Конспект урока для 6 класса по теме: «Диалектизмы. Брянские говоры. Их особенности и отражение в жизни обычных людей»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока для 6 класса разботан с привлечением краеведческого материала с целью закрепления знаний по теме "Диалектизмы" и повышения интереса учащихся к изучению русского языка.

По аналогии можно организовать урок по говорам любого региона России. В качестве материалов понадобится БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СЛОВАРЬ. Я пользуюсь печатной версией. В Интернете можно найти электронную. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока для 6 класса по теме: «Диалектизмы. Брянские говоры. Их особенности и отражение в жизни обычных людей»

Комментарий автора: Урок может быть дан в качестве закрепления после темы «Диалектизмы» для повышения интереса к изучению русского языка. По аналогии можно организовать урок по говорам любого региона России. В качестве материалов понадобится БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СЛОВАРЬ. Я пользуюсь печатной версией. В Интернете можно найти электронную.

  1. Приветствие. Вводное слово о лексике. Переход к диалектологии и 3 наречиям (Южновеликорусскому, Северновеликокусскому, Среднерусскому).
  2. Осмотр карты русских говоров. Поиск на карте Брянской области.
  3. Рассказ учителя о трех наречиях. Возможна демонстрация на слайде или раздаточный материал с отличиями между наречиями.

Северновеликокусское наречие

Южновеликорусское наречие

1) о-канье ([молоко] - молоко)

ё-канье ([с'оло] - село);

2) г – взрывной, литературный

3) твердый [т] в глаголах 3 лица ([ход'ат]);

4) особое произношение гласной на месте ять [йэ]/ [и] - ([д'ит'а] - ([д'йэт'и]);

5) цоканье ([цаска] - чашка)

чоканье ([ч'апля] - цапля);

6) литературные нормы местоимений в Род. и Дат. падежах (у меня, к себе);

7) совпадение окончаний Дат. и Пред. падежей в существительных (идти с граблям).

1) а-канье ([малако] - молоко)

я-канье ([с'ало] - село);

2) г – фрикативный, оглушается в [х];

3) мягкий [т'] в глаголах 3 лица ([ход'ат']);

4) древнрусские формы местоимений (у мяне, к собе);

5) литературное ['э] на месте ять;

6) замена [ф] на [х], [хв], [кв] – ([хвасол'] - фасоль);

7) различение окончаний Дат. и Пред. падежей в существительных (идти с граблями);

8) замена [в] на [у] - ([ум'эст'э] - вместе).

СРЕДНЕРУССКОЕ НАРЕЧИЕ СОЧЕТАЕТ В СЕБЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ Южновеликорусского и Северновеликокусского наречий.

  1. Практикум.
  1. Задание 1. Определить на слух Северновеликокусское наречие и Южновеликорусское наречие:

- показать видео про северный дом (слышны о-канье, диалектное слово, обозначающее воров (чиликуны), совпедение окончаний Д. и Пр. падежей, местные названия частей избы);

- видео студенческой сценки из мексиканского сериала на южновеликорусском говоре (слышны фонетические особенности).

  1. Задание 2. Угадать значение брянских диалектизмов по контексту (детям раздать карточки с заданием). Тексты взяты из Брянского областного словаря.

№1. Прочитай мини-текст по-брянски. Попробуй разгадать значение незнакомого слова. При необходимости используй Брянский областной словарь

1. А ты казляцы маринованыи пробавал? Очень укусныя. Навля.
2.
Баюсь гадау усяких, казули тожа, и йих пално у лису. Севск.
3. Ни нравицца мине ситяц, дужа лапистый. Брасово.
4. Як выходя деука замуж – маладуха. Климово.
5. Помацай бульбу, можа, ужо зварылась. Стародуб.
6. У бабушки часта помарки. Злынка.
7.
А платки были красивыя, шавкавыя, а то сатинавы я хатела; дык я мамкин платок приблюла. Погар.
8. Дитёнак беспризорный, матка з батькай на работи, призору нима.
Трубчевск.
9. Дачка у мяне рюмза. Красная гора.
10. Хлопяц такой упырливий, слова ни дабьёсся. Трубчевск.

  1. Рефлексия. Завершение урока.
  2. Домашнее задание: выучить особенности брянских говоров, записать 5 брянских диалектизмов.

ССЫЛКИ НА ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

1. Брянский областной словарь:

2. Видео про северный дом: \

3. Видео студенческой сценки:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото

Фильм ,с сопровождающим рассказом  учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...

Конспект урока 8 класс по теме: Важнейшие особенности развития рельефа России

Цели:Образовательная –дать знания об основных формах рельефа России. Изучить основные тектонические структуры.Развивающая –формирование представлений об этапах развития рельефа в России, р...

Конспект урока русского языка по теме "Диалектизмы" с применением технологии активных форм и методов обучения

Урок разработан с применением технологии активных форм и методов обучения...