Организация работы с семьей по профилактике дивиантного поведения несовершеннолетних
учебно-методический материал на тему

Теоритическая основа работы с семьей по профилактике дивиантного поведения несовершеннолетних.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с семьей по профилактике

девиантного поведения несовершеннолетних

Семейное законодательство исходит из принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, приоритета семейного воспитания детей, разрешения семейных вопросов по взаимному согласию членов семьи. Вместе с тем в современных условиях участились определенные действующим законодательством ситуации, дающие органам и учреждениям государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних право и основание для вмешательства в семью. Особенности современного развития общества, политика в отношении семьи, повышения роли матери и отца в социально-педагогической практике воспитания детей подчеркивают значимость государственных структур управления, общественных организаций в изменении статуса семьи, ее поддержании, укреплении и развитии. Работу с семьей и детьми по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних можно разделить на несколько этапов:

- профилактика социального сиротства осуществляется на всем протяжении работы с семьей и ребенком;

- выявление семьи и (или) ребенка, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;

- сообщение о семье и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, в соответствующие органы государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;

- Индивидуальная профилактическая работа с семьей и ребенком;

- мероприятия по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;- меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей;

- оказание различных видов помощи семье и ребенку.

На ранней стадии профилактической деятельности важно своевременно выявить семьи из групп риска, оказать им соответствующую социально-правовую, психологическую, материальную помощь, а также помощи в трудоустройстве родителей и подростков, улучшении жилищных условий, медицинском обслуживании, обеспечении детей бесплатными дошкольными учреждениями, бесплатным школьным питанием, а в случае необходимости временно поместить детей в приют. Крайней мерой здесь выступает лишение родительских прав. При этом чрезвычайно важно, чтобы система социально-правовой помощи и охраны срабатывала своевременно и охватывала все нуждающиеся в такой помощи семьи, имеющие детей. В настоящее время система профилактических мер рассчитана на так называемые неблагополучные семьи, где имеют место быть либо жестокость и аморальное поведение родителей, либо материально-жилищная необеспеченность, либо отсутствие одного из родителей, их болезнь, инвалидность и т.д. Безусловно, такие семьи нуждаются в особом внимании и помощи социальных служб. Неблагополучные семьи выявляются с помощью сотрудников органов внутренних дел, особенно участковых уполномоченных милиции, педагогов образовательных учреждений, воспитателей детских садов, врачей, педиатров, граждан, проживающих по соседству, родственников таких семей. Обнаружив неблагополучную семью, специалист выясняет, насколько опасная ситуация, которая сложилась в семье, для жизни и здоровья ребенка. К работе с неблагополучной семьей инспектор подключает специалиста по защите прав ребенка и педагогов школы, где учится и воспитывается ребенок. Усилия направляются на применение оптимальных форм и активизацию работы с семьей. Этому предшествует профилактическая работа, которая заключается в проведении профилактических бесед, посещении семьи, корректировке действий членов семьи в повседневной жизни. Если это не помогает, тогда родителей привлекают к административной ответственности: составляется протокол, который попадает в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, где также пытаются заставить таких родителей вспомнить о своем родительском долге. Однако реабилитация не всегда возможна, и тогда незамедлительно решается вопрос о лишении родительских прав. Значительная часть трудновоспитуемых, состоящих на учете подростков воспитывается в так называемых функционально несостоятельных семьях, которые не справляются с задачами воспитания, несмотря на то, что имеют для этого все необходимые объективные условия. Здесь объективно сказать о таком термине как скрытое социальное сиротство.

Причины трудновоспитуемости детей часто кроются в педагогической несостоятельности родителей, в характере эмоциональных отношений детей и родителей, в неумении супругов создать благоприятную, способствующую хорошему воспитанию детей семейную атмосферу. В связи с этим таким семьям требуется специальная социотерапевтическая помощь психологов, психотерапевтов, социальных педагогов, помогающих разрешать семейные конфликты, проводящих психологическое консультирование, психотерапию семейных отношений. Систематизация и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, образа жизни функционально несостоятельных, не справляющихся с задачами воспитания семей позволяют выделить такие формы, как семейный отдых, психологическое консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей и психотерапия семейных отношений.

 В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.

М. С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).

  Взаимодействие классного руководителя, учителей, сотрудников службы (центра сопровождения) обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе,  миграции и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития. У таких детей и подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая помощь и поддержка. Одним из наиболее часто используемых в настоящее время инструментов для выявления таких подростков является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем. О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить сотруднику службы сопровождения (социальному педагогу или педагогу-психологу) лично или в процессе заполнения анкеты, которая предлагается ему не реже 1 раза в четверть.

После выявления «группы риска» классный руководитель и сотрудники службы сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют  особого  внимания  со  стороны  педагогов   и   сотрудников  службы  сопровождения.

Сбор, анализ информации с целью выявления у учащихся социально-эмоциональных, а также других проблем заканчивается разработкой программы индивидуального сопровождения. Примерная схема сбора информации:

  1. беседа учителями и с классным руководителем;
  2. беседа с родителями;
  3. изучение особенностей развития;
  4. сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником   медицинской службы;
  5. изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;
  6. изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);
  7. анализ социального портрета класса;
  8. анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).

Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя  к специалистам сопровождения в случаях:

  1. наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
  2. появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.);
  3. пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  4. употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
  5. кризисной ситуации в семье;
  6. резкого ухудшения состояния здоровья;
  7. в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».

Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.

Как отмечалось выше, помощь подростку в решении социально-эмоциональных   проблем   оказывается   на  разных  уровнях,  первый  из  которых – его ближайшее окружение: родители, классный руководитель, одноклассники и учителя. Следующим уровнем помощи будет специально организованное     в     образовательном     учреждении    сопровождение   (ППМС-центр, служба сопровождения в сотрудничестве с учителями и классным руководителем). Но в отдельных случаях возникает необходимость предоставить подростку специализированную помощь вне школы. Педагог, осуществляющий сопровождение, поддерживающий постоянный контакт с различными учреждениями, оказывающими помощь детям и их родителям,  является в таких случаях посредником.  Педагогу сопровождения необходимо поддерживать связь с ближайшим окружением ребенка. В своей работе по оказанию помощи  учащимся он взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом и педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.

Программа индивидуального сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя:

  1. взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
  2. организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
  3. помощь в преодолении учебных затруднений;
  4. помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
  5. сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);  
  6. организацию и предоставление бесплатного питания в школе;                                          
  7. обращение в районные городские социальные службы для предоставления  различных видов материальной и социальной помощи;
  8. защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.

Заметим, что развитие социально-эмоциональной компетентности – важное условие профилактики социально-эмоциональных проблем, одна из важнейших задач педагогического взаимодействия. Развитие социально-эмоциональной компетентности осуществляется на трех уровнях:

  1. на когнитивном уровне формируется понимание, представление о себе, о других, о взаимоотношениях людей;
  2. на эмоциональном уровне развивается способность к саморегуляции и осознанию собственных чувств и чувств других людей;
  3. на поведенческом уровне формируются и развиваются навыки социального взаимодействия.

Индивидуальное сопровождение подростка «группы риска» может осуществляться специалистом по сопровождению во взаимодействии с учителем (классным руководителем) или непосредственно учителем, классным руководителем при консультативной поддержке специалистов сопровождения.

Взаимодействие со всеми специалистами ППМС-центра, медицинской службой, с классными руководителями, учителями, заместителями директора по организационно-педагогической работе и другими сотрудниками школы обеспечивает эффективность работы социального педагога по выявлению и сопровождению учащихся «потенциальной» и «реальной» группы социального риска

Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»?

В «группу риска» могут попасть учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У таких детей могут возникнуть серьезные социально-эмоциональные проблемы, если на 1 уровне помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.

Что мы понимаем под «группой риска»?

Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей, сотрудников ППМС-центра и других учреждений помощи детям, входят в состав «группы риска».

Взаимодействие с классными руководителями, учителями и заместителями директора по организационно-педагогической работе обеспечивает эффективность работы социального педагога по выявлению и сопровождению учащихся «потенциальной» и «реальной» группы социального риска

Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»?

Это те учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У этих детей могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.

После выявления «потенциальной группы риска» педагог может заполнить анкету «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» для того, чтобы получить более полную информацию о тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, осуществляющих сопровождение.

АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.        Дата заполнения                              

2.        Фамилия, имя, отчество        

3.        Количество детей в семье        

4.        Количество членов семьи        

5.        Установлен ли для ребенка дома режим дня?        

6.        Состояние здоровья ребенка (наличие хронич. заболев. и др.)        

