А вот и теория 22 задания ЕГЭ - 2026
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Ирина Юрьевна Козлова

Изобразительно-выразительные средства для 22 задания ЕГЭ - 2026 (теория)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Теория задания 22 ЕГЭ-202629.63 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства для 22 задания ЕГЭ - 2026

Средство выразительности

Определение

Примеры

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Метафора

Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

Прозрачным синеньким ледком подернулась ее душа. (А.А. Блок)

Олицетворение

Троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, понятию, приписываются качества или действия, присущие человеку.

О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно? (Ф.И. Тютчев)

Гипербола

Художественное преувеличение.

За одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец. (Н.В. Гоголь)

Литота

Художественное преуменьшение.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С. Грибоедов)

Метонимия

Перенос по смежности (упоминание автора вместо его произведения; указание на признак предмета без его называния, замещение содержимого содержащим).

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал

Сравнение

Оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений.

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (М.Ю. Лермонтов).

Эпитет

Образное определение, отличающееся от простого выразительностью.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. (А.С. Пушкин)

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Аллитерация

Вид звукописи. Повторение одинаковых согласных звуков.

Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь. (А.С. Пушкин)

Ассонанс

Вид звукописи. Повторение одинаковых гласных звуков.

У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки Французы тут как тут. (М.Ю. Лермонтов)

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Риторическое восклицание

Эмоциональное утверждение мысли.

Да, так любить, как любит наша кровь, никто из вас давно не любит! (А.А. Блок)

Риторический вопрос

Вопрос, не требующий ответа.

Зачем душа в тот край стремится, где были дни, каких уж нет? (В.А. Жуковский)

Риторическое обращение

Обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или отсутствующему лицу.

Русь, куда же несёшься ты? (Н.В. Гоголь)

Лексический повтор

Повторение звуков, слов, выражений.

Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? (А.С. Пушкин)

Синтаксический параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение предложений.

Спит животное Собака. Дремлет птица Воробей. (Н.А. Заболоцкий)

Анафора

Единоначатие нескольких предложений (не обязательно по порядку).

Стонет он по полям, по дорогам. Стонет он по тюрьмам, по острогам. (Н.А. Некрасов)

Эпифора

Одинаковое окончание строк.

Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовет их в гости. (А.С. Пушкин)

Вопросно-ответная форма изложения

Синтаксический приём, который характеризуется конструкцией вопрос + ответ.

Ничего не помня, бегаю по двору, и собаки тоже. Спрашивают: что делать? Не знаем! (М. Горький)

Градация

Нарастание или ослабление смысловой или эмоциональной значимости.

Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф.И. Тютчев)

Многосоюзие

Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении союзов.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.П. Чехов)

Бессоюзие

Стилистическая фигура, при которой союзы, соединяющие предложения, опущены.

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари. (А.С. Пушкин)

Инверсия

Нарушение порядка слов.

И томных дев устремлены на вас внимательные очи. (А.С. Пушкин)

Парцелляция

Намеренное расчленение связного текста на самостоятельные отрезки.

И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные. (Д. Гранин)

Антитеза (противопоставление)

Противопоставление понятий и образов.

«Война и мир», «Отцы и дети».

|16+

Смотреть