Этические диалоги со старшеклассниками на тему «Гуманность и добродетель».
учебно-методический материал по теме

Радюк Татьяна Юрьевна

Гуманность - это стремление личности к деянию добра, в пользу и во имя людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gumannost_i_dobrodetel.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностное развитие

Этические диалоги со старшеклассниками на тему

 «Гуманность и добродетель».

Цель:

Воспитывать и развивать эстетические и нравственные чувства (сочувствие, сопереживание, сострадание).

Известный мыслитель Гельвеций утверждал: «Гуманность – сгусток всех других добродетелей». Готовы ли вы согласиться с этим? Итак, что же такое добродетель?

Ее можно выразить как добро деять, или как добро делать. Стало быть гуманность – это стремление личности к деянию добра в пользу и во имя людей. А как вы думаете, вы гуманны? Попробуйте проанализировать самих себя.

Практическое задание.

Возьмите каждый по листу бумаги и разделите его на две части. В левой части напишите все ваши добродетели, которыми вы с вашей точки зрения обладаете, стараясь при этом предельно честными. В правой части выпишите все ваши «антидобродетели». А теперь проанализируйте что получилось. Итак, можете ли вы себя назвать гуманными? Что мешает вам совершенствоваться в этом направлении?

Предполагаемый ответ детей: «Не совсем. Так как в основном преобладает антидобродетель». (Ложь, лень, невнимательное отношение к людям, равнодушие, сквернословие и т.д.)

Педагог:

Получается, что проявлять гуманность мешают все эти качества, которые вы перечислили. О чем это говорит? Ну конечно о нравственном несовершенстве. Следовательно, проявление гуманности это дело нелегкое.

Как же быть?

Здесь требуются нравственные усилия, в основе которых лежит способность быть внимательным к человеку. Согласны ли вы сделать такие усилия над собой?

Посмотрите в свои записи и ниже выпишите те антидобродетели, по поводу которых, вы способны на усилия, чтобы избежать их.

Л.Н. Толстой сказал: «Люди портят свою жизнь не столько тем, что не делают того, что должен делать, сколько тем, что делают то, чего не должно делать. И потому главное усилие, которое должен делать над собою человек для доброй жизни, это то, чтобы не делать того, чего не должен».  

Как вы думаете, почему Толстой употребляет здесь понятия «должно» и «недолжно».

Предполагаемый ответ детей.

Педагог:

Проблема должествования – этическая проблема. Она рассматривается мыслителями на всех этапах истории этики. Человек всегда мучился над проблемой, что же должно, а что нет. Отсюда такие понятия, как обязанность и ответственность. Как бы вы ответили на вопрос, имея в виду себя?

«Обязан что…», «Ответственен за что…», «Ответственен перед кем…».

Обратимся опять к Толстому. Что он имел в виду, когда говорил: «Есть одно самое важное дело для всех людей. Дело это в том, чтобы жить хорошо. Жить же хорошо значит не столько делать то хорошее, что мы можем делать, сколько не делать того дурного, которое можем делать. Главное не делать дурного».

Как вы думаете проявлять гуманность к человеку, быть гуманными это просто не делать дурного? Может нравственное усилие и должно направляться на это? Когда это становится ясно человеку, то у него появляется критерий оценки собственных поступков и критерий, предостерегающий его от безнравственных поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Что такое этический диалог?"

Презентация знакомит с основными принципами технологии "Этический диалог?". Презентация подготовлена к выступлению на республиканском семинаре заместителей директоров по воспитательной работе (2010 гг...

Занятие "Этические диалоги"

Этические диалоги являются одной из концепций процесса нравственно-этического воспитания, в которой воспитание представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций. Беседы, ра...

Сообщение "Этический диалог"

Выступление на педсовете о специфике ведения этического диалога с учащимися....

Классный час в виде этического диалога по Шемшуриной на тему "Можно ли делать добро недобрыми делами?"

Этические диалоги проводятся для ребят подросткового и старшего возраста.Он делится на этапы:1)      Вывод школьников на проблему.2)      Построение л...

Классный час с использованием технологии этического диалога на тему "Легко любить всё человечество, соседа полюбить сумей".

Классный час составлен в технологии этического диалога А.И. Шемшуриной. Данный классный час был составлен и проведен в рамках участия в конкурсе "Самый классный классный -2013" и получил победу в номи...

мастер -класс "Этический диалог"

В данном мастер-классе представлен пошаговый алгоритм технологии этического диалога, условия эффективности....

Выступление по теме: "Этические диалоги"

В данном выступлении рассматривается вопрос о культуре общения, отношения и поведения человека, ребенка в семье, в школе,  общественных местах....