"Всему начало - отчий дом"
проект (5 класс) по теме

Федорова Ольга Леонидовна

Коллективный проект, для которого были подготовлены и выполнены учащимися задания, демонстрирующие интересы, заботы, взаимоотношения в семье каждого ученика. Ребята узнавали о своих предках, о жизни родителей, делились своими воспоминаниями о детстве, рисовали и фотографировали семьи. Конкурсы и песни объединили учеников, создали теплую атмосферу праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyi_chas_vsemu_nachalo_-_otchii_dom.docx50.19 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

                                  «Всему начало – отчий дом».

Цель: укрепление семейных отношений на основе бережного отношения к традиционным ценностям.

Задачи:

  1. Расширить круг знаний о семейных традициях.
  2. Познакомиться с неизвестными фактами истории своей семьи.
  3. Учить взаимопониманию и любви в семье.

Оформление кабинета:

  1. Плакаты с пословицами о семье
  2. Выставка игрушек
  3. «Семейный»  фотоальбом
  4. Стулья расставлены по кругу.
  5. Презентацияю

Ход мероприятия.

  1. Приветствие.

 Добрый день, уважаемые взрослые. Я благодарна всем вам за то, что вы пришли на нашу встречу, которую подготовили ученики 5 а класса.

  1. - Ребята, почему мы с вами сели в   форме круга?

Да, вы правы, круг - это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг - это гарантия вашей защищенности. Семья – это тоже круг – близких людей, которые окружают вас вниманием, заботой и любовью.

И тема разговора, который пойдёт сегодня -  «Всему начало – отчий дом».

  1. Звучит песня Мартынова «Отчий дом».

Отчий дом

Отчий дом, все оттуда стартуем,
Может, знаем его не всегда.
Мы его с детской робостью любим
Мысль о нем мы несем сквозь года.

Каждый видит тот дом по особому,
Кто хибарой, а кто как дворец.
И не важно как дом тот устроен,
Его создали Мать и Отец.

Его крыша - защита нам вечная,
Его стены - спасательный круг,
Его двери всегда приоткрытые
Его окна - нам свет в дни разлук.

Отчий дом - он не просто строение,
Это образ, хранимый в сердцах,
Он - гнездо, мы – птенцы, в нем пригретые.
Только там мы не чувствуем страх!

  1. У каждого человека есть свой дом, своя семья. А что же такое «отчий дом»?

В толковом словаре Ушакова читаем:(книжн. поэт. устар.). Отцовский, родительский;

В словаре Ефремовой: устар. 1) Принадлежащий родителям. 2) Принадлежащий отцу.

В словаре Кузнецова: Трад.-поэт. Отцовский, родной. 

- Какое определение вам ближе?

  1.  Отчий дом – это дом ваших родителей, это понимание родства не только с ними, но    и с  бабушками, дедушками, со всеми предками.

 Существует такое понятие, как « родословная семьи». Знать свою родословную очень важно, потому что она – связь прошлого, настоящего и будущего. А сейчас, ребята, слово вам. Просим вас рассказать о родословной вашей семьи. 


Защита подпроекта «Родовое древо моей семьи» (Выступление детей). 

Фамильная честь, интерес к своему роду -  всё это ветви большого дерева, имя которому - патриотизм. Нельзя жить «Иванами, не помнящими родства».

( Иван, не помнящий родства – чисто русское выражение, уходящее корнями в нашу историю, отроду ему лишь несколько сотен лет.  Означает оно человека, не помнящего и не блюдущего традиций, не уважающего обычаи предков, отрекшегося от своего окружения).

  1. Слова "отчий дом", "семья" входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар,  важнейшая общественная ценность. 

Лев Толстой говорил: "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".

- Как вы понимаете это выражение? Из чего складывается семейное счастье?

Ответы учеников.

Песня «Погода в доме». Слайды с видами семей класса.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.

- Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 Я?

Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья?

В нашем классе нет таких семей, и тем не менее у нас есть  свои «семья», в которых по трое детей -  это семья Камилы и Серафимы. Поприветствуем их.

  1. - Что значит для вас семейное счастье?  

Спросим у родителей.

Дети, их здоровье, успехи, улыбки – вот что составляет счастье взрослых. Посмотрим, как наши родители знают детей нашего класса.

Песня «Первые шаги».

Конкурс. Угадайте, кого  из ребят вы видите на фотографиях. Собственные дети не засчитываются.

  1. -  А в чем видят  своё счастье в семье ученики 5 а класса?

Песня «Игрушки и дети».

Игры и игрушки.

