Психолого-педагогический практикум
план-конспект по теме
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический практикум.
Лесных Г.П., преподаватель педагогики и психологии
Зубово-Полянского педагогического колледжа
Тема: Развитие познавательных процессов и личностных профессиональных качеств.
Цели:
- развитие познавательной сферы, ощущений, восприятия, памяти, внимания;
- формирование стремления к самопознанию и самосовершенствованию;
- формирование ценностных качеств личности;
- развитие саморефлексии, формирование мотивации, осознанности и целесообразности любых совершаемых действий.
Средства обучения: мультимедиа, диск «Развитие внимания, восприятия», контрольные бланки для изучения прогрессии познавательной сферы;
Методы: аутотренинг, упражнения, моделирование ситуаций, самонаблюдение.
Структура занятия
1. Сообщение типа и целей занятия.
2. Аутотренинг «Поможем нашему мозгу»
«Гимнастика сосудов головного мозга» упражнения:
- повороты и наклоны головы: влево - вправо, вверх – вниз.
- массаж плечевого пояса и кожи головы. (Руки от кисти, лицо, затылок сверху вниз.)
- плечи поднять вверх, расслаблено «сбросить» вниз.
Каждое упражнение 5-6 раз.
3. Проверим возможности нашей памяти.
«Вспомните и назовите особенности познавательных процессов, открытые разными людьми, психологами, физиками, художниками в разное время.
- Показ с последующим комментированием студентами особенностей процессов ощущения, восприятия (мультимедиа)
Вопросы:
– почему этим людям удалось открыть эти удивительные особенности познавательных процессов?
-какими личностными качествами, на ваш взгляд, обладали эти люди?
4 Философская минутка «Познай себя»
- Выбрать из предложенных высказываний философов, те высказывания, которые в наибольшей степени отвечают вашему внутреннему мировосприятию, [дайте философское суждение по этому поводу]
Карточка 1
При всем многообразие его содержания и форм вопрос «кто я?» сводиться к трем: «Что смею?», «Что я могу?» и «Что я умею?»
[Кон И.С.]
Умный человек не тот, кто знает много, а тот, кто знает самого себя. [Гете И.]
Самое трудное – познать самого себя.
[Фалес]
Тот факт, что человек, по существу, ничего не знает о себе, часто бывает источником большой беды.
[Сухомлинский В. А.]
Я знаю все, но только не о себе.
Вийон Ф.
Хотеть и быть, быть и казаться – это главная проблема самопознания. Если человек объективен к себе, то непременно упустит время для развития таланта, погубит свой дар, а потом будет несчастен.
Найдите свое призвание, а в связи с ним ищите профессию.
(Кочетов А.И.)
-Прочтите выразительно философское высказывание, с которым вы принципиально не согласны, (дайте свое философское суждение по этому поводу)
5 Проверка домашнего задания:
«Мои ощущения и восприятие мира» сочинение.
6 Философская минутка «Самопознание – путь к самому себе: пройди его»
Карточка 2
Тебе нужно самому разобраться в своих способностях и возможностях. Свои возможности человек может узнать, только пытаясь применить их.
[Сенека]
Приучай себя при всяком, по возможности, действии другого человека задаваться вопросом о цели, которую он предполагает достичь этим действием. Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя.
[Аврелий]
Как познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть.
[Гете И]
7. Упражнения в развитии наблюдательности, развитии процесса восприятия [диск «Развитие познавательный процессов»]
выполнение заданий, заполнение таблиц, сравнительный анализ.
8 Выполнение цикла упражнений на развитие памяти, ощущений, воображения.
Упражнение «Вес».
Вспомните разные ощущение своего веса. Вес зависит от настроения, самочувствия. Значит, чтобы оказаться в нужном весе, надо поверить в свое ощущение радости и усталости.
Задание: по моему сигналу очутиться в неопределенном весе.
Команда «1» Легкий вес – Ощущение – невесомости, полета. Чувства – радость, ликование.
Команда «2» - Состояние солидности – Ощущения – основательности, устойчивости. Чувства – доволен всем.
