лишь в одной местности.
Задание 6.
Цель: формировать умения работать в команде, составлять вопросы, развивать критическое мышление.
Инструкция: сформулируйте и запишите на листочках вопросы по изученной теме «Антонимы». И распределите по трем шляпам: 1-ая – вопросы, требующие репродукции знаний, например, начинающиеся со слов: когда, сколько, кто, почему?; 2-ая – группа , где можно высказать свое мнение, оценку, например, начинающиеся со слов: я считаю, что; а ты как думаешь?; 3-ая – вопросы, на которые трудно ответить, например, я не знаю…?. После распределения выберите вопрос из любой шляпы и постарайтесь ответить на вопрос.
Пример выполнения: я не знаю для чего нужны антонимы? Антонимы позволяют рассказывать о противоположных явлениях, описать противоположные явления окружающей среды.
Задания на исключение лишнего.
Задание 7.
Цель: формировать умение развивать логическое мышление обучающихся; формировать умение находить признаки, объединяющие слова; отмечать «лишнее» слово, имеющее отличный от остальных в ряду набор признаков.
Инструкция: исключите в каждом ряду «лишнее» слово. Докажите свой выбор при помощи словаря синонимов, запишите ответ в тетрадь.
Ум, разум, глупость, интеллект;
достоинство, гордость, самолюбие, вера;
мокрый, безжизненный, влажный, сырой;
район, округа, дорога, окрестность;
единство, тайна, загадка, секрет.
Пример выполнения: ум, разум, глупость, интеллект. Лишнее слово глупость, т. к. данное слово является антоним к оставшимся словам. «Ум, разум, интеллект» [20, с. 1203] слова-синонимы, находятся в одной словарной статье, обозначают – способность человека мыслить.
Задание 8.
Цель: формировать умение развивать умение мыслить логически; находить слово отличное от других; определять лексическое значение; сопоставлять слова с обозначенным родом деятельности.
Инструкция: обращаясь к данным словаря, выберите в каждом ряду слово, которое не относится к роду деятельности, обозначенному в соответствующем ряду
Медицина: абду́ктор, вирус, бессонница, гемато́ма, провод;
Строительство: коро́нка, палец, пи́ка, фреза́, ломо́ть;
ИКТ: грузовик, вирь, бути́ться, пленник, башня
Пример выполнения: коро́нка, палец, пи́ка, фреза́, ломо́ть.
Лишнее слово ломо́ть, т. к. данное слово обозначает «отрезанный ножом плоский кусок хлеба» 11, с. 421], а все остальные слова относятся к разделу строительство.
Задание 9.
Цель: формировать умение составлять предложения; умение развивать логические умения обучающихся; искать отличное слово в ряде слов.
Инструкция: прочитайте ряд устаревших слов, определите их лексическое значение, используя словарь устаревших слов, исключите в каждом ряду «лишнее» слово. Запишите в тетрадь значение всех слов.
Ле́тник, лапоти́на, увя́сло, шарива́ри, шла́фро́к;
тайгу́н, вака́ция, майда́щик, меделя́нка, пру́ги;
шнель-кло́псы, яру́шник, боль, вязи́га, вя́тка;
шталме́йстер, штокфи́шник, бели́ца, бе́рсерке́р, выби́ло;
я́нство, брандахлы́ст, вывё́р, выкому́рый, маседуа́н.
Пример выполнения: я́нство, брандахлы́ст, вывё́р, выкому́рый, маседуа́н; я́нство – эгоистичный, своекорыстный человек; брандахлы́ст – дрянной, лживый человек; вы́вер – человек себялюбивый, эгоист; высокому́рый – хитрый, лукавый человек; маседуа́н – «кушанье из овощей и фруктов под соусом» [34, с. 856].
Лишнее слово маседуа́н, т.к. данное слово обозначает блюдо (кушанье), а все остальные слова характеризуют духовную часть человека.
