Формирование и развитие навыков самообслуживания у несовершеннолетних с девиантным поведением в условиях проживания в специализированной социальной квартире.
методическая разработка по теме

Применяемые методы при формировании развития навыков самообслуживания у несовершеннолетних  с девиантным поведением, проживающих в условиях специализированной социальной квартиры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met_razr.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Формирование и  развитие навыков самообслуживания у несовершеннолетних

с девиантным поведением в условиях проживания в специализированной

                         социальной квартире.

     Я работаю в государственном бюджетном учреждении «Социально-реабилитационный центр «Вера», воспитателем в социальной квартире, предназначенной для проживания несовершеннолетних  в возрасте от 12 до 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе условно осужденных, находящихся под следствием и вернувшихся из мест заключения.

      В центр ребята поступают с искаженными понятиями правил и норм принятых в обществе, поэтому необходимы специальные коррекционные занятия.

      Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей. При этом учитываются местные особенности и традиций..

    Овладение навыками социально ориентировкой облегчают социально-психологическую адаптацию несовершеннолетних к условиям жизни.

     Содержание занятий включают  в себе следующие темы:

1.»Личная гигиена» - позволяет несовершеннолетним овладеть умениями и навыками                      гигиены, сохранение и укрепления своего здоровья.

2.»Одежда и обувь» и «Жилище» - позволяют расширить навыки самообслуживания, включают в себя повседневный уход за одеждой, обувью, жильем.

3.»Питание» - предусматривает ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.

    Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.

     В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание.

      Оптимальный результат предполагает сформировать самосознание и самоконтроль, овладение ролевым поведением, умение устанавливать адекватные связи с окружающими, приобретать навыки самообслуживания.

      Усвоение социальных норм и правил невозможно вне сферы быта.                                                              

    Быт-уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей ( в пище, одежде, жилищи, поддержании здоровья ), так и освоении духовных благ, культуры общения, отдыха. Складывается и изменяется под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.

      Познание социально-бытового содержания жизни невозможно без умения ориентироваться в нормах и правилах различных сфер деятельности.

      Педагогический процесс по формированию социально-бытовой компетентности ребят следует основывать на системно-деятельном подходе к обучению и воспитанию, что обеспечивает его личностно-ориентированную направленность.

       Исходным, отправным моментом в структурировании процесса социально-бытовой подготовки ребят является определением цели, т.е. конечного результата данного процесса. Ориентируясь на намеченную цель,  определяются основные задачи целостного педагогического процесса по социально-бытовой подготовке детей. Задачи указывают направления работы, а также позволяют определить основные сферы быта, в рамках которых необходима ориентировка детей для осуществления ими самостоятельной и независимой жизнедеятельности.

        Эффективности педагогической работы по социально-бытовой подготовке воспитанников способствуют следующие условия:

-целенаправленность и системность педагогической работы;

-направленность на результативную подготовку каждого ребенка;

-дифференцированный и индивидуальный подходы к воспитанникам в отношен содержания и методов их обучения;

-формирование положительного отношения осваиваемой бытовой деятельности;

-стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;

-широкое использование игровых методов и приемов обучения.

        Слагаемые успеха и результативности деятельности педагога должны быть:

-любовь к ребенку, выражающаяся в стремлении помочь ему овладеть максимально доступными его способностям знаниями, навыками, умениями;

-вера в возможность каждого ребенка достигать высоких результатов;

-педагогическое мастерство, заключающееся в отборе наиболее эффективных методов и форм обучения для каждого ребенка;

-терпение  так как  желаемые  результаты  не  всегда  достигаются быстро.

          При обучении детей  навыкам и умениям самообслуживания можно использовать разнообразные методы и приёмы: объяснение, приучение, убеждение, показ, беседа, педагогические требования, поощрение и наказание, экскурсии, игры.

           Важнейшим моментом является определение содержания социально-бытовой подготовки детей, т.е. перечня основных умений, являющихся практически значимым для каждого человека в сферах быта.

            Программно-методические материалы по разделам социально-бытовой ориентировки включает:

  1. «Личная гигиена»- позволяет  несовершеннолетним овладеть умениями и навыками по:

         -правилам соблюдения личной гигиены;

         -применению предметов и средств личной гигиены;

         В этом разделе, при работе с ребятами, проводились беседы с практическими занятиями:

1. «Уход за полостью рта»

2. «Уход за руками»

3. «Уход за ногами»

4. «Уход за волосами» , проводилась совместно с мастером-парикмахером   Соломоновой Л.В. и учащимися лицея «Моды и дизайна»

          В октябре была организована экскурсия в музей «Гигиены».

     2. «Одежда»- позволяет развивать и совершенствовать умения и навыки самообслуживания по:

          -уходу за одеждой ( способы стирки, чистки; глажки )

          -освоение бытовой техники (стиральная машина, утюг, швейной машины )

          -выполнения мелкого ремонта ( пришивание пуговиц, зашивание дыр, подшивание  брюк, пришивание вешалок).

          В разделе «Одежда» мною проводились беседы с  практическими занятиями по ручной и машинной стирке, с сортировкой одежды по цвету, по сырьевому составу; с применением различных стиральных порошков, кондиционеров и специальных средств.

Прошло занятие по освоению стиральной машины: включение, загрузка, регулировка режимов. Занятие по развешиванию одежды после стирки на сушильную доску.

В течение года проводились занятия по чистке и утюжке  одежды, освоение утюга  (регулировка теплового режима, горизонтальная и вертикальная утюжка, утюжка с помощью пара) и гладильной доски.

 Проводились занятия по мелкому ремонту одежды ручной иглой и на швейной машине.

    3. «Обувь» - включает в себя умения и навыки по повседневному уходу за обувью:

-сушка обуви;

-чистка обуви;

-подготовка и хранение сезонной обуви.

         В течение года проводились практические занятия по уходу за обувью: сушка , с помощью специальных сушилок и подручными материалами( бумага), чистка различными кремами для обуви, с применением различных видов щеток. Обработка обуви спец. средствами для удаления запаха и профилактики от грибковых заболеваний ног.

    4. «Жилище» - позволяет несовершеннолетним овладеть умениями и навыками по уходу за жильем:

            -наведения порядка в помещении;

-удаление пыли с предметов в помещении;

            -подметание и мытье полов;

-мытье окон и зеркал;

            -освоение бытовой техник ( пылесоса ).

         Проводились практические занятия по уходу за жилым помещением : влажная уборка комнат и мест общего пользования  Освоение пылесоса, для проведения сухой уборки.

         Практические занятия по мытью окон и зеркал с применением специальных средств и приспособлений; чистке мягкой мебели с применением мыльного раствора и специальных средств.

          Один раз в неделю на квартире проводилась генеральная уборка комнат и мест общего пользования.

      5. «Питание» - предусматривает расширение умений и навыков по основным приемам обработки продуктов питания:

              -сервировка стола;

  -соблюдение режима питания и культуре поведения за столом;

              -приготовление простых блюд;

              -использование посуды, столовых приборов, бытовой техники;

              -уборке стола после еды и мытью посуды.

       В течение года проводились занятия по сервировке повседневного и праздничного столов. Ежедневно, по очереди, готовили завтраки: каши из различных круп, блюда из яиц, макаронных изделий, холодные и горячие бутерброды. Приготовление различных салатов: овощного, «Оливье», «Сельдь под шубой», «Подсолнух» и т.д. Обучающие занятия по работе с тестом и выпекание «Шарлотки», закрытых пирогов, блинов, оладьев и т.д.

       Проводились беседы с игровыми элементами: «Встречаем гостей», «Я в гостях», «День рождение», «Культура поведения за столом», «Разнообразие столовых приборов».

        Обучающие занятия по мытью посуды с применением различных моющих средств, по освоению бытовой технике (электроплиты, СВЧ, миксера, блендера, тостера.).

         

      6. «Организации и учреждения»- имеют следующие направления::

        -торговые предприятия;

        -транспорт;

        -средства связи;

        -медицинская помощь;

        -предприятия бытового обслуживания.

       Был организован поход в парикмахерскую лицея «Моды и дизайна», где с ребятами общались мастера, помогли им выбрать виды причесок. Совместные, а после и самостоятельные посещения продуктовых магазинов с правильным  выбором необходимых продуктов и оплатой на кассе.

