Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для 7 класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.59 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
Покровская основная общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО Зам. директора _______________ С.К.Барбашова «___» ________2024г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______________ О.Н.Калмыкова приказ от«____»________2024г № ___________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуально-групповых занятий
по русскому языку
для 7 класса
Составитель: учитель русского языка
Калмыкова Ольга Николаевна
2024 год
Пояснительная записка
Программа предназначена для индивидуально-групповых занятий как для одарённых детей, так и для учеников, испытывающих определённые трудности в обучении.
Цель: пробуждение у обучающихся интереса к изучению русского языка.
Задачи:
- ликвидировать пробелы знаний у обучающихся;
- отрабатывать и совершенствовать навыки, полученные на уроках;
- воспитывать любовь к языку, научить бережно обращаться с ним.
Педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:
- использование привычных форм деятельности (в том числе игровых), доступность обучающих задач и постепенный характер их усложнения;
- поддержание доброжелательного психологического климата на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации занятий;
- оптимальное сочетание различных форм занятий: индивидуальной, парной, групповой в рамках фронтальной.
Основным принципом индивидуально-групповых занятий является добровольный характер обучения. При разработке программы за основу взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
При подготовке и проведении занятий учитываются особенности восприятия учащимися учебного материала, специфика их мотивации деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Повторение и закрепление изученного в 6 классе | 2 |
2 | Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие и деепричастие. | 11 |
3 | Наречие и категория состояния | 8 |
4 | Служебные части речи. Предлог, союз, частица. | 10 |
6 | Повторение изученного в 7 классе | 3 |
ИТОГО | 34 |
Основное содержание тем
Язык и культура речи
Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка: публицистический стиль. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: выступление, интервью, статья.
Морфология. Орфография. Причастие и деепричастие.
Причастие: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Правописание окончаний причастий. Деепричастие: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Причастие и деепричастие. Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в текстах. Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.
Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.
Орфография.
- Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
- Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
- Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
- Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных
- Правописание не с деепричастиями
- Слитное и раздельное написание не с наречиями на о-е
- Буквы о-а на конце наречий с приставками из, до, с
- Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных
- Слитное и раздельное написание производных предлогов
- Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато
- Правописание частицы не с различными частями речи
- Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни.
Пунктуация.
Выделение запятыми причастных оборотов, стоящих после определяемого существительного; деепричастные обороты.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен:
знать/понимать
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
- основные признаки публицистического стиля, особенности основных жанров публицистического стиля;
- грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;
- определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
- действительные и страдательные причастия;
- краткие страдательные причастия;
- способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
- порядок морфологического разбора причастий;
- грамматические признаки деепричастия как части речи;
- определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
- способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
- порядок морфологического разбора деепричастий;
- грамматические признаки наречия как части речи;
- смысловые группы наречий;
- о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
- признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
- правила употребления предлогов с разными падежами;
- о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
- о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
- о сочинительных и подчинительных союзах;
- порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
- отличие частиц от самостоятельных частей речи;
- формообразующие и смысловые частицы;
- отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
- о назначении в речи междометий.
Уметь
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
- производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Орфограммы, изученные в 7 классе:
- Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
- Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
- Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
- Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных
- Слитное и раздельное написание не с причастиями
- Буква е-ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени
- Правописание не с деепричастиями
- Слитное и раздельное написание не с наречиями на о-е
- Буквы е-и в приставках не-ни отрицательных наречий
- Одна и две буквы н в наречиях на о-е
- Буквы о-е после шипящих на конце наречий
- Буквы о-а на конце наречий с приставками из, до, с
- Дефис между частями слова в наречиях
- Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий
- Слитное и раздельное написание производных предлогов
- Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато, потому, поэтому
- Раздельное и дефисное написание частиц
- Правописание частицы не с различными частями речи
- Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни
- Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами
По пунктуации.
Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.
По связной речи.
- адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
аудирование и чтение
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
УМК и дополнительная литература
№ п/п | Авторы | Название учебных и методических изданий | Выходные данные |
1. | Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. | Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. | М.: Просвещение, 2010 |
2. | Богданова Г.А. | Уроки русского языка в 7 классе | М.: Просвещение, 2007 |
3 | Шклярова Т. В. | Сборник упражнений по русскому языку для 6 класса. | Москва. Издательство «Грамотей», 2014 г. |
4 | Дюжева О. А. | Русский язык 5-9 классы. Современные диктанты. | Волгоград, «Учитель», 2011 |
5 | Павлова Т. И., Гунина Л. Н. | Практика формирования лингвистических знаний в 5-8-х классах. | Ростов-на-Дону, «Легион», 2013 |
6 | Барышникова Т. | 450 диктантов по русскому языку. Учебное пособие для школьников 5-9 классов. | Москва, ТИД «Континент – Пресс», 2003 |
Цифровые образовательные ресурсы.
№ п/п | Название цифровых образовательных ресурсов | Издатель, год выпуска |
1 |
| М.: Просвещение, 2008. |
2 |
| |
3 | http://school-collection.edu.ru/ http://www.labirint.ru/books/398554/ |
Календарное поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Результаты обучения |
1 | Повторение и закрепление изученного 6 классе Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 2 1 | 05.09 | Уметь выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам образования, производить морфемный и словообразовательный разбор слов; верно писать слова с орфограммами в корнях. |
2 Р.р. | Публицистический стиль. Основные особенности и жанры публицистического стиля, сфера употребления. | 1 | 12.09 | Знать особенности публицистического стиля, его жанры; уметь определять признаки публицистического стиля в тексте, доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю. |
3 | Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие Признаки глагола и прилагательного у причастия. | 11 1 | 19.09 | Знать особенности причастия как особой части речи, признаки прилагательного и глагола у причастия Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастия. |
4 | Причастный оборот, знаки препинания при причастном обороте | 1 | 26.09 | Знать определение причастного оборота, место причастного оборота по отношению к определяемому слову, условия выделения причастного оборота на письме, уметь правильно расставлять запятые при причастном обороте; строить предложения с причастным оборотом, находить и исправлять ошибки в построении предложений с причастным оборотом. |
5 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | 03.10 | Уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
6 | Морфологический разбор причастия. | 1 | 10.10 | Уметь производить морфологический разбор причастия по плану. |
7 | Правописание гласной перед одной и двумя буквами «н» в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | 1 | 17.10 | Уметь правильно выбирать и писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
8 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких и полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | 1 | 24.10 | Уметь разграничивать СППВ и отглагольные прилагательные, правильно писать Н и НН в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных, слова – исключения. |
9 | Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | 31.10 | Уметь правильно писать е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
10 | Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие» | 1 | 14.11 | Знать материал по теме «Причастие», уметь применять изученные в данной теме орфографические правила |
11 | Работа над ошибками в диктанте по теме «Причастие». | 1 | 21.11 | Уметь видеть свои ошибки, исправлять их и графически объяснять |
12 | Деепричастие Запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте | 1 | 28.11 | Уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; распространять предложения за счёт включения в них деепричастного оборота, правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и при деепричастном обороте. |
13 | Работа над ошибками в контрольном диктанте по теме «Деепричастие». | 1 | 05.12 | Уметь видеть свои ошибки, исправлять их и графически объяснять |
14 | Наречие. Особенности наречия как части речи. Смысловые группы наречий. | 8 1 | 12.12 | Знать отличительные признаки наречия, вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий, уметь определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями, группировать наречия по их значению. |
15 | Степени сравнения наречий, их образование, синтаксическая роль. | 1 | 19.12 | Уметь образовывать разные степени сравнения наречий, находить их в тексте. |
16 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на о-е. | 1 | 26.12 29.12 | Уметь правильно писать не с наречиями на –о и –е; разграничивать приставку не и частицу не с наречиями, разграничивать краткие прилагательные с не и наречия с не. |
17 Р.р. | Работа над ошибками в сочинении-описании действий. | 1 | 16.01 | Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности; уметь исправлять ошибки. |
18 | Правописание букв о-а на конце наречий с приставками из, до, с. | 1 | 23.01 | Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
19 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | 30.01 | Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь правильно ставить ударения в наречиях, пользоваться орфографическим словарём. |
20 | Анализ тестовой работы по теме «Наречие», работа нал ошибками | 1 | 06.02 | Уметь видеть свои ошибки, исправлять их и графически объяснять |
21 | Отличие слов категории состояния от наречий. | 1 | 13.02 | Знать значение модальных слов и слов категории состояния, их признаки, синтаксическую роль; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте. |
22 | Служебные части речи. Предлог. Отличие непроизводных и производных предлогов, их историческое происхождение. | 10 1 | 20.02 | Уметь отличать производные предлоги от непроизводных, определять самостоятельные части речи, от которых образованы производные предлоги; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов. |
23 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 | 27.02 | Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы, различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных. |
24 | Союз. Отличие сочинительных и подчинительных союзов. | 1 | 06.03 | Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении; составлять сложные предложения с данными видами союзов, знать об употреблении запятой перед союзами в сложном предложении. |
25 | Анализ сочинения-рассказа на основе увиденного на картине, работа над ошибками | 1 | 13.03 | Знать особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека; уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине. |
26 | Группы сочинительных союзов по значению. Запятые при сочинительных союзах | 1 | 20.03 | Знать группы сочинительных союзов по значению Уметь употреблять запятую перед второй частью двойных союзов, употреблять запятую между однородными членами предложения; составлять простые и сложносочинённые предложения по схемам. |
27 | Слитное написание союзов: также, тоже, чтобы, зато. | 1 | 03.04 | Знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом. |
28 | Подчинительные союзы. Группы по значению Роль союзов в сложноподчинённом предложении | 1 | 10.04 | Знать группы подчинительных союзов по значению, составлять сложные предложения с подчинительными союзами по данным схемам; |
29 | Частица. Разряды частиц по значению и употреблению в речи. | 1 | 17.04 | Знать разряды частиц, уметь находить их в речи |
30 | Различные значения отрицательных частиц не и ни в предложении. | 1 | 24.04 | Уметь определять значения, выражаемые частицами НЕ и НИ; составлять предложения, в которых частица НИ служит для выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания. |
31 | Различение на письме частицы ни, союза ни-ни, приставки ни. | 1 | 08.05 | Уметь различать на письме частицу ни, союз ни-ни, приставку ни; графически объяснять условия выбора правильных написаний |
32 | Обобщение и повторение изученного в 7 классе Морфология. Орфография. Морфологический разбор изученных частей речи. | 3 1 | 15.05 | Уметь определять части речи в предложении и синтаксическую роль данных частей речи, производить морфологический разбор слов. |
33 | Подготовка к итоговый контрольной работе за год. | 1 | 22.05 | Знать изученные орфограммы и уметь применять их на практике |
34 | Анализ итоговый контрольной работы за курс 7 класса, работа над ошибками. | 1 | 24.05 | Уметь видеть свои ошибки, исправлять их и графически объяснять |
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)
Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...

Тематическое планирование индивидуально - групповых занятий по русскому языку 8 класс
Тематическое планирование индивидуально - групповых занятийпо русскому языку8 класс«На пути к ГИА: работа с текстом»34 часа ( 1 час в неделю)2016-2017г....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 6 класс.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 6 класс....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 8 класс.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 8 класс....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс....

