Методы и приемы работы с ключевыми словами текста
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Методы и приемы работы с ключевыми словами текста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическое мастерство – 2025»
Секция: «Методы, средства и приемы повышения эффективности образовательной деятельности»
Название работы: «Методы и приемы работы с ключевыми словами текста»
Выполнила: Медведева Таисия Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ п. Белоярский Новобурасского
района Саратовской области имени
Бабушкина А.М.»
Контакты: э/п med.tg260564@yandex.ru
8 9873880494
р.п. Новые Бурасы, 2025 г
Содержание
Введение......................................................................................................1
Методы и приемы работы с ключевыми словами текста.............. 2-3
Метод выбора ключевых слов................................................................4
Метод исключения слов...........................................................................5
Метод пространственного маркирования……………………………6
Метод упорядоченных ассоциаций……………………………………7
Метод технологии критического мышления…………………………8
Приложение 1. Работа с ключевыми словами текста при подготовке
к сжатому изложению................................................................................9-10
2
Слова – лишь символы и знаки
Того ручья с бездонным дном,
Который в нас течет во мраке
И о совсем журчит ином.
И. Губерман
На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Поэтому текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и правомерного его использования в качестве образца выполнения действий изучаемого предмета учителю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы. Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным методам работы с материалами текста,
Работа с ключевыми словами текста при подготовке
к сжатому изложению
Цель – закрепить умение определять ключевые слова в тексте.
Опорные (ключевые) слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова
создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой контекст, вовлекая в него другие слова, связанные с контекстом. Иначе говоря, ключевые слова образуют каркас, на который «нанизывается» текст. Ключевое слово обычно присутствует в заголовке текста, в начале текста – зачине. Также нужно обращать внимание на повторяющие слова.
3
Обратимся к особым технологиям работы с ключевыми словами в тексте.
Метод выбора ключевых слов
Метод выбора ключевых слов связан с приемами, нацеленными на запоминание информации вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты.
Метод основан на том, что в каждой фразе может быть выделено одно-два
ключевых слова, припомнив которые, немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу, а для каждого абзаца – это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить раз прочитанный абзац. Фраза и абзац – здесь понятия условные, соответствующие не реальным фразам и абзацам текста, а примерно соответствующим по объему подразделам и единицам информации, которые вы хотели бы из него усвоить. То есть это как бы абзацы и фразы текста, который вы сами мысленно хотели бы создать и усвоить по материалам настоящего.
Рассмотрим приемы работы с запоминаемым материалом.
• Группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям
(смыслу, ассоциациям и др.).
• Выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту,
примеры, цифровые данные, сравнения).
• План – совокупность опорных пунктов.
• Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
4
• Структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
• Схематизация (построение графических схем) – изображение или описание
чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой
информации.
• Серийная организация материала – установление или построение различных
последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочивание
в пространстве.
• Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположности.
Золотое правило хорошего запоминания – интеллектуальная работа с материалом. Методы активного запоминания включают в себя такую интеллектуальную работу с текстом, как поиск опорных (ключевых слов).
Что такое ключевое слово? Это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести.
Этапы работы по данному методу:
• Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.
• Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
• Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.
• После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая
нужна для выполнения задания.
5
• К каждому ключевому слову поставь вопрос, который свяжет его со соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
• Соедини два ключевых слова с помощью вопроса. Таким образом образуется цепочка.
• Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
Метод «Исключение слов»
Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности учащихся, их умения обобщать. Данная методика выявляет логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений.
Метод пространственного маркирования
Цепочка ключевых слов (как в предыдущем методе) не просто запоминается как рассказ. Ключевые слова мысленно «распихиваются» в отдельные части некоего зрительного образа, и продвижение от одного к другому представляется как соответствующий маршрут и ассоциируется с ним. Для запоминания не связанных между собой слов нужно найти какую-нибудь опору. В этом методе это набор событий или образов, которые всегда идут в одном и том же порядке. Для простоты объяснения назовем это «опорным списком». «Опорный список» необходим для запоминания слов в нужном порядке. Суть данной техники заключается в том, что каждое слово «вставляется» в контекст ситуации из «опорного списка».
