Методы и приемы работы с ключевыми словами текста
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Методы и приемы работы с ключевыми словами текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       «Педагогическое мастерство – 2025»

 

Секция: «Методы, средства и приемы повышения эффективности образовательной деятельности»

Название работы: «Методы и приемы работы с ключевыми словами текста»

                                                   Выполнила: Медведева Таисия Геннадьевна,

                                                           учитель русского языка и литературы

                                                           высшей квалификационной категории                          

                                                  МОУ «СОШ п. Белоярский Новобурасского

                                                               района Саратовской области  имени

                                                                                    Бабушкина А.М.»

                                                                         

                                                             Контакты: э/п med.tg260564@yandex.ru

                                                                                            8 9873880494

                 

                                             р.п. Новые Бурасы, 2025 г

                                           

                                     

                                             Содержание

Введение......................................................................................................1

Методы и приемы работы с ключевыми словами текста..............  2-3

Метод выбора ключевых слов................................................................4

Метод исключения слов...........................................................................5

Метод пространственного маркирования……………………………6                                            

Метод упорядоченных ассоциаций……………………………………7

Метод технологии критического мышления…………………………8

Приложение 1. Работа с ключевыми словами текста при подготовке

к сжатому изложению................................................................................9-10

                                                         

                                                       

                                                          2

                                                                           Слова – лишь символы и знаки

                                                                           Того ручья с бездонным дном,

                                                                            Который в нас течет во мраке

                                                                            И о совсем журчит ином.

                                                                                             И. Губерман

          На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Поэтому текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и правомерного его использования в качестве образца выполнения действий изучаемого предмета учителю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы. Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным методам работы с материалами текста,                                                                                            

        Работа с ключевыми словами текста при подготовке

                                  к сжатому изложению

Цель – закрепить умение определять ключевые слова в тексте.

Опорные (ключевые) слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова

создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой контекст, вовлекая в него другие слова, связанные с контекстом. Иначе говоря, ключевые слова образуют каркас, на который «нанизывается» текст. Ключевое слово обычно присутствует в заголовке текста, в начале текста – зачине. Также нужно обращать внимание на повторяющие слова.

                                                       3

      Обратимся к особым технологиям работы с ключевыми словами в тексте.

                  Метод выбора ключевых слов

Метод выбора ключевых слов связан с приемами, нацеленными на запоминание информации вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты.

      Метод основан на том, что в каждой фразе может быть выделено одно-два

ключевых слова, припомнив которые, немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу, а для каждого абзаца – это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить раз прочитанный абзац. Фраза и абзац – здесь понятия условные, соответствующие не реальным фразам и абзацам текста, а примерно соответствующим по объему подразделам и единицам информации, которые вы хотели бы из него усвоить. То есть это как бы абзацы и фразы текста, который вы сами мысленно хотели бы создать и усвоить по материалам настоящего.

Рассмотрим приемы работы с запоминаемым материалом.

Группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям

(смыслу, ассоциациям и др.).

Выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту,

примеры, цифровые данные, сравнения).

План – совокупность опорных пунктов.

• Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

                                                              4

Структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

• Схематизация (построение графических схем) – изображение или описание

чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой

информации.

Серийная организация материала – установление или построение различных

последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочивание

в пространстве.

Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Золотое правило хорошего запоминания – интеллектуальная работа с материалом. Методы активного запоминания включают в себя такую интеллектуальную работу с текстом, как поиск опорных (ключевых слов).

Что такое ключевое слово? Это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести.

Этапы работы по данному методу:

Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.

• Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.

• Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.

• После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая

нужна для выполнения задания.

                                                        5

• К каждому ключевому слову поставь вопрос, который свяжет его со соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.

• Соедини два ключевых слова с помощью вопроса. Таким образом образуется цепочка.

• Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

Метод «Исключение слов»

Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности учащихся, их умения обобщать. Данная методика выявляет логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений.

Метод пространственного маркирования

     Цепочка ключевых слов (как в предыдущем методе) не просто запоминается как рассказ. Ключевые слова мысленно «распихиваются» в отдельные части некоего зрительного образа, и продвижение от одного к другому представляется как соответствующий маршрут и ассоциируется с ним.   Для запоминания не связанных между собой слов нужно найти какую-нибудь опору. В этом методе это набор событий или образов, которые всегда идут в одном и том же порядке. Для простоты объяснения назовем это «опорным списком». «Опорный список» необходим для запоминания слов в нужном порядке. Суть данной техники заключается в том, что каждое слово «вставляется» в контекст ситуации из «опорного списка».

