Личностное развитие.Тема занятия: «Опыты и эксперименты с бумагой» для молодых людей с ограниченными возможностями.
план-конспект занятия по теме

Кобзарева Ирина Александровна

Научно- исследовательская деятельность с бумагой. Опыты и иэксерименты. Составление синквейна. Рисование бумагой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-bumaga.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по

личностному развитию

 Из  раздела естественно - научных   представлений  

Тема занятия: «Опыты и эксперименты с бумагой»

Цели:

  1. Продолжать учить воспитанников наблюдать и исследовать.
  2. Развивать познавательную активность воспитанников через научно-исследовательскую деятельность.
  3. Формировать чувство бережного отношения к бумаге и бумажным предметам.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  1. Использование интерактивной доски.   Слайдов.
  2. 2 одинаковых коробки (в одной из них цветная бумага)
  3. 3прозрачныхконтейнера с водой, с орехами, с бумагой
  4. Образец шершавой бумаги для педагога. Зажигалка, блюдце.
  5. Доска, на которой можно писать. Фломастер.
  6. Магнитофон с записью песенки сюрприза и релаксационной музыки.

Раздаточный материал:

Полоски белой  бумаги, ножницы¸ чернила, пипетка, стаканчик с водой;

На столах для команд:

Ватман формат А-3-2шт

Гофрированная бумага синего, жёлтого, зелёного цветов.

Картинки образцы закат моря;небо и зелёная трава.

Предметные картинки: кораблик; бабочка и цветок на липучке

Вода в стаканчике кисточки, тряпочки,  

Карточки схемы: мочить,прикладывать, снимать.

Жетоны -20 шт.

Предварительная работа:

Посещение музея, и научной лаборатории, чтение научной литературы, просмотр фильма про то как, делают бумагу.

Посещение библиотеки Темы: «История возникновения бумаги», «Значение бумаги в жизни человека.

Организация выставок:  Виды бумаги, и выставка работ Алексея Малашина.

Изготовление карточек: НАУКА, ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ЛАБОРАТОРИЯ.

Ход занятия.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

I.Организацион-

 ный момент.

Вводная часть

  1. Эмоциональное     вхождение

      в занятие.

Вступительное слово воспитателя

Организация использования опорных знаний

Сюрпризный момент.

Организация мотивационной ситуации с целью побуждения желания размышлять над проблемными вопросами.

Основная часть

Сообщение темы

Беседа с воспитанниками опираясь на опорные знания

Экспериментальная деятельность. Обследовательские действия и

 составление синквейна.

Обследовательские действия с бумагой

Диалог педагога  с воспитанниками

Рассказ воспитателя

Экспериментальная деятельность воспитанников

Заключительная часть

Игра ТРИЗ: «Хорошо и плохо»

Заключительнаябеседа

Проверка готовности к занятию. Приветствие.

Чтение стихотворения

"Вот я вижу: куст растёт в саду,
Воробьи играют в чехарду.
Вижу пса смешного своего,
А теперь не вижу ничего!
Вот я вижу: пыль стоит столбом,
Грузовик промчался за углом.
Вижу, как шофёр ведёт его,
И опять не вижу ничего.
Вот я вижу: лёгкий мотылёк
Раскачал высокий стебелёк.
Вижу я, как шмель влетел в окно,
И опять вокруг меня темно.
Снова вижу: выбивают кресло,
Вижу, как порхает стрекоза.
До чего же это интересно —
Открывать и закрывать глаза".
ОвсейДриз.

Предлагаю,   закрыть глаза и представить, что вы находитесь в  научно- исследовательской лаборатории.

(открываем глаза)

Вот мы с вами и попали в эту лабораторию. Давайте разберёмся, из каких трёх существительных состоит это название - « научно - исследовательская лаборатория».

Что такое наука?

Что такое исследования?

Что такое лаборатория?

.

Вывод:

Вот и мы сейчас в нашем помещении будем собирать информацию. Обобщать её, совершая определённую деятельность.

Внимание коробка - сюрприз.

Что можно рассказать о коробке?

Какая она? Из чего она сделана?

Вы хотите узнать что внутри?

Вот вам  задача.

У меня есть вода, орехи, бумага( показываю )

Исключите, чего не может быть в коробке?

Давайте проверим: льём воду, она вытекает.

Теперь, кладём орехи в коробку.трясём. Они гремят. Наша коробка не гремит,значит, орехи исключаем.

Теперь мы точно знаем, что в коробке? Что?  Показываю

 Сегодня объектом  нашего исследования  будет бумага.

Это тема нашего занятия

И я записываю её.

. Дадим определение бумаги.

Что такое бумага?

Из чего её делают?

Где изобрели бумагу?

Где производят бумагу?

Потрогайте бумагу.

У меня бумага шершавая, а у вас?

У меня бумага цветная, а у вас?

Коробка сделана из картона она толстая, а бумага у вас в руках какая?

Посмотрите на бумагу и ещё раз скажите, какая она?

Напишем  два понравившихся определения бумаги.

Давайте  вспомним некоторые свойства бумаги.

Возьмите маленький листик бумаги и попробуйте его

-разорвать

Что происходит с бумагой?

Как мы  используем э то свойство в жизни?

Прошу воспитанников дальше

-смять,

-разрезать,

-свернуть,

- капнуть на бумагу чернил

-окунуть в воду

-сложить

Благодаря этому свойству Алексей Малашин делает из бумаги великолепные поделки.

Давайте на них посмотрим.

(Презентация работ воспитанника)

 А ещё бумага

-горит.

Поджигаю бумагу

Что происходит с бумагой?

Давайте вспомним ,что происходит с бумагой в ходе наших исследований?

Давайте запишем  три понравившихся глагола. Что  происходит с бумагой?

Давайте придумаем предложение о бумаге.

Каким, словом можно заменить слово бумага?

 Ребята посмотрите, у нас получился синквейн. Зачитываю синквейн о бумаге

Синквейн – это один из приёмов активизации познавательной активности. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

В каждой строке задаётся набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие,

тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определённый смысл.
5 строка – вывод.Одно слово, существительное,(синоним или ассоциация слову заголовка).

Составить синквейн можно на любую тему и каждому воспитанникусвой. В дальнейшем мы будем продолжать  эту работу.

Сегодня мы с вами  составляли синквейн  и экспериментировали с бумагой

Давайте вспомним, что мы делали с бумагой?

А ещё бумагой можно рисовать.

И сейчас мы этим и займёмся.

Разделимся на две команды.

1 команда подойдёт к первому столу  

2 команда подойдёт ко второму столу. Задание первой команде           - нарисовать небо и зелёную траву

Задание второй команде                      –нарисовать закат солнца и море.

На столах вы видите большой лист бумаги,цветную бумагу. Воду, кисточки, тряпочки, но не видите краски, потому,что мы будем рисовать бумагой. И вот вам схема - подсказка

Выдаю три карточки

Нужно

  1. Смочить лист
  2. Приложить цветные полоски к основному листу
  3. Снять полоски с основного листа.

Как результат лист бумаги окрашивается.

Приступаем к заданию

Рассматриваем работы. Уточняем, благодаря какому свойству  получились эти рисунки.


  В конце занятия я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо и плохо» мы опять делимся на две команды и выходим ко мне.

1 команда это люди пессимисты

2 команда это люди оптимисты

1ком.должна нам будет доказать,что бумага это плохо

2ком.должна  доказать, что бумага это хорошо. Привожу пример: Бумага это плохо, потому что она мнётся

Бумага это хорошо, потому что она мягкая …

 На самом деле бумага хорошо это или плохо решать вам.

Вы можете, представит свою жизнь без бумаги?

Как вы думаете можно заменить бумагу?

Даже из наших исследований можно сделать вывод, что бумага это ценный материал для человека ведь

человек  повседневно сталкивается с бумагой и изделиями из неё. Это, если можно так сказать, общение с бумагой начинается в раннем детстве, Бумага широко используется в различных отраслях промышленности и в быту. Из неё делают массу различных товаров бытового назначения: одежду, салфетки, полотенца, обои, картон, посуду и многое другое. В детском саду, детском доме, интернате, школе  в институте невозможно обучение без учебников и тетрадей. Для всего этого нужно очень много бумаги! Что же надо делать, чтобы она не закончилась? Ответ прост: экономнее  её использовать и беречь леса.  

Наше занятие подходит к концу.

Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили?

Что делали?

На этом занятие наше закончено.

Вам понравилось занятие?

Вы хотите продолжать делать опыты и проводить эксперименты  в следующем году?

Благодарю всех за внимание.

Воспитанники переживают, момент заинтересованности внимательно слушают и смотрят  слайды –картинки

Сопровождающие текст.

