Открытый урок по теме "Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Смирнова Ольга Николаевна

Увлекательное морское путешествие с учениками по теме "Омонимы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5klass_9.12.2025_otkrytyy_urok.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока в 5 классе по теме

«Омонимы.» (по ФГОС)

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Цель урока:1. Cформировать понятие об омонимах;

2. Закрепить знания об однозначных и многозначных словах, словах с прямым и переносным значением.

Задачи урока:

1 Предметные:

  • развить умение формулировать определение понятий;
  • различать однозначные и многозначные слова,

 словах с прямым и переносным значением.

  • развить умение находить омонимы в тексте;
  • научить отличать омонимы и многозначные слова;
  • развить умение различать омонимы в тексте;
  • формировать умение использовать омонимы в речи;
  • формировать навыки работы со словарем;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  1. Метапредметные:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.
  1. Личностные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • карта морских путешествий с островами
  • рабочие листы с заданием
  • рабочие файлы с ребусом, картинками
  • запись минусовки («Яблочко» для физкультминутки)
  • текст для инсценировки Н. Сладкова «Овсянка»
  • цветные мелки, «морские сокровища» - картинки- морские камни (бонусы)

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Первичное закрепление нового знания.
  6. Физ. минутка.
  7. Выявление места и причины затруднений.
  8. Закрепление изученного материала.
  9. Рефлексия деятельности.
  10. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

-Добрый день, гости! Добрый день, ребята! Сегодня приглашаю вас в новое увлекательное путешествие по морю слов. Вы- юные юнги, а я –ваш капитан. Добро пожаловать на наш корабль! Займите, пожалуйста, ваши места.

-Гости будут наблюдать за нашими приключениями. Желаю вам

( семь футов под килем ) успешного плавания. Для этого всем членам экипажа надо быть какой  командой?

 (Внимательной, организованной,… главное, дружной, чтобы четко выполнять все команды капитана.

II. Актуализация знаний

Цель: проверка пройденного материала, готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

На доске картинки:

Бинокль

Следы

Блокнот (книга)

 -Сегодня вновь будем наблюдателями, исследователями и свидетелями одного языкового явления.

-Сначала надо проверить готовность к отплытию. Вы должны вспомнить те острова-темы, на которых мы уже были.

-Поможет карта морских путешествий.

1 остров. Одно-много.( Однозначные и многозначные слова- определения)

Работа с Толковым словарем:

-Найти однозначное слово на буква а, которое  обозначает  угрозу кораблю …(айсберг)

- Как вы думаете, чем опасны айсберги?

-Найти многозначное слово на букву р, имеет отношение к кораблю и в случае чс поможет (рубка)

2 осторов. Прямое. Переносное. (это значения слов- определения )

На доске словосочетания. Верно соединить стрелками 1 и 2 столбики. Выделить первую букву слов  в переносном значении.

Каменный дом

наступает

Ледяная улыбка

надежная

Ежи противотанковые

жестокое

Каменное сердце

заграждение

Свежая мысль

холодная

Идет зима

новая

Крепкая дружба

дорога

Аллея  для прогулок

Потерять шляпу

- Какие слова в прямом значении?

-Где можно проверить? (Перен.- в толковых словарях

Перенос происходит, если у слов есть  … какое-либо сходство )

-Какое слово получилось по вертикали?

-Что означает? (Словарный состав)

-Что обьединяет это слово со словами в прямом и переносном значении ?(Она их узучает)

-Для чего нужны слова в перносном значении? (Выразительность речи)

-Кто их чаще всего использует? (Писатели)

-Молодцы! Наш корабль  готов отправиться в путешествие по морю слов-  «Лексике» к 3 острову. Насладимся строками известного поэта.

Команда капитана: закрыть глаза и представить картину:

-«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых парусах...» А. С. Пушкин.

-Какое слово в перн. значение ( ветер гуляет)

 III. Постановка учебной задачи.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

-На палубе разговор двух девочек.

Инсценирование рассказа Н.Сладкова « Овсянка».

Встретились две подруги : Оля и Надя.

Надя и говорит :

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавила Надя.

-И я люблю!-сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная ? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша ,а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

 Вопрос классу:

- Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?

Почему девочки долго не понимали друг друга?

(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов) 

О какой овсянке идёт речь?

-Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?

На интерактивной доске открыть картинки

(Птица, каша)

-Можно назвать эти слова многозначными? ( НЕТ)

-Почему?

Задание: составить 2 предложение с однородными членами (с каждым словом) письменно

Многозначные  слова имеют что-то общее, а эти нет…

Вывод делают ученики:

  1. Это два совершенно разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего.
  2. Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.

-Что же это за слова?

- Разгадайте ребус.(интерактивная доска)

-Итак, как называется наш остров (подписать)- звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Правильно, «Омонимы».

- Откройте тетради, запишите тему урока.

- Сформулируйте его главную цель.

-Что сегодня предстоит нам выяснить?

Сравните, совпадают ли ваши цели с моими?

- Правильно, в конце этого урока мы должны:

1). Узнать, что такое слова-омонимы.

2). Находить омонимы в тексте.

3). Научиться отличать от многозначных слов

4) Пополнять словарный запас

5) Сюрприз( отгадать зашифрованное слово)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: построение и фиксация нового знания

-Ребята,  проведем лингвистический эксперимент.

 На экране вы  видите слово. КЛЮЧ

 Ваша задача - записать это слово.

 -Объяснить, что вы представляете себе, когда читаете его

При объяснении значения слова пользуйтесь фразой-помощником: Когда я читаю слово…., я представляю себе…..

-Как вы думаете, ребята, почему одно и то же слово вы объясняли по-разному? При этом вы все правы.

Давайте внимательно рассмотрим картинки к слову «ключ» на странице 178.

Что изображено на них?

Скрипичный ключ, ключ от замка, ключ- родник

-Похожи ли эти предметы друг на друга? Можно ли их назвать многозначными?

-Но они все названы одним и тем же словом «ключ».

-В чём же дело? Почему эти «ключи» такие разные, хотя их названия звучат и пишутся одинаково?

-Хотите узнать ответы на эти вопросы?

-Тогда обратимся к мудрому помощнику- учебнику.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Работа с учебником и со словарём

  1. – Прочитайте стихотворение стр.178

( сходство-

различие-   )

  1.  определение омонимов в учебнике

-Как омонимы разьясняются в различных словарях? Стр.179

В толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером:

 Закрепление.

- Найдите в толковом словаре учебника омонимы (Упр.374) 

 (с.209 –вал, с.216 –рысь)

- На что обратили внимание при знакомстве с омонимами?

Таблицу заполняем на доске.

- Не являются ли эти слова многозначными?

Слова:

 Произносятся Пишутся Лз Словарь Примеры

многозначные

омонимы

ножка

Бабочка   клетка

хвост

Лист  коса  среда

корень

Гребень каток

игла

 Дворник месяц

кисть

Толкование в одной статье подряд

Толкование омонимов даётся в разных словарных статьях –

внешнее сходство, либо на сходство по действию.

нет ни внешнего сходства, ни сходства по действию

Имеют общее в лз

Разные лз

V. Первичное закрепление знаний.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, усвоение учащимися умения различать омонимы.

  1. Выполнение тренировочного упражнения № 376 письменно 1и 2

с последующей взаимопроверкой и самооценкой.

(Выписать словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы.)

1) Скосил траву. – Скосил глаза.

2) Косяк лошадей. – Косяк двери.

Устно:

3) Заплетал косу. – Точил косу – песчаную

Дополнительный вопрос:

- Какая орфограмма встретилась при написании слов?

(Проверяемая безударная гласная в корнях слов …)

VI. Физ. минутка под минусовку (“Яблочко” –тоже оионим (танец и фрукт)

Самостоятельная работа. Рабочий лист (задания )

( даны омонимы для  составления 2 предложений) с последующей взаимопроверкой.

-Какие предложения с омонимами… получились? Несколько вариантов

Омографы, омофоны и омоформы ( если время будет)

VIII. Закрепление знаний 

Цель: применение нового знания в типовых заданияхпроговоривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции

А теперь ответьте на шуточные вопросы:

1. Каким ключом нельзя открывать двери?
2. Какую ноту кладут в суп?
3. Из какого крана нельзя брать воду?
4. Из каких ноготков не соберешь букета?

IX. Рефлексия деятельности.

 Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода нового знания

-Ребята, вот и подошло к концу наше необычное путешествие: на  3 остров.

-Что нового вы узнали?

- Что называют омонимами?

- В чём отличие омонимов от многозначных слов?

- Удалось ли достичь поставленной цели? Плюсы поставить в плане

-Где можно применить полученные знания?

- Смогли ли пополнить словарный запас? Какие слова запомнили?

-Что запомнилось на уроке? ( по желанию написать на листке)

Слово разгадать

лексикон

-Какую бы вы поставили себе оценку?

Спасибо за отличную работу…

«Морские сокровища» (картинки- морские камни ) в подарок

X. Домашнее задание: продолжать пополнять лексикон

( выписать из толкового словаря 2 омонима и составить с ними предложения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...