Пять степеней учителя
статья на тему

Антосюк Любовь Михайловна

В материале рассматривается всесторонность учительской профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pyat_stepeney_uchitelya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ПЯТЬ СТЕПЕНЕЙ УЧИТЕЛЯ, ИЛИ КАЧЕСТВА ВОСТРЕБОВАННОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Антосюк Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей №1» п.Тюльган Оренбургской области

Lm.antosuyk@mail.ru 

Аннотация

В докладе рассматривается, какие качества присущи учителю в пяти его ипостасях: личность,

профессионал, ученик, гражданин, исследователь.

-Ты на кого пойдешь учиться?

-На учителя.

-Да ты что, знаешь каким надо быть, чтобы стать учителем!

-Знаю: учиться и учить других.

     Этот разговор я случайно услышала у кабинета 8 класса. И подумала: совершенно правильно думает ребенок. Если ты готов всю жизнь учиться и учить других, из тебя получится учитель.

     На днях я разговаривала со своей знакомой. Она прочитала в какой-то газете статью о российском образовании. И с печалью говорит о том, что система нашего образования не готовит детей к жизни. У нее дочь идет в 11 класс и испытывает чувство страха перед будущим.

    Вот и определилась одна из главных проблем сегодняшнего образования: каким должен быть учитель, какой учитель может сегодня дать качественное образование, научить детей не только учиться, но и жить в мире.

     Наше учебное заведение, существующее с 1993 года,  два года назад получило новый статус – лицей. У нас трудятся  замечательные учителя. И за это время мы выпустили много благодарных и успешных  учеников.  Большинство медалистов подтверждают медали красными дипломами. Есть дети, получившие президентский грант. Есть победители Всероссийских конкурсов, мастера спорта и т.д. И как же было удивительно, когда на вечере встречи выпускников теперь уже состоявшиеся в профессии ребята установили для   учителей премии. Испытываешь чувство гордости за учителей и учеников.

     Какими качествами должен обладать учитель? Какой учитель сегодня востребован?

Своих старшеклассников я попросила перечислить качества учителя в порядке приоритета. Расставили так:

личность

профессионал

ученик

гражданин

исследователь.

Конечно, это очень сильные качества.                                                                                                  Учитель - Личность. 

 Есть такое выражение: яркая личность. Психолог Фромм  определяет личность как «уникальный индивид».  Выпускники часто  говорят: «Этот учитель оставил большой след в моей душе». Думается, это как раз о таких учителях, которые обладают «широкой душой». Если ты учитель, ты не просто личность, ты яркая личность, духовно богатая, интеллектуальная.  Быть может, это самое сложное, чего должен достичь учитель. Потому что знания можно приобрести, а душевные качества приобрести сложно, они закладываются в человеке с рождения и воспитываются с детства.

   Учитель -  Профессионал.  

От родителей иногда слышишь: «Нам повезло: мы попали к учителю-профессионалу». Это высшая похвала учителю, выбравшему данную профессию. Чтобы стать профессионалом, нужно обладать профессиональной самоорганизацией. Профессиональная самоорганизация личности – это ее способность к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов. Для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности и ее совершенствования  необходимы следующие свойства:

- объективные - знание преподаваемого предмета, степень научной подготовки по специальности,

- субъективные - умение преподавать, личный педагогический талант и творчество.

Учитель-профессионал сможет сегодня быть востребованной  конкурентоспособной личностью.

     Учитель – Ученик.

Справедливо говорят, что учитель учится всю жизнь. Учится быть педагогом. Эта «перспектива» многих отпугивает от профессии учителя. Но ведь нет ничего сладостнее эгоистической  природе человека, чем чувство удовлетворения, гордости за достигнутые успехи. И хочется еще. И опять учишься, пока не поймешь, что освоил. И остановиться уже невозможно, появляются новые пласты непознанного.

   Чтобы учителю учиться, есть много каналов: самообразование, профессиональные курсы, дистанционное обучение в центрах, обучение в предметных методических объединениях и т.д. Если учитель хочет учиться, он найдет свой путь.

     Учитель- Гражданин.

Однажды в  десятый класс пришел психолог и предложил детям анкету. Один из вопросов анкеты: если бы у тебя была такая возможность, уехал бы ты из России? Я с печалью прочитала ответы на этот вопрос: уехать захотела две трети класса. Потом мне захотелось вынести вопросы патриотизма и гражданственности на обсуждение в дискуссионный клуб. Целый месяц шли споры и беседы о патриотах и гражданах.

 Конечно, на ум сразу приходят строчки А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…».  Вот этому должен научить детей учитель. Каким образом? Своим примером, историческим прошлым нашей Родины, примерами из жизни и художественной литературы. Патриотизм- это одно из высших чувств, которое проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно- нравственной сфере жизни.  Оно неразрывно связано с активной деятельностью, действиями, поступками, осуществляемыми на благо Отечества.  Из прочных кирпичиков - любви к Родине, уважении к женщине, безмерной любви и почитания матери, сохранении семейных уз, уважении к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом - складывается великое чувство патриотизма, присущее настоящему гражданину.

    Учитель – Исследователь.

Мне вспоминается, как шесть лет назад  мы с коллегой начали заниматься исследовательской деятельностью в 7 классе. Методического материала не было. Искали материал, собирали по крупинкам. На сегодняшний день у меня 27 защищенных на разных уровнях исследовательских работ детей. Но первое исследование было мое.

  В принципе педагогический труд изначально носит творческий исследовательский характер: при изучении личности ученика, при построении индивидуальной образовательной траектории каждого ученика, при выявлении микроклимата в классе, при выборе форм и методов работы и т.д. Кроме того, приобретая положительный опыт, учитель-исследователь передает свои знания другим учителям. Вот так рождались новые педагогические технологии, которые применяют в своей практике многие учителя. В нашем районе стартует новая инициатива: школа диссеминации инновационного опыта. И начинается она с проектов, которые готовят творческие коллективы школ.

  Сегодняшний учитель должен стремиться обладать всеми качествами настоящего учителя, тогда он будет востребованным, конкурентоспособным, уважаемым.  

 

Пять степеней учителя, или качества востребованной конкурентоспособной личности педагога

 

Использованная литература:

Образование: вчера, сегодня, завтра. Составитель О.П.Широкова, Оренбург, 2009

Торхова А.А. Индивидуальный стиль деятельности учителя.  Педагогика. 2003. №6.

Корепанова Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Педагогика. 2003. №3.

Личность

Профессионал

Ученик

Гражданин

Исследователь

Компоненты развития:

-профессиональные знания,

-уровень коммуникативной культуры,

-стремление к профессиональному росту,

-способность к рефлексии,

-психолого-педагогическая грамотность

Способность:

-предвидеть,

-исследовать,

-проектировать,

-экспериментировать,

-создавать новое

Качества:

-способность обучаться,

-трудолюбие,

-чувство ответственности,

-педагогическая грамотность,

-уверенность в себе,

-творческая инициатива,

-увлеченность,

-умение преподавать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пять степеней учителя

Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку-учителю, и какие требования предъявляет к учителю информационный век? Много вопросов, но ещё больше будет ответо...

Сценарий праздника для 5 класса по теме «Первый раз в пятый класс» подготовила учитель биологии и химии Шидиева Маидат Магомедтагировна

Разработка может быть использована 1 сентября, с целью познакомиться с учащимися 5 класса. Приводится много различных игр, чтобы снять психологическое напряжение в новом коллективе; зарядить доброй, п...

Сценарий кино - вечера «Я говорю с тобой из сорок пятого…» Разработала учитель истории МБОУ СОШ № 9 Филина Людмила Витальевна

Цель мероприятия:1. Показать, важнейшее значение крупных сражений советских войск (в т.ч. битвы за Берлин) в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн;2. Воспитание подрастающего поколения в ду...

Тема урока "Возведение в степень произведения и степени". Цукерман Наталья Михайловна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г.Сочи.

        Первые сведения о степенях с натуральным показателем учащиеся уже получили в младших классах. На данном уроке эти сведения систематизируются и обобщаются. Материал у...

КАК НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ И НЕ ВОЗНЕНАВИДЕТЬ РАБОТУ. ПЯТЬ СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯМ ОТ УЧИТЕЛЯ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13729808","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"353","width":"480"}}]]...