Работа по психологии "Ведущая деятельность подростков"
методическая разработка на тему

Мелентьева Лариса Николаевна

В работе по психологии дано понятие "ведущая деятельность". Представлены виды ведущей деятельности. Понятие "подростковое новообразование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vedushchaya_deyatelnost.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

«Морозовская средняя общеобразовательная школа»

Тема

« Ведущая деятельность и основные психологические новообразования подросткового возраста».

Работу выполнила:

Мелентьева Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

Июнь, 2012 г.

                                       Физиологические особенности развития подростков

(от 11 до 13-14 лет)


Процесс развития организма происходит в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивен он в детском и подростково-юношеском возрасте. С началом подросткового криза в течение относительно короткого периода времени тело ребенка претерпевает значительные изменения, влекущие за собой.

Имеющие место в подростковом возрасте изменения последовательно охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь  и самосознание. Всякий раз эти изменения представляют собой психологические приобретения, которые отражают содержание данного момента развития.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности, остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности — действительные и мнимые.

Традиционно ведущей деятельностью в подростковом возрасте называются общение со сверстниками (Д.Б.Эльконин) и общественно значимая деятельность (В.В.Давыдов).

Ведущая деятельность - Учебная деятельность (познавательная, мышление, интеллектуально-когнитивная сфера); интимно-личностное общение со сверстниками.

Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:

Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных. В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

                                                        Виды ведущей деятельности:

Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

Предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников.

Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.

                                                 Подростковые «новообразования»
Социальная   ситуация   развития  - это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное  и  неповторимое отношение между ребенком  и  окружающей его действительностью, прежде всего  социальной ”.

Возрастной  кризис - это особый период преобразования  социальной   ситуации   развития: новообразование  предшествующего периода разрушает старую  ситуацию   развития   и  провоцирует образование новой. По Выгодскому,  возрастной  кризис - норма онтогенеза.

Понятие  социальная   ситуация   развития  было введено Л.С. Выготским [1] как единица анализа динамики  развития  ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение  и  изменения структуры личности ребенка на каждом  возрастном  этапе.  Социальная   ситуация   развития  обусловливает образ жизни ребенка, его « социальное  бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности  и  развиваются психические  новообразования . Являясь продуктом  возрастного   развития ,  новообразования  появляются к концу  возрастного  периода  и  приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление  новообразований  есть особый знак распада старой  социальной   ситуации   развития   и  складыванием новой  социальной   ситуации   развития , что сопровождается кризисами  возрастного   развития .

Таким образом  социальная   ситуация   развития  является специфической для каждого  возрастного  периода, определяющейся системой отношений субъекта в  социальной  действительности, отраженная в его переживаниях  и  реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации - подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии; и прежде всего самые близкие: дом, семья.

Подросток , отчуждаясь от родителей и одновременно любя их по прежнему учиться учитывать очень разные планы человеческих чувств и поступков. Он учиться заново - теперь уже на уровне  возрастной  отчужденности - строить новые отношения со своей семьей. Через жизненные Колизеи в семье подросток открывает, что мир не делится на «белое» и «черное», что нельзя просчитать отношения чисто арифметически.

Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.

Независимо от  возрастного  периода  развития  ребенка  социальная   ситуация  является определяющей  и  обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности  и  развиваются психические  новообразования , что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

 Социальная   ситуация  являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение  и  изменения структуры личности ребенка на каждом  возрастном  этапе.

Таким образом,  социальная   ситуация   развития  является системой отношений субъекта в  социальной  действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Новообразования  - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

Центральное  новообразование  подросткового возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость. Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:

  1. в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;
  2. в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;
  3. в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);
  4. во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи ("модные словечки").

Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:

  1. проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;
  2. желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;
  3. наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников

В общении со сверстниками формируется основное  новообразование  подросткового возраста - самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выгодскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм, - это и есть личность. По Д.Б. Эльконину, все  новообразования  подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью. Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы её занять. Л.И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но, тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя "это будущее представляется ему еще очень туманно". Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.

Психические новообразования:

•        чувство взрослости, стремление к самостоятельности;

•        критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа;

•        становление нового уровня самосознания Я – концепции.

Основные новообразования.

Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:

-кризис новорожденности;

-младенчество (2 месяца - 1 год) - непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;

-кризис одного года;

-ранний возраст (1 - 3 года) - орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;

-кризис трех лет;

-дошкольный возраст (3 - 7 лет) - ролевая игра;

-кризис семи лет;

-младший школьный возраст (8-12 лет) - учебная деятельность;

-кризис 11 - 12 лет;

-подростковый возраст (11 - 15 лет) - интимно-личное общение со сверстниками;

-кризис 15 лет.

Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. В первую очередь активно развивается способность к абстрактному мышлению. Исследование когнитивного развития в подростковом возрасте занимает довольно скромное место среди множества работ, посвященных многочисленным аспектам интеллектуальной жизни в данном возрасте.