7.        Вредные привычки ребенка (если есть)        

8.        С кем ребенок проводит большую часть  времени дома? Чем чаще дома?        

9.        Как дома ласково называют ребенка?        

10.        Проводятся ли дома закаливающие процедуры или другие оздоровительные мероприятия?

11.        Гуляет ли ребенок после школы?        

12.        Чем занимается ребенок после школы и в выходные дни? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д.?        

13.        Как родители чаще всего  реагируют на нежелательное поведение ребенка?        

14.        Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие?        

15.        Сколько времени ребенок затрачивает. на выполнение. дом. задания?        

16.        Оказывают ли  ему при этом помощь? Если да, то какую и кто?        

Используя данные анкеты социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения.

Что мы понимаем под «группой риска»?

Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей входят в состав «группы риска».

Задача, стоящая перед социальным педагогом и классным руководителем  - предупредить попадание ребенка в «группу риска», отслеживание «потенциальной группы риска».

Одним из инструментов решения данной задачи является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем.

Другим важным условием предупреждения попадания ребенка (подростка) в «группу риска» является постоянный контакт учителей со специалистами службы сопровождения и своевременное обращение классного руководителя  в случаях:

  1. Появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и правила, агрессия и др.)
  2. Наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.)
  3. Пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  4. Употребления или возможного употребления ими спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ
  5. Кризисных ситуаций в семье
  6. Резкого ухудшения состояния здоровья
  7. В других случаях, когда классный руководитель считает необходимым обратиться.

О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить социальному педагогу или психологу как непосредственно, так и отвечая на вопросы традиционной анкеты, прилагающейся к отчету об успеваемости.

Предлагаем вашему вниманию образец данной анкеты:

АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»

Класс: ______, классный руководитель: ____________________________

1. Учащиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:

По уважительным причинам        

По неуважительным причина

2. Учащиеся, имеющие проблемы:

а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста,  предметы и предполагаемую причину учебных затруднений):

б) социально-эмоциональные:

Проблемы поведения         

Проблемы в общении        

Другие проблемы

 в) в социальной сфере:

Кризисная ситуация в семье        

Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры, семьи с низк. дост.

 и др.)         

“Поздние дети”        

Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям

 физич. наказаний и др.)        

Недостаток внимания ребенку со стороны родителей

3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой:

Сбор, анализ информации с целью выявления учащихся с социально-эмоциональными проблемами и разработки программы индивидуального сопровождения реализуется по следующей СХЕМЕ:

Сбор информации

- изучение карты индивидуального сопровождения и карты сопровождения Класса;

 - беседа с классным руководителем;

 - беседа с родителями;

 - сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;

 - работа с личными делами учащихся;

 - составление и анализ социального портрета класса;

 - заполнение анкеты «Особенности семейного воспитания».

Анализ проблем учащихся,  формулировка гипотез

- социальные проблемы;

 - проблемы в эмоционально-волевой сфере;

 - в развитии;

 - личностные;

 - проблемы здоровья;

 - другие.

Разработка плана (программы) индивидуального сопровождения

- социальная помощь

оказание материальной помощи;

 предоставление бесплатного питания;  

обращение в районные городские соц. службы;

другие виды социальной помощи;  

- непосредственное сопровождение (всеми специалистами);

 - опосредованное сопровождение (консультативное), через взаимодействие с классным руководителем.

Реализация плана индивидуального сопровождения

Мониторинг эффективности сопровождения

Коррекция плана сопровождения (при необходимости)

Оценка результативности действий.

Взаимодействие социального педагога с различными государственными и общественными организациями социальной помощи – необходимое условие эффективного сопровождения социально-уязвимых семей, детей группы социального риска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Организация работы с родителями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

В ходе российских реформ - государственного, политического и хозяйственного переустройства России - выявилось множество проблем, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности человека: образов...

Организация работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Подростки все чаще склонны к проявлению аддиктивного поведения.С учетом актуальн...

Доклад по теме: "Организация работы социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"

Приоритетным направлением в деятельности социального педагога является работа с детьми девиантного поведения, детьми группы "риска".  С ними проводятся индивидуальные и групповые беседы...

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Человек - существо социальное и с самого рождения общество диктует как нам нужно себя вести. Традиционно самым главным институтом воспитания и становления человека как личности является семья. То, что...

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...