Уголовный кодекс
план-конспект занятия по теме

Тишакова Елена Александровна

Занятие по профилактике правонарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugolovnyy_kodeks.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Социальный педагог

Тишакова Е.А.

Цель: воспитание правовой культуры.

Задачи:

  • Профилактика правонарушений
  • Воспитание чувства ответственности за свои поступки
  • Развитие умения анализировать ситуации.

Форма занятия: информационный час.

Оборудование: карточки с описанием ситуаций,  

                           Уголовный Кодекс.

Литература: К. Краковский «Дорога к праву» 

        Незнание закона не освобождает от ответственности. Этот принцип лежит в основе всего уголовного права. Можно часто услышать от ребенка, который сделал что-нибудь плохое, а его «поймали за руку»: Извините меня, пожалуйста! Я не знал, я больше так не буду!

Конечно, детские шалости не столь опасны, как преступления.  Но иногда дети не чувствуют грань, отделяющую безобидную шалость от преступления, за которое наступает уголовная ответственность. Всем, безусловно, понятно, что насиловать, воровать, убивать нельзя. Но есть и такие преступления, преступность которых далеко не очевидна (например, оставление без помощи). Поэтому, чтобы лучше понять, что можно, а что нельзя, мы с вами познакомимся сегодня с уголовным кодексом.

Преступление – это прежде всего поведение человека, но только такое, которое подвергает опасности личность, общество и государство. Для того, чтобы люди знали, какие деяния нельзя совершать, законодатель закрепил их в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Человек, совершая различные поступки в отличии от животных, осознает их и может (способен) руководить ими. Если же в силу определенных обстоятельств (например, психической болезни) лицо не понимает своих действий или же его принуждают сделать что-то против его воли (например, грабитель заставляет кассира открыть сейф и отдать деньги), то такие действия не будут считаться преступлением, и этот человек не будет привлекаться к уголовной ответственности.

Большинство преступлений совершаются путем каких-либо действий (нажатие на спусковой крючок пистолета, удар ножом и т. д.). однако преступным может считаться и бездействие. Преступное бездействие заключается в воздержании от каких-либо действий, которое по закону обязательно следовало совершить (например, оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии, отказ свидетеля от дачи показаний).

Уголовная ответственность наступает только для тех лиц, которые осознавали характер своих действий. Так, пятилетний ребенок, взяв с прилавка в магазине конфету, не осознает преступный характер своих действий. Определенный уровень развития и знания приобретается с возрастом. Поэтому законодатель установил  возрастные границы.

По общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Считается, что по достижению этого возраста несовершеннолетние могут понимать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя.

Однако существует исключение из общего правила. Так, за некоторые преступления (убийство, грабеж, кража, изнасилование и другие), значимость которых осознается молодым человеком и в более раннем возрасте, уголовная ответственность наступает с 14 лет.

В жизни встречаются случаи, внешне похожие на преступления, но которые при определенных обстоятельствах меняют свое содержание и не влекут уголовной ответственности, а иногда даже   являются общественно полезными.

К ним относятся:

  • Необходимая оборона
  • Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
  • Крайняя необходимость
  • Физическое или психическое принуждение
  • Обоснованный риск

Необходимая оборона – причинение вреда посягающему лицу при защите себя или других, общества или государства от общественно опасного посягательства.

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление – причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании, если иными средствами задержать преступника не было возможно.

Крайняя необходимость – причинение вреда охраняемому законом интересам для устранения опасности, угрожающей жизни, здоровью, правам граждан, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами. Но самое главное, причиненный вред должен быть менее значимым, чем вред предотвращенный.

Я предлагаю вам несколько ситуаций, попробуйте разобраться, это преступления или нет.

Ситуация 1. К подростку подходят два молодых человека, которые начинают вымогать деньги, угрожая ножом, и сопровождая свои действия словами: «Если не дашь денег – убьем». Тогда подросток схватил лежащую на земле палку и ударил одного из нападавших, причинив ему тяжкие телесные повреждения.

Ситуация 2. Гражданин, совершивший преступление, уходит от преследования сотрудников милиции. Работники милиции предлагают сдаться, после чего сделали несколько предупредительных выстрелов в воздух, но убегающий никак не отреагировал. Когда возникает опасность, что он скроется, сотрудники милиции произвели несколько прицельных выстрелов. Этот человек был ранен и задержан.

Ситуация 3. На улице к девушке пристает пьяный молодой человек, пытаясь затащить ее в темный подъезд. Тогда девушка камнем разбивает витрину рядом стоящего магазина, чтобы сработала сигнализация.

Уголовный кодекс приводит 12 видов наказаний. Но в силу гуманистических принципов и целесообразности, а также исходя из положений Конвенции о правах ребенка, к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, а только:

  • Штраф
  • Лишение права заниматься определенной деятельностью
  • Обязательные работы
  • Исправительные работы
  • Арест
  • Лишение свободы

Закон предусматривает случаи освобождения несовершеннолетних от наказания и применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия. Это происходит, если несовершеннолетний совершил преступление впервые и оно небольшой или средней тяжести, и, если суд примет решение о том, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без привлечения его к уголовной ответственности. Освобождение от наказания не означает, что преступник останется безнаказанным. В данном случае, суд, вынося обвинительный приговор, признает несовершеннолетнего виновным, но в силу его личных особенностей, многих других обстоятельств, освобождает его от наказания.

Какие же виды принудительных мер воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним?

К ним относятся:

  • Предупреждение
  • Возложение обязанности загладить причиненный вред
  • Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Если же несовершеннолетний совершил преступление средней тяжести и суд признает, что цель наказания может быть достигнута путем помещения в специализированное учреждение, то суд так и сделает. Что касается несовершеннолетних с психическими отклонениями, то их помещают в лечебно-воспитательные учреждения и там лечат.

Жизнь – сложная штука. Есть в ней и светлые и темные стороны, радости и разочарования, трудные проблемы, конфликты и победы. Очень хочется, чтобы вы, вступая во взрослую жизнь, поняли, что в праве, в законе можете найти прочную опору, то светлое, надежное, мудрое, так необходимое в этой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ответственность за причинение вреда здоровью. Уголовный кодекс РФ.

Презентация к уроку  21  ОЗОЖ 8 класс по теме "Уголовный кодекс РФ. Ответственность за причинение вреда здоровью" Задания для учащихся (ситуации)....

Уголовный кодекс РФ. Ответственность 14-летних.

Презентация к уроку ОЗОЖ 8 класс по теме "Уголовный кодекс. Ответственность 14-летних"...

Уголовный кодекс о коррупции

Коррупция ,ее причины ,виды.история законадательства окоррупции,российское законадательство о коррупции....

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ

Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий ...

Поступки литературных героев с позиции современного уголовного кодекса

Тему следует рассматривать  в двух аспектах: во- первых, учитывать историческую обстановку, во – вторых, неоднозначность характеров литературных героев, т. е образы неотъемлемы от  времени....

Практическое занятие с Уголовным кодексом РФ «Преступления, уголовная ответственность за которые наступает с 14 лет»

Подростки, достигшие возраста уголовной ответственности ( 14-ти лет), должны знать и уметь пользоваться Уголовным кодексом Российской федерации. Прежде чем совершить какой-либо поступок, они должны оц...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Очень нужный материал!!! Спасибо!