Воспитанники расслабляются, и закрывают глаза представляют воображаемую картинку.

Ребята отвечают:

Наука, исследования, лаборатория.

Ребята  отвечают (определения выведены на доску):

Наука это - сфера человеческой деятельности, направленная на получение знаний о мире.

Исследования это– изучение проблемы путём сбора информации, за которой следует её обобщение.

Лаборатория это– специальное помещение, проводящее научные, эксперименты или учебные занятия.

Воспитанник под музыку вносит в класс коробку сюрприз.

Ответы воспитанников:

-Воды

-Бумага

Бумага – это материал для письма, печатания, рисования, упаковки, гигиенических нужд и т.п.

 Бумагу делают из целлюлозы, которую в свою очередь получают из растительного материала (деревьев. кустов) или вторсырья- макулатура).

Бумагу изобрели в Китае в 3 в до н.э.

Её делали из размоченных волокон

На бумажной фабрике.

.

Гладкая

Белая

Тонкая

Ребята называют определения.

Педагог записывает.

Ребята рвут бумагу и отвечают на вопрос.

(она рвётся)

(делаем аппликации)

Отрываем, тот кусочек бумаги, который нам  нужен без ножниц.

Ребята действуют с бумагой и отвечают на вопрос: «Что происходит с бумагой? « Как мы используем это  свойство в жизни»

Мнётся,

режется,

сворачивается

впитывает,

мокнет,

складывается

Ребята называют.

Педагог записывает.

.

(Бумага ценный материал для творчества)

Воспитанники слушают

Ответы воспитанников

Ребята рисуют под музыку.

На готовый фон помещают цветок, бабочку, кораблик.

После завершения творческой работы ребята возвращаются на свои места

Ребята выходят и встают в две команды.

Участник высказывается и получает жетон

В конце игры воспитанники подсчитывают жетоны и выясняют, кто выиграл.

И садятся на места.

Ответ воспитанников:

Ответ воспитанников:

"Вот я вижу: куст растёт в саду,
Воробьи играют в чехарду.
Вижу пса смешного своего,
А теперь не вижу ничего!
Вот я вижу: пыль стоит столбом,
Грузовик промчался за углом.
Вижу, как шофёр ведёт его,
И опять не вижу ничего.
Вот я вижу: лёгкий мотылёк
Раскачал высокий стебелёк.
Вижу я, как шмель влетел в окно,
И опять вокруг меня темно.
Снова вижу: выбивают кресло,
Вижу, как порхает стрекоза.
До чего же это интересно —
Открывать и закрывать глаза".
ОвсейДриз

Синквейн – это один из приёмов активизации познавательной активности. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

В каждой строке задаётся набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие,

тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определённый смысл.
5 строка – вывод.Одно слово, существительное,(синоним или ассоциация слову заголовка).

Составить синквейн можно на любую тему и каждому воспитаннику свой. В дальнейшем мы будем продолжать  эту работу.

Наука это - сфера человеческой  деятельности, направленная на получение знаний о мире.

Исследования это – изучение проблемы путём сбора информации, за которой следует её обобщение.

Лаборатория это – специальное помещение, проводящее научные, эксперименты или учебные занятия.

  1. Бумага – это материал для письма, печатания, рисования, упаковки, гигиенических нужд и т.п.

  1. Бумагу делают из целлюлозы, которую в свою очередь получают из растительного материала (деревьев.кустов)

  1. Бумагу изобрели в Китае в 3 в до н.э.
  1. Её делали из размоченных волокон

  1. На бумажной фабрике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна, учитель, художественны...

Личностное развитие. Занятие "Эксперименты с водой" для молодых людей с ограниченными возможностями

Научно -экспериментальное занятие о свойствах воды . О значении воды в жизни  человека....

Личностное развитие. Тема занятия: «Воздух это интересно» (для молодых людей с ограниченными возможностями)

Опыты и эксперименты с воздухом. Экспереминтальные игры, забавы, отгадывание кросфордов, рейбусов, просмотр фильма....

Пояснительная записка к картам сформированности навыков сборочных работ молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка по контролю за сформированностью навыков сборочных работ  в учебно-производственной сборочной мастерской в центрах реабилитации...

Влияние адаптивной физической культуры и спорта на эффективность социализации личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими адекватного социального ста-туса. Повышение качества жизни людей с ограничениями жизнедеят

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниче...