Этимологический калейдоскоп
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Карточки можно использовать на уроках русского языка, во внеурочной деятельности по предмету, при подготовке к олимпиадам.
Учитель сам определяет объём материала и уровень, исходя из практической необходимости и подготовленности учащихся.
К каждому заданию дан подробный комментарий (ответ).
Работа в парах, когда дети выдвигают свои гипотезы происхождения слов, также может быть эффективной.
Использование разноуровневых карточек помогает научить детей работать с языковым материалом, повышает мотивацию к изучению предмета и расширяет словарный запас. Учащиеся учатся сравнивать, анализировать и аналитически мыслить.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Этимологический калейдоскоп»
Практическая часть состоит из карточек, в которых материал разделён на уровни. Карточки можно использовать на уроках русского языка, во внеурочной деятельности по предмету, при подготовке к олимпиадам.
Учитель сам определяет объём материала и уровень, исходя из практической необходимости и подготовленности учащихся.
К каждому заданию дан подробный комментарий (ответ).
Работа в парах, когда дети выдвигают свои гипотезы происхождения слов, также может быть эффективной.
Использование разноуровневых карточек помогает научить детей работать с языковым материалом, повышает мотивацию к изучению предмета и расширяет словарный запас. Учащиеся учатся сравнивать, анализировать и аналитически мыслить.
КАРТОЧКА 1
МИНИМАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Сделайте этимологический анализ и попробуйте объяснить, как произошли слова: медведь, земляника, подорожник.
Ответ:
Медведь. Слово «медведь» образовалось от двух слов: «мёд» и «ведать». Так называют зверя, который знает, где найти мёд.
Земляника. Название душистой ягоды земляника явно связано со словом земля, так как подмечено, что самые спелые ягоды лежат на земле.
Подорожник. Название этого растения берет свое начало от словосочетания «растущий по дорогам», и это действительно так, ведь подорожник обычно растет у дорог.
ОБЩИЙ (ПОВЫШЕННЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Докажите, что слова род, родинка, родина, урожай, народ и родник являются этимологическими родственниками.
Ответ:
В славянских языках корень «род» означает родство, рождение.
Родник родится из-под земли, урожай – это то, что родится из зёрнышка, из земли Родина в первоначальном значении - место, где живет род. Связь слов «родина» и «родник»: родина — место, где родится человек, а родник — родится под землёй.
Родинки нередко передаются по наследству, то есть примета одного рода.
Народ – все люди, которые народились, люди одного племени.
ПРОДВИНУТЫЙ (ВЫСОКИЙ) УРОВЕНЬ
1. В латинском языке было слово caput , что означало голова. Докажите, что слова капюшон, капитан, капуцин, капуста являются этимологическими родственниками.
Ответ:
Слово «капитан» произошло от латинского capitaneus — «главный», суффиксальное производное от caput — «голова». Имеет значение - «глава», «начальник», «предводитель».
Слово «капуцин» также восходит к латинскому корню caput (голова) . Название связано с тем, что монахи-капуцины носили на голове остроконечные капюшоны.
«Капуста» - это очень древнее слово, появилось в русском языке раньше, чем слово «капитан» и было образовано также от слова «капут» (голова). Действительно, чем-то капуста напоминает голову.
«Капюшон» — откидной головной убор, который носят на голове.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 2
МИНИМАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Сделайте этимологический анализ слова и попробуйте объяснить, как произошли следующие слова: спасибо, благодарю, четверг, пятница.
Ответ:
Слово «спасибо» связано с «Богом»: в благодарность люди говорили друг другу: «Спаси (тебя) Бог». Говорили быстро и часто, из-за чего произошло сращение фразы в одно слово. Сначала - «спаси бог», потом – «спасибо».
Слово «благодарю» происходит от русского «благо + дарить», даром, бесплатно.
С четвергом и пятницей всё просто — четвёртый и пятый дни недели.
