Психолого-педагогический практикум
план-конспект по теме

Открытый урок. Развернутый план- конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesnyh_g.p..doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический практикум.

Лесных Г.П., преподаватель педагогики и психологии

Зубово-Полянского педагогического колледжа

Тема: Развитие познавательных процессов и личностных профессиональных качеств.

Цели:

  1. развитие познавательной сферы, ощущений, восприятия, памяти, внимания;
  2. формирование стремления к самопознанию и самосовершенствованию;
  3. формирование ценностных качеств личности;
  4. развитие саморефлексии, формирование мотивации, осознанности и целесообразности любых совершаемых действий.

Средства обучения: мультимедиа, диск «Развитие внимания, восприятия», контрольные бланки для изучения прогрессии познавательной сферы;

Методы: аутотренинг, упражнения, моделирование ситуаций, самонаблюдение.

Структура занятия

1. Сообщение типа и целей занятия.

2. Аутотренинг «Поможем нашему мозгу»

 «Гимнастика сосудов головного мозга» упражнения:

- повороты и наклоны головы: влево - вправо, вверх – вниз.

- массаж плечевого пояса и кожи головы. (Руки от кисти, лицо, затылок сверху вниз.)

- плечи поднять вверх, расслаблено «сбросить» вниз.

Каждое упражнение 5-6 раз.

3. Проверим возможности нашей памяти.

 «Вспомните и назовите особенности познавательных процессов, открытые разными людьми, психологами, физиками, художниками в разное время.

  1. Показ с последующим комментированием студентами особенностей процессов ощущения, восприятия (мультимедиа)

Вопросы:

 – почему этим людям удалось открыть эти удивительные особенности познавательных процессов?

-какими личностными качествами, на ваш взгляд, обладали эти люди?

4 Философская минутка «Познай себя»

  1. Выбрать из предложенных высказываний философов, те высказывания, которые в наибольшей степени отвечают вашему внутреннему  мировосприятию, [дайте философское суждение по этому поводу]

Карточка 1

При всем многообразие его содержания и форм вопрос «кто я?» сводиться к трем: «Что смею?», «Что я могу?» и «Что я умею?»

                                                                              [Кон И.С.]

Умный человек не тот, кто знает много, а тот, кто знает самого себя.                                                                                                              [Гете И.]

Самое трудное – познать самого себя.

                                                                              [Фалес]

Тот факт, что человек, по существу, ничего не знает о себе, часто бывает источником большой беды.

                                        [Сухомлинский В. А.]

Я знаю все, но только не о себе.

                                              Вийон Ф.

Хотеть и быть, быть и казаться – это главная проблема самопознания. Если человек объективен к себе, то непременно упустит время для развития таланта, погубит свой дар, а потом будет несчастен.

Найдите свое призвание, а в связи с ним ищите профессию.

                                                   (Кочетов А.И.)

-Прочтите выразительно философское высказывание, с которым вы принципиально не согласны, (дайте свое философское суждение по этому поводу)

5 Проверка домашнего задания:

«Мои ощущения и восприятие мира» сочинение.

6 Философская минутка «Самопознание – путь к самому себе: пройди его»

Карточка 2

Тебе нужно самому разобраться в своих способностях и возможностях. Свои возможности человек может узнать, только пытаясь применить их.

                                                               [Сенека]

Приучай себя при всяком, по возможности, действии другого человека задаваться вопросом о цели, которую он предполагает достичь этим действием. Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя.

                                                             [Аврелий]

Как познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть.

[Гете И]

                                         

7. Упражнения в развитии наблюдательности, развитии процесса восприятия [диск «Развитие познавательный процессов»]

выполнение заданий, заполнение таблиц, сравнительный анализ.

8 Выполнение цикла упражнений на развитие памяти, ощущений, воображения.

Упражнение «Вес».

      Вспомните разные ощущение своего веса. Вес зависит от настроения, самочувствия. Значит, чтобы оказаться в нужном весе, надо поверить в свое ощущение радости и усталости.

Задание: по моему сигналу очутиться в неопределенном весе.

Команда «1» Легкий вес – Ощущение – невесомости, полета. Чувства – радость, ликование.

Команда «2» - Состояние солидности – Ощущения – основательности, устойчивости. Чувства – доволен всем.                            

Команда «3»    Тяжелый вес.  Ощущения тяжести до бессилия, даже голова не  держится и руки не поднимаются.   Чувства – недовольные, скучные, усталые, обиженные, огорченные.

Вывод. Вес у людей разный и не всегда удается достичь идеальной фигуры, но человек может себя очень неуютно ощущать даже будучи удивительно легким

Важно достигнуть гармонии в чувствах и самоощущениях.

Упражнения на выполнение физических действий.

Правило: чувство правды в движениях, чувство правды в чувствах.

Задание: оправдать заданное действие вымыслом

Как бы вы обращались с этим предметом, если бы это не была бы перчатка, а какой-нибудь зверек, зеркало, змея. Называйте ваши ощущения словами.

«Ты идешь по бревну » [осторожно, быстро, неуверенно]

отвечают на вопросы:

- где, когда, зачем совершаются действия. [иду по бревну, при сильном ветре над пропастью, чтобы спасти друга]

«Ты идешь как по тонкому льду» [ бросить впереди перчатку]

отвечают на вопросы:

  1. где, когда, почему, зачем совершаются действия.

Вывод: в жизни не должно быть бесцельных, опрометчивых действий, любое действие совершается для чего-либо, ради кого- то, ради значимых целей.

Выводы по уроку: наш урок и все действия, которые вы совершали, изучая себя, привели вас к открытию истины. Какую истину вы открыли?

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь, -

На самом деле то, что именуют мной, -

Не я один. Нас много. Я – живой.

                                            Заболоцкий Н.

Карточка 1

При всем многообразие его содержания и форм вопрос «кто я?» сводиться к трем: «Что смею?», «Что я могу?» и «Что я умею?»

                                                                              [Кон И.С.]

Умный человек не тот, кто знает много, а тот, кто знает самого себя.                            [Гете И]

Самое трудное – познать самого себя.

                                                       [Фалес]

Тот факт, что человек, по существу, ничего не знает о себе, часто бывает источником большой беды.

                                                        Сухомлинский В. А.

Я знаю все, но только не о себе.

                                              Вийон Ф.

Хотеть и быть, быть и казаться – это главная проблема самопознания. Если человек объективен к себе, то непременно упустит время для развития таланта, погубит свой дар, а потом будет несчастен.

Найдите свое призвание, а в связи с ним ищите профессию.

Кочетов А.И.

Карточка 2

Тебе нужно самому разобраться в своих способностях и возможностях. Свои возможности человек может узнать, только пытаясь применить их.

                                                               [Сенека]

Приучай себя при всяком, по возможности, действии другого человека задаваться вопросом о цели, которую он предполагает достичь этим действием. Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя.

                                                             [Аврелий]

Как познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть.

[Гете И]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический практикум для педагогов по теме: " Одаренный ребенок"

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он выро...

Семинар-практикум "Комплексное психолого-педагогическое обследование школьников образовательного учреждения"

Обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учрежд...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

8 ноября 2016 года в рамках проекта «Нейропсихология в образовании" в городском психолого-педагогическом центре ТО Хорошево-Мневники состоялся семинар-практикум на тему: «Формирование пространственной ориентировки у детей»

8 ноября 2016 года состоялся семинар-практикум, на котором специалисты ГППЦ поделились профессиональным опытом в коррекции пространственных представлений, развитии произвольного внимания, памяти, логи...

Семинар - практикум "Психолого-педагогические критерии успешности педагога"

В содержание семинара входит теоретическая и практическая часть. И немного позитива и юмора....

Семинар практикум " Психолого-педагогические проблемы преодоления детской агрессии"

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Не секрет , что с детской и подростковой агрессией мы сталкиваемся часто, видим это и в теленовостях, замечаем на улиц...

Психолого-педагогический практикум для педагогов "О профессиональном выгорании"

В последнее время в обществе происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образов...