Рабочая программа по русскому языку для 7 класса для детей с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Калмыкова Ольга Николаевна

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl_.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

Покровская основная общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО                                                                              УТВЕРЖДАЮ

Зам директора по УВР                                                                     Директор школы

___________ С.К.Барбашова                                                           ___________  О.Н.Калмыкова

«___»  ____________ 2024г.                                                             приказ от «__» _______ 2024г.

                                                                                                             № _________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 7 класса (для обучающихся с ОВЗ)

                                                                                                Составитель: учитель русского языка

                                                                                     Калмыкова Ольга Николаевна

2024 г.

   Пояснительная записка

 Данная рабочая программа составлена на основе Примерной рабочей программы по русскому языку для  обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования, подготовленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер  – 64101) (далее  – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования «Русский язык», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Особенности отбора и адаптации учебного материала по русскому языку

            Обучающиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии с требованиями основной образовательной программы, адресованной нормотипичным обучающимся, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом. Учащиеся работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Таким обучающимся с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Процесс обучения обучающихся с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них недостатков и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

         Отбор материала выполнен на основе принципа минимально необходимого числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.

         Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было объяснить на доступном для обучающихся с ЗПР уровне.

          Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

        Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в предложенной программе по русскому языку для 7 класса усилен аспект культуры речи. В связи с этим в каждый раздел программы дополнительно включены темы уроков, предписанные федеральным компонентом стандарта и направленные на формирование у школьников представления об основах культуры речи, навыков этикетного речевого поведения, развитие внимания к собственной речи и речи собеседника.

Раздел: «Причастие»

Тема урока: «Правильное употребление причастий в речи. Этикетные языковые формулы приветствия и обращения»

Раздел: « Деепричастие»

Тема урока: «Особенности  употребления деепричастий в речи»

Раздел: « Наречие»

Тема урока: «Смысловые группы наречий. Использование в речи наречий – синонимов и наречий-антонимов»

Тема урока: «Смысловые группы наречий. Диалог как жанр устного речевого общения. Основные элементы этикетного диалога»

Тема урока: «Выразительные средства морфологии. Культура речи как составная часть индивидуальной культуры человека»

Раздел: « Междометие»

Тема урока: «Русский речевой этикет.   Этикетные междометия  (этикет благодарности, поздравления, просьбы и отказа)»

Раздел: « Повторение пройденного  в 7 классе»

Тема урока: «Понятие о  культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи»

Изучение вышеуказанных тем обеспечивает формирование у учащихся умения выбирать и использовать языковые средства в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения, что является необходимым  условием  достижения нормативности, эффективности и успешности речевого общения.

Значительно увеличено, по сравнению с авторской программой, количество часов на изучение разделов: «Причастие», «Деепричастие», так как данный материал является особо сложным для усвоения учениками.

В век информационной цивилизации особую актуальность приобретает   формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках. Разработанная программа предусматривает целенаправленное совершенствование  жизненно важных информационных умений  на уроках по ознакомлению с разными видами чтения:

- Основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительно-реферативное) Культура работы с книгой и  другими источниками информации, способы информационной переработки устного и письменного текста.

В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать следующие учебные умения и навыки:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

         Таким образом, предлагаемая рабочая программа направлена на  формирование общекультурного  уровня ученика, способного в будущем продолжить своё обучение  в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе или  в средних специальных учебных заведениях.

Рабочая программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка;

- сведения о языке как развивающемся явлении;

- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся;

- сведения об основных нормах русского литературного языка;

- перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

        Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, так как для повторения в начале и в конце года выделены специальные часы:  «Повторение пройденного в 5-6 классе» (10 часов)», «Повторение и систематизация изученного в 7 классе» (10 часов). Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень  прочных знаний и умений.

Учебно–тематический план рассчитан на 170 часов.

Используемый учебно-методический комплект:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.) – М.: Просвещение, 2020.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.  Русский язык.  Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2023.

3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение, 2020.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок - исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Основное содержание тем

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(28 часов)

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; конспект). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,  учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений  различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Текст как продукт речевой деятельности

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Композиционно-жанровое разнообразие текстов.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для  публицистического стиля.

Основные жанры публицистического стиля: выступление, интервью, статья.

- Подготовка к созданию устного выступления – обращения  в публицистическом стиле. Методика подготовки к публичной речи, поведение оратора в аудитории.

- Подготовка к написанию репортажа на основе увиденного на картине А.В. Сайкина « Детская спортивная школа»

Культура речи

Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи. 

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ (140 часов)

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие. Национальный язык – единство его различных форм (разновидностей).

Самостоятельные и служебные части речи.

Причастие и деепричастие. Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в текстах. Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.

Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.

Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.  

Орфография.

