Наркотики. Употребление и злоупотребление
план-конспект урока по теме

Тема: Наркотики. Употребление и злоупотребление*

 

Цель уроков:

Показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека.

 

Задача:

  • Выявить прямую зависимость между наркотиками и поступками человека ответственного за свое поведение и будущую жизнь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narkotitki.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки № 1 и № 2

Тема: Наркотики. Употребление и злоупотребление*

Цель уроков:

Показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека.

Задача:

  1. Выявить прямую зависимость между наркотиками и поступками человека ответственного за свое поведение и будущую жизнь

Ключевые слова:

  1. Анкета «Наркотики и подросток»
  2. Рабочий лист «Скажи наркотикам – нет»
  3. Сценарий ролевой игры

Ход работы:

  1. Классный руководитель представляет классу сотрудника полиции, который будет вести программу «Д.О.М», расшифровывает её. Сотрудник полиции (ведущий) записывает своё имя на доске и сообщает школьникам, что он будет руководителем данной программы. Дает краткий обзор: продолжительность, темы, цели и задачи, вопросы, которые будут разбираться на уроках.

Сообщает, почему эта программа проводится, рассказывает о наркоситуации в городе, правонарушениях подростков. Рассказывает о себе, где он работает, какое получил образование, о своей семье, детях, своих увлечениях. Приводит примеры их своей практики работы с подростками, злоупотребляющими наркотиками, и последствиях  этого – нарушениях закона. Предупреждает, что сложившаяся в стране ситуация со злоупотреблением наркотическими веществами и незаконным оборотом наркотиков признана как угроза национальной безопасности  России. Объясняет, что надвигающаяся опасность сделала необходимым проведение учебных занятий представителям правоохранительных органов. Предлагает школьникам – в случае, если у них есть вопросы  на данную тему иди будут возникать в процессе проведения программы – задавать их или записывать, а записки складывать в специально приготовленный ящик.

2.Погружение в проблему. Раздать каждому школьнику заранее приготовленные анкеты. Необходимо объяснить цель анкетирования, отметить конфиденциальность, важность получения искренних и честных ответов. Рассказать, как нужно заполнять анкету. Проведение анкетирования позволит оценить ситуацию в классе и информированность подростков по данной теме.

3.Попросить учащихся, которые уже слушали беседы такого плана, поднять руку. Спросить, что им больше всего запомнилось. Выслушать 2-3 школьников, прокомментировать их точки зрения. Подвести итог дискуссии, акцентируя внимание на том, что они уже знают, как негативно табак, алкоголь и наркотики могут влиять на их  формирование и психическое здоровье и в целом на их будущую жизнь. Дать понять, что такое легальные и нелегальные(запрещенные) наркотики.

4.Обратить внимание, что учащиеся стали старше, более зрелыми и поэтому должны нести полную ответственность за свои действия и безопасность. Попросить учащихся вспомнить то, что они не могли себе позволить, учась в начальной школе(вечеринки, дискотеки, возвращение домой в позднее время и др.). Выслушать их мнение. Обратить внимание школьников, что они стали более свободными в своих действиях и могут встретить неожиданные ситуации, связанные с употреблением алкоголя, табака и наркотиков, которые угрожают их здоровью, влияют на поведение, за которое порой придется отвечать перед законом.

5. Попросить учащихся, ранее слушавших беседы по профилактике наркомании, вспомнить определение  наркотиков, наркомании. Выслушать несколько ответов и дать самое правильное и точное определение этим понятиям. Выяснить, каковы последствия злоупотребления наркотиками, как влияют они на здоровье человека. Спросить, что означает выражение: «он употребляет наркотики». Выслушать ответы нескольких учащихся. Подводя итог, еще раз закрепить в сознании учащихся, что употребление как легальных, так и нелегальных наркотиков приносит человеку психический, физический и социальный вред. Заострять внимание учащихся на том, что у людей, принимающих наркотики и алкогольные напитки, могут возникнуть проблемы с законом. Привести примеры из своей практики. Вызвать к доске одного из учащихся, который будет записывать итоги дискуссии. Остальные школьники записывают в тетрадь. Закончить урок подведением итогов.

Второй урок можно начать с анализа анкет. Нежелательно давать информацию о количестве школьников, попробовавших и эпизодически употреблявших наркотики. Почему, по их мнению, они это делают.

Напишите на доске слова «пристрастие» и «зависимость от наркотиков». Попросите учащихся ответить, как они это понимают. Затем дайте определение: «пристрастие» и «зависимость от наркотиков психическая и физическая». Как школьники понимают, что такое абстинентный синдром. Расскажите о мифах, которые существуют в среде подростков: «я на иглу не сяду», «когда захочу, тогда и прекращу прием наркотиков», «я только попробую наркотик и ничего страшного от этого не будет», «я хочу быть как все» и другие.

