Форма для сочинения ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку. Разработка поможет учащимся 11 класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМА ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вопрос(ы) | Структурная часть сочинения | Речевые конструкции | Пример текста сочинения (с делением на абзацы) |
Над каким вопросом размышляет автор? | 1 абзац. Вступление, содержащее проблемный вопрос // формулировку проблемы в виде утверждения* (*не является обязательной частью) | В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему (чего?) Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)… Автор предложенного для анализа текста (ФИО автора) … задаётся вопросом: (проблема в виде вопроса). (Проблема в виде вопроса)? Ответ на этот вопрос ищет в своём тексте (ФИО автора). (Проблема в виде вопроса)?Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО). | Автор предложенного для анализа текста Г.А. Горышин задаётся вопросом: «Какова роль учителя в жизни человека?» |
Какова позиция автора по указанной проблеме? (Как автор текста отвечает на проблемный вопрос?) | 2 абзац. Позиция автора* (* может располагаться после комментария) | Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что… Размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: … Автор стремится донести до читателя мысль о том, что … Автор // ФИО автора считает // убеждён: … | Автор стремится донести до читателя мысль о том, что хороший учитель способствует взрослению человека. |
Как (на каком примере) раскрывается в тексте позиция автора по указанной проблеме? | 3 абзац. Комментарий Пример-иллюстрация№1 | Проследим, как в тексте раскрывается позиция автора по указанной проблеме. Чтобы понять позицию автора по указанной проблеме, обратимся к тексту. Точка зрения автора достаточно ясно выражена в предложенном для анализа тексте. В центре внимания автора случай… В качестве примера автор рассматривает… Авторская позиция раскрывается автором на примере… Автор обращает внимание читателя на … Автор начинает текст с описания … Размышляя над поставленной проблемой, автор вспоминает случай, произошедший с … | Проследим, как в тексте раскрывается позиция автора по указанной проблеме. Размышляя, рассказчик повествует о своем детстве, о том, что "литература в школе" у него шла "ни шатко ни валко", несмотря на то, что герой грамоте "был изрядно научен дома". Этот пример убедительно доказывает, что увлечь литературой, чтением насильно нельзя. Не станет подросток делать то, что ему не нравится. |
Как этот пример помогает понять авторскую позицию по указанной проблеме? | Пояснение к примеру-иллюстрации №1 | Этот пример убедительно доказывает, что… Эти события (факты, примеры) помогают понять (показывают) … Действительно, … // … что свидетельствует о … Поступок (мысли) героя свидетельствует о том, что… Автор, без сомнения, сочувствует (осуждает, одобряет) своему герою, что свидетельствует о том, что… |
Вопрос(ы) | Структурная часть сочинения | Речевые конструкции | Пример текста сочинения (с делением на абзацы) |
Как (на каком ещё примере) раскрывается в тексте позиция автора по указанной проблеме? | 4 абзац. Пример-иллюстрация№2 | Продолжая размышлять над проблемой, автор показывает, что … Автор также изображает (описывает) … Особого внимания заслуживает высказывание… Автор также обращается к собственному опыту и вспоминает… Продолжая рассказ (историю…..) | Продолжая рассказ о своем детстве, Горышин повествует о новом учителе Борисе Борисовиче Стахе. Бывший фронтовик говорил школьникам "о счастье быть освобожденным", о весне человечества, о Победе. Именно благодаря новому учителю рассказчик прочитал "книгу, не заданную по литературе, полностью". Этот пример даёт возможность понять, какое влияние на школьника имеет педагог. Подросток с интересом и без принуждения прочитал книгу, о которой говорил Стах. |
Как этот пример помогает понять авторскую позицию по указанной проблеме? | Пояснение к примеру-иллюстрации №2 | Этими словами писатель убеждает читателя в том, что… Слова героя (автора) (мысли героя (автора), поступок героя) позволяют понять… Эти слова содержат глубокий смысл: … | |
