Открытый урок по теме "Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Увлекательное морское путешествие с учениками по теме "Омонимы"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока в 5 классе по теме
«Омонимы.» (по ФГОС)
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель урока:1. Cформировать понятие об омонимах;
2. Закрепить знания об однозначных и многозначных словах, словах с прямым и переносным значением.
Задачи урока:
1 Предметные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- различать однозначные и многозначные слова,
словах с прямым и переносным значением.
- развить умение находить омонимы в тексте;
- научить отличать омонимы и многозначные слова;
- развить умение различать омонимы в тексте;
- формировать умение использовать омонимы в речи;
- формировать навыки работы со словарем;
- обогащать словарный запас учащихся;
- Метапредметные:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения групповой и парной работы.
- Личностные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
- карта морских путешествий с островами
- рабочие листы с заданием
- рабочие файлы с ребусом, картинками
- запись минусовки («Яблочко» для физкультминутки)
- текст для инсценировки Н. Сладкова «Овсянка»
- цветные мелки, «морские сокровища» - картинки- морские камни (бонусы)
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Первичное закрепление нового знания.
- Физ. минутка.
- Выявление места и причины затруднений.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности.
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
- Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
-Добрый день, гости! Добрый день, ребята! Сегодня приглашаю вас в новое увлекательное путешествие по морю слов. Вы- юные юнги, а я –ваш капитан. Добро пожаловать на наш корабль! Займите, пожалуйста, ваши места.
-Гости будут наблюдать за нашими приключениями. Желаю вам
( семь футов под килем ) успешного плавания. Для этого всем членам экипажа надо быть какой командой?
(Внимательной, организованной,… главное, дружной, чтобы четко выполнять все команды капитана.
II. Актуализация знаний
Цель: проверка пройденного материала, готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
На доске картинки:
Бинокль
Следы
Блокнот (книга)
-Сегодня вновь будем наблюдателями, исследователями и свидетелями одного языкового явления.
-Сначала надо проверить готовность к отплытию. Вы должны вспомнить те острова-темы, на которых мы уже были.
-Поможет карта морских путешествий.
1 остров. Одно-много.( Однозначные и многозначные слова- определения)
Работа с Толковым словарем:
-Найти однозначное слово на буква а, которое обозначает угрозу кораблю …(айсберг)
- Как вы думаете, чем опасны айсберги?
-Найти многозначное слово на букву р, имеет отношение к кораблю и в случае чс поможет (рубка)
2 осторов. Прямое. Переносное. (это значения слов- определения )
На доске словосочетания. Верно соединить стрелками 1 и 2 столбики. Выделить первую букву слов в переносном значении.
Каменный дом | наступает |
Ледяная улыбка | надежная |
Ежи противотанковые | жестокое |
Каменное сердце | заграждение |
Свежая мысль | холодная |
Идет зима | новая |
Крепкая дружба | дорога |
Аллея для прогулок | |
Потерять шляпу |
- Какие слова в прямом значении?
-Где можно проверить? (Перен.- в толковых словарях
Перенос происходит, если у слов есть … какое-либо сходство )
-Какое слово получилось по вертикали?
-Что означает? (Словарный состав)
-Что обьединяет это слово со словами в прямом и переносном значении ?(Она их узучает)
-Для чего нужны слова в перносном значении? (Выразительность речи)
-Кто их чаще всего использует? (Писатели)
-Молодцы! Наш корабль готов отправиться в путешествие по морю слов- «Лексике» к 3 острову. Насладимся строками известного поэта.
Команда капитана: закрыть глаза и представить картину:
-«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых парусах...» А. С. Пушкин.
-Какое слово в перн. значение ( ветер гуляет)
III. Постановка учебной задачи.
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
-На палубе разговор двух девочек.
Инсценирование рассказа Н.Сладкова « Овсянка».
Встретились две подруги : Оля и Надя.
Надя и говорит :
- А у меня дома овсянка.
- Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка.
-Люблю я овсянку!- добавила Надя.
-И я люблю!-сказала Оля.
- Она желтая, красивая такая!
- И вкусная, особенно с молоком!
- Как это вкусная ? Как это с молоком?
- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком
- Да ты про что говоришь?
- Как это про что? Про овсянку!
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша ,а птица. Птица овсянка!
- Не слыхала про такую, что ли? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!
- А потом ко мне мою овсянку кушать!
Вопрос классу:
- Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?
- Почему девочки долго не понимали друг друга?
(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов)
О какой овсянке идёт речь?
-Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?
На интерактивной доске открыть картинки
(Птица, каша)
-Можно назвать эти слова многозначными? ( НЕТ)
-Почему?