Команда «3» Тяжелый вес. Ощущения тяжести до бессилия, даже голова не держится и руки не поднимаются. Чувства – недовольные, скучные, усталые, обиженные, огорченные.
Вывод. Вес у людей разный и не всегда удается достичь идеальной фигуры, но человек может себя очень неуютно ощущать даже будучи удивительно легким
Важно достигнуть гармонии в чувствах и самоощущениях.
Упражнения на выполнение физических действий.
Правило: чувство правды в движениях, чувство правды в чувствах.
Задание: оправдать заданное действие вымыслом
Как бы вы обращались с этим предметом, если бы это не была бы перчатка, а какой-нибудь зверек, зеркало, змея. Называйте ваши ощущения словами.
«Ты идешь по бревну » [осторожно, быстро, неуверенно]
отвечают на вопросы:
- где, когда, зачем совершаются действия. [иду по бревну, при сильном ветре над пропастью, чтобы спасти друга]
«Ты идешь как по тонкому льду» [ бросить впереди перчатку]
отвечают на вопросы:
- где, когда, почему, зачем совершаются действия.
Вывод: в жизни не должно быть бесцельных, опрометчивых действий, любое действие совершается для чего-либо, ради кого- то, ради значимых целей.
Выводы по уроку: наш урок и все действия, которые вы совершали, изучая себя, привели вас к открытию истины. Какую истину вы открыли?
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, -
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я – живой.
Заболоцкий Н.
Карточка 1
При всем многообразие его содержания и форм вопрос «кто я?» сводиться к трем: «Что смею?», «Что я могу?» и «Что я умею?»
[Кон И.С.]
Умный человек не тот, кто знает много, а тот, кто знает самого себя. [Гете И]
Самое трудное – познать самого себя.
[Фалес]
Тот факт, что человек, по существу, ничего не знает о себе, часто бывает источником большой беды.
Сухомлинский В. А.
Я знаю все, но только не о себе.
Вийон Ф.
Хотеть и быть, быть и казаться – это главная проблема самопознания. Если человек объективен к себе, то непременно упустит время для развития таланта, погубит свой дар, а потом будет несчастен.
Найдите свое призвание, а в связи с ним ищите профессию.
Кочетов А.И.
Карточка 2
Тебе нужно самому разобраться в своих способностях и возможностях. Свои возможности человек может узнать, только пытаясь применить их.
[Сенека]
Приучай себя при всяком, по возможности, действии другого человека задаваться вопросом о цели, которую он предполагает достичь этим действием. Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя.
[Аврелий]
Как познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть.
[Гете И]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический практикум для педагогов по теме: " Одаренный ребенок"
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он выро...

Семинар-практикум "Комплексное психолого-педагогическое обследование школьников образовательного учреждения"
Обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учрежд...
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

8 ноября 2016 года в рамках проекта «Нейропсихология в образовании" в городском психолого-педагогическом центре ТО Хорошево-Мневники состоялся семинар-практикум на тему: «Формирование пространственной ориентировки у детей»
8 ноября 2016 года состоялся семинар-практикум, на котором специалисты ГППЦ поделились профессиональным опытом в коррекции пространственных представлений, развитии произвольного внимания, памяти, логи...

Семинар - практикум "Психолого-педагогические критерии успешности педагога"
В содержание семинара входит теоретическая и практическая часть. И немного позитива и юмора....

Семинар практикум " Психолого-педагогические проблемы преодоления детской агрессии"
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Не секрет , что с детской и подростковой агрессией мы сталкиваемся часто, видим это и в теленовостях, замечаем на улиц...

Психолого-педагогический практикум для педагогов "О профессиональном выгорании"
В последнее время в обществе происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образов...