Б. Инельдер и Ж. Пиаже (2003) описали серию «новообразований», приводящих к развитию способности к гипотетико-дедуктивному мышлению, которые сопровождаются появлением двух когнитивных механизмов: комбинаторного анализа и перехода к более сложным формам обратимости суждений. Основным «новообразованием» данного периода является способность к рассуждению с помощью вербально сформулированных гипотез, а не манипуляций с конкретными предметами. В мышлении подростков часто отмечаются стремление к «мудрствованию», разрешению сложных философских проблем, склонность к фантазированию и вымыслам.

В обучении перед подростками возникает новая задача: проникнуть в результате специально организованной познавательной деятельности в объективную сущность предметов действительности, понять закономерные отношения между ними. При этом очень часто сущность вещи вовсе не совпадает с ее видимостью и то, что подросток узнает на уроке, может казаться ему противоречащим его непосредственному жизненному опыту. Иными словами, школьные знания подростка, в отличие от знаний ребенка, перестают быть только простой суммой новых сведений, новых представлений и понятий; со школьными знаниями подростка оказываются внутренне связанными и новые способы мышления, и новое познавательное отношение учащихся к действительности.
В средних классах школы учащиеся вплотную приступают к усвоению отдельных учебных предметов, то есть к освоению системы научных понятий, системы причинно-следственных зависимостей, составляющих содержание соответствующего предмета. И если изучаемые ранее дисциплины носили предельно конкретный и описательный характер, то в подростковом возрасте изучаемые дисциплины приобретают гораздо более отвлеченное содержание. Кроме того, в школьную программу начинают входить совсем новые учебные предметы, выступающие в качестве особых областей теоретических знаний, зачастую не имеющих непосредственной наглядной опоры ни в жизненных представлениях ребенка, ни в тех знаниях, которые он приобрел в начальных классах школы. Таким образом, подросток должен научиться видеть в понятии обобщенную в нем реальность, а за системой школьных знаний — мир во всем его конкретном многообразии.

Изучаемые в этот период многочисленные понятия и законы, как правило, соотносятся с действительностью лишь опосредованно, через систему других понятий. Это, в свою очередь, требует от подростка того, чтобы он научился в процессе своего мышления следовать не только от конкретных предметов (или представлений) к понятиям и обратно, но и от одного абстрактного понятия к другому. Иначе говоря, подросток должен перейти от отдельных суждений по поводу того или иного факта или явления действительности к связи этих суждений, то есть перейти к собственно теоретическому «мышлению в понятиях».

Таким образом, подросток постепенно приобретает «взрослую логику мышления». В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память.

Подростковый возраст также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником норм поведения и получения определенного статуса. Другими словами, на первый план выступает, с одной стороны, освобождение от родительской опеки, с другой же — постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества.
Развитие социальной деятельности в этом периоде идет за счет углубления общения со сверстниками. Возникающее
«чувство взрослости», которое Л. С. Выгодский считал основным новообразованием подросткового возраста, свидетельствует об отделении себя подростком, как от мира детства, так и от мира взрослых, сохраняющих, тем не менее, основные формы контроля над его жизнью. На этом фоне самостоятельное значение приобретают отношения с ровесниками.

Достижение самостоятельности — это одна из главных задач отрочества и юности. Неумение подростка разрешить конфликт между продолжающейся зависимостью от старших и новыми потребностями и преимуществами, связанными с самостоятельностью, приводит к возникновению многих проблем.

Психологические новообразования -  внутренний план действий, рефлексия, внутренняя опосредованность всех психических процессов, самооценка        - чувство взрослости.  

                                                 Развитие самосознания подростков.
В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и других. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание и самооценка, способность к анализу окружающих явлений. И это в первую очередь — осознание себя как отличного от родительских образов субъекта, являющегося продуктом своего прошлого и будущего, способного к самостоятельному выбору, обеспечивающему цельность личности.
В норме самосознание формируется к концу подросткового периода, и именно с этим явлением А. Н. Леонтьев (1975, 1981) связывает
«второе рождение личности». Так, если «первое рождение личности» свидетельствует о возникновении социального сознания, то «второе» — самосознания.

Таким образом, для того чтобы выделить то или иное качество и определить к нему свое отношение, подростку необходимо обозначить его словом и ввести в систему нравственно-психологических понятий.

                                                        Использованная литература:

1.Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына. Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. — СПб.: «Речь», 2004. — 256 с.

2. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВМотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимали...

Поддержка социально-значимых инициатив посредством творческой деятельности подростков,злоупотребляющих ПАВ

В условиях   творческого  процесса,  каждый воспитанник имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до общественной ценностной потребности в социаль...

Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Формирование мотивации учебной деятельности подростков.

В данной статье рассказывается об интересном эксперименте, показывающем наглядно, по каким принципам должна строиться вербальная оценка учителя для повышения учебной мотивации подростков....

Организация учебной деятельности подростков с учетом нейропсихологических особенностей

Организация учебной деятельности подростков с учетом нейропсихологических особенностей...

«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Аннотация: автор, анализируя собственный опыт работы в сельской школе, раскрывает возможности урочного и внеурочного пространства образовательного учреждения и называет наиболее эффективные приёмы и м...