Создание условий для социально-педагогической поддержки учащихся.
статья по теме

Якунина Екатерина Борисовна

Сегодня образовательные учреждения и социум взаимообусловлены и взаимосвязаны. Педагогическое сообщество осознает необходимость "гибкой, конструктивной, продуманной воспитательной системы", актуальность "определения общей стратегии развития воспитания и разработки конкретного консолидированного плана действий, в реализации которого принимают участие все структуры государства, местного самоуправления и гражданского общества" . Как справедливо указывает О.Г. Прохорова, "успех воспитания и обучения напрямую зависит от социального партнерства между школой и родителями" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_usloviy_dlya_socialno.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для социально-педагогической поддержки учащихся.

Якунина Екатерина Борисовна, социальный педагог, ГБОУ школа № 302 Фрунзенского района г. СПБ

Если мы попытаемся построить функции воспитателя с точки зрения самого ребёнка, его интересов и возрастных особенностей  (и будем иметь в виду при этом нашу зрелую, взрослую оценку ситуации), то первая задача – создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Как известно, что одной из жизненно важных потребностей человека является потребность в безопасности защите: от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества и т.д. Развитие современного образовательного пространства - вариативный процесс, направленный на удовлетворение образовательных потребностей ребёнка, общества, государства. Это возможно при условии ориентации образования на социальный заказ, выявляемый в ходе мониторинга социальной среды и спроса на образовательные и воспитательные услуги в детском, подростковом, молодежном и семейном социуме. Следовательно, представляется логичным вести разговор о социально-педагогической поддержке в воспитательной работе как системы. По мнению Г.Н. Филонова, «сегодня важно определить научно обоснованную стратегию поиска эффективных концептов, создать средства и механизмы, позволяющие "задействовать" в социальной практике весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на всестороннюю подготовку растущего поколения» [1, с. 31].

Известно положение В.И. Загвязинского о том, что "стратегический уровень образовательной политики воплощен в новой парадигме образования, которую определяют как совокупность общих методологических и теоретических установок и представлений, ориентиров, принятых педагогическим сообществом, ...модель, эталон, которым руководствуются при постановке и решении педагогических проблем" [2, с. 11]. Исходя из этого, можно предположить, что воспитательная работа является образующим фактором деятельности по созданию системы, охватывающей социально-педагогические подходы к воспитанию личности.

Сегодня образовательные учреждения и социум взаимообусловлены и взаимосвязаны. Педагогическое сообщество осознает необходимость "гибкой, конструктивной, продуманной воспитательной системы" [3, с. 10], актуальность "определения общей стратегии развития воспитания и разработки конкретного консолидированного плана действий, в реализации которого принимают участие все структуры государства, местного самоуправления и гражданского общества" [там же, с. 12]. Как справедливо указывает О.Г. Прохорова, "успех воспитания и обучения напрямую зависит от социального партнерства между школой и родителями" [4, с. 52].

С 2002 года в рамках закона «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с целью раскрытия и активизации резервных возможностей и социально- психологической адаптации подростков реализуются проекты, в которых участвуют учащиеся образовательных учреждений. Педагоги дополнительного образования, социальные педагоги и психологи работают с детьми и их семьями. Тем самым воспитатель воспринимает ребенка в реальной социальной ситуации, в которой он находится. Это помогает своевременно выявить семьи, находящиеся в социально опасном положении, адресно, предметно организовать социально-педагогическую работу, оказать помощь в организации свободного времени.

Ежегодный мониторинг свидетельствует о том, что за последние годы не уменьшается число семей, находящихся в сложном социальном положении и требующих особого педагогического внимания. Незначительно снизилось количество проблемных неполных семей, остальные же показатели остались практически на том же уровне.

Учитывая все это, педагоги дополнительного образования и социальные работники образовательных учреждений стремятся выявить недостатки и приобщить подростков поведением к разнообразным социальным действиям через игровую, творческую деятельность, создают обстановку подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества, что способствует самораскрытию воспитанников.

Проектируя организацию свободного времени детей, нужно стремиться создать условия для развития социально-педагогического субъекта (личности, группы, социума, социального института, общества в целом), в целях самореализации ребенка, родителей, педагогов в основных сферах жизнедеятельности, путем оптимизации их связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации существующих проблем, активизации совместной деятельности педагогов, детей и их родителей, других субъектов по поддержанию нравственных эталонов социума. Это важно для исправления социально-педагогических и социально-психологических деформаций собственными усилиями.

Руководствуясь системой концептуальных идей и принципов создания образовательного пространства, предложенных В.И. Слободчиковым, можно придерживаться следующих принципов проектирования воспитательной работы:

  1. целостности,
  2. открытости,
  3. гуманистической направленности,
  4. программного обеспечения [5, с. 24--29].

Дополнительные образовательные программы ориентируют на проведение групповых занятий с элементами тренинга, на диагностику психологических свойств и состояний личности детей и подростков, их межличностных отношений. На занятиях используются групповые формы работы, так как малый коллектив стимулирует активность участников, обеспечивает их взаимодействие, создает психологический комфорт, что особенно важно для подростков.

Для выявления индивидуальной иерархической системы ценностных ориентаций мы использовали метод прямого ранжирования ценностей (методика М. Рокича). При определении среднегруппового профиля системы ценностей и степени ее сформированности восемнадцатиранговая шкала была заменена более привычной для учащихся пятибалльной. Полученные в ходе исследования данные позволяют представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, характерных для данной группы подростков. В общей иерархии у них доминируют следующие ценности, выбранные большинством опрошенных:

  1. материально обеспеченная жизнь;
  2. свобода;
  3. жизнерадостность;
  4. творчество;
  5. красота природы и искусства;
  6.  непримиримость к недостаткам в себе и в других.

Промежуточное положение занимают такие ценности, как воспитанность, образованность, познание, здоровье, бизнес, уверенность в себе. А творческая работа (возможность раскрыть свои способности) и духовность не рассматриваются подростками, как значимая ценность. Сравнивая эти показатели, можно сделать вывод, что материальные ценности и ценности общения, познания, выглядят предпочтительнее.

Итак, педагогическое проектирование воспитательной работы осуществляется поэтапно с учетом основных параметров, характеризующих специфику воспитательной системы:

  1. социально-культурных,
  2. социально-педагогических,
  3. психологических особенностей, регулирующих поведение и социальное взаимодействие субъектов   воспитательной системы,
  4. ключевых компетенций, которыми обладают субъекты и которые могут быть использованы в качестве средств разрешения социально-педагогических проблем,
  5.  потенциальных ресурсов, востребованных в ходе реализации проектов.

Результаты целенаправленного воспитания очевидны в различных областях:

  1. в эмоционально-ценностной сфере (проявление чувств, сформированность отношений);
  2. в познавательной деятельности (развитие интеллектуальных умений, усвоенные знания, нормы);
  3. в психомоторных действиях (навыки, действия, спортивные и трудовые умения);
  4. в состоянии здоровья;
  5.  в развитии способностей, коммуникативных, творческих умений, способностей анализировать и оценивать свои действия и поступки;
  6.  развитии ключевых компетентностей.

       Проектные решения предполагают:

1) поиск оптимальных механизмов построения воспитательной работы в контексте социально-педагогической поддержки на уровне личности, социальной группы;

2) создание условий для становления и развития субъектов воспитательной среды (семьи, образовательного учреждения, самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и пр.);

3) выбор методологических оснований для теоретических разработок в области социального воспитания;

 4) использование технологий, способствующих развитию образованных, нравственных граждан, динамичных, мобильных, способных к сотрудничеству, принятию ответственных решений в ситуации выбора, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу свою, семьи и страны.

    Позиция защиты становится фундаментом работы с личностью, основой индивидуального подхода.

    Подход к ребенку с точки зрения его защиты естественно подводит нас к задаче обеспечения его здоровья и тут, прежде всего, нужны знания физиологических особенностей организма ребенка и основных показателей психологического здоровья.

Таким образом, создание условий для социально-педагогической поддержки может быть построено на основе данных истории развития ребенка.

Список литературы.

1. Филонов Т.Н. Свобода личности и воспитание // Педагогика. 2005. № 9.

2. Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образования // Педагогика. 2005. № 6.

3. Гукаленно О.В., Даиилюк А.Я. Воспитание в современной России // Педагогика. 2005. № 10.

4. Прохорова О.Г. Воспитание детей в условиях Крайнего Севера // Педагогика. 2006. № 1.

5. Лызъ А. Взгляд на парадигмы и изменения в педагогике // Педагогика. 2005. № 7. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: ВЛАДОС, 2005. С. 10-1

Авторская справка.

Якунина Екатерина Борисовна

Создание условий для социально-педагогической поддержки учащихся.

6страниц

ГБОУ школа № 302

Социальный педагог

РГПУ им. Герцена

7769691

192284 СПб ул.Малая Балканская д.34 кв.217

+79523786383

От методиста

доп.экземпляров -----

Да

Готова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроке

Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам общества. ...

Организация условий для социально-педагогической поддержки учащихся

Как строить пространство свободы? Как в нем действовать? Сразу же ответить на эти вопросы невозможно. Работа в системе поддержки начинает кардинально менять позицию взрослого – он становится ч...

Создание условий для выявления и поддержки одаренных детей

Данная тема является темой моего самообразования и соответствует актуальным направлениям развития образования в ХМАО-Югре....

Создание условий для выявления и поддержки одаренных детей во внеурочной деятельности

Презентация к выступлению на межрайонном конкурсе (слете) классных руководителей...

«Создание условий для развития наставничества, поддержки инициатив, проектов, в том числе в сфере волонтерства».

laquo;Создание условий для развития наставничества, поддержки инициатив, проектов, в том числе в сфере волонтерства».Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способносте...