А вот и теория 22 задания ЕГЭ - 2026
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Изобразительно-выразительные средства для 22 задания ЕГЭ - 2026 (теория)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительно-выразительные средства для 22 задания ЕГЭ - 2026
Средство выразительности | Определение | Примеры |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА | ||
Метафора | Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. | Прозрачным синеньким ледком подернулась ее душа. (А.А. Блок) |
Олицетворение | Троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, понятию, приписываются качества или действия, присущие человеку. | О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно? (Ф.И. Тютчев) |
Гипербола | Художественное преувеличение. | За одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец. (Н.В. Гоголь) |
Литота | Художественное преуменьшение. | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С. Грибоедов) |
Метонимия | Перенос по смежности (упоминание автора вместо его произведения; указание на признак предмета без его называния, замещение содержимого содержащим). | Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал… |
Сравнение | Оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений. | Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (М.Ю. Лермонтов). |
Эпитет | Образное определение, отличающееся от простого выразительностью. | Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. (А.С. Пушкин) |
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА | ||
Аллитерация | Вид звукописи. Повторение одинаковых согласных звуков. | Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь. (А.С. Пушкин) |
Ассонанс | Вид звукописи. Повторение одинаковых гласных звуков. | У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки Французы тут как тут. (М.Ю. Лермонтов) |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА | ||
Риторическое восклицание | Эмоциональное утверждение мысли. | Да, так любить, как любит наша кровь, никто из вас давно не любит! (А.А. Блок) |
Риторический вопрос | Вопрос, не требующий ответа. | Зачем душа в тот край стремится, где были дни, каких уж нет? (В.А. Жуковский) |
Риторическое обращение | Обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или отсутствующему лицу. | Русь, куда же несёшься ты? (Н.В. Гоголь) |
Лексический повтор | Повторение звуков, слов, выражений. | Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? (А.С. Пушкин) |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение предложений. | Спит животное Собака. Дремлет птица Воробей. (Н.А. Заболоцкий) |
Анафора | Единоначатие нескольких предложений (не обязательно по порядку). | Стонет он по полям, по дорогам. Стонет он по тюрьмам, по острогам. (Н.А. Некрасов) |
Эпифора | Одинаковое окончание строк. | Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовет их в гости. (А.С. Пушкин) |
Вопросно-ответная форма изложения | Синтаксический приём, который характеризуется конструкцией вопрос + ответ. | Ничего не помня, бегаю по двору, и собаки тоже. Спрашивают: что делать? Не знаем! (М. Горький) |
Градация | Нарастание или ослабление смысловой или эмоциональной значимости. | Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф.И. Тютчев) |
Многосоюзие | Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении союзов. | Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.П. Чехов) |
Бессоюзие | Стилистическая фигура, при которой союзы, соединяющие предложения, опущены. | Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари. (А.С. Пушкин) |
Инверсия | Нарушение порядка слов. | И томных дев устремлены на вас внимательные очи. (А.С. Пушкин) |
Парцелляция | Намеренное расчленение связного текста на самостоятельные отрезки. | И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные. (Д. Гранин) |
Антитеза (противопоставление) | Противопоставление понятий и образов. | «Война и мир», «Отцы и дети». |
|16+




