Игра-путешествие «Копилка правовых знаний»
методическая разработка (8 класс) на тему

 

Цель: профилактика правонарушений среди подростков

Задачи:

·        Ознакомить участников игры со статистикой правонарушений, совершённых подростками Шабалинского района;

·        Помочь подросткам выработать уважительное отношение к закону;

·        Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и их последствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Игра-путешествие «Копилка правовых знаний»

Цель: профилактика правонарушений среди подростков

Задачи:

  1. Ознакомить участников игры со статистикой правонарушений, совершённых подростками Шабалинского района;
  2. Помочь подросткам выработать уважительное отношение к закону;
  3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и их последствия.

Оформление

  1. Плакаты, высказывания по теме мероприятия.
  2. На центральной стене  большая ромашка. В центре цветка изображён подросток с копилкой в руках. На лепестках ромашки названия станций.
  3. Над ромашкой название игры «Копилка правовых знаний».
  4. Стулья для участников мероприятия расставлены по секторам. Каждый сектор  для отдельной команды.

  Оборудование

  1. Видеоаппаратура;
  2. Диск с фильмом «У тюрьмы не детское лицо»;
  3. Маршрутные листы (8 – по числу команд);
  4. Жетоны (80 штук);
  5. Необходимые материалы для каждой станции (бумага, фломастеры, маркеры, краски, карандаши, раздаточный материал);
  6. Таблички с названиями станций, бланки «Благодарностей»;
  7. 8 кабинетов, подготовленных для станций;
  8. Сладкие призы для каждой команды;
  9. Колокольчик для подачи сигнала о переходе на другую станцию;
  10. Скотч, английские булавки, клей.

Содержание

  1. Вступление.
  2. Просмотр видео сюжета из фильма «У тюрьмы не детское лицо».
  3. Выступление школьного инспектора по теме «Статистика  правонарушений, совершённых подростками Шабалинского  района».
  4. Игра-путешествие «Копилка правовых знаний».
  1. формирование команд, разъяснение условий игры, вручение маршрутных листов;
  2.  путешествие по станциям  (плакатная, кроссвордная, ситуационная, анкетная, разгрузочная, сказочная, пешеходная, правовая)
  1. Выступление представителя ДПС;
  2. Подведение итогов, вручение «Благодарностей», награждение сладкими призами.

     При входе в оформленный зал, каждый участник занимает место в соответствующем секторе.

     Небольшое  вступление (2-3 минуты) и просмотр отрывка из фильма «У тюрьмы не детское лицо» настраивает ребят на серьёзное восприятие обозначенной темы.

     Школьный инспектор рассказывает о статистике правонарушений, совершённых подростками Шабалинского  района, сообщает об ответственности несовершеннолетних перед законом за отдельные правонарушения и преступления.

     Игра-путешествие занимает около 50-ти минут. Из работ ребят (плакаты) оформляется выставка «НЕ нарушай закон».

     Пока педагоги, работающие на станциях, подводят окончательные итоги, перед участниками мероприятия выступает представитель ДПС. Он рассказывает о статистике дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

     Называются победители, вручаются «Благодарности» и сладкие призы.

Звучит заключительное слово.  

     

     

 

Содержание игры-путешествия

      На каждой станции команда находится в течение 5 минут и может заработать от 1 до 3 жетонов. Перемещаются команды согласно маршрутному листу.

Станция    Плакатная

      Члены команды за 7 минут должны нарисовать плакат на тему «Не нарушай закон».

         

           Станция     Кроссвордная

 

      Каждой команде предлагается решить кроссворд из 7-ми слов. (См. приложение 2).Если в течение 6-ти минут ребята не справились со всем заданием, педагог оказывает им помощь.

            Станция   Ситуационная

       Команде предлагается рассмотреть несколько ситуаций, связанных с нарушением закона подростками и назвать наказание, которое за этим последует. (См. приложение 2).

            Станция   Сказочная

      Ведущий предлагает взглянуть на сюжеты известных сказок с точки зрения юриста. Подростки  должны  отгадать о какой сказке идёт речь.

       

                Станция      Анкетная

     Команде предлагается ответить на 6 вопросов анкеты «Знаешь ли ты свои права и обязанности». (См. приложение №1)  

             Станция      Правовая

     Ведущий на станции школьный инспектор. Учащиеся должны продемонстрировать знание законов, с которыми чаще всего сталкиваются подростки.

             Станция      Пешеходная

   Ведущий на станции представитель ДПС. Участникам команды предлагается показать знание правил дорожного движения.

                                       

 ПРИЛОЖЕНИЕ  1

А Н К Е Т А

«Знаете ли вы свои права и обязанности»

  1. С какого возраста человек считается совершеннолетним?

    а) с 14 лет      б) с 16 лет      в) с 18 лет      г) с 21года

  1. Кто несёт ответственность за содержание, воспитание и обучение несовершеннолетних?

     а) школа    б) родители (опекуны)     в) учреждения дополнительного    

     образования       г) органы опеки и попечительства

  1. Какие нормативные документы определяют права и обязанности

      несовершеннолетних в учебном заведении?

      а) Конституция    б) закон «Об образовании»   в) трудовой договор

       г) Устав образовательного учреждения

4.  С какого возраста несовершеннолетний может быть привлечён к уголовной ответственности?

      а) с 18 лет          б) с 12 лет          в) с 14 лет            г) с 16 лет

5.  С какого возраста употребление спиртных напитков не наказывается законом?

       а) с 21 года        б) с 14 лет          в) с 18 лет           г) с 16 лет

6.  В каком возрасте подросток может быть принят на работу?

        а) с 12 лет         б) с 18 лет           в) с 14 лет           г) с 16 лет

7.  Кто несёт ответственность за правонарушения совершённые несовершеннолетним?

        а) школа       б) суд       в) родители (опекуны)      г) комиссия по делам

        несовершеннолетних


А Н К Е Т А

«Знаете ли вы свои права и обязанности»

  1. С какого возраста человек считается совершеннолетним?

    а) с 14 лет      б) с 16 лет      в) с 18 лет      г) с 21года

  1. Кто несёт ответственность за содержание, воспитание и обучение несовершеннолетних?

     а) школа    б) родители (опекуны)     в) учреждения дополнительного    

     образования       г) органы опеки и попечительства

  1. Какие нормативные документы определяют права и обязанности

      несовершеннолетних в учебном заведении?

      а) Конституция    б) закон «Об образовании»   в) трудовой договор

       г) Устав образовательного учреждения

4.  С какого возраста несовершеннолетний может быть привлечён к уголовной ответственности?

      а) с 18 лет          б) с 12 лет          в) с 14 лет            г) с 16 лет

5.  С какого возраста употребление спиртных напитков не наказывается законом?

       а) с 21 года        б) с 14 лет          в) с 18 лет           г) с 16 лет

6.  В каком возрасте подросток может быть принят на работу?

        а) с 12 лет         б) с 18 лет           в) с 14 лет           г) с 16 лет

7.  Кто несёт ответственность за правонарушения совершённые несовершеннолетним?

        а) школа       б) суд       в) родители (опекуны)      г) комиссия по делам

        несовершеннолетних.

                                                                                 


 ПРИЛОЖЕНИЕ  2

СИТУАЦИИ

  1. Однажды вечером Володя – 15 лет, Сергей – 17 лет, Андрей – 19 лет купили пиво «Клинское», устроились на террасе детского сада и стали распивать его. Через некоторое время появились представители милиции, составили на подростков протоколы.

     

        Что было дальше?

       Ответ: Володя – протокол на родителей, обсуждение на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних, административное наказание  

                  - штраф 300р.

                   Сергей – протокол на подростка, обсуждение на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних,  административное наказание  

                  - штраф 100р.

                   Андрей – Протокол по статье 6.10, обсуждение на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних за вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков, административный штраф от 500р. до 1500р.

  1. На автобусной остановке 2 подростка обратили внимание на пожилого

     мужчину, который разговаривал по сотовому телефону. Больше никого      

     рядом не было. Друзья договорились, что один отвлекает мужчину

     вопросом, а другой в это время выхватывает телефон и убегает.

     Их замысел осуществился, но когда подростки убегали, мимо

     проходившая женщина узнала своего соседа-школьника. Вскоре ребята

     оказались в милиции.

           Что было дальше?

  Ответ: Подростки совершили открытое хищение - грабёж (ст. 161, ч. 2).Их ожидает суд. Данная статья попадает в разряд особо опасных преступлений, несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности с 14 лет. Суд может приговорить виновных к лишению свободы сроком от 4 месяцев, до 12 лет. Если преступление совершено впервые, суд может вынести условное наказание, или принудительные исправительные работы, и возмещение потерпевшему материального и морального ущерба.

                     

                                                                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ  3

КРОССВОРД

6п

5х

р

4р

у

е

о

л

с

2к

3х

д

и

т

7с

о

и

и

г

у

в

н

щ

т

а

п

е

1н

е

с

о

в

е

р

ш

е

н

н

о

л

е

т

н

и

й

т

н

л

с

е

о

и

и

и

т

н

ф

т

е

в

и

о

у

о

е

р

ц

и

я

  1. Человек, не достигший 18-тилетнего возраста.
  2. Основной закон государства.
  3. Поступок человека, присвоившего чужую вещь без разрешения.
  4. Кто в соответствии с законодательством осуществляет защиту прав и интересов ребёнка?
  5. Нецензурная брань подростка – это мелкое ….
  6. Поступок, который очень опасен и вреден для общества, личности, государства.
  7. Сигнальный фонарь с разноцветными стёклами для регулирования движения на улицах.

                  КРОССВОРД

6п

5х

р

4р

у

е

о

л

с

2к

3х

д

и

т

7с

о

и

и

г

у

в

н

щ

т

а

п

е

1н

е

с

о

в

е

р

ш

е

н

н

о

л

е

т

н

и

й

т

н

л

с

е

о

и

и

и

т

н

ф

т

е

в

и

о

у

о

е

р

ц

и

я

  1. Человек, не достигший 18-тилетнего возраста.
  2. Основной закон государства.
  3. Поступок человека, присвоившего чужую вещь без разрешения.
  4. Кто в соответствии с законодательством осуществляет защиту прав и интересов ребёнка?
  5. Нецензурная брань подростка – это мелкое ….
  6. Поступок, который очень опасен и вреден для общества, личности, государства.
  7. Сигнальный фонарь с разноцветными стёклами для регулирования движения на улицах.

                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 4

        Сказки глазами юриста.

В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря вмешательству смелых людей всё заканчивается благополучно? («Красная шапочка»).

  1. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию под вывеской обаятельной личности, совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано? (Волк и семеро козлят»).
  2. В какой сказке ушел из дома очень румяный молодой человек. Ушёл среди бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, последняя оказалась для него роковой? («Колобок»).
  3. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком мужа, использует его для обогащения, но впоследствии теряет всё из-за своей жадности? («Сказка о рыбаке и рыбке»).
  4. Героиня какой сказки, облачённая в дорогую, не имеющую клейма шубку, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда. К кому только не обращался хозяин дома о выселении гостьи, пока её действия не были квалифицированны, как незаконный захват жилища? (« Заячья избушка»).
  5. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»).
  6. В какой сказке Чуковского гнусное насекомое занимается шантажом, приказывая: «Принесите-ка мне, звери, ваших детушек, я сегодня их за ужином скушаю»? («Тараканище»).
  7. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, а именно: украв одеяние невесты младшего сына царя, сжигают его. («Царевна лягушка»).
  8. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам,  пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»).
  9. В этой сказке речь идёт о некоем спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»).


Игра -путешествие

« Копилка  правовых  знаний »

Разработала и провела

социальный педагог

МОУСОШ  с УИОП пгт Ленинское

Попова

Нина Николаевна

март  2008 год.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "От правового знания - к правовой компетентности"

Проект раскрывает систему создания правовой школьной службы....

Правовой турнир "Страна правовых знаний"

Ориентирован на детей среднего школьного возраста....

Правовое просвещение. Единый День правовых знаний

Единый день правовых знаний проводится в рамках просветительского направления социальной службы, а также в целях формирования правовой культуры, общественных целей, воспитания и уважения к правам и со...

Изучение понятия правовой нормы на уроках правовых знаний

В данной статье описан методический прием, который позволяет наиболее полно раскрыть понятие правовой нормы....

Игра-путешествие в Страну Правовых Знаний

Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся.Задачи: - Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское об...