Мы прибыли во дворец, нас встретил слуга и вывел в зал, где нас ожидал замечательный ужин. Весь стол был заставлен вином, маседуа́нами, красной икрой и фаршированной рыбой.
Задания на группировку.
Задание 10.
Цель: формировать умение мылить логически; работать самостоятельно; группировать слова по определенным тематическим группам.
Инструкция: распределите устаревшие слова по группам, используя словарь устаревших слов: одежда; головные уборы; животные.
Фе́резь (фе́рязь), епа́нча, ки́вер, багря́ница, аргама́к, та́фья, голуби́ца, промете́ев, ки́ка.
Пример выполнения: «епа́нча - длинный и широкий плащ, старинная верхняя одежда зажиточных людей в России» – одежда [14, с. 44].
Задание 11.
Цель: формировать умения распределять слова по лексическим группам; самостоятельно искать лексическое значение слова, которое неизвестно; отличать лексические группы друг от друга; развивать критическое мышление.
Инструкция: прочитайте слова, распределите их по группам: диалектизмы, профессионализмы, устаревшие слова, неологизмы. Если лексическое значение слова вам неизвестно, используйте словарь.
Камзо́л, дрель, серя́к, цуг, обу́дки, ча́вкать, осмотр, диагноз, бря́кнуть, банкома́т, огуре́чная, гара́ж-се́йл, а́удио-би́знес, ма́унтинба́йкер.
Пример выполнения: «ма́унтинба́йкер – тот, кто ездит на маунтинбайке (профессиональный велосипед), занимается этим видом спорта; горный велосипедист» – профессионализм [18, с. 642].
Задания на соотнесение.
Задание 12.
Цель: формировать умение мыслить логически; сопоставлять слово с лексическим значением; работать самостоятельно; развивать критическое мышление; расставлять ударение в незнакомых словах.
Инструкция: прочитайте слова, соотнесите слово с его лексическим значением. Проверьте себя, используя словарь устаревших слов, расставьте ударение в словах.
Устаревшее слово | Значение |
Лепота | Период времени в 12 месяцев, год |
Ментик | Красота, великодушие |
Ментор | Учитель, наставник, воспитатель |
Одр | Предмет гусарской формы в виде короткой суконной накидки с меховой опушкой |
Лето | Постель, ложе |
Пример выполнения: ме́нтик – предмет гусарской формы в виде короткой суконной накидки с меховой опушкой [7, с. 113].
Задание 13.
Цель: формировать умение подбирать современные синонимы к устаревшим словам; соотносить предмет и его устаревшее название; развивать логическое мышление; работать самостоятельно.
Инструкция: соотнесите части тела с их устаревшим названием. Запишите значения устаревших слов в тетрадь, используя словарь устаревших слов. Замените устаревшие слова, использующимися в современном русском языке. Рисунок см. в Приложении.
Чело́, перст, длань, ве́жды, десни́ца, о́ко, вы́я, раме́на, шу́йца, лани́ты, уста́, ве́жды.
Пример выполнения: чело́ – лоб (понятие, использующееся в современном языке), «часть головы, от темени до бровей» [11, с. 232].
Задания на аналогию.
Задание 14.
Цель: формировать умение отличать лексические группы друг от друга; самостоятельно искать лексическое значение незнакомых слов; устанавливать причины объединения слов; дополнять цепочку нужными словами.
Инструкция: прочитайте слова, определите к какой лексической группе слов они относятся, определите их лексическое значение при помощи словаря. Установите причины объединения слов и продолжите цепочку, используя словарь.
Изба́ч, двор, квасни́к, кедро́вщик, кержа́к;
зимове́ка, изба́-связь, курень, храми́на, кожу́ха;
знатьё́, зна́ющий, де́дка-сосе́дка, чудной день, младе́нечный держит;
Иёрина заи́мка, Да́лган, Дворе́ц, Каши́на шиве́ра, Кашта́к.
