Урок-игра"Угадай профессию" (9 класс)
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Потылицына Оксана Владимировна

«Угадай профессию» (9 класс).

Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме, создать информационное пространство о профессиях, прививать интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем.

 ЗадЗадаачи:

Ø активизировать личное участие в формировании своего будущего;

Ø пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными   видами   деятельности;

Ø создать условия для повышения готовности подростков к социально-  профессиональному определению;

Ø Развитие эрудиции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Угадай профессию» (9 класс).

 Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме, создать информационное пространство о профессиях, прививать интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем.

 Задачи: 

  • активизировать личное участие в формировании своего будущего;
  • пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными   видами   деятельности;
  • создать условия для повышения готовности подростков к социально-  профессиональному определению;
  • Развитие эрудиции.

Оборудование: 

  • компьютер;
  • проектор для показа презентации;
  • игровое поле и карточки.

Форма мероприятия: игровая (аналог игры «Крестики-нолики»).

Ход мероприятия:

Ведущий: Наше мероприятие мне хочется начать с известных строк В.В.Маяковского:

                     У меня растут года,

                    Будет и семнадцать.

                    Где работать мне тогда?

                    Чем заниматься?

Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.  В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определенности. Море профессий необозримо. Об этом и пойдет наш сегодняшний разговор.

         А знакомиться с профессиями, мы будем играя. Вы разделились на две команды: команда «Крестиков» и «Ноликов». Играть мы будем по правилам  известной и простой игры «Крестики-нолики».

 Условия игры: команды по очереди делают ход, в каждом игровом поле находится задание, которое необходимо выполнить.   За правильно выполненное задание команда получает жетон «профик». (проводится жеребьевка)

Сектор №1.  «Черный ящик». Определите, что лежит в черном ящике. Этим предметом пользуется при работе «ПОВАР» (для 1-ой команды) и «Портной» (для 2-ой команды). Можно задавать наводящие вопросы только те, на которые можно ответить «ДА» или «НЕТ». (НЕ БОЛЕЕ ТРЕХ)

Сектор №2.  «Отгадай профессию по описанию». Команды сейчас будут отгадывать профессии по описанию.

  1. ( К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В.Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находиться глубоко под землей.   (Горняк, шахтер).
  2. Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит.     (Криминалист).  
  3. Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания.  (Доярка).
  4.  В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии.        (Электромонтажник)  

Сектор №3.  Профессиограммы самых популярных профессий. Профессиограмма – это описание научно обоснованных норм и требований профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, определяющие успешность его работы.

Ваша задача дать информацию о предлагаемой вам профессии .    

  1. Аудитор после ответов детей Аудитор оказывает практическую помощь руководству и экономическим службам предприятия в ведении дел и управлении финансами;

       качества: высокий уровень развития памяти, математические способности, аналитическое мышление, способность длительное время заниматься однообразными видами  деятельности.  

  1. Маркетолог после ответов детей Маркетолог изучает и прогнозирует спрос на товары и услуги путем наблюдения, опроса потребителей; анализирует причины колебания спроса на товары и услуги, определяет пути улучшения их потребительских свойств, перспективы сбыта, отслеживает конкурентную сферу, изменения налоговой, ценовой и таможенной политики государства;

            качества: аналитическое мышление, наблюдательность, высокая самооценка, эмоционально-волевая устойчивость, коммуникативные способности, образно-логическое мышление, социально-психологическая интуиция.  

Сектор №4. «Ключевые слова». Я  предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

 

  1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники.  (Архитектор)
  2. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье.  (Портной)
  3. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз.  (Врач)
  4. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская.    (Столяр)
  5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты.  (Журналист)
  6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай.  (Агроном)

Сектор №5.  «Взаимоотношение человека и объекта действия».  Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:    «человек - природа»,  «человек – человек», «человек – техника», человек – художественный образ», «человек – знаковая система». Задание состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести  к одному из перечисленных типов.  

(Ведущий называет профессию из этого списка вразнобой, обращаясь к командам по очереди. Участники должны говорить, к какому типу относится названная профессия).

 Группы профессий по типу взаимоотношения человека и объекта действия.

  1. «Человек – художественный образ»: скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.
  2. «Человек – природа»:  инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод.
  3. «Человек – техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных  конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот.
  4.  «Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.
  5.   «Человек – знаковая система»: оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.    

Сектор №6. «Аукцион». Написать на листе бумаги за 2 минуты  как можно больше слов, связанных с профессией  ВРАЧА.  Слова зачитываются по очереди, побеждает команда, которая последней называет слово.

Сектор №7. «Профессии известных людей».  Команды называют профессии известных людей, изображенных на слайдах (по два слайда на команду).

  1. А.П.Чехов – писатель, врач.
  2. Ю.А.Гагарин – летчик.                        
  3. А.Миронов – актер.                                                  
  4. Сальвадор Дали – художник.                                                                                                                                  

Сектор №8. «Конкурс пословиц». О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

  1. Не игла шьет, а руки.
  2. Где шьют, там и порют.
  3. Как скроишь, так и тачать станешь.  Портной.

  1. Тяжело молоту, тяжело и наковальне.
  2. Куй железо, пока горячо.
  3. Не огонь железо калит, а мех. Кузнец.  

  1. Что в котел положишь, то и вынешь.
  2. Кашу маслом не испортишь.
  3. Не котел варит, а стряпуха. Повар.

  1. Береги землю родную, как мать любимую.
  2. Жить – Родине служить.
  3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Военнослужащий.  

Сектор №9. «Музыкальный конкурс». По отрывкам из песен участники должны отгадать профессии, которым посвящены песни.

  1. (Трек 1)  Над спортивной ареной капризное солнце…

И удача не каждому будет светить…

Вы на бой провожаете ваших питомцев.

Этот взгляд никогда мы не сможем забыть…

Припев:

Да разве сердце позабудет

Того, кто хочет нам добра,

Того, кто нас выводит в люди,

Кто нас выводит в мастера.                          

 (Спортивный тренер; песня «Да разве сердце позабудет…» муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова).

  1. (Трек 2)  Давно, друзья веселые

Простились мы со школой,

Но каждый год мы в свой приходим класс.

В саду березки с кленами

Встречают нас поклонами,

И школьный вальс опять звучит для нас.

 (Учитель; песня «Школьный вальс муз. И.Дунаевского, сл. С.Матусовского).

  1. (Трек 3)  На границе тучи ходят хмуро.

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят.

Там врагу заслон поставлен прочный,

Там стоит, отважен и силен,

У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон.

 (Пограничники; песня «Три танкиста» муз. Дан. Дм. Покрасов, сл. Б.Ласкина).

  1. (Трек 4)  Преодолеть пространство и простор,

Нам разум дал стальные руки-крылья,

А вместо сердца – пламенный мотор.

Припев:

Все выше, выше и выше

Стремим мы полет наших птиц:

И в каждом пропеллере дышит

Спокойствие наших границ.

 (Летчики; песня «Авиамарш» муз. Ю.Хайта, сл. П.Германа).

         Выводы, заключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

урок-игра "Моделирование одежды. Профессия художника-модельера"

конспект урока по моделированию одежды в 5 классе...

Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.

Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.Цель:1.       В занимательной форме провести контроль знаний у...

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А

АННОТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А...

Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными"

Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными"  Тип урока. Урок применений знаний и умений.Цели урока.Образовательная.Закрепить умение решать системы ...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....