Планированные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
статья (9 класс) на тему

Печкурова Елена Анатольевна

  Повышение уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование его патриотического и гражданского сознания и самосознания, потребности в изучении отечественной культуры и истории в последнее время занимает все большее место в работе школ.  Общеизвестно, что идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест.  Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско – патриотического воспитания. К основным направлениям гражданско – патриотического воспитания относятся: 1. Военно – патриотическое воспитание; 2. героико – патриотическое воспитание; 3. национально – патриотическое воспитание; 4. гражданское воспитание; 5 гражданско – патриотическое воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование его патриотического и гражданского сознания и самосознания, потребности в изучении отечественной культуры и истории

  Повышение уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование его патриотического и гражданского сознания и самосознания, потребности в изучении отечественной культуры и истории в последнее время занимает все большее место в работе школ.  Общеизвестно, что идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест.  Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско – патриотического воспитания. К основным направлениям гражданско – патриотического воспитания относятся: 1. Военно – патриотическое воспитание; 2. героико – патриотическое воспитание; 3. национально – патриотическое воспитание; 4. гражданское воспитание; 5 гражданско – патриотическое воспитание.

 Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Тем более, что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит ими пренебрегать. Национально – патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ. Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все чувствует себя в ответе. Для него понятие Родина свято. Гражданско – патриотическое воспитание базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. Работа в этом направлении в современных условиях затруднена из – за несовершенства нормативно – правовой базы государства. Поэтому задача школы, особенно классных руководителей и учителей состоит в поиске  новых форм по воспитанию гражданско – патриотических чувств молодого поколения в современных условиях. Остановлюсь на тех, которые действуют в нашей школе:

1. Акция «Милосердие» (помощь ветеранам Вов, участникам локальных войн, оказание помощи детским садам)

2.  Акция «Ветеран» (через поисковую деятельность сбор информации об участниках военных действий нашего города и района)

3. Военно – спортивные сборы для учащихся 10 классов.

4. Проведение смотра строя и песни.

5. Написание рефератов и защита их на общешкольной конференции.

6. Конкурс презентаций ко Дню Победы  и другим знаменательным датам ВОВ среди 5 – 11 классов.

7. Кроме того, мною были разработаны темы классных часов с 5 – по 11 класс по гржданско – патриотическому воспитанию. На каждый класс рассчитано 9 часов. Т. е. 1 раз в месяц должен быть проведен классный час, по какой - либо тематике. Приведу план – конспект одного из классных часов, который провела в канун 23 февраля в 9-ом классе, в котором я являюсь классным руководителем.

 Сценарий  классного часа на тему: "Что значит быть патриотом России?"

Цели:  продолжить формирование у молодого поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи:

1. Выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма.

2. Формировать умение ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки.

3. Воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран

Подготовительная часть мероприятия.

Проведение анкеты (на выбор учителя – №1 или №2, см. Приложения), обработка данных.

ВВЕДЕНИЕ

"Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно, - из-за частого упоминания, донельзя затертых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл.

Тема сегодняшней дискуссии - Патриотизм: истоки и современность.

Ребята, как вы считаете, эта тема для нас актуальна? (Сейчас – это наиболее жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей).

Часто на телевидении показывают различные конфликтные ситуации, где наши молодые люди, называя себя патриотами, унижают людей других национальностей. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.          Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.          Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она  не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

         Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Основная часть

Накануне мы с вами определили круг проблем к сегодняшней дискуссии «Патриотизм: истоки и современность»:

- Уважение к прошлому и настоящему  своей страны 

- Толерантность в национальном вопросе

- Вера в возрождение России

Переходим к обсуждению первой проблемы - Уважение к прошлому и настоящему  своей страны 

Проводилось анкетирование по теме «Патриот. Какой он?» среди учащихся нашего класса (приложение №1).  

Из ваших ответов понятно что: Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины;  предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину. 

Как пробудить в человеке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. 

Переходим к обсуждению: - Как вы понимаете слова «родина»?

- Гордитесь ли вы своей страной? В какие именно моменты испытываете национальную гордость? - Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испытываете ли горечь за поражения и ошибки? - Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции? - Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его?

