Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Калмыкова Ольга Николаевна

Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_2024-2025_programma_individ_zanyatiy.docx48.59 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

Покровская основная общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

_______________  С.К.Барбашова

«___» ________2024г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________ О.Н.Калмыкова

приказ  от«____»________2024г

№ ___________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуально-групповых занятий

по  русскому языку

для 7 класса

                                                          Составитель: учитель русского   языка      

                                                                                   Калмыкова Ольга Николаевна    

 

                                                                                                                     

2024 год

Пояснительная записка

          Программа предназначена для индивидуально-групповых занятий как для одарённых детей, так и для учеников, испытывающих определённые трудности в обучении.

Цель: пробуждение у обучающихся интереса к изучению русского языка.

Задачи: 

- ликвидировать пробелы знаний у обучающихся;

- отрабатывать и совершенствовать навыки, полученные на уроках;  

- воспитывать любовь к языку, научить бережно обращаться с ним.

           Педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:

- использование привычных форм деятельности (в том числе игровых), доступность обучающих  задач и постепенный характер их усложнения;

- поддержание доброжелательного психологического климата на занятиях;

- личностно-деятельный подход к организации занятий;

- оптимальное сочетание различных форм занятий: индивидуальной, парной, групповой в рамках фронтальной.

           Основным принципом индивидуально-групповых занятий является добровольный характер обучения. При разработке программы за основу взяты такие методы, как  мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу  обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.

           В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

           При подготовке и проведении занятий учитываются особенности восприятия  учащимися учебного материала, специфика их мотивации деятельности.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Повторение и закрепление изученного в 6 классе

2

2

Морфология. Орфография. Культура речи.      

Причастие и деепричастие.

11

3

Наречие и категория состояния

8

4

Служебные части речи.

Предлог, союз, частица.

10

6

Повторение изученного в 7 классе

3

ИТОГО

34

Основное содержание тем

Язык и культура речи

Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Функциональные разновидности языка: публицистический стиль. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для  публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: выступление, интервью, статья.

Морфология. Орфография. Причастие и деепричастие.

Причастие: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Правописание окончаний причастий. Деепричастие: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Причастие и деепричастие. Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в текстах. Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.

Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.

Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.  

Орфография.

  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  • Гласные перед одной и двумя буквами н  в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
  • Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
  • Одна и две буквы н в суффиксах  кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких  прилагательных
  • Правописание не с деепричастиями
  • Слитное и раздельное написание не с наречиями на  о-е
  • Буквы о-а на конце наречий с приставками из, до, с
  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных
  • Слитное и раздельное написание производных предлогов
  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато
  • Правописание частицы не с различными частями речи
  •  Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни.

Пунктуация.

 Выделение  запятыми причастных оборотов, стоящих  после определяемого существительного; деепричастные обороты.

Требования к уровню подготовки учащихся

 В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен:

знать/понимать

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,    описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

- основные признаки  публицистического стиля, особенности основных жанров публицистического стиля;

-  грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи;  отличительные особенности  причастий и прилагательных;

- определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;

-   действительные и страдательные причастия;

-  краткие страдательные причастия;

- способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

- порядок морфологического разбора причастий;

-  грамматические признаки деепричастия как части речи;

- определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;

- способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;

- порядок морфологического разбора деепричастий;

-   грамматические признаки наречия как части речи;

-  смысловые группы наречий;

-  о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;

-   признаки  классификации  самостоятельных и служебных частей речи;

- правила употребления предлогов с разными падежами;

- о  производных и непроизводных, простых и составных предлогах;

-  о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;

- о сочинительных и подчинительных союзах;

- порядок морфологического разбора предлогов и союзов;

- отличие частиц от самостоятельных частей речи;

- формообразующие и смысловые частицы;

- отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;

-  о назначении в речи междометий.

Уметь

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

- производить синтаксический разбор предложений  с причастным  и деепричастным оборотами, а также  сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Орфограммы, изученные в 7 классе:

- Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

- Гласные перед одной и двумя буквами н  в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

-  Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

- Одна и две буквы н в суффиксах  кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких  прилагательных

- Слитное и раздельное написание не с причастиями

- Буква е-ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени

- Правописание не с деепричастиями

- Слитное и раздельное написание не с наречиями на  о-е

- Буквы е-и в приставках не-ни отрицательных наречий

- Одна и две буквы н в наречиях на о-е

- Буквы о-е после шипящих на конце наречий

- Буквы о-а на конце наречий с приставками из, до, с

- Дефис между частями слова в наречиях

- Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

- Мягкий знак после шипящих на конце наречий

- Слитное и раздельное написание производных предлогов

- Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато, потому, поэтому

- Раздельное и дефисное написание частиц

- Правописание частицы не с различными частями речи

- Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни

- Правильно писать изученные  в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами

 По пунктуации.

 Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого  существительного, деепричастные обороты.

По связной речи.

- адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

- подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

- собирать и систематизировать материал к сочинению  с учётом темы и основной мысли;

- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

аудирование и чтение

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

УМК и дополнительная литература

№ п/п

Авторы

Название учебных и методических изданий

Выходные данные

1.

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.

 Русский язык.  Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение, 2010

2.

Богданова Г.А.

Уроки русского языка в 7 классе

М.: Просвещение, 2007

3

Шклярова Т. В.

Сборник упражнений по русскому языку для 6 класса.

 Москва. Издательство «Грамотей», 2014 г.

4

Дюжева О. А.

Русский язык 5-9 классы. Современные диктанты.

Волгоград, «Учитель», 2011

5

Павлова Т. И., Гунина Л. Н.

Практика формирования лингвистических знаний в 5-8-х классах.

Ростов-на-Дону, «Легион», 2013

6

Барышникова Т.

450 диктантов по русскому языку. Учебное пособие для школьников 5-9 классов.

Москва, ТИД «Континент – Пресс», 2003

Цифровые образовательные ресурсы.

№ п/п

Название цифровых образовательных ресурсов

Издатель, год выпуска

1

  • Элект Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

М.: Просвещение, 2008.

2

  • Тести Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.
  •            Кирилл и Мефодий.

3

http://school-collection.edu.ru/

http://www.labirint.ru/books/398554/

 

Календарное поурочное планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Результаты обучения

1

Повторение и закрепление изученного 6 классе

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

2

1

05.09

Уметь выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам образования, производить морфемный и словообразовательный разбор слов; верно писать слова с орфограммами в корнях.

2

Р.р.

Публицистический стиль. Основные особенности и жанры публицистического стиля, сфера употребления.

1

12.09

Знать особенности публицистического стиля, его жанры; уметь определять признаки публицистического стиля в тексте, доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю.

3

Морфология. Орфография. Культура речи.      Причастие

Признаки глагола и прилагательного у причастия.

11

1

19.09

Знать особенности причастия как особой части речи, признаки прилагательного и глагола у причастия

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте,  определять признаки прилагательного и глагола у причастия.

4

Причастный оборот, знаки препинания при причастном обороте

1

26.09

Знать определение причастного оборота, место причастного оборота по отношению к определяемому слову, условия выделения причастного оборота на письме,

уметь правильно расставлять запятые при причастном обороте;  

строить предложения с причастным оборотом, находить и исправлять ошибки  в построении предложений с причастным оборотом.

5

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

03.10

Уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний.

6

Морфологический разбор причастия.

1

10.10

Уметь производить морфологический разбор причастия по плану.

7

Правописание гласной перед  одной и двумя буквами «н»  в  полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени.

1

17.10

Уметь правильно выбирать и писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

8

Одна и две буквы н в суффиксах кратких и полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

1

24.10

Уметь разграничивать СППВ и отглагольные прилагательные, правильно писать Н и НН в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных, слова – исключения.

9

Буквы  е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

31.10

Уметь правильно писать е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

10

Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие»

1

14.11

Знать материал по теме «Причастие», уметь применять изученные в данной теме орфографические правила

11

Работа над ошибками в диктанте по теме «Причастие».

1

21.11

Уметь видеть свои ошибки, исправлять их и графически объяснять

12

Деепричастие

Запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте

1

28.11

Уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; распространять предложения за счёт включения в них деепричастного оборота, правильно расставлять запятые при  одиночном деепричастии и при деепричастном обороте.

13

Работа над ошибками в контрольном диктанте по теме «Деепричастие».

1

05.12

Уметь видеть свои ошибки, исправлять их и графически объяснять

14

Наречие.

Особенности наречия как части речи.  Смысловые группы наречий.

8

1

12.12

Знать отличительные признаки наречия, вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий, уметь определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями, группировать наречия по их значению.

15

Степени сравнения наречий, их образование, синтаксическая роль.

1

19.12

Уметь образовывать разные степени сравнения наречий, находить их в тексте.

16

Слитное и раздельное написание не  с наречиями на  о-е.

1

26.12

29.12

Уметь правильно писать не с наречиями на –о и –е;  разграничивать приставку не и частицу не с наречиями, разграничивать краткие прилагательные с не и наречия с не.

17 Р.р.

Работа над ошибками в сочинении-описании действий.

1

16.01

Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности; уметь исправлять ошибки.

18

Правописание букв о-а на конце наречий с приставками из, до, с.

1

23.01

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

19

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

1

30.01

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь правильно ставить ударения в наречиях, пользоваться орфографическим словарём.

20

Анализ тестовой работы по теме «Наречие», работа нал ошибками

1

06.02

Уметь видеть свои ошибки, исправлять их и графически объяснять

21

Отличие слов категории состояния от наречий.

1

13.02

Знать значение модальных слов и  слов категории состояния, их признаки, синтаксическую роль;  разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

22

Служебные части речи.

Предлог. Отличие непроизводных и производных предлогов, их историческое происхождение.

10

1

20.02

Уметь отличать производные предлоги от непроизводных, определять самостоятельные части речи,  от которых образованы производные предлоги; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов.

23

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1

27.02

Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы, различать на письме  омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

24

Союз. Отличие сочинительных и подчинительных союзов.

1

06.03

Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении;  составлять сложные предложения с данными видами союзов, знать об употреблении запятой перед союзами в сложном предложении.

25

Анализ сочинения-рассказа на основе увиденного на картине, работа над ошибками

1

13.03

Знать особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека; уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине.

26

Группы сочинительных союзов по значению. Запятые при сочинительных союзах

1

20.03

Знать группы сочинительных союзов по значению

Уметь употреблять запятую перед второй частью двойных союзов, употреблять запятую  между однородными членами предложения;  составлять простые и сложносочинённые предложения по схемам.

27

Слитное написание союзов: также, тоже, чтобы, зато.

1

03.04

Знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом.

28

Подчинительные союзы. Группы по значению

Роль союзов в сложноподчинённом предложении

1

10.04

Знать группы подчинительных союзов по значению,  составлять сложные предложения с подчинительными союзами по данным схемам;

29

Частица. Разряды частиц по  значению и употреблению в речи.

1

17.04

Знать разряды частиц,  уметь находить их в речи

30

Различные значения отрицательных частиц  не и ни в предложении.

1

24.04

Уметь определять значения, выражаемые частицами НЕ и НИ;  составлять предложения, в которых частица НИ  служит для выражения отрицания,  утверждения и усиления отрицания.

31

Различение на письме частицы ни, союза ни-ни, приставки ни.

1

08.05

Уметь различать на письме частицу ни, союз ни-ни, приставку ни; графически объяснять условия выбора  правильных написаний

32

Обобщение и повторение изученного в 7 классе

Морфология. Орфография. Морфологический разбор изученных частей речи.

3

1

15.05

Уметь определять  части речи в предложении и синтаксическую роль данных частей речи, производить морфологический разбор слов.

33

Подготовка к итоговый контрольной работе за год.

1

22.05

Знать изученные орфограммы и уметь применять их на практике

34

Анализ итоговый контрольной работы за курс 7 класса, работа над ошибками.

1

24.05

Уметь видеть свои ошибки, исправлять их и графически объяснять

ВСЕГО ЧАСОВ

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...

Тематическое планирование индивидуально - групповых занятий по русскому языку 8 класс

Тематическое планирование индивидуально - групповых занятийпо русскому языку8 класс«На пути к ГИА: работа с текстом»34 часа ( 1 час в неделю)2016-2017г....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 6 класс.

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 6 класс....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 8 класс.

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 8 класс....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс.

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс.

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс....