Сообщения на заседания МО РЦ
материал на тему

Сообщения воспитателя о социально-трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья; проблемы психологического изучения личности при умственной отсталости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_sergeevoy_g._2013.docx16.46 КБ
Файл soobshchenie_sergeevoy_po_trudu_2013.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы психологического изучения личности при умственной отсталости

Очевидно, что изучение личности умственно отсталых в силу имеющихся у них дефекта сопряжено с большим количеством диагностических и интерпретационных трудностей.

Самосознание личности не может полноценно формироваться в условиях нарушения взаимодействия с обществом, в условиях социальной депривации. Лица с умственной отсталостью, в связи с особенностью их развития, находятся в условиях депривации, когда нарушается не только процесс обращения к социальной среде, но и процесс переработки полученной от нее обратной связи, что в свою очередь не может не отразиться на формировании самосознания и такого личностного образования как Я-концепция.

Проблема психологического изучения самосознания особенно актуальна в отношении тех умственно отсталых лиц, степень интеллектуального снижения у которых невелика, так как по своим возможностям они могут быть достаточно хорошо адаптированы в социуме при условии адекватного психолого-педагогического сопровождения, несмотря на то, что психические функции и личность развиваются на дефектной основе. У таких личностей отмечается:

  • Специфика интеллектуальной деятельности ( слабая или  низкая критичность мышления, специфическая логика построения высказывания;
  • Специфика эмоционально-волевой сферы ( может присутствовать  эйфоричность во взгляде и поведении, эмоциональная лабильность, либо наоборот скупость эмоциональных проявлений, бедность эмоционального запаса;
  • Особенности общей и мелкой артикуляционной моторики (специфическая походка, бедность мимики, мимика, неадекватная эмоциями, отсутствующий взгляд, тики и др.;
  • Деятельность умственно отсталых может быть немотивированной и механической, лишенной планирования и предвидения результата, бесконтрольной, стереотипной.

Личность при умственной отсталости

В настоящее время в соответствии с МКБ-10 выделяются четыре степени снижения интеллекта при умственной отсталости различного генеза:

  •  Легкая  (F70) – ранее умственная отсталость в ст. легкой, умеренной и выраженной дебильности;
  • Умеренная  (F71) – ранее умственная отсталость в степени легкой имбицильности;
  • Тяжелая ( F72)  - ранее умственная отсталость в степени выраженной имбецильности;
  • Глубокая ( F73) – ранее умственная отсталость в степени идиотии.

Умственно     отсталые лица различаются степенью выраженности дефекта и составляют 75-80% от общего числа популяции умственно отсталых. Их уровень интеллектуального развития составляет 50-70 условных единиц. Они способны к обучению по специальной программе коррекционной школы, а также могут быть хорошо социально адаптированы и трудоустроены.

Самооценка умственно отсталого ребенка в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям. В дошкольном возрасте, когда интеллектуальный дефект еще не сильно заметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватный ( не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но вот ребенок попадает в образовательное учреждение или просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, и высокой самооценке может быть нанесен серьезный удар.

В целом соглашаясь с исследователем Де-Графк в том, что завышенная самооценка умственно отсталых детей связана с их общим  интеллектуальным    недоразвитием, общей незрелостью личности, Л.С. Выготский указывает, что она может возникнуть как псевдокомпенсаторное образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих, и именно интеллектуальный дефект по его мнению и обуславливает специфику развития личности, в том числе и волевых процессов такого ребенка.

Ч.Б.Кожалиева подчеркивает, что становление Я-концепции умственно отсталых подростков проходит те же этапы, что у подростков с нормальным развитием, но при этом наблюдаются качественные отличия: младшие подростки с умственной отсталостью в оценке своих внешних и внутренних качеств ориентируются чаще всего на мнение значимых взрослых. Взаимоотношения с окружающими передаются ими в высказываниях, отражающие положительные или отрицательные характеристики взрослых.

Данные, полученные при изучении адекватности самооценок подростков  среднего возраста, тоже говорят в пользу их обращенности к взрослым. Только в 14-15 лет у умственно отсталых отмечается повышение возможности рефлексивного анализа. Старшие подростки критически оценивают свои качества личности, выражая при этом аффективное отношение к ним. Старшие подростки достаточно адекватно способны представить оценки значимых для них окружающих лиц.

Литература:

Коррекционная педагогика № 2 2012 г.

(Кузьмина Т.И. к.пс.н. МГГУ им.М.А.Шолохова)

 Воспитатель: Сергеева Г.К.

15 января 2013 г.



Предварительный просмотр:

Социально- трудовая  реабилитация   молодых людей

 с ограниченными возможностями здоровья

в условиях реабилитационного центра

Основная направленность взаимодействия  человека и социальной среды связана  с удовлетворением потребностей, обеспечивающих его существование, т.е. с трудом, поэтому социально-трудовая деятельность- ядро адаптационного процесса. Понятие  «социально-трудовая адаптация» определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствии с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами, традициями.

Основная цель трудовой реабилитации для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья – формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведения домашнего хозяйства, выполнение различных трудовых операций. Трудовая реабилитация индивидуально обоснованная и индивидуально подобранная, выступает и как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма. Благоприятное воздействие труда в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу  восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых реабилитантов предполагает достижение более широких целей, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество.

При вовлечении в трудовую деятельность молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра учитываются их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние.

Трудовая реабилитация используется в индивидуальных и коллективных формах. Коллективные формы работы активизируют, организуют и коллективизируют деятельность реабилитантов, оказывает положительное влияние на формирование ценностных ориентаций и потребностей. В процессе трудовой реабилитации происходит становление личности, формируются новые межличностные взаимоотношения, человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме.

 

Трудовое обучение выполняет развивающую функцию, воздействуя на познавательную сферу. Оно решает задачу коррекционного воздействия, способствуя формированию положительных черт личности, правильных установок и разумных потребностей. Трудовое обучение направлено и на социализацию инвалидов, так как приобщение  к общественно полезному труду расширяет их социальный опыт, формирует межличностные и производственные отношения. Таким образом, социальная реабилитация важна как средство интеграции  инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в общество, и как механизм создания равных возможностей для того, чтобы быть социально востребованными.

Как известно, основная направленность взаимодействия человека с социальной средой связана с удовлетворением потребностей, обеспечивающих его существование, т.е. трудом. Можно выделить следующие принципы социально-трудовой реабилитации:

  • Всестороннее изучение особенностей молодых людей, а также сохраненных личностных и деятельностных образований для разработки путей коррекции, развития  и реабилитации.

  • Прогностический характер коррекционно-педагогической работы с реабилитантами с целью достижения конкретного уровня социально-трудовой адаптации и интеграции в трудовых коллективах.

 В стратегическом плане  можно определить основные направления трудовой реабилитации          условиях реабилитационного центра:

 1. Труд по самообслуживанию.

 Содержанием этой работы для педагогов являются следующие виды деятельности:

                     а) соблюдение личной гигиены и внешнего вида; при решении этой задачи у реабилитантов  развивается комплексный навык ухода за телом, формированием своего внешнего вида, здорового образа жизни;

                     б) развитие умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности, т.е. умения приготовить пищу, ухаживать за обувью и одеждой, организовывать место своей деятельности и проживания, формирование  культуры взаимодействия со средой проживания.

2.Труд по  развитию  умений и навыков труда в домашнем хозяйстве.

3. Подготовка реабилитантов к трудовой и производственной деятельности.

Основной задачей в этом направлении является: создание условий для реабилитации молодых людей путем вовлечения в различные виды трудовой деятельности сообразно со способностями.

Анализ трудовой занятости молодых людей реабилитационного центра показал, что из 96 молодых людей и девушек  82 работают в мастерских и на производстве, расположенном  на территории детского дома, 23  человек работают на ставках детского дома. Основная  мотивация их трудовой деятельности, исходя из опроса большинства проживающих  в Реабилитационном центре, является обретение независимости,  становление личности как самостоятельной единицы.

Под социализацией понимают становление ребенка (воспитанника, реабилитанта) в социальных отношениях как компонента этой системы, т. е. ребенок, становится частью социума, при котором происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей. Для  реабилитантов социализация – это максимальная адаптация в социальном пространстве, умение самостоятельно ориентироваться в различных его формах и проявлениях. Реализации этих задач способствует совместная деятельность «воспитанник (реабилитант)-педагог». Сложный процесс социализации предполагает решение главных проблем:

               - комплексная социальная, психологическая реабилитация;

               - развитие личности и межличностного общения;

                  - подготовка к самостоятельной жизни за пределами интерната  или в условиях РЦ;

                 - профессионально-трудовая реабилитация.        

В процессе интеграции формируется личность, которая определяется тем, какое место она занимает в системе социальных отношений: дружеских, производственных, вынужденных отношений. Значительную роль в развитии социальных отношений играет  ООО «Редуктор», должностные ставки в учреждении, в котором наравне с работниками из социума трудятся наши реабилитанты. Школа трудовых отношений, трудовой дисциплины на этом производстве и во взрослом коллективе в целом учит налаживанию контактов в производственном коллективе, улаживанию проблем, умению решать производственные задачи совместно с коллективом сотрудников. Проблемы экономического характера, связанные с увольнением, сокращением дают возможность понимания реабилитантами быть неотъемлемой частью общества, в котором живут и реабилитанты нашего Центра.  

Наиболее значимыми для реабилитантов агентами социализации выступает коллектив сотрудников интерната, а также коллектив сверстников. Молодые люди, как и любой другой человек, живут в мире отношений между людьми, в котором играют не одну роль. Задача наша состоит в том, чтобы помочь им освоить эти роли. Представление о своей социальной роли у молодых людей зачастую отсутствует или искажено. Наблюдается формирование механизмов, при помощи которых реабилитанты приспосабливаются к жизни в учреждении. Продуманное расписание  учебно-производственных работ, занятий, режима дня способствует реабилитантам рассчитывать свое время и в течение дня быть занятыми различными видами деятельности.    

Несмотря на непростые социально-экономические условия, необходимо отметить, что система комплексной реабилитации в нашем учреждении идет по пути развития,  поиску новых направлений в работе.

 Инструктор по труду

Центра социальной и трудовой реабилитации:                         Сергеева Г.К

ДДИ№1

Январь 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты и аннотированные каталоги. Сообщение на заседании кафедры ЕМД

Применение технологических карт и аннотированных каталогов на уроках физики и информатики способствует формированию навыков организации самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР. В ар...

Сообщение на заседание ТГ-2017г.

Сообщение на заседание ТГ...

Сообщение на заседание № 3 ТГ 2018г.

Сообщение на заседание ТГ...

Сообщение на заседание ТГ «Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате» 2018г.

Сообщение на заседание ТГ«Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ в школе-интернате»2018г....

Сообщение на заседание творческой группы: «Повышение духовно-нравственного воспитания учащихся в школе интернате для обучающихся с ОВЗ»

Сообщение  на заседание творческой группы:«Повышение духовно-нравственного воспитания учащихсяв школе интернате для обучающихся с ОВЗ»...

Сообщение на заседании творческой группы учителей гуманитарного цикла «Приемы и методы развития мотивации на уроках русского языка и литературы».

Задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству. Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных услов...