МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ
статья по теме

Программаа по пофилактике правнарушений среди молодежи в рамках вечерней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_profilaktiki_i_korrekcii_.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ  И КОРРЕКЦИИ

СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

В современном российском образовании существуют различные типы школ, среди которых и вечерние школы. Их  роль  в современном обществе очень важна, ведь зачастую именно в вечерней школе учатся подростки, имеющие социальные отклонения.

Ежегодно в БОУ г. Омска «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №29» обучаются от  200 учащихся (кроме учащихся СИЗО), проживающих на всей территории  г. Омска и прилегающих к нему поселков.   В соответствии с законом «Об образовании» в школу принимаются помимо совершеннолетних, не получивших в свое время образование по ряду причин,  и несовершеннолетние, достигшие 15 летнего возраста и только по решению КДН И ЗП.

В силу сохраняющейся тенденции вытеснения из общеобразовательных школ учащихся из семей с низким социальным статусом, требующих дополнительных педагогических усилий, в вечерней школе сосредотачивается контингент не столько совершеннолетних учащихся, не закончивших школу в свое время, сколько учащихся со сложившимися стереотипами поведения, связанными с уклонениями от учебы. Большинство учащихся  ранее систематически пропускали  занятия, не успевали по большинству предметов. Около 10 - 15%  поступающих в школу - это учащиеся,  совершившие правонарушения, включая уголовные преступления, вернувшиеся из ВК, употребляющие ПАВ,  состоящие на различного вида учетах.

Поэтому проблема профилактики и коррекции социальных отклонений подростков и молодежи является актуальной для педагогического коллектива школы.

 Успешность работы педагогического коллектива  достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.

Анализ мероприятий, направленных  на профилактику девиантных форм поведения, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, убедил нас в том, что профилактика,  во-первых, должна заключаться в воздействии на основные факторы (социальные, психологические) формирования отклоняющихся форм поведения, во-вторых, проявляться во взаимной заинтересованности и согласованной работе всех педагогов  школы
В-третьих, она должна проводиться дифференцированно.

С учетом вышеизложенного, Советом профилактики школы  была разработана программа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Первый  этап реализации программы связан с диагностической работой. Силами социального педагога, классных руководителей,  учителей-предметников, медицинского работника ДКБ №2, инспекторов ОДН, специалистов социально-реабилитационных центров  проводится комплексное обследование как подростка, состоящего на учете в органах внутренних дел, так и его семьи. Составляются социально-педагогические карты и индивидуальные программы работы.   Социальный педагог дает общую характеристику семьи и стиля семейного воспитания подростка. Медицинский работник отражает общее состояние здоровья и перенесенные заболевания,  классный руководитель характеризует подростка с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, положения в классном коллективе, поведения в школе, особенностей интересов и склонностей.

На втором этапе,  после анализа,  часть подростков может направляться на консультацию к медицинским специалистам, а из части обследуемых создаются коррекционные группы. В них отбираются подростки со сложившимися аморальными установками, деформированными потребностями.

На третьем этапе, после заседания Совета профилактики школы,  проводится беседа с родителями о том, что с их ребенком будет проводиться комплекс мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений и по возможности педагоги заручаются их поддержкой.

Коррекционный четвертый этап начинается с «шоковой терапии» -  комплекса групповых мероприятий  совместно с инспектором ОДН, представителями других отделов УВД,  медиком-психологом наркологического диспансера, педагогами, работающими в УКП СИЗО  с отобранной группой  подростков  с просмотром документальных фильмов о воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних преступников,  о наркомании, алкоголизме  и их последствиях.  Мероприятия проводятся  по определенному сценарию, который разработан с учетом психологических особенностей данной категории.  Учитывая, что эффект от этой терапии, как правило, бывает кратковременным, в течение 2—3 дней   подростка следует оставить наедине со своими мыслями. Цель данного этапа коррекционной работы — активизация самосознания подростка, осознание последствий противоправного поведения, актуализация смысла

После «шоковой терапии» необходимо без нравоучений помочь подростку разобраться в ситуации, сложившейся у него. Поэтому на пятом этапе предполагается  встречи с  медиком-психологом Наркологического диспансера. В зависимости от особенностей ситуации, встреча может быть  с родителями или без них. Цель -  формирование  у подростка адекватной самооценки, уровня притязаний и отношения к себе.

Шестой  этап коррекционной работы связан с проведением групповых тренингов. Причем важно, чтобы группы были смешанными. Возможно участие и взрослых, совершеннолетних учащихся, имеющих собственный социальный опыт, авторитетных для учащихся этой группы  и учащихся, имеющих позитивные социальные установки. Меньшинство должны составлять учащиеся, состоящие на учете в органах внутренних дел. Кроме решения основных задач,  на этом этапе ведущий  должен спровоцировать столкновение мнений, цель которого — изменение ценностных ориентиров у «трудных» подростков в сторону социально одобряемых ценностей.

Седьмой  этап программы связан с работой с семьей. Здесь необходимо, во-первых, выявить характер внутрисемейных отношений, определить тип неправильного воспитания, а главное, установить причинно-следственную связь между психологическим климатом в семье, особенностями подростка и нарушениями в поведении. Встречи с подростком и его родителями в самом начале  работы проходят отдельно. Выступая в качестве посредника,  социальный педагог выдает для каждой из сторон только ту информацию, которая могла бы стать основой для примирения сторон. Далее осуществляется совместное  обсуждение внутрисемейных проблем с последующим  поиском их разрешения или дополнительными консультациями психологов.

На восьмом этапе предполагается выявление интересов и склонностей подростков-правонарушителей с последующим привлечением их к  участию во внеучебных мероприятиях,  причем уровня не столько школьного, сколько городского, регионального, межрегионального и даже общероссийского, как например, фестивали народного творчества, конкурсы рисунков, фотографий, стихов. Привлекаем и  к участию в предметных олимпиадах, конкурсах.  Заочная форма работы позволяет ученику, которому оказали доверие, уважение, выразили  веру в его возможности, сконцентрировать усилия на поиске ответов, их формулировок, что  вызывает живое обсуждение среди сверстников. Практика показывает, что получение дипломов или даже сертификатов участников,  очень повышает самооценку учащихся и корректирует их систему ценностей.

Программа по реализации данного проекта рассчитана на учебный год.

С 2006 по 2012 г.. реализация этой программы дала положительный результат: произошло снижение количества  учащихся, состоящих на различных видах учета,  снижение преступности  с 12 преступлений в 2006 году до 4  с 2009  по 2012 годы.

В заключение  хотелось бы подчеркнуть, что для  успешной работы с подростками девиантного  поведения необходимо, чтобы формы и методы воспитательного воздействия дифференцировались  в зависимости от конкретных условий жизни ученика. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику; необходимо найти с подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами; сила современного учителя в признании и уважении личности подростка, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира; важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной работы с трудными подростками.

Только в этом случае можно добиться положительных результатов и вернуть ребят в общество.

Список литературы 

  1. Галеева Н.Л. Результативность личностно ориентированного образования //Журнал “Завуч” - 2003г. - №2
  2. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 2001г.
  3. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска // Журнал “Воспитание школьников” - 2002г., №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков в 8 классе в условиях перехода но ФГОС (в условиях вечерней школы)

Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно...

Методические рекомендации для родителей по профилактике распространения наркомании среди молодежи и подростков

Методические рекомендации для родителей по профилактике распространения наркомании среди молодежи и подростков разработан для проведения просветительной работы среди родителей для  родительского...

Городской смотр-конкурс как эффективный механизм выявления инновационных методик профилактики асоциальных явлений среди молодежи

Аннотация. В статье представлен анализ динамики проведения городского смотра-конкурса на луч- шую организацию работы по профилактике асоциальных явлений в государст...

Профилактика негативных явлений среди молодежи

Пропаганда здорового образа жизни,  обобщение опыта...

Урок по профилактике негативных проявлений среди молодежи. "Алкоголизм(пивной) и его негативное влияние на человеческий организм"

Урок по профилактике алкоголизма .Демонстрация губительного действия алкоголя (пивного) на здоровье человека....

Профилактика ВИЧ-инфекции среди молодежи

Профилактика ВИЧ-инфекции среди молодежи – одна из важных задач сохранения их здоровья. Основным путем предотвращения эпидемии ВИЧ-инфекции является: -  просветительская деятельность, ...