6.Раздать учащимся рабочие листы « Скажи наркотикам: «Нет!». Попросить классного учителя разбить класс на группы. Группа должна состоять и 4-5 человек, желательно, чтобы в нее входили и мальчики и девочки. Преподаватель вместе с ребятами разрабатывает правила работы в малых группах. Правила записываются на доске. К следующему уроку оформляется таблица, которая будет вывешиваться вместе на уроках. Каждая группа должна выбрать лидера. Он читает каждое утверждение и вместе с группой решает, согласны они с ним или нет. Свой выбор учащиеся должны обосновать. Далее выслушиваются мнения каждой группы и данные ответов анализируются учителем или руководителем программы.

На уроке школьники должны узнать, что существуют способы, как отказаться от предложений выпить пива, вина или водки, покурить сигарету с марихуаной или табаком. Учитель раздает учащимся текст ролевой игры. Учащиеся работают в малых группах. Они составляют сценарий, как бы они поступили в предложенной ситуации и предлагают свои ответы, используя все средства общения. Класс заслушивает их. Сотрудник полиции подводит итоги, акцентируя внимание учащихся на, что существуют способы отказа. Затем ведущий приглашает учащихся разыграть одну из сцен отказа. Остальные ребята смотрят и высказывают свое мнение об убедительности и правильности отказа.

Ролевая игра

Ситуация № 1

Дима с Сашей возвращались из школы домой. Саша сказал, что у него есть деньги, и предложил, купить пива. Дима не употребляет пиво и не хочет этого делать. Как ему  лучше отказаться?

Ситуация № 2

Во дворе Наташа и Катя предложили Ирине  пойти в подъезд и покурить. Ирина не курит и поэтому отказалась, на что получила в ответ: «Ну и трусиха же ты! Кого из себя строишь? Посмотри, почти все девочки из нашего двора курят». Как поступить Ирине в данной ситуации?

Ситуация № 3

После школьных соревнований ребята решили отметить это событие. Пошли на дискотеку. Выпили пива, затем вина. Один из товарищей предложил попробовать выкурить сигарету с марихуаной. Одни приняли это предложение, другие отказались. «Вы нам больше не друзья. Трусы вы. Попробуйте нас заложить»,- услышали они вслед. Подумайте, какая ситуация сложилась? Попробуйте выделить несколько этапов ваших действий. Как бы вы поступили?

Подведение итогов (один из вариантов)

(записывает на доске один из учеников, обсуждая ответы совместно с другими школьниками, комментирует преподаватель)

«Narke» - «оцепенение», «онемение»; «mania» - «безумие», «сумасшествие», «болезненное пристрастие».

Наркомания – добровольное безумие или сумасшествие. Это…

Токсикомания – это…

  1. Легальные наркотики                                         2. Нелегальные наркотики: 

                                                                ( Привести примеры)                                                                                                                                                                                                                  возникает

        Зависимость от наркотиков

        

                                                                 психическая        

                                                                   

                                                                физическая

                                                                     

                                                            абстинентный синдром(ломка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети из социально неблагополучных семей как объект профилактики злоупотребления наркотиками

В работе рассматриваю причины приобщения подростков из неблагополучных семей к наркотикам, семейные условия, определяющие формирование аддиктивного  поведения детей с высоким риском злоупотреблен...

Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в среде несовершеннолетних учащихся"

Педагогическая профилактика может рассматриваться как вспомогательное звено антинаркотической политики. Между тем именно она способна стать той самой «прививкой», которая защитит ребенка от наркогенно...

Конспект внеклассного мероприятия по биологии Тема : Наркотики:употребление, злоупотребление, болезнь

Формирование у подростков отрицательного отношенияк наркотикам формирование умения сказать «нет» на предложение«что-то» попробовать....

Лекция по теме: «Дети из социально-неблагополучных семей, как объект профилактики злоупотребления наркотиками»

Актуальность темы продиктовано тем, что в настоящее время все больше становится детей из социально-неблагополучных семей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий п...

Программа по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся

Программа в настоящее время очень актуальна, так как в ней рассаматриваются  проблемы профилактики употребления наркотических веществ и формирования ценностного отношения  к здоровью у подро...

Памятки для родителей "Как реагировать на употребление ребенком наркотиков и алкоголя", "Признаки злоупотребления химическими веществами"

В данном документе можно найти памятку для родителей как реагировать на упортебление ребенком напркотиков и аколголя, а также памятку по признаком злоупотребеление ребенком химических веществ....

Классный час: «Наркотики. Употребление и последствия» для учащихся 8-10-х классов

Формат мероприятия: тематический классный часЦель: показать отрицательное влияние наркотиков на психическое и физическое здоровье человекаЗадача: выявить прямую зависимость между наркотиками и поступк...