      Проводились беседы о культуре поведения в общественном транспорте.

      На протяжении года мною проводилась работа по формированию социально-бытовой ориентировке у несовершеннолетних в условиях квартирного проживания.

      В квартире проживает 8 девочек  в возрасте от 12 до 18 лет.

     

     Первоначально методом наблюдения было выявлено что:

    8 воспитанниц не соблюдали требования личной гигиены ( не мыли руки, не считали нужным     чистить зубы, не умели принимать душ , не умели пользоваться средствами личной гигиены). Не следили за своим внешним видом.

   8 воспитанниц не умели  ухаживать за своей одеждой: не стирали, могли одеть грязные вещи ; никто не владел навыком пользования стиральной машиной; в работе не использовали моющие средства; одежду не ремонтировали, могли ходить в рваной одежде.

    7 воспитанниц не обращали внимания на внешний вид своей обуви, после гуляния не сушили ее и не мыли.

    8 воспитанниц не были приучены следить за порядком в помещении, в столах был беспорядок, не все убирали свое спальное место, не были знакомы с мытьем полов, не все умели пользоваться пылесосом.

    8 воспитанниц не знакомы с режимом питания и культурой поведения за столом, о сервировке стола услышали впервые, бытовой техникой никогда не пользовались.

     6 воспитанниц не пользовались средствами связи, медицинские учреждения узнали только в нашем центре, не знали как правильно пользоваться предприятиями бытового обслуживания, боялись и стеснялись посещать.

     Для формирования  навыков самообслуживания у несовершеннолетних  мною применялись следующие методические приемы: объяснение , приучение, убеждение с практическими занятиями, показ, беседа с практическим применением, экскурсии, игра.

        В течение года , работая с группой ребят, применяя вышеперечисленные методические приемы по формированию навыков социально-бытовой ориентировки, мною было выявлено, методом наблюдения, что:

       

      8 воспитанниц приобрели навыки соблюдения требований личной гигиены.

        7 воспитанниц научились правильно и качественно ухаживать за своей одеждой: выполнять стирку, мелкий ремонт, использовать различные моющие средства для стирки, пользоваться стиральной машиной и утюгом.

       У одной девочки навыки в процессе развития, так как поступила позже.

       Все девочки  приобрели навыки ухода за обувью.

       7 воспитанниц научились содержать свое жилье в чистоте: проводят уборку, моют полы, научились пользоваться пылесосом.

        У одной девочки навыки в процессе развития, так как поступила позже.

        8 воспитанниц соблюдают режим питания, культуру поведения за столом, выполняют сервировку стола, моют качественно посуду, освоили бытовую технику.  

         8 воспитанниц приобрели навыки пользования торговыми предприятиями, предприятиями бытового обслуживания, пользуются общественным транспортом, соблюдая правила поведения.

       Целью социально-бытовой подготовки воспитанников центра является формирование у каждого ребенка необходимого запаса знаний, умений и навыков , который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после выпуска, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

     Проводя в течении года работу, применяя метод наблюдения, я выяснила, что эффективно и могут применяться методические приемы, такие как: объяснения, приучения, убеждения, показ, беседа, педагогические требования, экскурсии, игра, при формировании навыков социально-бытовой ориентировки у несовершеннолетних в условиях квартирного проживания.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Взаимодействие подростков с девиантным поведением, проживающих в условиях специализированной социальной квартиры: сопровождение, коррекция, педагогическое сопровождение.

Методическая разработка по работе с подростками с девиантным поведением, временно проживающих на стационарном отделении СПб ГБУ СОН "СРЦ"Вера" на специализированной социальной квартире....

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цель программы: профилактика девиантного поведения учащихся ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функци...

Методические рекомендации по социально-педагогической помощи педагогам с обучающимися девиантного поведения в условиях образовательной организации

Актуальным направлением социально-педагогической работы в образовательной организации является профилактика девиантного поведения детей и подростков. Исходя из сложности феноменологии девиантного пове...

Доклад "Формирование бытовых навыков самообслуживания у детей с различной степенью интеллектуальных нарушений"

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. посильно участвовать в труде и...

«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несо...