Какими смысловыми отношениями связаны между собой примеры-иллюстрации? | 5 абзац. Указание смысловой связи между примерами и её пояснение | Смысловые связи двух примеров-иллюстраций: 1)противопоставление 2) сопоставление (сравнение), 3)причинно-следственная(какова была причина, описанная в первом примере, и к каким последствиям она привела), 4) указание на условие (в первом примере описываются условия, которые привели к реализации события, описанного во втором), 5) указание на уступку (вопреки каким событиям, описанным в первом примере, произошло то, что рассказано во втором), 6)связь по аналогии(чем похожи примеры), 7)пояснение, дополнение, конкретизация, уточнение (какие подробности приводятся во втором примере, связанные с событием, описанном в первом). КЛИШЕ. Сравнивая (сопоставляя) эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… Анализируя примеры-иллюстрации, мы понимаем, что автор противопоставляет (сравнивает, сопоставляет…) Для сравнения автор обращается к … Сравнение … и … позволяет заострить внимание читателя на Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… Объясняя причину поступка героя, автор приводит… Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее. … Описанный автором поступок героя (событие, произошедшее с героем, случай…), несомненно, является причиной дальнейших печальных (трагических, удивительных…) событий… Приведённые мною примеры из текста связаны причинно-следственной связью. Противопоставляя эти примеры (героев), автор … Выстроенная автором антитеза позволяет читателю понять//увидеть, … Таким образом, автор противопоставляет что-то чему-то, тем самым подчёркивая … Это противопоставление подчёркивает (делает более наглядной, помогает увидеть) связь между … и … Эти слова героя (автора) и являются ответом на вопрос, заданный автором в начале текста. Именно эти слова позволяют читателю ещё раз задуматься о … | Приведенные мною примеры противопоставлены. В первом говорится о неудачных попытках в семье повлиять на увлечения подростка. Во втором примере рассказывается о том, как человек, пользующийся авторитетом у мальчика, без усилий сумел привить подростку любовь к чтению. |
Вопрос(ы) | Структурная часть сочинения | Речевые конструкции | Пример текста сочинения (с делением на абзацы) |
Согласен ли я с автором? Как бы я ответил на проблемный вопрос? | 6 абзац. Своё отношение к позиции автора | Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему… Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста в том, что… Не могу не согласиться с позицией автора текста. Действительно, … // Например, … С позицией автор я не согласен, так как считаю, что… С позицией автора я могу согласиться частично: … | Я согласен с мнением автора и тоже считаю, что учитель помогает школьникам повзрослеть. Так, например, педагог не только даёт знания, но и влияет на дальнейшую судьбу своих учеников. Подтвердить данную мысль я могу примером из жизни моей мамы. В школе русский язык и литературу у мамы преподавал молодой талантливый педагог. Благодаря этому человеку ребята знакомились с новинками литературы, посещали театры. Мама говорила, что этот человек учил ребят думать самостоятельно. После окончания школы мама и ещё несколько ребят из ее класса поступили в педагогический институт и уже много лет работают в школе. Так педагог повлиял на выбор профессии. |
Какой пример из моего читательского, историко-культурного или жизненного опыта позволяет мне согласиться / не согласиться с автором? | Обоснование своего отношения примером из какого-либо произведения или из жизни | Подтверждение … находим в художественной литературе. Так, … Размышляя о проблеме …, нельзя не вспомнить героя // события … Так, в романе /повести/рассказе … описывается (рассказывается о) … Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем того) , как… Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого… Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так… Для доказательства этого утверждения приведу пример из жизненного опыта. | |
К каким выводам я пришёл в результате размышления над вопросом, поставленным автором текста? | 7 абзац. Заключение* (*не является обязательной частью) | После прочтения этого произведения становится понятно (понимаешь) … В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что люди будут … Подводя итоги, хочется сказать, что … Таким образом, можно сделать вывод: … Текст (проблема, поставленная) ФИО автора заставил (-а) меня впервые // ещё раз задуматься о … | Таким образом, настоящий учитель всегда положительным образом воздействует на своего ученика и помогает ему меняться в лучшую сторону. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»
ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»...
Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма"
Урок развития речи в 9 классе. Тема: Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма.Цель: а) познакомить с историей эпистолярного жанра...

Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе
Предложенный урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма») позволяет в по...

Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"
Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке....