Метод упорядоченных ассоциаций
Метод свободного ассоциативного эксперимента понимается как экспериментальное исследование знания значения языковой единицы носителями языка. Что же касается текстовых ассоциативно смысловых полей
6
ключевых слов, то их можно рассматривать и как структурную единицу текста, объединяющую концептуально лексические средства, имеющие смысловую общность, и как единицу анализа текста – формы коммуникации. Выделение текстовых ассоциативно смысловых полей ключевых слов стало возможным и закономерным следствием коммуникативно деятельностного подхода к тексту как объекту познавательной деятельности читателя и результату деятельности автора, реализующего свою коммуникативную стратегию.
Практикум
• Проанализируйте ассоциативные параллели ключевого слова «вечность» и
лексические средства, имеющие общий семантический признак «время»,
«движение», «знание» в произведении Н. Гумилёва «Вечное».
Метод технологии развития критического мышления (РКМ)
Этот интересный прием рекомендуется для работы с художественным текстом. На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся требуется подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии.
Техника запоминания
Данная технология, известная также как карта изображения процесса общего системного мышления с помощью кластеров.
Кластеры
Термин «кластер» происходит от английского «cluster» – рой, гроздь, груда,
7
скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди – графический прием, заключающийся в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Кластеры помогают во время написания сжатого текста или сочинения-рассуждения, когда запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно было бы получить при обычной письменной работе. Этот прием часто применяют при систематизации информации до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков, но основная задача этой формы – не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. Правила очень простые. В центре рисуем круг – это наша тема, вокруг нее круги поменьше – крупные смыло-вые единицы, соединяемые прямой линией с большим кругом, затем круги поменьше. Большой потенциал имеет этот прием и на стадии рефлексии: на этой стадии можно внести исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнить их на основе новой информации, установить причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками. Дополнительным заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей», а также выделение новых «гроздей». Чтобы составить текст, например, в сжатом виде, необходимо расположить предложения в определенной последовательности, которая отражает логику развития мысли. Таким образом, мы можем конструировать текст в логике уточнений, в основе которой лежит определенная система вопросов. Например, при составлении текста мы отвечаем на вопросы: Что произошло? Как произошло? Почему? Какие последствия? Кроме того, что-то может происходить с кем-то, значит, должны быть герои (кто?), которые мыслят, чувствуют, ощущают.
8
Поэтому можно поставить вопросы: Какие мысли? Какие чувства, ощущении. В тексте также может описываться место и время действия, следовательно, мы должны ответить на вопросы: где? и когда? В результате составляется кластер для конструирования текста на основе опорных вопросов. Конструирование текста осуществляется через выбор ключевых слов. Рассмотрим пример составления кластера на основе текста.
Практикум
• Заполните пустующие графы кластера недостающими вопросами.
• Составьте подобный кластер на основе опорных вопросов, используя ключе-
вые слова текста.
• После составления всей карты развернутого плана напишите сжатое изложение.
Известный поэт Александр Блок писал: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды». То же самое можно сказать о любом тексте. В каждом тексте есть ключевые слова, в которых заключается его суть. Их необходимо уметь выделять в тексте, чтобы справиться с написанием сжатого изложения на ОГЭ.
9
Приложение 1
Упражнение 1
Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задание:
1. Определите тему текста.
2. Определите идею текста.
3. Запишите ключевые слова (слова, значимые для понимания текста).
Упражнение 2
1. Прочитайте ключевые слова текста.
2. Составьте свой текст по ключевым словам.
3. Сравните с исходным текстом, откорректируйте свое высказывание.
Упражнение 3
1. Прочитайте ключевые слова текста, с которым вы сейчас познакомитесь
2. Прочитайте текст и определите, соответствует ли последовательность
предъявления ключевых слов его содержанию.
3. Внесите правку в список ключевых слов, а затем после второго прочтения
текста письменно его изложите.
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы работы со словарными словами на различных этапах урока русского языка в основной школе
Методические рекомендации....

Методы и приемы работы со словарными словами обучающихсямладших классов с умственной отсталостью.
В статье рассмотрена методика по работе со словарными словами в младших классах у детей с умственной отсталостью....
Методы и приемы работы с текстом
Презентация "Методы и приемы работы с текстом"...

Методы и приемы работы с ключевыми словами текста на уроках русского языка и литературы
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навы...

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...

Семинар-практикум на тему «Интерпретация и обобщение информации при работе с текстом», способствующий развитию и совершенствованию методов и приемов работы по формированию читательской грамотности»
Практический семинар дает возможность педагогическим работникам МБОУ «Ингалинская СОШ им. В. А. Колбунова» изучить и освоить эффективные приемы обобщения и интерпретации информации при раб...