- Расскажите о своей любимой игрушке детства. Выступления учащихся  по выбору.

- Как вы думаете, почему игрушки так важны для детей?

Игрушка – это не просто забава. Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, учит  маленького человека красоте, мудрости, способности к сопереживанию.

  1. - Что ещё может научить нас жить в любви и согласии?

Народная мудрость, запечатленная в пословицах.

А. Посмотрим, как наши родители знают пословицы. Конкурс для родителей.

Составить из слов, разложенных по конвертам пословицы.

Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи!

Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает.

Не ищи красоты, ищи доброты!

Не наряд жену красит — домостройство.

У кого детей много, тот не забыт от Бога.

Дитя худенько, а отцу, матери миленько.

Б. А теперь конкурс для учеников. Сложить половинки с записями так, чтобы получилась пословица,  и объяснить, как вы поняли её смысл.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Ссора в своей семье до первого взгляда.

Любовь да совет — так и горя нет.

Дом построить - не шапку на голову надеть.

-Как вы понимаете пословицу «Ссора в своей семье до первого взгляда»?

10. А вот пословицу «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает» узаконили в XVI веке, в  своде  законов. В нем содержались и правила поведения в семье.

- Как называлась эта книга? Домострой. Слайд.

Послушайте, что говорится в ней о взаимоотношениях родителей и детей.  

Слайд.  ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ

Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и покоить их во всем

Чада, послушайте заповедь Господню: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им по Боге во всем, и старость их чтите, и немощь их и скорбь всякую от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. Этим очистите грехи свои, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет вовеки.

На Руси это издавна чтимо,

Что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспоминалась.

Мы не просто вдвоем, мы - семья.

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямясь перед сыновним лицом,

Повторить с материнской силой:

"Посоветуйся, сын, с отцом!"

Чтоб все страхи, снося в одиночку,

Говорила, измаясь, в конец:

"Обними-ка отца, слышишь, дочка,

Что-то нынче устал наш отец..."

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет

любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят...

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом.

Песня «Ты да я, да мы с тобой».

  1. Слово учителя.

Вот и подошло к концу наше занятие. Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом, ваша семья были светлыми и уютными.

                Песня «Ты да я, да мы с тобой».

Этап 1. Разработка проектного задания.

Задачи этапа - определение темы, уточнение цели, выбор и распределение заданий, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов.

Подпроект (задание)

Деятельность учащихся

Результат деятельности

1.

Составить родовое древо своей семьи.

Беседы с родителями, родственниками,

2.

Приготовить материал по пословицам.

Исследовательская деятельность, работа со справочниками, словарями.

3.

Приготовить рассказ «Моя любимая игрушка»

Наблюдения, работа с учениками.

4.

Приготовить стихотворения и песни о семье, об отчем доме.

Беседы с родителями, родственниками.

5.

Собрать материал к фотовыставке «Загляни в семейный альбом»

Отобрать из семейных фотоальбомов интересные фотографии.

6.

Найти пословицы и поговорки о семье.

Работа со справочной  литературой

Этап 2. Разработка проекта.

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.(помощь и корректировка учителем)

Этап 3. Защита проекта.

Задача этапа - коллективная защита проекта.
Защита проекта происходит на классном часе « Всему начало – отчий дом »
Оборудование:

  1. Фонограммы песен
  1. Песня Мартынова «Отчий дом».
  2. Песня «Погода в доме».
  3. Песня «Первые шаги».
  4. Песня «Игрушки и дети».
  5. Песня «Ты да я, да мы с тобой».
  • Грамоты по номинациям для награждения учащихся.
  • Плакат «Когда семья вместе, то и душа на месте»

Классный руководитель:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня наш разговор пойдёт о семье. (Звучит песня «Родительский дом»)
Ребята, а как вы понимаете значение слова «семья»? (Ответы детей) Верно. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья – это совместный труд и отдых, радости и печали, привычки и традиции.
С чего начинается каждая семья? Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их папы и мамы теперь стали вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прабабушки и прадедушки. К сожалению , в наше время сведения о предках скупы. А в старину было не так. Прежде, чем женить сына или выдать дочь замуж, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена! 
Фамильная честь, интерес к своему роду- всё это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить «Иванами, непомнящими родства» .Существует такое понятие, как « родословная семьи» . Знать свою родословную очень важно, потому что она – связь прошлого, настоящего и будущего. А сейчас ,ребята, слово вам. Просим вас рассказать о родословной вашей семьи. 
Защита подпроекта «Родовое древо моей семьи» (выступление детей) 
Классный руководитель: 
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, определяющая его судьбу. И, конечно, большое значение имеет имя, которое дают ребёнку при рождении. Оно даётся или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь кого- то из членов семьи. Ребята, давайте послушаем ваши выступления. Вы нам расскажите, почему вам дали такое имя и что оно обозначает.
Защита подпроек...

Добрый день, дорогие ребята. Добрый день, уважаемые взрослые. Я благодарна всем вам за то, что вы пришли на эту встречу. Я очень рассчитываю на вашу поддержку, на вашу помощь, на ваше взаимопонимание. Я уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Ребята, я неслучайно выбрала такую не совсем обычную форму общения - круг. Как вы думаете - почему?

Да, вы правы, круг - это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг - это гарантия вашей защищенности.

А сейчас мы определим несколько правил, которые нужно выполнять:

А чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое я чувствую у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. Вы, ребята, постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие вот именно сейчас. Попрошу всех по очереди, по кругу высказаться.

Мотивация проблемы

Ребята, как вы думаете, что главное в жизни каждого человека?

Основное содержание мероприятия. Молодцы. Сегодня мы с вами будем говорить по теме "Всему начало - отчий дом". Чтобы настроиться на этот разговор,

прослушаем небольшой фрагмент песни "Родительский дом".

Да, действительно всему начало - отчий дом. У каждого человека есть свой дом, своя семья. А что же такое дом? Отчий дом?

Слова "отчий дом", "семья" входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар.

 

 

Ответы детей.

- в кругу все равны.

- можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.

- говорит один, все слушают, не перебивая.

- можно не отвечать на вопрос, если очень не хотите или не можете.

Все по очереди высказываются

 

 

 

Все по очереди высказываются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит фрагмент песни "Родительский дом".

 

Показывает плакат "7 Я - моя радость".

Когда-то Лев Толстой оказал: "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома". Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, дом.

Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 Я?

Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья?

Как появилось слово "семья"?

Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя?
- "Я, я, я, я, я" - Ева молвила - "Я".
Сказала она знаменитых семь "Я".
И так на земле появилась семья.

А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить.

Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом, Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе...

Откройте глаза.

Вам понравился этот дом?

А теперь давайте разведем очаг и согреем наш дом.

Ребята, у нас есть дрова, вот они. Их надо положить в камин и развести огонь

Сейчас вы поочередно будете выходить, брать "полено", читать надпись на "полене" и отвечать на вопрос: Кто эту обязанность по-вашему может выполнять дома?

Молодцы, ребята, вы положили в "камин" все "поленья", осталось нам развести "огонь". Посмотрите, вот уже весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом. Значит, если каждый член семьи имеет свой участок работы, то тогда в доме есть уют, есть тепло, есть гармония. А там, где все заботы по дому лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении. Запомните это, ребята, на всю жизнь.

А сейчас, ребята вам нужно придумать прилагательные к слову "семья":

Молодцы. Хорошие прилагательные назвали.

 

 

 

 

Ребята, в народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Сейчас вы по очереди будете называть пословицы о доме, семье.

 

Обратите внимание на слова песни "Погода в доме". Не всегда все благополучно в семье. Порой набегают и черные тучи. Как вы думаете, что является причиной непогоды в доме? Назовите, какие черты характера могут вызвать непогоду в доме?

Посмотрите, над нашим домом собрались тучи.

Давайте их разгоним.

 

Вот и уже засияло солнышко над нашим домом.

Обобщение и систематизация учащимися полученных знаний

Мы с вами разогнали тучи и что мы поняли?

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт человечества, отраженный в христианской нравственности гласит: "Почитай отца своего и мать", - это первая заповедь с обетованием (т. е. обещанием) "Да будет тебе благо и будет долголетие на земле" ... В послании апостола Павла Ефесяна сказано "почитай", не сказано "люби". Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно и безотчетно, долг же требует осмысления и душевной работы. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это будет и примером нравственного долга.

 

 

 

Хорошее стихотворение. А какие прекрасные слова:

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом.

Подведение итога

Скажите, ребята, а вам хотелось бы иметь дружную семью?

Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте повторим упражнение, с которого начали встречу.

Скажите, изменилось у вас настроение?

Как вы сейчас себя чувствуете?

Что у вас на душе?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Что больше всего запомнилось?

Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Мне очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом, ваша семья были радостными и уютными.

Всего вам доброго!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все по очереди высказываются

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

Закрывают глаза

 

 

Открывают глаза

Ответы детей

 

Поочередно выходят дети, читают надпись на дровах и отвечают на вопрос: Кто эту обязанность выполняет у вас дома?

 

"С" - счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная,

"Е" - единая, единственная, единомыслящая,

"М" - маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная,

"Я" - ясная, языковедческая, яркая.

 

 

Дети по кругу называют пословицы, по выбору воспитателя несколько пословиц объясняют

Дети снимают "тучи", читают надписи на них и откладывают в сторону

Дети читают и объясняют, как это влияет на погоду в доме.

 

 

Погода в доме зависит и от нас самих и вашего поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

 

 

Ответы

 

 

 

Снимает "фасад дома", под ним виден "камин"

Надписи на "поленьях дров" (с обратной стороны);

Стирать.

Приготовить завтрак, обед, ужин.

Мыть обувь.

Ухаживать за домашними животными.

Пылесосить в дом

Позаниматься с младшими братьями, сестрами, вынести мусор.

Подоить корову.

Сходить в магазин.

Прополоть грядку.

Отнести бабушке продукты.

Вымыть полы.

Вскопать грядки.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом вести, не бородой трясти.

Без хозяина дом сирота.

Дом невелик, да лежать не велит.

Дом построить - не шапку на голову надеть.

Домой придешь - хлеб-соль найдешь.

Домом жить - обо всем тужить.

Не красна изба углами, красна пирогами.

Тихо начинает звучать начало песни "Погода в доме".

В семье разлад, так и дому не рад.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Согласную семью и горе не берет.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Надписи на тучах: лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость.

Прикрепляет "солнце" над домом

 

Звучит запись стихотворения "Семья".

На Руси это издавна чтимо,

Что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспоминалась.

Мы не просто вдвоем, мы - семья.

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямясь перед сыновним лицом,

Повторить с материнской силой:

"Посоветуйся, сын, с отцом!"

Чтоб все страхи, снося в одиночку,

Говорила, измаясь, в конец:

"Обними-ка отца, слышишь, дочка,

Что-то нынче устал наш отец..."

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет

любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят...

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, 

  1. Песня Мартынова «Отчий дом».
  2. Песня «Погода в доме».
  3. Песня «Первые шаги».
  4. Песня «Игрушки и дети».
  5. Песня «Ты да я, да мы с тобой».

Отчий дом

Отчий дом, все оттуда стартуем,
Может, знаем его не всегда.
Мы его с детской робостью любим
Мысль о нем мы несем сквозь года.

Каждый видит тот дом по особому,
Кто хибарой, а кто как дворец.
И не важно как дом тот устроен,
Его создали Мать и Отец.

Его крыша - защита нам вечная,
Его стены - спасательный круг,
Его двери всегда приоткрытые
Его окна - нам свет в дни разлук.

Отчий дом - он не просто строение,
Это образ, хранимый в сердцах,

Он - гнездо, мы – птенцы, в нем пригретые.
Только там мы не чувствуем страх!

На  Руси это издавна чтимо,

Что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспоминалась.

Мы не просто вдвоем, мы - семья.

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямясь  перед сыновним лицом,

Повторить с материнской силой:

"Посоветуйся, сын, с отцом!"

Чтоб все страхи, снося в одиночку,

Говорила, измаясь, в конец:

"Обними-ка отца, слышишь, дочка,

Что-то нынче устал наш отец..."

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет

любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят...

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом.

Сын да дочь  —  ясно солнце, светел месяц.

Нет такого дружка,   как родная матушка.

Кто родителей почитает,  тот вовеки не погибает.

Любовь да совет  —  так и горя нет.

Дом построить  –   не шапку на голову надеть.

Добрая, щи, не искать, жена, другой, да, жирный, добро

Добрый, дому, отлучать, дом, приучать, женитьба, к,  худая, от

Искать, доброта! красота, не,   искать

Не, красить — домостройство, наряд,  жена.

У, тот, кто, дети, Бог,

много, не, от, забыть, Дитя а, мать, и, миленько, худенько, отец



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всему начало отчий дом.

Сценарий классного родительского собрания...

Круг общения "Всему начало - отчий дом"

Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества....

Всему начало - отчий дом

Презентация к классному часу....

Внеклассное занятие "Всему начало - отчий дом"

внеклассное занятие по нравственному воспитанию...

Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"

Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...

Сценарий досуговой программы «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе» из цикла «Всему начало - отчий дом»

Сценарий досуговой программы «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе»  из цикла  «Всему начало - отчий дом», традиционно проводится в ноябре, программа приурочена к праздник...

Сценарий классного часа «Всему начало – отчий дом» 5-6 классы

Семья является главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок п...