Спецкурс "Право и ответственность"
элективный курс (9 класс) по теме

Никулина Любовь Александровна
Правовой спецкурс рассчитан на 17 часов (на полгода обучения) для учащихся 9 классов. Занятия помогают ребятам систематизировать знания по обществознанию, получить ответы на интересующие их вопросы в области права. Учащихся решают правовые задачи, выступают в роли судей, адвокатов и прокуроров, знакомятся с различными источниками права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek_pravo_i_otvetstvennost_programma.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

            Правовое образование – неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования его правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание, независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством. В обществе приоритетными ориентирами для образования личности становится умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правового государства.

            Правовые знания приобретают характер универсального знания. Это напрямую связано с необходимостью роста национального самосознания и гармонизации межнациональных отношений. В условиях потребительской модели общества и общественного сознания особое значение приобрели права потребителя, правовая ответственность участников общественных правоотношений. Правовая компетентность сегодня является одним из условий социальной защищённости выпускника.

Цели и задачи курса:

  1. воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
  2. развития способности строить собственное правосообразное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;
  3. проведения  практикумов   с   моделированием типичных  правовых ситуаций и социальных явлений, институтов демократии, практическое освоение навыков ведения дискуссии и отстаивания своей точки зрения;
  4. развития способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;
  5. развитие систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;
  6. конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

•        права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

•        правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

•        приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

•        анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

•        выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

•        изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

•        решения правовых задача  (на примерах конкретных ситуаций).

п/п

Тема

Количество  часов

Вид урока

Планируемые предметные результаты

Ведущая деятель

ность на уроке

Формы организации взаимодействия на уроке

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Преступление и наказание

2

Вводный урок. Объясне

ние  нового  материала

Знание:

 основные понятия темы: Конвенция  ООН о  правах  ребенка, преступление, проступки, дееспособность.

Приобретенная компетентность: учебно-познавательная

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Разно - уровневые задания

2.

Преступление и наказание

2

Обобще

ние и систематизации знаний

Знание:

основные понятия темы: виды наказаний  применяемых  к несовершеннолетним лицам.

Умение решать правовые задачи по теме.

Приобретенная компетентность: информационная

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Устный  опрос

3.

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

2

Усвоение новых знаний

Знание: 

основные понятия темы: уголовная  ответственность, административная  ответственность, материальная  ответственность, статьи УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ.

Умение решать правовые задачи, умение  работать  с источниками  права.

Приобретенная компетентность: учебно - познавательная

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Устный  опрос

4.

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

2

Обобще

ние и систематизации знаний

Знание:

основные понятия темы: органы системы  профилактики: КДН и ЗП, ПДН ОМВД России.

Умение решать  правовые  задачи, умение работать с источниками  права.

Приобретенная компетентность: социокультурная.  

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Работа  в группах

5.

Толерантность и мы

1

Комбини

рованный

урок

Знание:

основные понятия темы: толерантность, экстремизм, перечень крайних  проявлений  экстремизма, уголовная  ответственность.

Приобретенная компетентность: общекультурные.

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Творческие  проекты  учащихся

6.

Хулиганство как особый вид правонарушения

2

Усвоение новых знаний

Знание:

основные понятия темы: хулиганство, уголовная  и  административная  ответственность.

Умение решать правовые задачи по теме.

Приобретенная компетентность: учебно - познавательная

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Устный  опрос  учащихся

7.

Хулиганство как особый вид правонарушения

2

Урок закрепления новых знаний и умений

Знание:

основные понятия темы: виды наказаний, применяемые к несовершеннолетним лицам, уголовно – правовая статистика.

Умение решать правовые задачи по теме.

Приобретенная компетентность: социокультурная.  

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Работа  в группах

8.

Подростки и алкоголь

2

Усвоение новых знаний

Знание:

основные понятия темы: ответственность за распитие спиртных напитков, вред алкоголя на организм, алкоголизм как неизлечимое заболевание.

Приобретенная компетентность: учебно – познавательная.

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Устный  опрос   учащихся

9.

Подростки и алкоголь

2

Комбини

рованный урок

Знание:

основные понятия темы: государственные меры по ограничению  употребления алкоголя, влияние алкоголя на организм подростка, правовая статистика.

Приобретенная компетентность: социокультурная.

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Работа по командам, творческие  проекты  учащихся

10.

Наркотики и закон

2

Усвоение новых знаний

Знание:

основные понятия темы: наркотические средства и их виды, уголовная  ответственность за продажу, распространение, хранение наркотических  средств.

Приобретенная компетентность: социокультурная.

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Работа в группах

11.

Наркотики и закон

2

Обобще

ние и систематизации знаний

Знание:

основные понятия темы: наркомания  как неизлечимое  заболевание, медицинские аспекты.

Приобретенная компетентность: ценностно – смысловая.

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Устный  опрос, викторина

12.

Права и ответственность членов семьи

2

Усвоение новых знаний

Знание:

основные понятия темы: брак и семья, основные права ребенка в семье, обязанности  родителей.

Умение решать  правовые задачи.

Приобретенная компетентность: социокультурная.

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Работа в группах

13.

Права и ответственность членов семьи

2

Комбини

рованный  урок

Знание:

основные понятия темы: условия  вступления  в  брак, расторжение брака, имущественные права   супругов, эмансипация.

Умение решать  правовые задачи.

Приобретенная компетентность: ценностно – смысловая.

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Творческие  проекты  учащихся

14.

Трудовое право  несовершеннолетних лиц

2

Усвоение новых знаний

Знание:

основные понятия темы: ососбенности  трудового  права  несовершеннолетних лиц, права и обязанности  сотрудников.

Умение решать  правовые задачи.

Приобретенная компетентность: социокультурная.

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Устный  опрос  учащихся

15.

Я абитуриент

1

Обобще

ние и систематизации знаний

Знание:

основные понятия темы: особенности  трудового  права  несовершеннолетних лиц,  права и обязанности  работодателя, защита  трудовых  прав  несовершеннолетних лиц.

Умение решать  правовые задачи.

Приобретенная компетентность: социально - трудовая.

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Викторина

16.

Мой документ паспорт

1

Комбини

рованный урок

Знание:

основные понятия темы: история документа  удостоверяющего личность, положение о паспорте гражданина РФ, ответственность за утерю и порчу удостоверения  личности.

Приобретенная компетентность: учебно – познавательная.

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Устный  опрос  учащихся

17.

Правовой Брейн – ринг  

1

Урок – контроля знаний и умений

Систематизация знаний  по  пройденному курсу

Учебно – познава

тельная

Фрон

тальная, индиви

дуальная

Викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ответственность и безответственность: надо ли с этим бороться

Одной из важных форм работы являются родительские лектории и собрания....

Урок "Административная ответственность несовершеннолетних"

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА«Административная ответственность несовершеннолетних»(урок-практикум)1. Цели и задачи урока:- Продолжить работу над понятиями: административное  правонарушение,...

Ответственными не рождаются, ответственными становятся

Сценарий родительского собрания, посвященного воспитанию чувства ответственности у детей. Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей по теме собрания; способстввать повышению мотивации учени...

презентация "материальная ответственность. договор о материальной ответственности"

В отой презентации содержится материал для проведения урока по предмету "Калькуляция и учет"...

Классный час "Надо быть ответственным!" (с элементами игры на развитие доверия и ответственности)

Все упражнения направлены на развитие в классе атмосферы доверия, ответственности и уважения....

Классный час "Надо быть ответственным!" (с элементами игры на развитие доверия и ответственности)

Все упражнения направлены на развитие в классе атмосферы доверия, ответственности и уважения....

Ответственность за вовлечение детей в группировки, их участие в акциях и митингах. Ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.

Распространение материалов о призыве участия в несанкционированных массовых мероприятиях в сети Интернет, социальных сетях, форумах и на иных интернет-платформах, вовлечение в противоправную деятельно...