Пример выполнения: иёрина заи́мка, да́лган, дворе́ц, кашина шивера, каштак.
Иёрина заи́мка – «название местности в Богучанском районе Красноярского края» [3, с. 74].
Да́лган – «название населённого пункта в Казачинско-Ленском районе Иркутской области» [4, с. 81].
Дворе́ц – «название населённого пункта в Кежемском районе Красноярского края» [4, с. 171].
Каши́на шиве́ра – «название порога (каменистого мелководного участка русла), находившегося на реке» [5, с. 67].
Кашта́к – «название местности в Кабанском районе Республики Бурятия» [5, с. 88].
Все слова являются диалектизмами. Диалектизмы – существительные, имена собственные, топонимы.
Задания на поиск лексического значения слова.
Задание 15.
Цель: формировать умение самостоятельно определять лексическое значение слов; работать с пословицами; находить незнакомые слова; правильно выстраивать письменное высказывание.
Инструкция: найдите в пословицах устаревшие слова и определите их лексическое значение. Проверьте себя, используя словарь устаревших слов. Лексическое значение слов запишите в тетрадь.
Лез прусак на полати, да утонул в кадке.
Всякий подъячий любит калач горячий.
И нашими и вашими за рупь спляшем.
Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
И с умом – да с сумой.
Пример выполнения: «ка́дка – это ёмкость, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами» [26, с. 366].
Продолжительный и важный этап урока русского языка, около 15 минут. На данном этапе обучающиеся могут использовать всевозможные мыслительные операции. Задания могут быть дифференцированы для разных групп обучающихся, они могут быть индивидуальными, парными или групповыми. Происходит осмысление, закрепление, углубление полученных знаний. У обучающихся появляется возможность установить связь между ранее изученным материалом и новым. Учитель выстраивать задания от простого к сложному.
3. Задания на этапе рефлексии.
Задания на подбор, нахождения и замену.
Задание 1.
Цель: формировать умения адекватно оценивать себя, формировать умения формулировать и задавать вопросы, способность формировать эмоциональный отклик на ответ другого.
Инструкция: задайте вопрос классу начиная со слов «хочу спросить…», когда вы получите ответ от класса, попытайтесь дать эмоциональную оценку ответу. Начинайте со слов «я удовлетворён, потому что… / я не удовлетворён, потому что…».
Пример выполнения: Хочу спросить, в каких случаях устаревшие слова превращаются в историзмы. Я удовлетворён, так как вспомнил, что историзмы – устаревшие слова, которые обозначают существовавшие ранее, но исчезнувшие в настоящее время предметы, явления.
Задание 2.
Цель: формировать умение слушать другого человека и анализировать сказанное, формировать умение мыслить логически, строить устное высказывание, работать в команде.
Инструкция: возьмите рюкзак и перемещайте его по классу из рук в руки. Когда рюкзак оказывается у вас, поделитесь своими успехами и приведите пример. Если вам сложно, и вы хотите подумать, то пропустите ход.
Пример выполнения: я сегодня разобрался в разновидностях омонимии, теперь с легкостью могу отличить омофоны, омографы и омоформы друг от друга.
Задание 3.
Цель: формировать умения отвечать на вопросы, анализировать свою деятельность на уроке, оценивать себя.
Инструкция: закончите предложения, которые вы видите на доске у себя в тетради:
– на уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…
– на уроках я испытываю трудности с…
– больше всего на уроках я люблю…
– мне не очень нравится…
– если бы я был учителем, я бы изменил…
Пример выполнения: на уроке русского языка я испытываю такие чувства, как спокойствие, понимание, воодушевление.
Задания на решения учебной лингвистической задачи.
Задания 4.
Цель: формировать умения строить письменное высказывания, формировать умения думать логически, формировать умения адекватно оценивать свою деятельность на уроке, выявлять слабые стороны в работе.
Инструкция: напишите краткую телеграмму самому себе, в которой вы должны поделиться своими впечатлениями, трудностями, просьбами, состоянием от сегодняшнего занятия.