Задание: составить 2 предложение с однородными членами (с каждым словом) письменно
Многозначные слова имеют что-то общее, а эти нет…
Вывод делают ученики:
- Это два совершенно разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего.
- Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.
-Что же это за слова?
- Разгадайте ребус.(интерактивная доска)
-Итак, как называется наш остров (подписать)- звучит тема нашего сегодняшнего урока?
Правильно, «Омонимы».
- Откройте тетради, запишите тему урока.
- Сформулируйте его главную цель.
-Что сегодня предстоит нам выяснить?
Сравните, совпадают ли ваши цели с моими?
- Правильно, в конце этого урока мы должны:
1). Узнать, что такое слова-омонимы.
2). Находить омонимы в тексте.
3). Научиться отличать от многозначных слов
4) Пополнять словарный запас
5) Сюрприз( отгадать зашифрованное слово)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: построение и фиксация нового знания
-Ребята, проведем лингвистический эксперимент.
На экране вы видите слово. КЛЮЧ
Ваша задача - записать это слово.
-Объяснить, что вы представляете себе, когда читаете его
При объяснении значения слова пользуйтесь фразой-помощником: Когда я читаю слово…., я представляю себе…..
-Как вы думаете, ребята, почему одно и то же слово вы объясняли по-разному? При этом вы все правы.
Давайте внимательно рассмотрим картинки к слову «ключ» на странице 178.
Что изображено на них?
Скрипичный ключ, ключ от замка, ключ- родник
-Похожи ли эти предметы друг на друга? Можно ли их назвать многозначными?
-Но они все названы одним и тем же словом «ключ».
-В чём же дело? Почему эти «ключи» такие разные, хотя их названия звучат и пишутся одинаково?
-Хотите узнать ответы на эти вопросы?
-Тогда обратимся к мудрому помощнику- учебнику.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
Работа с учебником и со словарём
- – Прочитайте стихотворение стр.178
( сходство-
различие- )
- определение омонимов в учебнике
-Как омонимы разьясняются в различных словарях? Стр.179
В толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером:
Закрепление.
- Найдите в толковом словаре учебника омонимы (Упр.374)
(с.209 –вал, с.216 –рысь)
- На что обратили внимание при знакомстве с омонимами?
Таблицу заполняем на доске.
- Не являются ли эти слова многозначными?
Слова:
Произносятся Пишутся Лз Словарь Примеры
многозначные | омонимы |
ножка | Бабочка клетка |
хвост | Лист коса среда |
корень | Гребень каток |
игла | Дворник месяц |
кисть | |
Толкование в одной статье подряд | Толкование омонимов даётся в разных словарных статьях – |
внешнее сходство, либо на сходство по действию. | нет ни внешнего сходства, ни сходства по действию |
Имеют общее в лз | Разные лз |
V. Первичное закрепление знаний.
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, усвоение учащимися умения различать омонимы.
- Выполнение тренировочного упражнения № 376 письменно 1и 2
с последующей взаимопроверкой и самооценкой.
(Выписать словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы.)
1) Скосил траву. – Скосил глаза.
2) Косяк лошадей. – Косяк двери.
Устно:
3) Заплетал косу. – Точил косу – песчаную
Дополнительный вопрос:
- Какая орфограмма встретилась при написании слов?
(Проверяемая безударная гласная в корнях слов …)
VI. Физ. минутка под минусовку (“Яблочко” –тоже оионим (танец и фрукт)
Самостоятельная работа. Рабочий лист (задания )
( даны омонимы для составления 2 предложений) с последующей взаимопроверкой.
-Какие предложения с омонимами… получились? Несколько вариантов
Омографы, омофоны и омоформы ( если время будет)
VIII. Закрепление знаний
Цель: применение нового знания в типовых заданиях, проговоривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции
А теперь ответьте на шуточные вопросы:
1. Каким ключом нельзя открывать двери?
2. Какую ноту кладут в суп?
3. Из какого крана нельзя брать воду?
4. Из каких ноготков не соберешь букета?
IX. Рефлексия деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода нового знания
-Ребята, вот и подошло к концу наше необычное путешествие: на 3 остров.
-Что нового вы узнали?
- Что называют омонимами?
- В чём отличие омонимов от многозначных слов?
- Удалось ли достичь поставленной цели? Плюсы поставить в плане
-Где можно применить полученные знания?
- Смогли ли пополнить словарный запас? Какие слова запомнили?
-Что запомнилось на уроке? ( по желанию написать на листке)
Слово разгадать
лексикон
-Какую бы вы поставили себе оценку?
Спасибо за отличную работу…
«Морские сокровища» (картинки- морские камни ) в подарок
X. Домашнее задание: продолжать пополнять лексикон
( выписать из толкового словаря 2 омонима и составить с ними предложения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...

2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...