ОБЩИЙ (ПОВЫШЕННЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Известно, что в общеславянском языке было слово «коло», что обозначало «круглый». Докажите, что слова колесо, кольчуга, колея, кольцо, околица, являются этимологическими родственниками.
Ответ:
Колесо– плоский круг, обращающийся на оси. Появилось это слово так. При склонении в слове коло появлялся суффикс –ес-, как, например, при склонении во множественном числе слов чудо, небо. Позже слово коло и в именительном падеже единственного числа приобрело суффикс –ес- и стало звучать как колесо. А слово «колесо» послужило рождению нового слова: колея (глубокий след от колеса).
Что касается слова «кольцо», то древнерусская форма «кольце» является уменьшительной формой от «коло». Кольцо в буквальном смысле звучит как «кружочек», «маленькое коло».
Кольчуга–старинная воинская защитная одежда в виде рубахи из металлических колец.
Околица - место вокруг деревни.
Слово «колобок», как ни странно, не имеет отношение к древнему корню «коло».
ПРОДВИНУТЫЙ (ВЫСОКИЙ) УРОВЕНЬ
1. Слова яблоко, помидор и апельсин считаются родственниками.
Почему эти слова стоят в одном этимологическом ряду, чем они похожи?
Ответ:
Оказывается, это всё яблоки.
Где очень много выращивают помидоров и делают из него кетчуп? Правильно, в Италии. Помидор в переводе с итальянского обозначает – золотое яблоко. Почему же итальянцы назвали его золотым? Это самое ценное для них, как золото.
Апельсин – в переводе с голландского языка – китайское яблоко, а вот само слово «яблоко» – общеславянское, т.е. наше, родное.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 3
МИНИМАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Проанализируйте с точки зрения происхождения следующие слова: туземец, мешок, земляника.
Ответ:
Слово «туземец» весьма древнего происхождения и означает в этимологическом плане «ту землю», то есть эта земля исконная того, кто здесь живет в отличие от пришельца.
Слово «мешок» разберем по частям :корень слова меш - от мех; суффикс слова «ок» применяется, чтобы подчеркнуть малую величину предмета(ср: творог-творожок; порог-порожек, и т.д). В старину мешки действительно делали из шкур животных, то есть они были меховые. В меха наливали жидкости (вино, воду, меда, молоко, кумыс), используя как емкости для хранения напитков.
Русское название «земляника» происходит от старорусского слова «земляница», а назвали её так, потому что плоды её висят близко к земле, буквально «никнут к земле».
ОБЩИЙ (ПОВЫШЕННЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Произведи этимологический анализ и попробуй объяснить слова: ошеломить, впечатление.
Ответ:
«Шелом» по-древнерусски « - шлем». Ошеломить буквально означало «сильно ударить по шлему (шелому)», «сбить шлем». По мере того как мы утрачивали свою воинственность, и это слово становилось более обыденным, приобретая значение «сильно удивить».
«Впечатление» связано со словом «печать» - это то, что впечаталось в наш ум и сердце.
ПРОДВИНУТЫЙ (ВЫСОКИЙ) УРОВЕНЬ
1. Как такое нежное слово, как НЕВЕСТА оказалось в историческом родстве со словом ВЕДЬМА?
Ответ:
Оба слова восходят к слову «ведать» (знать).
Невеста - та, которую не знают, новый человек в семье, в наше время сказали бы «неизвестная». Заложенный в слово смысл обусловлен обычаем сватовства, когда родители или сваты договаривались о заключении брака зачастую между незнакомыми друг с другом парнем и девушкой. Поэтому, когда в дом приводили будущую жену, она была неизвестна жениху.
Ведьма - та, которая много чего знает (как вылечить, навести порчу, вызвать дождь или засуху и проч.).
У ведьмы есть коллега - медведь, то есть тот, который знает (ведает), где находится мёд.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 4
МИНИМАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
1.Как можно объяснить происхождение слов погремушка, защитник, дворняжка?
Ответ:
Слово «погремушка» в русском языке происходит от «погреметь у ушка». Этимология слова «защитник» относит нас к древности. Это тот, кто стоит за щитом, кто прикрывается щитом, сохраняя свою жизнь, чтобы дальше бороться с врагом.
Этимология слова «дворняжка»: оно происходит от существительного «дворняга», образованного от прилагательного «дворная» (букв. — «охраняющая двор»). Таким образом, дворняжка буквально — «собака, охраняющая двор» (дом, двор).
ОБЩИЙ (ПОВЫШЕННЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Проанализируй, от какого слова могло образовать всем известное слово наряд, рядить неряха.
Ответ:
Слово «неряха» происходит от старорусского слова «ряха». Именно так в народе называли опрятную, аккуратную женщину-чистюлю. «Ряха» является производным словом от глагола «рядить» (приводить в порядок, хорошо одевать) и образовано с помощью суффикса -х-. От этого глагола образована такие слова, как «наряд», «наряжать», «обрядить».
«Ряху» в этом значении мы со временем потеряли, а вот антоним — «неряха» — полная противоположность чистоплотного человека, живет с нами до сих пор.
ПРОДВИНУТЫЙ (ВЫСОКИЙ) УРОВЕНЬ
1.В древнерусском языке было такое слово «баяти». Оно означало «говорить». Могут ли быть слова басня, обаятельный и прибаутка родственными слову «баять»?
Ответ:
Слово «басня» произошло от древнерусского глагола «баяти», то есть «говорить». Басня буквально — «рассказ».
Прибаутка – рифмованная поговорка, её говорят, повторяют.
Слово «обаятельный» тоже произошло от слова «баяти». Древнерусское «обаяти» сначала имело знач. «увлечь разговорами, заговорить», затем — «околдовать» (заговор от болезни, заговаривать зубы). Поэтому прилагательное обаятельный первоначально означало «колдовской, чародейский», а сейчас «очаровательный, притягательный, располагающий к себе».
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 5
МИНИМАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Докажите этимологическое родство слов око, окно, очки.
Ответ:
Слово «окно» — производное от «око». А «око» - это глаз. Первоначальное значение слова «окно» - «отверстие в стене для наблюдения. Точнее – это то, через что смотрят на мир.
Слово «очки» — производное от «око». Изначально слово имело уменьшительно-ласкательное значение, образовалось от слова «очи» с помощью суффикса. Но со временем стало обозначать предметы круглой формы или отверстия.
ОБЩИЙ (ПОВЫШЕННЫЙ) УРОВЕНЬ
1.Являются ли этимологически родственными слова ведомость, вожак, вожделение, проводник?
Ответ:
Вожак и проводник- этимологически родственные слова, в них чередуются Ж/Д. Вожак – тот, кто ведёт, идёт впереди. Проводник – тот, кто проводит, указывает путь. Вожделение также родственное слово, в нём чередуются ЖД/Ж/Д. Это слово старославянское слово, буквально «то, что двигает чувствами, желаниями».
Ведомость не родственное этимологически, оно от слова «ведать», то есть «знать»
ПРОДВИНУТЫЙ (ВЫСОКИЙ) УРОВЕНЬ
1. Докажите, что слова корабль, кора, короб и корыто являются этимологическими родственниками.
Ответ:
Слово «корабль» было образовано от той же основы, что и «кора» (от латинского - «толстая кожа, шкура»).
«Корыто» - также от слова «кора», буквально - «выдолбленное бревно», «выдолбленная посуда».
Изначально «короб» имел значение «ёмкость, сплетённая из коры».
И корабль, и короб, и корыто первоначально представляли собой сделанную из коры посудину.
Таким образом, слова корабль, корыто можно проверять словом кОрочка.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 6
МИНИМАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Объясните происхождение слов: будильник, пескарь, петух.
Ответ:
Слово «будильник» имеет славянское происхождение, и образовано от глагола «будити». «Будильником» называли того, кто будит дремлющих.
