Личностное развитие. Занятие "Эксперименты с водой" для молодых людей с ограниченными возможностями
план-конспект занятия по теме

Кобзарева Ирина Александровна

Научно -экспериментальное занятие о свойствах воды . О значении воды в жизни  человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по

личностному развитию

 Из  раздела естественно - научных   представлений  

Тема занятия: « Эксперименты с водой»

Цели:

  1. Продолжать знакомить воспитанников со свойствами воды, учить наблюдать и исследовать.
  2. Развивать познавательную активность воспитанников через научно-исследовательскую деятельность.  
  3. Формировать чувство бережного и экономного обращения с водой.

Ход занятия.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

I.Организацион-

 ный момент.

 

Вводная часть

  1. Эмоциональное     вхождение

      в занятие.

Вступительное слово воспитателя

Организация использования опорных знаний

Решение кроссворда

Организация мотивационной ситуации с целью побуждения желания размышлять над проблемными вопросами.

Основная часть

Сообщение темы

Беседа с воспитанниками опираясь на опорные знания

Экспериментальная деятельность. Обследовательские действия и

 

Обследовательские действия с водой

Диалог педагога  с воспитанниками

Рассказ воспитателя

Игра-эксперимент и творческая деятельность воспитанников

Заключительная часть

Игра «Да и нет,  не говори»

Заключительная беседа

Проверка готовности к занятию. Приветствие.

 Документальный фильм о научно исследовательской лаборатории

Предлагаю,   закрыть глаза и представить, что вы находитесь в  научно- исследовательской лаборатории.

(открываем глаза)

Вот мы с вами и попали в эту лабораторию. Давайте вспомним, из каких трёх существительных состоит это название - « научно - исследовательская лаборатория».  

 

Что такое наука?

Что такое исследования?

Что такое лаборатория?

.    

Вывод:

Вот и мы сейчас в нашем помещении будем собирать информацию. Обобщать её, совершая определённую деятельность.

Но, чтобы узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово

Помогут нам в этом загадки.

  1. Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч-

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг!

  1. Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг земли

Эти чудо корабли.,

        (облака)

  1. Меня ждали,

Меня звали,

Показался - убежали.

  1. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем

Ищем, ищем – не найдём.

Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода».

Сегодня мы поговорим о воде, её некоторых свойствах и о значении воды.

Давайте дадим определение воды.

Какая бывает вода?

Что вода делает?

Для чего вода нужна человеку?( пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Теперь  мы будем проводить опыты и узнаем о  некоторых свойствах воды, т.е. какая она вода?

Опыт 1 « Вода не имеет вкуса»

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у неё вкус?( ответы детей)

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? ( Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

Ребята,  понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет?

Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком.

Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».

Ребята, что произойдёт с водой , если добавим в неё краску? ( добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).

Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим  пуговицы?

 Давайте вспомним свойства воды, которые вы узнали?

На прошлом занятии мы с вами знакомились с синквейном. Давайте вспомним «Что это такое?»

Какое это стихотворение?

Давайте вспомним эти правила.

В каждой строке задаётся набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие,

тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определённый смысл.
5 строка – вывод. Одно слово, существительное, (синоним или ассоциация слову заголовка).

Составьте синквейн о воде?

Сегодня мы с вами  составляли синквейн  и экспериментировали с водой

А ещё водой можно рисовать и строить замки изо льда.

Сейчас мы этим и займёмся.

Разделимся на две команды.

1 команда подойдёт к первому столу  

2 команда подойдёт ко второму столу.

Задание первой команде           - сделать замок из снега.

Задание второй команде                      – сделать замок изо льда.

На столах вы видите глыбы льда. Снега, цветную воду, шприцы

Приступайте.

 

Рассматриваем работы. Уточняем, благодаря какому свойству  получились эти работы.

В конце занятия я предлагаю вам поиграть в игру  «Запретные слова» Сегодня это, ДА И НЕТ по теме вода.

 

Вы можете, представить свою жизнь без воды?

Как вы думаете можно заменить воду?

 Даже из наших исследований можно сделать вывод, что вода  это ценное вещество для человека ведь

человек  повседневно сталкивается с водой. Это, если можно так сказать, общение с водой начинается в раннем детстве, Вода широко используется в различных отраслях промышленно - сти, в быту.

 Что же надо делать, чтобы она не закончилась? Ответ прост: экономнее  её использовать и беречь.

Наше занятие подходит к концу.

Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили?

Что делали?

На этом занятие наше закончено.

Вам понравилось занятие?

Вы хотите продолжать делать опыты и проводить эксперименты  в следующем году?

Благодарю всех за внимание.

Воспитанники переживают, момент заинтересованности внимательно слушают и смотрят  фильм

Воспитанники расслабляются, и закрывают глаза представляют воображаемую картинку.

Ребята отвечают:

Наука, исследования, лаборатория.

Ребята  отвечают (определения выведены на доску):

Наука это - сфера человеческой  деятельности, направленная на получение знаний о мире.

 

Исследования это – изучение проблемы путём сбора информации, за которой следует её обобщение.

Лаборатория это – специальное помещение, проводящее научные, эксперименты или учебные занятия.

Воспитанники разгадывают кроссворд.

Ответы воспитанников:

 

( водопад)

(облака)

(дождь)

(роса)

Вода – это вещество, жидкость  самое распространённое  в природе.

Её химическая формула Н2О

Вода состоит из водорода и кислорода.

(тёплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

(течёт, льётся, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

( пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Не имеет вкуса.

( Вода стала сладкая, вода стала кислая).

 

Вывод: вода не имеет вкуса, но растворяет.

Вывод: вода не имеет запаха.

вода изменила запах, пахнет чесноком. Вывод: вода не имеет запаха

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Вода без вкуса без запаха, без цвета. Она прозрачная.

Ответы воспитанников

Синквейн – это «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Ребята составляют синквейн

Ребята рисуют   цветной водой на  глыбах льда и снега под музыку, получаются ледяные замки.

После завершения творческой работы ребята возвращаются на свои места

Участник высказывается и получает жетон

В конце игры воспитанники подсчитывают жетоны и выясняют, кто выиграл.

И садятся на места.

Ответы  воспитанников:

:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна, учитель, художественны...

Личностное развитие.Тема занятия: «Опыты и эксперименты с бумагой» для молодых людей с ограниченными возможностями.

Научно- исследовательская деятельность с бумагой. Опыты и иэксерименты. Составление синквейна. Рисование бумагой....

Личностное развитие. Тема занятия: «Воздух это интересно» (для молодых людей с ограниченными возможностями)

Опыты и эксперименты с воздухом. Экспереминтальные игры, забавы, отгадывание кросфордов, рейбусов, просмотр фильма....

Пояснительная записка к картам сформированности навыков сборочных работ молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка по контролю за сформированностью навыков сборочных работ  в учебно-производственной сборочной мастерской в центрах реабилитации...

Влияние адаптивной физической культуры и спорта на эффективность социализации личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими адекватного социального ста-туса. Повышение качества жизни людей с ограничениями жизнедеят

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниче...