Пять степеней учителя
статья по теме

Леонтьева Марина Сергеевна

Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку-учителю, и какие требования предъявляет к учителю информационный век? Много вопросов, но ещё больше будет ответов. У каждого учителя, если он УЧИТЕЛЬ, есть свои ответы. С одними можно согласиться, по другим ответам можно поспорить. Каждый по-своему будет прав. В России долгие годы школьная система была научно – просветительской, учитель в ней был информатором, сообщающим знания, но сейчас наше образование переходит на другую основу, в которой роль учителя существенно отличается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Pyat_stepeney_uchitelya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пять степеней учителя

Леонтьева Марина Сергеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, МОУ Хорошенская ООШ, с. Хорошенькое (leontieva_ms@mail.ru)

Аннотация

Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку-учителю, и какие требования предъявляет к учителю информационный век? Много вопросов, но ещё больше будет ответов. У каждого учителя, если он УЧИТЕЛЬ, есть свои ответы. С одними можно согласиться, по другим ответам можно поспорить. Каждый по-своему будет прав. В России долгие годы школьная система была научно – просветительской, учитель в ней был информатором, сообщающим знания, но сейчас наше образование переходит на другую основу, в которой роль учителя существенно отличается.

Восточная мудрость гласит:

"Учитель должен обладать
всем тем, в чем нуждается ученик".
 

Школа сейчас словно зеркало отражает окружающий мир на детей. И они ведут себя, подражая родителям, окружающим их людям, но в первую очередь учителям. От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Высокоразвитые моральные качества личности учителя, такие как честность, доброта, ответственность, уважительность, забота, справедливость, помогают в выстраивании правильных отношений с детьми, а также прививают им нравственные устои. Современный учитель должен иметь, на мой взгляд, ещё одно важное личностное качество – это оптимизм. Как известно, личность учителя формирует личность учащегося.

В.А. Караковский писал: «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня». Очень часто личностью учителя, его умением установить с учащимися контакт, желанием работать вместе определяется уровень познавательного интереса к предмету. Такой педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, поощряя их инициативу, легко улавливая малейшие изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагируя на них. На своих уроках для развития положительной мотивации к предмету, активизации познавательной деятельности учащихся применяю формы активного обучения при максимальной дифференциации процесса:

  1. лабораторные и практические работы (инициатива учеников);
  2. работа над проектом (обучение в сотрудничестве);
  3. педагогические игры;
  4. семинарские занятия.

К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение – есть труд, полный активности и мысли. Одним из эффективных способов организации учебной деятельности считаю  коллективную форму работы на уроке. Этот принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства, способы и условия единого учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Современный педагог должен быть учителем - исследователем. Педагог, занимающийся исследовательской деятельностью, способен на творчество. Он готов извлекать новые знания из различных источников, способен ставить новые, порой трудно разрешимые на первый взгляд педагогические задачи. И тогда появляется творческое вдохновение, способное воспитать ученика- исследователя. Это в свою очередь открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия и решать проблемы. «Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку». (Сухомлинский В.А).

Учитель профессионал? Кто он? Как часто мы учителя задаем себе эти вопросы? Думаю,  учитель будет мастером своего дела, если на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, найти свои ответы на вопросы и поспорить с учителем. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. На своих уроках я делаю упор, прежде всего, на индивидуальность каждого ребенка, учу его не бояться своих ошибок, ибо «кто не ошибался, тот и не познал истины». Для активизации познавательной деятельности использую информационно-коммуникационные технологии. Учу своих учеников спорить, отстаивать свою точку зрения. Это помогает мне  реализовать важнейшую цель учителя профессионала -  воспитать доброго, самостоятельного, способного к сотрудничеству ребенка.

Миссия учителя-гражданина - это, прежде всего, воспитание чувства патриотизма в детях. Считаю, что гражданин - это не звание и не особое преимущество. Граждане - это, прежде всего, простые, обычные люди. Быть гражданином совсем непросто. Уважение к ученику, бережное отношение к человеческому достоинству лежит в основе деятельности учителя- гражданина. Учитель должен научить школьников бороться за своё достоинство так, чтобы не унижать достоинства других людей. Быть рассудительными, сдержанными, уравновешенными.

Учитель-это профессионал или, прежде всего человек?

Человеком быть труднее, чем профессионалом, потому что профессионалы мы лишь в определённые моменты, а людьми должны оставаться всегда, потому что даже профессионал- это, прежде всего человек. Да, учитель должен идти в ногу со временем - использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но прежде всего он должен быть Человеком с большой буквы. И тогда в сердцах поселяться и спокойствие, и вера, и любовь.


Литература.

  1. Аристархова Е., Девятайкина Н. Исследовательская деятельность в современной школе и новые стандарты образования: Путь к открытиям. - Классная работа: Практический журнал педагогического сообщества. 2010, № 3, с. 22-23.
  2. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения : Рекомендации для опытно - эксперимент. работы шк. / Нац. фонд подготовки кадров, ин-т новых технологий образования; под ред. А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2004. - 415с.
  3. Патай Др.Д.Б. Личность учителя в понимании востока// Новые грани.- июль-сентябрь, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пять степеней учителя

В материале рассматривается всесторонность учительской профессии....

Сценарий праздника для 5 класса по теме «Первый раз в пятый класс» подготовила учитель биологии и химии Шидиева Маидат Магомедтагировна

Разработка может быть использована 1 сентября, с целью познакомиться с учащимися 5 класса. Приводится много различных игр, чтобы снять психологическое напряжение в новом коллективе; зарядить доброй, п...

Сценарий кино - вечера «Я говорю с тобой из сорок пятого…» Разработала учитель истории МБОУ СОШ № 9 Филина Людмила Витальевна

Цель мероприятия:1. Показать, важнейшее значение крупных сражений советских войск (в т.ч. битвы за Берлин) в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн;2. Воспитание подрастающего поколения в ду...

Тема урока "Возведение в степень произведения и степени". Цукерман Наталья Михайловна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г.Сочи.

        Первые сведения о степенях с натуральным показателем учащиеся уже получили в младших классах. На данном уроке эти сведения систематизируются и обобщаются. Материал у...

КАК НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ И НЕ ВОЗНЕНАВИДЕТЬ РАБОТУ. ПЯТЬ СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯМ ОТ УЧИТЕЛЯ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13729808","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"353","width":"480"}}]]...