Пример выполнения:
Телеграмма
- Самое важно, что омонимы совпадают в звучании и написании, но имеют разное лексическое значение.
- Затруднения вызвали другие виды омонимии.
- Себе я пожелаю записывать больше примеров.
Задания на классификацию.
Задание 5.
Цель: формировать умение классифицировать понятия, формировать умение работать самостоятельно, формировать умения адекватно оценивать себя.
Инструкция: распределите лексические группы: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы, историзмы, архаизмы в таблице, которая изображена у вас на раздаточном материале.
интересно и понятно | интересно, но трудно | не интересно, трудно |
Пример выполнения:
интересно и понятно | интересно, но трудно | не интересно, трудно |
архаизмы | омонимы, паронимы | профессионализмы |
Задания на сравнение.
Задание 6.
Цель: формировать умение оценивать себя, думать логически, определять свое эмоциональное состояние.
Инструкция: сравните пары антонимов, чем отличается правый столбец от левого? Какой из столбцов ближе сейчас вам, после занятия?
радушно | неприязненно |
труженик | бездельник |
радость | грусть |
храбрость | трусость |
говорить | молчать |
Пример выполнения: ближе первый столбец, так как была активная работа на уроке, все было понятно, не возникало трудностей.
Важный оценочно-эмоциональный этап урока русского языка. Продолжительность этапа самая короткая, от двух до пяти минут. Происходит самоанализ своих действий и результатов на уроке. На данном этапе обучающийся совместно с учителем или самостоятельно может корректно оценить себя, выявить все плюсы и минусы своей деятельности на уроке, определить верное для себя направление для следующего занятия. Происходит систематизация и обобщение, всё это приводит к развитию личности.
Все представленные задания могут быть использованы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика», «Культура речи». Данный материал может найти применение не только в школьном изучении, но и в вузовском курсе русского языка при изучении лексики и культуры речи. Такие задания всегда будут актуальны и вызывать у обучающихся интерес к процессу обучения, стимулировать школьников к самостоятельному получению знаний по теме.
Такие задания способствуют формированию познавательных УУД, развитию связной устной и письменной речи, становлению и пополнению словарного запаса обучающихся.
С. Н. Тихонов говорил: «Обращение к словарным материалам открывает перед обучающимся богатства человеческой мысли, отражённые в языке и зафиксированные в словарях, способствует формированию целостного научного представления о системе языка» [15, с. 15]. Поэтому так важно проводить работу с различными видами лексики в школе часто. Это эффективно влияет на личность обучающихся, на коммуникацию в обществе, расширяет кругозор и языковой багаж школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательных способностей на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС»
Проблема формирования познавательных способностей учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни. В ...
Система заданий по разделу "Лексикология" для формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5-х классах
Данная методическая разработка к учебнику Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. / С.И.Львова, В.В.Львов. – 8-е изд., - М.: Мнемозина, 2011 содержит сист...

"Технологии формирования познавательных УУД на уроках русского языка"
Статья посвящена актуальной проблеме формированию универсальных учебных действий. Постановка и решение актуальной и новой проблемы обусловлены ведущими идеями, отражёнными в документах Националь...
Модели диагностических работ по формированию познавательные УУД на уроках русского языка
Для того, чтобы проверить, как сформированы УУД, можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебн...
Модели диагностических работ, по формированию познавательные УУД на уроках русского языка
материал окажется полезным при создании собственных диагностических работ по формированию познавательных УУД на уроках русского языка...
Ментальные карты как средство формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы.
Презентация к выступлению на педагогическом совете "Внедрение ФГОС в основной школе"...

Типовые задачи по формированию познавательных УУД на уроках русского языка.
Данный материал поможет учителю охватить большое количество обучающихся на уроке и будет способствовать формированию познавательных УУДна уроках русского языка....