В монастырях для этого дела был выделен отдельный человек — будильник. Это был монах, должность которого была весьма ответственной, его главной обязанностью было будить остальных для ранней или ночной молитвы. От его работы зависел ритм жизни монастыря в целом.
Сейчас вместо «будильника» монаха называют «будильщиком», но обязанности у него такие же. А слово «будильник» стало ассоциироваться именно с неодушевленным предметом.
Общепринятой этимологии у слова «пескарь» нет.
По одной из версий, оно образовано от существительного «писк» — по писку, который издает рыба, когда её берут в руки. Сближение с существительным «песок» вторично и представляет собой народную этимологию.
Слово «петух» исконно славянское. Оно образовано с помощью суффикса «-ух» от слова «пет» — именно так изначально называлась эта птица. В свою очередь, слово «пет» восходит к глаголу «петь». То есть петух — это тот, кто поёт, поющий.
ОБЩИЙ (ПОВЫШЕННЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Являются ли этимологически родственными слова кровля, кровать, покрывало?
Ответ:
Являются родственными кровля и покрывало. В этих словах чередуются В/ВЛ. Кровля - от слова «кров» (от древнего слова «покров» — защита). Покрывало – то, чем покрывают.
Слово «кровать» не родственное. Кровать – буквально «ложе из дуба».
ПРОДВИНУТЫЙ (ВЫСОКИЙ) УРОВЕНЬ
1. Найдите древний корень в слове и восстановите историю происхождения слова беспризорник.
Ответ:
В основе лежит старославянский корень – «зьр» (зор, зоркий) .Призьръти – присматривать, наблюдать, приглядывать. Безъ + призьра, т.е. без присмотра. Таким образом, «беспризорник» – «без заботы, без внимания, без призора» . Древнерусская форма «безъпризорный» заимствована из старославянского, где образовано от «призьръти» – «присматривать» , «наблюдать» , «приглядывать» , зьръти – «смотреть, наблюдать» .Беспризорными с давних времени называли детей-сирот, бездомных, брошенных детей.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 7
МИНИМАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Подумайте и объясните с точки зрения этимологии происхождение слов город, гражданин, ограда.
Ответ:
Общепринятая версия происхождения слова «город»: слово того же корня, что и огораживать, означает укрепленное поселение, обнесённое вокруг стеной. Поэтому слово «ограда» объяснить очень легко. Буквально «ограда» означает то, что огораживает.
Но есть ещё одна версия происхождения слова «город», о которой мало кто знает. Его можно считать сложным, т.к. образовалось от двух слов: «гора» и «род», то есть возвышенное место, где проживала родовая община». Тогда легко объясняется появление в слове «город» буквы «д» - от слова «род».
Становится понятным, что слово «гражданин», буквально горожанин, то, кто проживает в городе. Ведь «граждане» это еще и сельские жители, и жители маленьких городков.
ОБЩИЙ (ПОВЫШЕННЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Подумайте, что общего может быть у слов лопата, лопасть, лопух с точки зрения происхождения.
Ответ:
Слово «лопух» - это собственно русское слово, не заимствованное, образовано от несохранившегося слова -лоп- «лист», «ладонь». Затем повилось слово «лопастый», т.е. широкий лист - это и есть «лопух». «Лопух» образован от слова «лоп» при помощи суффикса УХ.
Лопасть
-это то, что похоже на «лоп» (лист) или на лопух.
От того же "лопа" произошло при помощи суффикса –ат- слово лопата (буквально широкий предмет, похожий на лист, на ладонь, на лопасть).
Кстати, отсюда же и слово «лопоухий» (буквально: с ушами похожими на лист или на ладонь).
ПРОДВИНУТЫЙ (ВЫСОКИЙ) УРОВЕНЬ
1. Проанализируйте с точки зрения происхождения и родства слова забота, зоб.