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  • Гласные перед одной и двумя буквами н  в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
  • Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
  • Одна и две буквы н в суффиксах  кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких  прилагательных
  • Слитное и раздельное написание не с причастиями
  • Буква е-ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени
  • Правописание не с деепричастиями
  • Слитное и раздельное написание не с наречиями на  о-е
  • Буквы е-и в приставках не-ни отрицательных наречий
  • Одна и две буквы н в наречиях на о-е
  • Буквы о-е после шипящих на конце наречий
  • Буквы о-а на конце наречий с приставками из, до, с
  • Дефис между частями слова в наречиях
  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных
  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий
  • Слитное и раздельное написание производных предлогов
  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато
  • Раздельное и дефисное написание частиц
  • Правописание частицы не с различными частями речи
  •  Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни.

Пунктуация.

 Выделение  запятыми причастных оборотов, стоящих  после определяемого существительного; деепричастные обороты.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ   (2 часа)

Язык и культура

 Русский речевой этикет. Отражение в языке культуры и истории народа. Фразеологическое богатство русского языка, пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речи.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)

Учебно–тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Практические работы

Уроки развития речи

Контрольные работы

1

Раздел 1. Русский язык как развивающееся явление.

1

2

Раздел 2. Повторение пройденного  в 5-6 классах

10

Урок-

практикум

1 ч

Текст

Публицистич. стиль

2 ч

Внутришкольн. мониторинг

диктант

1 ч

3

Раздел 3.  Морфология. Орфография. Культура речи.      Причастие

42

Урок-

практикум

1 ч

сочинение

публицист. стиля

1 ч

тест

2 ч

Описание внешности человека

1 ч

диктант

2 ч

Выборочное изложение

2 ч

виды публичных выступлений

1 ч

Описание внешности знакомого

1 ч

4

Раздел 4.   Деепричастие

15

Урок – практикум

 1 ч

Сочинение по картине

2 ч                     

тест

1 ч

диктант

1 ч

5

Раздел 5.  Наречие

35

Урок – практикум

 1 ч

Сочинение по картине

2 ч                     

Внутришкольн. мониторинг

диктант

2 ч

Сочинение-описание действия

2 ч

тест

1 ч

Подробное изложение 2 ч

6

Раздел 6. Категория состояния

5

Сжатое изложение

2 ч

7

Раздел 7.  Служебные части речи. Культура речи.         Предлог

10

Внутришкольн. мониторинг

контрольная

работа

1 ч

8

Раздел 8.  Союз

19

Сочинение-рассказ

 2 ч

контрольный

диктант

1 ч

Сочинение-рассуждение

 2 ч

диктант

1 ч

9

Раздел 9.  Частица

17

Урок – практикум

1 ч

Устное выступление

2 ч

Тест

1 ч

10

Раздел 10. Междометие.  Звукоподражательные слова

6

Сочинение-рассказ

 2 ч

11

Раздел 11. Повторение и систематизация изученного в 7 классе

10

Сочинение-рассуждение

 2 ч

Промежуточная аттестация

диктант

1 ч

              Всего

170

5

28

15

Программа построена с учетом специфики данного класса.

В классе 14 учеников, из них 5 (3 девочки и 2 мальчика) имеют заключение ПМПК с рекомендацией обучения в СКК VII вида. Эти дети с низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи.

         У обучающихся с задержкой психического развития наблюдаются слабость памяти, внимания, функциональная недостаточность зрительного и слухового восприятия. Им свойственна незрелость эмоционально-волевой сферы и поведения, что проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, вялости и апатичности. У детей с ограниченными возможностями здоровья снижена познавательная активность, что проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Наряду с незрелыми психическими функциями у детей имеется фон сохраненных психических функций, на которые можно опираться при планировании дальнейшего маршрута обучения, коррекционно-развивающих упражнений, индивидуальных коррекционных занятий. Одной из форм организации урока в СКК является использование информационно-коммуникационных технологий. Проверка изученного материала проводится с помощью карточек, тестов. Важное место при опросе отводится устным ответам учащихся, для развития речи школьников, обогащения их словарного запаса, развития умения общения школьников. Развитию коммуникативных качеств способствует работа в группах, парах.

Использование дифференцированных заданий:

- на узнавание объектов;

- на описание объектов по плану;

- на дополнение незаконченных предложений с использованием слов для справок и т.д.;

- на воспроизведение по образцу.

Направляющей помощи:

- в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

- в виде «подсказок», т. е. использование карточек-помощниц, карточек-консультаций;

- опорных таблиц, схем;

- наводящих вопросов.

Приёмы и методы, используемые при объяснении:

- повторение за «сильным»;

- инструкция;

- опоры;

- использование наглядности;

- опора на свой жизненный опыт.

При закреплении:

- использование карточек;

- мотивация оценки (сравнение с собой);

- дозирование домашнего задания.

При опросе:

-с опорой на наглядность;

- чередование видов опроса;

- работа в группе с сильным.

Контроль и оценка знаний:

- разноуровневые контрольные работы;

- оценка знаний по успешности;

- индивидуальные карточки.

В соответствии с методическим письмом «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в образовательных учреждениях Ярославской области, реализующих программы общего образования в 2011/2012 уч. г.», учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности учащихся с ЗПР, в ознакомительном плане изучаются следующие темы:

- причастие – особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль);

- склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях;

- не с причастием;

- одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и в прилагательных, образованных от глагола;

- одна буква н в кратких причастиях;

- деепричастие - особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль);

- непроизводные и производные предлоги.

Данный материал, подчеркнутый в поурочном планировании, для учащихся, имеющих справку ПМПК, даётся для ознакомления. Освободившееся время на уроке используется для повторения и закрепления основных вопросов. Особое внимание обращается на развитие речи, навыков чтения, логического мышления. При работе обязательно использование алгоритмов, наглядности. Особенности организации учебной деятельности указаны в отдельной графе.        

В практическом плане (без терминологии) изучаются:

- образование действительных и страдательных причастий;

- правописание гласных в суффиксах причастий;

- степени сравнения наречий;

- разряды частиц по значению и употреблению;

- различение на письме частиц не и ни.

С целью повышения уровня общего развития обучающихся, восполнения пробелов предшествующего обучения, а также для ликвидации индивидуальных пробелов в знаниях и развития мотивации учебной деятельности мною составлен план проведения индивидуальных коррекционных занятий. ИКЗ проводятся с обучающимися по мере выявления индивидуальных пробелов. Обучающиеся, удовлетворительно усваивающие материал в ходе фронтальной работы, к ИКЗ не привлекаются. План проведения ИКЗ (приложение 1)

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку

за курс 7 класса

В результате изучения русского языка  учащиеся должны знать определения основных изученных в 7  классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных

правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

1. Ученик должен знать\ понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного   языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,    описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

-  грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи;  отличительные особенности  причастий и прилагательных;

-  об особенностях склонения причастий;

- определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;

-   действительные и страдательные причастия;

-  краткие страдательные причастия;

- способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

- порядок морфологического разбора причастий;

-  грамматические признаки деепричастия как части речи;

- определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;

- способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;

- порядок морфологического разбора деепричастий;

-   грамматические признаки наречия как части речи;

-  смысловые группы наречий;

-  о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;

-   признаки  классификации  самостоятельных и служебных частей речи;

- правила употребления предлогов с разными падежами;

- о  производных и непроизводных, простых и составных предлогах;

-  о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;

- о сочинительных и подчинительных союзах;

- порядок морфологического разбора предлогов и союзов;

- отличие частиц от самостоятельных частей речи;

- формообразующие и смысловые частицы;

- отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;

-  о назначении в речи междометий.

2.  К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

- производить синтаксический разбор предложений  с причастным  и деепричастным оборотами, а также  сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Орфограммы, изученные в 7 классе:

- Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

- Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

- Гласные перед одной и двумя буквами н  в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

-  Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

- Одна и две буквы н в суффиксах  кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких  прилагательных

- Слитное и раздельное написание не с причастиями

- Буква е-ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени

- Правописание не с деепричастиями

- Слитное и раздельное написание не с наречиями на  о-е

- Буквы е-и в приставках не-ни отрицательных наречий

- Одна и две буквы н в наречиях на о-е

- Буквы о-е после шипящих на конце наречий

- Буквы о-а на конце наречий с приставками из, до, с

- Дефис между частями слова в наречиях

- Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

- Мягкий знак после шипящих на конце наречий

- Слитное и раздельное написание производных предлогов

- Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато, потому, поэтому

- Раздельное и дефисное написание частиц

- Правописание частицы не с различными частями речи

- Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни

- Правильно писать изученные  в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами

 По пунктуации.

        Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого      существительного, деепричастные обороты.

По связной речи.

- адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

- подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

- грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

- собирать и систематизировать материал к сочинению  с учётом темы и основной мысли;

- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

аудирование и чтение

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную  информацию);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

- создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Дополнительные обобщающие материалы

Литература для учителя:

1. Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2007.

2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.:  Айрис пресс, 2000.

3. Калмыкова И.Р. Элективные курсы по культуре речи для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Программы. Филология. –Ярославль, 2006.

4. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 7 класс.- М.: -Дрофа, 2002.

5. Примерная программа по русскому языку основного общего образования для образовательных учреждений с русским языком обучения.

Литература для учащихся:

1 Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990.

2  Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991.

3  Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

4  компьютерный   диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ

Данная программа разработана для индивидуального обучения.   В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс для детей с ОВЗ

Адаптированная программа призвана обеспечить языковое развитие учащихся с ОВЗ : помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной ре...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....