 Ответы детей: Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при  каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Переходим к обсуждению второй проблемы  - Толерантность в национальном вопросе.

В анкете  вы отметили по три основных черты характера, свойственных человеку – патриоту (приложение 2).

Итак, мы пришли к выводу, что человеку – патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, решительность и благодарность. Ваши мнения совпадают. 

Вопросы для обсуждения: -  Считаете ли себя патриотом? Почему?

-  Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?

- Что такое национализм? - Приходилось ли вам в вашей жизни сталкиваться с национальной проблемой?

- Является ли фактом утверждение, что представители других наций не могут быть патриотами России?  

А что значит быть патриотом в мирное время?

Проблемная ситуация: Победа российской команды в одном из мировых турниров, ликующая толпа болельщиков, раскрашенная обернутая в цвета российского флага громила  улицы городов

Это патриотизм?

Гордясь своими русскими корнями, банда подростков убивает 8-летнюю девочку-таджичку. Это патриотизм?

Идет обсуждение ситуации. 

Классный руководитель: Подводя итог, можно сказать - есть патриотизм истинный, а есть ложный, когда за патриотическими лозунгами скрываются аморальные поступки и даже преступления.

Никакими высокими словами о величии нации нельзя оправдать бесчеловечность. Великая нация велика своей историей, культурой, достижениями во всех  сферах общественной жизни, а не стремлением к унижению других народов. 

Переходим к обсуждению четвертой проблемы  - Вера в возрождение России

Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?  Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он – патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт? Каково ваше мнение? 

Вопросы для обсуждения:-  Кто такой патриот современной России? - Нужно ли патриотическое воспитание в школе? - Нужно ли нести ответственность  за себя, своих друзей, как вы относитесь к взаимовыручке? -  Хотели бы вы уехать из России? - Гордитесь ли тем, что живете в России? - Верите ли вы в возрождение России? -  Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины? 

Классный руководитель: Итак, все вопросы, нашей дискуссии обсуждены. Вы высказали свое мнение по различным проблемам. Чтобы подвести итог нашей работы, я прошу вас еще раз обратиться к слову «Патриотизм». Перед вами лист бумаги с анаграммой. Прошу вас запишите на каждую букву слова «Патриотизм» – слова или словосочетания, раскрывающие смысл этого понятия (приложение №3).

Зачитайте, что у вас получилось.  Итак, к какому выводу мы пришли?

Не случайно в качестве эпиграфа к разговору о патриотизме можно привести слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”. Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!

Рефлексия по итогам занятия: - О чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор?  - Какие чувства испытывали при обсуждении проблем?  - Изменился ли у вас первоначальный взгляд на проблему патриотизма в нашей стране?

Литература:

Бобрик Н.Д. Патриотизм: знак вопроса. «Школьная библиотека», №2, 2000

Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи, 2007

Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000

Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, №8,2006

Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи//Социс, №4,2007; с. 37-43

Цветкова О.Н. Государственные символы России: история и современность. «Классный руководитель», №2, 2008

Приложение 1

Посмотрите, как вы проранжировали качества человека-патриота.

 вопрос

Количество ответов

1. любит Родину;      

6

2. гордится Родиной, переживает за нее; 

8

3. готов встать на защиту Родины; 

9

4. предан Родине и отстаивает ее интересы; 

10

5. уважает людей всех национальностей; 

1

6. сострадает своему народу; 

1

7. защищает интересы только своего народа.

 

1

Приложение 2

 вопрос

Ответы, количество учащихся

1. ответственность

9

2. справедливость

6

3. стойкость

3

4. преданность

9

5. решительность

5

6. терпимость

1

7.благодарность

1

8. усердие

-

Приложение 3

Приложение 4

ИСТИННЫЙ ПАТРИОТИЗМ:

из чего он складывается?

Составляющие понятия и направления деятельности по проявлению патриотизма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации

  Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...

Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.

Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...

Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»

Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» на 2016-2021 годы определяет систему работы образовательного учреждения по создан...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках чтения

В данной статье представлен опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья ( с интеллектуальными нарушениями), по теме "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитан...