РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
статья (11 класс)

Васечкина Ольга Викторовна

Человек - существо социальное и с самого рождения общество диктует как нам нужно себя вести. Традиционно самым главным институтом воспитания и становления человека как личности является семья. То, что ребенок в свои детские годы приобретет в семье, он сохранит это в своей последующей жизни. Но в современных условиях социально нестабильного общества, мы наблюдаем как семейные традиции и ценности теряют свою значимость, происходит снижение воспитательного потенциала семьи, что и отражается на формировании личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.В.Васечкина

Социальный педагог Бюджетного Учреждения «Междуреченский агропромышленный колледж» п.Междуреченский, ХМАО-Югра

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Человек - существо социальное и с самого рождения общество диктует как нам нужно себя вести. Традиционно самым главным институтом воспитания и становления человека как личности является семья. То, что ребенок в свои детские годы приобретет в семье, он сохранит это в своей последующей жизни. Но в современных условиях социально нестабильного общества, мы наблюдаем как семейные традиции и ценности теряют свою значимость, происходит снижение воспитательного потенциала семьи, что и отражается на формировании личности ребенка.

Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена. Такое поведение детей и подростков, употребление подростками психоактивных веществ является в современном мире серьезной проблемой семьи, образовательных учреждений, общества в целом.

        Профилактика аддиктивного поведения, конечно же, должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.

Можно выделить ряд социально-психологических факторов, провоцирующих аддиктивное поведение подростков в семье:

•        нарушение системы семьи (развод родителей, неполная семья, вновь созданные семьи, появление сводных братьев, сестер и т. п.)

•        нарушенные стили воспитания в семье (авторитарность, жестокое обращение с ребенком в семье, гиперопека, непоследовательность в воспитании, отсутствие понимания между родителями, попустительство и безнадзорность, отсутствие духовности, нравственных ценностей в семье)

•        чрезмерная занятость родителей, отсутствие эмоциональной близости, общности интересов и контакта с детьми, автономность проживания детей и родителей

•        малообеспеченная семья, проживающая в плохих социально-бытовых условиях, либо семья с высоким материальным достатком и неконтролируемым доступом подростка к материальным средствам

•        дисфункциональная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой (соперничество между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствие сотрудничества и эмоциональной связи между родителями и детьми, постоянная атмосфера напряженности, неприязнь, взаимное перекладывание вины)

•        аморальная семья (правонарушения, совершаемые родителями, злоупотребление алкоголем, наркотиками, развратное поведение родителей)

•        криминогенная семья (преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям «нормы» антиобщественного поведения).

Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков.

                Семейная профилактика это не только беседы и «разговоры за столом», об опасности различных психоактивных веществ, самое главное это сформировать жизненно важные навыки, которые помогут ему выстоять при возникновении проблем, различных ситуаций не прибегая к употреблению одурманивающих средств.

        Важным аспектом профилактики является степень удовлетворения потребностей ребенка в семье, поощрение его стремлений и увлечений. Таким образом ребенок примеряет на себя различные виды деятельности, самореализуется. Воспитание в ребенке самоуважения и осознания собственной ценности, значимости для родных и близких. Общаясь с родителями, ребенок начинает осознавать, любят его или нет, в каких он отношениях находится с другими людьми, какие у него обязанности и права, начинает понимать, что ему можно и чего нельзя. У него появляется взгляд на самого себя, формируется самооценка, определенная бытующими в его среде представлениями о хорошем и плохом, складывается внутренний регулятор «можно - нельзя».

Огромную роль в профилактике аддиктивного поведения, также играет адекватный мониторинг в сочетании с четкими, ясными семейными правилами и привязанностью (приверженностью семье).

Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление родителей, недостаток уверенности в собственных силах – все это заставляет подростков объединяться в группы.

Именно в семье запускаются те самые механизмы, которые, в последствии, повлияют на ребенка, оказавшегося перед выбором: употребить алкоголь - или прийти с проблемой в семью, или пойти в спорт, выкурить сигарету – или попробовать по-другому, завоевать авторитет среди сверстников.

Список литературы

  1. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации Л.М. Крыжановская. - М., 2015.
  2. Проблемы психологии современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1982.
  3. Симатова О.Б. Первичная профилактика злоупотребления ПАВ у подростков: Чита: ЗабГГПУ, 2005.
  4. Шереги Ф.Э. Наркоситуация в молодежной среде: структура, тендентиции, профилактика. М.: Издательский Дом «Ген-Жер», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с семьей по профилактике дивиантного поведения несовершеннолетних

Теоритическая основа работы с семьей по профилактике дивиантного поведения несовершеннолетних....

Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Выступление на общешкольном родительском собрании для социального педагога...

Роль семьи в профилактики асоциального поведения детей

Статья посвящена проблеме асоциального поведения детей. В современной реальности наблюдается рост несовершеннолетних, склонных к правонарушениям. главные люди в жизни каждого ребенка - это родителм и ...

Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Презентация к родительскому собранию на тему  "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних"...

Родительское собрание "Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"

Родительское собрание "Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"...

«Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Для формирования человеческого поведения при всей сложности и многоплановости его детерминации первостепенное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой возникают первоначальные ценностные орие...