Конспект урока русского языка по теме "Диалектизмы" с применением технологии активных форм и методов обучения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ляликова Елена Анатольевна

Урок разработан с применением технологии активных форм и методов обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе с применением активных методов обучения

Тема: «Диалектизмы»

Цели урока:

образовательные:

- познакомить обучающихся с новым  понятием;

- научить осознавать значимость и эффективность применения диалектизмов в  устной и письменной речи;

- учить практическому умению находить диалектизмы тексте.

воспитательные:

- содействовать повышению мотивации  к  расширенному изучению русского языка.

развивающие: 

- развивать творческие способности и личностные качества;

- способствовать развитию навыков работы в группе, толерантности и командного духа.

- сформировать практические знания  о диалектизмах и их значении в речи.

Тип: урок ознакомления с новым материалом;

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, групповая.

Оборудование:

Вхождение в тему:  проектор, экран, интерактивная доска.

Формирование ожидания: стикеры, цветные ручки, карандаши, магниты.

Интерактивная лекция: ватман, цветные карандаши, Толковый словарь.

Проработка содержания темы: карточки с иллюстрациями, карандаши.

Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся находить диалектизмы в устной и письменной речи; научатся объяснять их роль в русском языке.

Этапы урока:

1.     Инициация (1 минута)

2.     Вхождение в тему (4 минуты + 5 минут)

3.     Формирование ожиданий ученика (5 минут)

4.     Интерактивная лекция (10 минут)

5.     Эмоциональная разрядка (3 минуты)

6.     Проработка содержания темы (10 минут +5 минут)

7.     Подведение итогов (1 минута)

8.     Домашнее задание (1 минута)

Ход урока

1.  Инициация (1 минута)

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

Весь класс

Метод «Приветствие»

Проведение: класс приветствует учителя стоя. Учитель находит контакт с каждым из учеников «глаза в глаза».

2. Вхождение или погружение в тему (4 минуты + 5 минут)

Слайд-шоу (4 минуты)

(4 слайда)

Цель: раскрытие темы урока.

Ученик у доски раскрывает тему урока классу

Описание урока:

Урок разработан для изучения темы  в  6 классе с  использованием  активных методов обучения, причем структура урока не нарушена.

Учитель в ходе урока является тьютором-  курирует деятельность обучающихся, не оказывая познавательного   давления. Таким образом, обучающиеся имеют большое свободное пространство для собственной самореализации.  Задания для обучающихся подобраны  с учетом максимального раскрытия их творческих и познавательных способностей.

Домашнее задание носит развивающий характер.

Проведение:  Обучающийся демонстрирует заранее подготовленный материал (слайд-шоу, фильм, созданный на основе изучения параграфа учебника и дополнительного материала), в котором   раскрывает понятие диалектизм  и приводит примеры.

Примерная информация:

Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности, кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык. В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)

Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др. 
Вы, наверное, слышали некоторые слова от ваших бабушек и дедушек, в старину на Дону казаки именно такие слова использовали в своей речи. Речь жителей той или иной местности называют 
диалектом.

В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или наречия), южнорусские диалекты (наречие), среднерусские диалекты (говоры). 
Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.

Интеллектуальная игра «Философия жизни» или «Мир един» (5 минут)

Цель: заинтересовать класс, дать почувствовать каждому обучающемуся важность  изучения темы.

Участники – обучающиеся всего класса

Форма проведения:  Дети становятся в круг. Им  предлагается фраза, которую нужно продолжить. Один из учеников должен дать утверждение, а другой отрицание. На уроке будем использовать только утверждение.

«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему диалектизмы…» (продолжите фразу)

Варианты ответов детей:

- это очень интересно

- потому что мы должны знать русский язык

- она нам пригодится при сдаче экзамена

- она нам нужна для подготовки к контрольной работе

и т.д.

Если ученик затрудняется дать утверждение, он может пропустить свой ход!

3. Формирование ожиданий ученика (5 минут)

Метод «Список покупок»

Цель: выяснить, чего ожидают учащиеся от этого урока. Разбить класс на группы.

Весь класс

Проведение: учащимся предлагается выбрать на доске понравившийся стикер (цвет, форма). С помощью стикеров учащиеся образуют группу в соответствии с формой и цветом. Группа с красными стикерами, группа с зелеными стикерами и т.д. На стикере с одной стороны учащиеся пишут свои ожидания от урока. Стикеры сохраняются до конца урока на парте у каждого учащегося.

4. Интерактивная лекция (10 минут)

Мероприятие «Лабиринт»

Цель: с помощью проблемного обучения подвести учащихся к раскрытию темы.

Группы

Проведение: каждой группе дается ватман, на котором написаны разные по своему происхождению слова (архаизмы, историзмы, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы).

Например: рейтинг, сайт, бытовые понятия (корчма, лабаз, алтын, целковый)агнец (ягненок), скейтборд, ведать (знать), пирсинг, внимать (слушать), спонсор, врата (ворота), плейер, дизайн,  глас (голос), секьюрити, грясти (идти), длань (ладонь), ворота, днесь (сегодня), старинная одежда и обувь (армяк, кафтан, камзол), дщерь (дочь), названия лиц по профессии, занятию (стрелец, стражник, ратник, приказчик), программист, зело (очень), снег, учреждения и должностные лица (вече, управа, воевода, исправник), заря, зреть (смотреть), кормчий (рулевой), названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень), сериал, кварки (элементарные частицы).

Из многообразия слов достаточно отобрать 10 и предложить обучающимся.

Ставим перед учениками задачу: отберите  слова, которые являются необщеупотребительными, а относятся к употреблению жителями той или иной местности. Учащиеся для отбора могут использовать фломастеры, зачеркивать или ставить крестики на словах, которые не нужны.

После выполнения задания перед группами ставим вопросы:

1. Почему вы отобрали именно эти слова?

(обучающиеся могут отобрать слова не те. Нужно каждое слово рассмотреть, объяснить его значение и определить группу слов, к которой это слово относится. Дети могут объяснить значение слова сначала сами, а затем при помощи  Толкового  словаря).

2. Зачем в речи нужны диалектизмы?

3. Могут ли диалектизмы быть новыми?

4. Являются ли слова кочет (петух), дюже (очень); гутарить (говорить) диалектизмами ? Почему?

5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)

Игра  «Найди друга»

Цель:   физическая и эмоциональная разминка, развитие внимания.

Участники - весь класс.

Ход игры: учитель  приглашает всех  собраться в круг. Задание: слушать внимательно описание  участника и быстро присоединиться к нему. Пример: у этого человека голубые глаза и светлые волосы (все «цепляются» руками за этого ученика.) Далее: у этого человека цветная пуговичка на левой стороне правого рукава.  (В результате происходит тактильный контакт, в ходе которого дети могут почувствовать свою сопричастность к общему делу).

6. Проработка содержания темы (10 минут + 5 минут)

«Жужжание» групп (10 минут)

Цель:  выписать диалектизмы, подобрать к ним общеупотребительные синонимы:

Работа в группе

из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы:

- Как не быть! всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты несерчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстахэвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были… Об летохаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.

Ученики ( Проверка)

(1) Всяк – по-всякому (по-разному).

(2) (Не) серчай – (не) сердись.

(3) Примерно – например.

(4) (После) молчка – (после) молчания.

(5) Эвтак – этак, примерно.

(6) Не станет – не будет.

(7) Знатный – представительный.

(8) Люди-те – люди-то.

(9) Об лето – летом.

(10) Вишь – видишь.

(11) По околотку – по округе.

(12) Пробавлялись – зарабатывали.

(13) (В) осенину – осенью.

(14) Дичину – дичь.

 После выполнения задания задаётся вопросы обучающимся:

Как мы определяем диалектные слова в тексте?

 Легко ли сразу подобрать синоним?

Что нужно сделать, если не можем подобрать синоним сами?

7. Подведение итогов (1 минута)

Метод «Рефлексия»

Цель: узнать насколько познавательным и интересным был урок. Оправданы ли ожидания учащихся (предлагается еще  раз сверить свои ожидания с теми, которые были в течение урока)?

Весь класс

Проведение: на стикерах, с другой чистой стороны, нарисовать смайлик  веселый либо грустный и прикрепить на магнитную доску. Напомнить каждой группе, чтобы они выставили себе на стикерах рядом со смайликом оценку за урок.

8. Домашнее задание

Найти в изучаемой  художественной литературе пять диалектизмов, записать на отдельных листочках для дальнейшего рассмотрения на следующем уроке.

Цель: рассмотреть слова, которые нашли обучащиеся в классе и определить, относятся ли они к диалектизмам или нет. Придумать в классе предложения и словосочетания с данными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с использованием дистанционных технологий в 9 классе

Урок русского языка в 9 классе с использованием дистанционных технологий по теме "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными" .В рамках данного урока решаются следующие це...

Конспект урока русского языка со здоровье сберегающими технологиями "Обособление второстепенных членов предложения"

Конспект урока русского языка со здоровье сберегающими технологиями в 8 «А» классе Тема урока: Обособление второстепенных членов предложения. (Слайд №1)Цель: Формирование умения находить и обособ...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

Конспект урока русского языка по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"....

Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"

Конспект урока русского языка с использованием игровой технологии "Неполные предложения"...