Ответ:
В древности писали «зобота»: слово это в родстве с древним «зобь» - «пища». В современном русском языке словом «зоб» зазывают орган, в который птица складывает склеванный корм. Видимо, «забота» некогда означало стремление обеспечить пищей, прокормить. Это вполне естественно: ведь слово «воспитание» тоже тесно связано с «питать», «пища» и значит буквально «прокормление».
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 8
МИНИМАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Докажите, что квашня, квас и простокваша являются этимологическими родственниками.
Ответ:
Этимология слова «квас»: общеславянское, производное от той же основы, что и «квасъ» (киснуть).
Этимология слова «квашня»: образовано от «кваша» - «что-либо заквашенное» - с помощью суффикса -j- от той же основы, что и «квас»
Простокваша представляет собой производное с суффиксом -j- от квасъ
Таким образом, все три слово происходят от одного общеславянского корня.
ОБЩИЙ (ПОВЫШЕННЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Проанализируйте морфемный состав слов беспечный, опекун и объясните историю его происхождения (возможна работа в группе).
Ответ:
Первая версия: слово «беспечный» имеет древнерусское происхождение. «Беспечный» – образовалось от слова «печь» и приставки «бес», следовательно, «беспечный» изначально – «без печи», т.е. «без заботы», «без хлопот», топить печь не надо, отсюда и нет забот.
Вторая версия: слово «беспечный» может быть образовано от слова «печа» (печаль), тогда беспечный – это человек, живущий «без печали».
Третья версия: в словаре Даля есть диалектное слово «пёка», которое объясняется как «забота, попеченье». И тогда слово «беспечный» означает «ни о чем не пекущийся». Родственные слова также - опекунство (опекун - человек, который заботится о ком-то, «печется» о ком-то), попечитель, обеспечение.
ПРОДВИНУТЫЙ (ВЫСОКИЙ) УРОВЕНЬ
1. Проанализируйте происхождение слов ровесник и сверстник. Попробуйте объяснить, почему в похожих на первый взгляд словах в одном пишется буква т, а в другом не пишется.
Ответ:
Слово «ровесник» образовано с помощью суффикса -ик- от ровесный – «одинаковый по годам» по вёснам (прожили равное количество вёсен). Поэтому буквы т в этом слове быть не может.
Слово «сверстник» происходит от слова «верста». Но данное слово когда-то обозначало не только пройденное расстояние, но и возраст. То есть сверстником называли человека, с которым ты прошёл одинаковое количество вёрст, лет. Поэтому правописание буквы т в этом слове вполне объяснимо.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 9
МИНИМАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Докажите, что слова берег и оберег являются близкими этимологическими родственниками.
Ответ:
Слов «берег» произошло от общеславянского – bergti (закрывать, прятать, защищать, оберегать). Получается, что берега оберегают реку.
Но есть ещё одна версия: считается, что слово «берег» имеет единый корень со словом breg – «гора», то есть «берег, закрытый горой».
Оберег – это предмет, талисман, способный, по суеверным представлениям, охранить от разных бедствий. Поэтому слово «оберег» отождествляется со словами «оберегать», «беречь», «бережно». Если убрать первую букву, то и получим слово «берег».
ОБЩИЙ (ПОВЫШЕННЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Докажите, что слова проволока, облако, волнушка, наволочка - этимологические родственники.
Ответ:
Эти слова действительно этимологически родственны. Все они происходят от глагола «волоку».
Облако – то, что обволакивает, проволока – металлическая нить, созданная путём проволакивания, протягивания металла, а наволочку наволакивают на подушку.
ПРОДВИНУТЫЙ (ВЫСОКИЙ) УРОВЕНЬ
1. Каким образом могут быть родственны слова лысина, лоск, луч, луна?
Ответ:
Действительно, слово «лысый» того же этимологического корня, что и «лоск», «луч» «луна». Все эти слова восходят к одному древнему индоевропейскому корню. Общеславянское *louksnā означало «блестящая, светящаяся». Их общий прародитель – латинское lux (люкс) - свет. Просто с ходом времени одни звуки заменялись другими, менялись местами. А родство никуда не делось.
Лоск - глянец, блеск гладкой поверхности; в переносном смысле - безукоризненный вид, внешний блеск.
Луна - светлая, блестящая.
Луч - светлый, яркий, тут и говорить не о чем.
Лысина - то, от чего голова становится блестящей, гладкой.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 10
МИНИМАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Объясните происхождение слов закат, восход, сегодня, глухарь.
Ответ:
Слово «закат» образовано от глагола общеславянского происхождения «катать». Таким образом, легко объяснить историю слова «закат».
Слово «восход» образовано от древнерусского «восходъ», где корень -ход- (ходьба, движение) связан с идеей подъёма или передвижения. Приставка вос- означает движение вверх или начало действия. Таким образом, «восход» буквально означает «подъём, движение вверх» и описывает появление солнца над горизонтом.
Слово «сегодня» происходит от слияния двух слов древнерусского языка: «сего» («сей») и «дня» («день»), что дословно означает «этот день».
«Глухарь» - собственно русское слово, образовано с помощью суффикса –арь (от глухой). Название птицы связано с тем, что она при токовании как бы теряет слух (существует выражение: глухая тетеря).
ОБЩИЙ (ПОВЫШЕННЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Определите исторический морфемный состав слова победа и определите историю его происхождения.
Ответ:
1. Первая версия: в слове «победа» тот же корень, что и в «беда». Иначе говоря, после "беды" должно обязательно случиться что-то хорошее и светлое. То, что приходит после беды, есть истинная победа.
Версия вторая. Старославянский глагол «бъдити» означает «убеждать». С приставкой –по- -«убеждать силой», побеждать.
ПРОДВИНУТЫЙ (ВЫСОКИЙ) УРОВЕНЬ
1.Докажите, что слова зеркало, узреть, зоркий, зрачок, (говорить) зря, прозрачный, позор, презирать являются этимологическими родственниками.
Ответ:
В зеркало смотрятся; узреть – значит увидеть; зоркий – хорошо видящий; зря (наречие) – изначально назря – наобум, не глядя; прозрачный – не мешающий видеть сквозь; позор – острый стыд провинившегося, которого раньше выставляли на всеобщее обозрение, чтобы все на него могли позирати, т.е. смотреть; слово презирать первоначально означало «смотреть свысока, сверху вниз», т.е. с чувством превосходства.
КАРТОЧКА 11
МИНИМАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Учитывая историю происхождения слов, запишите слова парами (из первой строчки соотнесите со словом из второй строчки):
а) свеча, порошок, крыльцо, берегу, кольцо, урок, простыня;
б) крыло, простой, свет, колесо, срок, порох, берег.
Ответ:
Свеча – свет, порошок – порох, крыльцо – крыло, кольцо – колесо, урок - срок, простой-простыня, берег – берегу.
ОБЩИЙ (ПОВЫШЕННЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Проанализируйте исторический морфемный состав слов и объясните историю происхождения слов супруг, сутки, сутолока.
Ответ:
«Су» – древний предлог, который со временем стал писаться пишущийся слитно, означает расположение рядом, или вхождение одного предмета, явления в другой.
Слово «супруг» заимствовано из старославянского языка и является производным от глагола «съпрушти», означающего «стянуть, соединить, запрячь».
Буквально «супруг(а)» означает вместе, в одной упряжке.
Термин «сутки» фиксируется только в русском и белорусских языках. Образовалось из слияния су- + *тъка ( тыкать), т. е. «стык дня и ночи».
Слово «сутолока» является производным от слова telkti - толкити (толкать). Значение – толкаться вместе с кем-то.
ПРОДВИНУТЫЙ (ВЫСОКИЙ) УРОВЕНЬ
1. Являются ли этимологически родственными слова: нога, ноготь, подноготная?
Ответ:
Все слова этимологически родственные. Древнерусское – нога, старославянское – нога, общеславянское – noga.
Слово «нога» имеет тот же общеславянский корень, что и слово «ноготь». Подноготная – буквально «то, что под ногтём». В старину выпытывали правду путём выдирания ногтей или засовывания под них маленьких опилок.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 12
МИНИМАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Объясните историю происхождения слов: подсолнух, одуванчик, мухомор.
Ответ:
История происхождения слова «подсолнух» легко объяснить тем, что данное растение очень любит солнечный свет и тянется к нему в период созревания, точнее движется за солнцем.
О-дуванчик, об-дуваю, дуть. О связи этих слов также легко догадаться. Цветок назван по действию, которое можно на него направить.
Этимология слова «мухомор» имеет древнерусское происхождение и состоит из двух частей: «муха» и «мор». Первая часть слова обозначает насекомое - муху. Вероятно, мухомор получил своё название из-за привлекательности для мух. Красная шляпка гриба и белые пятна напоминают мухам привлекательные цветочные бутоны или почку дерева. Вторая часть слова, «мор», являлась раньше суффиксом и обозначала запрещение или опасность. Такое название указывает на токсичность мухомора и его опасность для людей и животных, и мух в частности.
ОБЩИЙ (ПОВЫШЕННЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Почему в Москве площадь Красная? Объясните этимологию происхождения этого названия площади.
Ответ:
Когда- то на Руси словом «красный» называли не только цвет. Красный означало также красивый, славный, самый дорогой. Главный вход назывался Красным крыльцом. Самое почетное место в доме – красным углом. Вот и площадь Красная, потому что красивая.
ПРОДВИНУТЫЙ (ВЫСОКИЙ) УРОВЕНЬ
1. Отгадайте 4 слова из этимологического словаря по научному толкованию их происхождения.
Этимологический словарь: толкование | Ответ |
1. Название этого овоща восходит к латинском уterratubel – «земляная шишка». В итальянском оно стало звучать как tartufo и означало «трюфель». В немецком языке оно еще немного изменилось, откуда и проникло в русский язык. | |
2.Это слово пришло из Польши, поляки его заимствовали из древневерхненемецкого, которое восходит к латинскому слову coquina, производному от coquo – «варить, печь, жарить». | |
3. Название этого растения происходит от общеславянского глагола осечи – «обрезать» и означает «растение, которым можно обрезаться». | |
4. Это общеславянское слово произошло от словосочетания «не делати», а вовсе не от «неделимости». Но только в русском оно означает… |
Ответ:
1.Картофель 2. Кухня. 3. Осока. 4. Неделя.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА 13
МИНИМАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Объясните происхождение слова защитить, матрёшка, убогий, бездна.
Ответ:
Этимология слова «защитить». Если сделаем разбивку слова «защитить» на составные части, то получим - «за - щит -а». Буквально «защищать» - «укрывать щитом».
Значение слова «матрёшка» связано с русским словом «мать». Русское слово «мать» (и другая форма слова «мать» — «матушка») звучит как русское имя «Матрёша». Считается, что слово «матрёшка» происходит от женского имени, которое было распространено, когда эти куклы впервые стали популярны. Если присмотреться к матрёшкам, они часто напоминают счастливую семью, где самая большая кукла — это мать или бабушка, а маленькие куклы — дочери или младшие поколения одной семьи. Название же Матрёшка на Руси произошло от распространенного в былые времена имени Матрёна. Оно ассоциировалось с матерью многочисленного семейства.
Этимология слова «убогий»: оно общеславянского происхождения, является местоимённой формой прилагательного «убогъ», производного (у = не) от утраченного «богъ» — «богатство». Исходное значение слова — «лишенный богатства».
В истории русского и в настоящее время слово бездна обозначает «глубокую бездонную пропасть». Пропасть, у которой нет дна, то есть «без дна». Таким образом, написание имени существительного «без(д)на» очень хорошо проверяется этимологией данного слова.
ОБЩИЙ (ПОВЫШЕННЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Могут ли быть родственными слова: чин, подчинить, сочинение?
Ответ:
В XIX веке чиновником называли государственного служащего, имевшего определенный чин («служебный разряд, звание, должность»).
Однако в старину слово чин имело значение «порядок, устройство». В современном языке напоминанием об этом служат разговорные фразеологизмы чин чином, чин по чину и просторечный чин чинарем с одинаковым значением «по порядку, как требуется». Теперь понятно, почему глагол чинить первоначально значил «приводить в порядок, ставить в ряд, устраивать». Прибавление к нему приставки со- привело к образованию слова сочинять (буквально «сочетать, соединять, составлять»), от которого было произведено существительное сочинение.
ПРОДВИНУТЫЙ (ВЫСОКИЙ) УРОВЕНЬ
1.Объясни этимологическое родство слов: целый, целина, поцелуй, целитель.
Ответ:
Да, действительно, эти слова между собой имеют родство. В древнерусском языке слово «целый» имело значение «нетронутый, неповрежденный, здоровый». Ему был родствен глагол целить («лечить, то есть возвращать здоровье, «делать целым»), от которого образовались прилагательное целебный и существительное «целитель».
«Поцелуй» в старину был не выражением любви или привета, а ритуальным пожеланием здоровья и удачного возвращения из похода (сравним со словесным пожеланием вернуться целым и невредимым).
Ну а целиной называется еще не паханная, не тронутая, «целая» земля.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 14
МИНИМАЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ
1. Почему князя Олега прозвали вещим, а сказочного героя прозвали Кощеем?
Ответ:
Слово «вещий» имеет два значения. Первое означает ведать, знать, предвидеть будущее; а второе - мудрый, отличающийся умом. Первая версия наиболее предпочтительна.
По одной из них, слово «кощей» в значении «худой, тощий человек, ходячий скелет» или «скряга» происходит от слова «кость». Впоследствии образовалось слово "кощунство" – оскорбление религиозной святыни.
ОБЩИЙ (ПОВЫШЕННЫЙ) УРОВЕНЬ
1. «Манус» по латыни означает «рука». Назовите слова, бытующие в русском языке, произошедшие от этого корня.
Ответ:
Манускрипт, мануальный, манипулировать
ПРОДВИНУТЫЙ (ВЫСОКИЙ) УРОВЕНЬ
1. Переведите слова древнерусского языка и предположите, какие значения раньше могло иметь местоимение самъ: самосул, самослух, самовеликий, самоборец.
Ответ:
Самосул – «тот, кто обманывает себя» (ср. сулить). Здесь местоимение сам означает «сам, без помощи, своими силами».
Самоцарь – «единоличный правитель». Здесь местоимение сам имеет значение ‘один, единый’.
Самоукий – «приобретенный своей наукой». Здесь местоимение сам означает «сам, без помощи, своими силами» (сравни: самоучка).
Самослух – «кто слышит сам, лично, своими ушами».
Самовеликий – «очень большой, чрезвычайный». Здесь местоимение сам имеет усилительное значение, указывает на максимальное проявление признака (= очень).
Самоборец – «участник единоборства». Здесь местоимение сам имеет значение «один, единый».
Таким образом, местоимение «сам» в древнерусском языке означало:
– сам, без помощи, своими силами;
– один, единый.
Литература
- Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М.: Просвещение, 1983. – 399 с.
- Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1998.-159 с.
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово.- М.: Просвещение, 2007.-175 с.
- Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.- М.: Просвещение,1973.-249 с.
- Черных П.Я. Историческая грамматика русского языка. – М.: Учпедгиз. , 1954.-312 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарно-этимологический комментарий к сказке С. Щедрина "Богатырь"
Материал интересен на уроке литературы при изучении творчества С. Щедрина....
Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"
Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...

Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"
Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...

Презентация. Этимологический анализ. Приложение к статье "Защита собственного инновационного опыта"
В презентации представлен этимологический анализ группы исконно русских и иноязычных слов. Работа создана как иллюстративный материал к разделам "Лексика" и "Орфография"....

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