Метод упорядоченных ассоциаций

    Метод свободного ассоциативного эксперимента понимается как экспериментальное исследование знания значения языковой единицы носителями языка. Что же касается текстовых ассоциативно смысловых полей

                                                   6

ключевых слов, то их можно рассматривать и как структурную единицу текста, объединяющую концептуально лексические средства, имеющие смысловую общность, и как единицу анализа текста – формы коммуникации. Выделение текстовых ассоциативно смысловых полей ключевых слов стало возможным и закономерным следствием коммуникативно деятельностного подхода к тексту как объекту познавательной деятельности читателя и результату деятельности автора, реализующего свою коммуникативную стратегию.

Практикум

• Проанализируйте ассоциативные параллели ключевого слова «вечность» и

лексические средства, имеющие общий семантический признак «время»,

«движение», «знание» в произведении Н. Гумилёва «Вечное».

Метод технологии развития критического мышления (РКМ)

Этот интересный прием рекомендуется для работы с художественным текстом. На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся требуется подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии.

Техника запоминания

Данная технология, известная также как карта изображения процесса общего системного мышления с помощью кластеров.

Кластеры

Термин «кластер» происходит от английского «cluster» – рой, гроздь, груда,

                                                           7

скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди – графический прием, заключающийся в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Кластеры помогают во время написания сжатого текста или сочинения-рассуждения, когда запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно было бы получить при обычной письменной работе. Этот прием часто применяют при систематизации информации до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков, но основная задача этой формы – не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. Правила очень простые. В центре рисуем круг – это наша тема, вокруг нее круги поменьше – крупные смыло-вые единицы, соединяемые прямой линией с большим кругом, затем круги поменьше.  Большой потенциал имеет этот прием и на стадии рефлексии: на этой стадии можно внести исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнить их на основе новой информации, установить причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками. Дополнительным заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей», а также выделение новых «гроздей». Чтобы составить текст, например, в сжатом виде, необходимо расположить предложения в определенной последовательности, которая отражает логику развития мысли.               Таким образом, мы можем конструировать текст в логике уточнений, в основе которой лежит определенная система вопросов. Например, при составлении текста мы отвечаем на вопросы: Что произошло? Как произошло? Почему? Какие последствия? Кроме того, что-то может происходить с кем-то, значит, должны быть герои (кто?), которые мыслят, чувствуют, ощущают.

                                                  8

Поэтому можно поставить вопросы: Какие мысли? Какие чувства, ощущении.  В тексте также может описываться место и время действия, следовательно, мы должны ответить на вопросы: где? и когда? В результате составляется кластер для конструирования текста на основе опорных вопросов. Конструирование текста осуществляется через выбор ключевых слов. Рассмотрим пример составления кластера на основе текста.

Практикум

• Заполните пустующие графы кластера недостающими вопросами.

• Составьте подобный кластер на основе опорных вопросов, используя ключе-

вые слова текста.

• После составления всей карты развернутого плана напишите сжатое изложение.

 

          Известный поэт Александр Блок писал: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды». То же самое можно сказать о любом тексте. В каждом тексте есть ключевые слова, в которых заключается его суть. Их необходимо уметь выделять в тексте, чтобы справиться с написанием сжатого изложения на ОГЭ.

                   

                                                    9

                                                                                            Приложение 1

       

  Упражнение 1

Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задание:

1. Определите тему текста.

2. Определите идею текста.

3. Запишите ключевые слова (слова, значимые для понимания текста).

Упражнение 2

1. Прочитайте ключевые слова текста.

2. Составьте свой текст по ключевым словам.

3. Сравните с исходным текстом, откорректируйте свое высказывание.

Упражнение 3

1. Прочитайте ключевые слова текста, с которым вы сейчас познакомитесь

2. Прочитайте текст и определите, соответствует ли последовательность

предъявления ключевых слов его содержанию.

3. Внесите правку в список ключевых слов, а затем после второго прочтения

текста письменно его изложите.

                                                       10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы со словарными словами обучающихсямладших классов с умственной отсталостью.

В статье рассмотрена методика по работе со словарными словами в младших классах у детей с умственной отсталостью....

Методы и приемы работы с текстом

Презентация "Методы и приемы работы с текстом"...

Методы и приемы работы с ключевыми словами текста на уроках русского языка и литературы

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навы...

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...

Семинар-практикум на тему «Интерпретация и обобщение информации при работе с текстом», способствующий развитию и совершенствованию методов и приемов работы по формированию читательской грамотности»

Практический семинар дает возможность педагогическим работникам МБОУ «Ингалинская СОШ им. В. А. Колбунова» изучить и освоить эффективные приемы обобщения и интерпретации информации при раб...