Сообщение "Этический диалог"
статья на тему

Выступление на педсовете о специфике ведения этического диалога с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet._eticheskiy_dialog.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете «Этический диалог»

Диалог- разговор двух или нескольких человек.

Не секрет, что иногда построить диалог не могут даже два человека, а что говорить о классе из 15-20 человек. И у каждого свои проблемы, переживания, свои мысли, свои взгляды на мир….Все очень разные.  А если это юноши и девушки лет 15-16…….В этом возрасте происходит переход к самостоятельной жизни, к взрослому существованию, это период когда старшеклассники считают себя взрослыми, независимыми, способными принимать ответственные решения.  Но жизненного опыта у них еще недостаточно, поэтому попадая в ситуации, которые для взрослых являются обыденными многие подростки считают их сложными, а иногда безвыходными.

Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, именно мужской и, соответственно, женской взрослости. Особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола, включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие формы поведения.    Девушки в этом возрасте влюбляются чаще всего в тех, кто старше, но иногда их представления о любви не совпадают с действительностью, они не находят понимания, душевной близости, не удовлетворяют потребности в эмоциональном контакте. В результате обостряются комплексы, появляется неудовлетворенность собой, замкнутость, раздражительность, перепады настроения.

Как же строить этический диалог  со школьниками этого возраста?

Во-первых, для того, чтобы он состоялся, обсуждаемая на занятии тема должна быть интересной старшеклассникам. Поэтому составляя план воспитательной работы с классом очень долго и тщательно продумываю темы занятий, не стесняюсь говорить на интимные темы. Главное, чтобы было интересно.

Во-вторых, было бы неплохо, если обсуждаемая ситуация либо уже переживалась ими, и неважно какой опыт приобрели дети (положительный или отрицательный) в результате, либо хотя бы наблюдалась со стороны, читалось в книгах, смотрелось в кино, чтобы у подростков сложилось собственное, пускай ошибочное, не такое как у всех мнение по данному вопросу.  

В-третьих, диалог должен строиться так, чтобы взаимодействие учителя и детей было равноправным, а мнение каждого должно быть услышано и одобрено, в результате формируется собственная значимость, уверенность в собственных силах и возможности. Взрослому нельзя навязывать собственное мнение, оно должно вплетаться в диалог так, чтобы дети не сочли это нравоучением, а приняли как должное (а ведь правда, как же я не догадался сделать так!). Очень приятно бывает видеть, когда действие подростка в какой-либо ситуации совпадает с общепринятой нормой (значит семена были брошены в благодатную почву) или подросток оценил свое поведении, которое не совпадает с такой нормой, и не побоялся озвучить это, значит он увидел себя со стороны и адекватно себя оценил, сравнил свое поведение с общепринятыми нормами морали.

В-четвертых, опыт подсказывает, что не стоит заставлять подростка обязательно участвовать в диалоге, в данный момент он может быть к этому не готов, но процесс в голове и душе все равно идет. Поэтому если он ни разу не высказал собственного мнения на занятии, не стоит думать, что оно прошло для него даром. В таком случае на помощь приходит письменная работа, которую можно провести в конце занятия. Она-то и озвучит невысказанные мысли. Если же на занятии завязалась дискуссия, учителю нужно уметь выдержать паузу, не испортить, не оборвать полет мыслей. Это самое ценное, когда идет обмен мнениями.

В-пятых, не надо бояться использовать на занятии музыку, стихи, художественные образы.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог "цепочка" и "5 - фазовый" диалог

Для формирования неподготовленной иноязычной речи рекомендую использовать технологии "Диалог "цепочка" и "5 - фазовый" диалог".  Эти стратегии развивают психомоторные навыки....

Памятка преподавателю "Обучение диалогу способом «сверху вниз» для обучения стандартным или типовым диалогам"

Памятка преподавателю  "Обучение диалогу способом «сверху вниз» для обучения стандартным или типовым диалогам"....

Диалог как текст. Виды диалога

Данная презентация поможет учащимся 8 класса обобщить и систематизировать знания, полученные по теме "Диалог"...

«Диалог культур в международных образовательных проектах» Ближайшие социальные партнеры школы – родители: наш диалог, трудности и преимущества этого партнерства.

Диалог культур в международных образовательных проектах. Ближайшие социальные партнеры школы – родители: наш диалог, трудности и преимущества этого партнерства....

Программа социализации обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык» «Диалог культур – культура диалога»

Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом. Он, как ни один другой предмет, способен воспитать уважение к людям других национальностей, терпимость к...

Конспект открытого урока:«Умение строить диалог между хозяином и гостями. Диалог-знакомство на основе сказки "Теремок"»

Цель-научить детей строить диалог между хозяином и гостями посредством   русской народной сказкой «Теремок»Задачи:-сформировать представление детей о том, как строить диалог межд...