Программа по профилактике табакокурения «Твой выбор» и ее анализ
проект на тему

Светлана Александровна Васильева

Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по профилактике табакокурения

«Твой выбор»

Выполнила социальный педагог   Васильева С.А.

Паспорт программы

Вам решать, курить или не курить.
Кто делает за вас выбор?

Школа, друзья, родители?
Вы делаете его сами!
Если человек не прекращает курить,
он рискует жизнью!

Программа по профилактике табакокурения «Твой выбор» школы разработана социальным педагогом  Васильевой Светланой Александровной.

Срок реализации: 1 год

Цель:     Социально – нравственное оздоровление подростковой среды.

Задачи:

  • Повышение уровня профилактической работы с подростками;
  • Ознакомление учащихся с проблемой табакокурения и последствиями, к которым приводит табакокурение через работу волонтерской команды: распространение листовок, литературы, информационные стенды, игры, конкурсы;
  • Освещение деятельности в СМИ, связь с обществом;
  • Приобщение учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
  • Анализ результатов и подведение итогов реализации программы.

Ожидаемые результаты: 

 1. Повышение информированности учащихся   по правовым, социально-методическим  и другим аспектам табакокурения;

2. Подготовка подростков к самореализации   в обществе в качестве полноценных   граждан, способных оказать позитивное  влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию;

3. Стабилизация, снижение темпов роста   заболеваемости.

4. Уменьшение фактов табакокурения  среди подростков;

5. Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных

поведенческих стратегий и личностных    ресурсов у подростков.

Программа рассмотрена и утверждена на Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Целевые группы:   Учащиеся 5-11 классов                                                                                                                                                           

Актуальность проблемы

 В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и целостные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находятся под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышло курение подростков.

Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.

Материальная база и кадрово-профессиональный потенциал школы позволяет уже сейчас развернуть работу по профилактике табакокурения, для реализации которой необходима надежная и эффективная программа, реализуемая при тесном межведомственном сотрудничестве. Основная работа по реализации программы осуществляется  заместителем директора по ВР, педагогами, психологом, педагогом-организатором, волонтерами. Для работы по направлениям, не входящих в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (врача-нарколога, медработников ОВОП)

Цель:

     Социально – нравственное оздоровление подростковой среды.

Задачи:

  • Повышение уровня профилактической работы с подростками;
  • Ознакомление учащихся с проблемой табакокурения и последствиями, к которым приводит табакокурение через работу волонтерской команды: распространение листовок, литературы, информационные стенды, игры, конкурсы;
  • Освещение деятельности в СМИ, связь с обществом;
  • Приобщение учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
  • Анализ результатов и подведение итогов реализации программы.

Решение:

  • Создание программы «Твой выбор»;
  • Разработка цикла семинарских занятий для обучения сотрудников методикам и технологиям проведения игр, тренингов и т.п. профилактической направленности;
  • Подготовка волонтеров из подростков;
  • Введение в план  мероприятий профилактической направленности;
  • Разработка тематики профилактических мероприятий;
  • Организация профилактического лектория для родителей.
  • Создание планов совместной деятельности с врачом-наркологом и медработниками офиса врача общей практики

Этапы работы

1. Организационный:

создание рабочих групп по пропаганде здорового образа жизни, профилактики табакокурения.

2. Обучающий: 

обучение волонтеров навыкам первичной профилактике и пропаганде ЗОЖ.

3.Проектирование: 

 планирование мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, профилактика табакокурения.

4. Деятельность по программе:

профилактика  табакокурения  и пропаганда ЗОЖ.

5. Подведение итогов: 

анализ работы, определение перспективы её внедрение в своем районе.

Основные направления программы:

1 блок -  «Спорт и здоровый образ жизни»

Целью действия данного блока является пропаганда, реклама здорового образа жизни, занятий спортом от сверстника к сверстнику.

2 блок – «Наглядная агитация»

Целью  данного блока является профилактика табакокурения среди подростков и молодежи методом наглядной агитации, привлечение внимания общественности к проблемам табакокурения.

3 блок – «Волонтерское движение»

Цель данного блока является привлечение добровольцев для работы по пропаганде ЗОЖ из числа учащейся молодежи, их отбор и подготовка.

4 блок – «Спасибо – нет!»

Целью данного блока является формирование социально- активной позиции подростков, развитие творческих способностей.

Мероприятия по повышению эффективной работы по профилактики табакокурения:

1.      Включение родителей в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в семье;

2.      Повышение уровня владения информацией о тех центрах, организациях, которые могут помочь в решении проблем при работе с детьми, имеющими отклонения от норм поведения и их семьями;

3.      Систематизирование работы с ПДН и другими организациями, которые привлекаются при работе с подростками;

4.      Разработка мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимися в группе риска.

5.      Внесение в планы работы классных руководителей мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.

6.      Организация в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся.

Основные мероприятия по реализации программы

Наименование работ

Сроки

Ответственные

Работа с неблагополучными, малообеспеченными семьями; семьями трудных детей; детей, состоящих на ВШК; нуждающихся в повышенном внимании.

В течение учебного года

Классные руководители, социальный педагог

Организация каникулярного отдыха учащихся

Весна

Лето

Осень

Зима

 

Администрация

 школы

Проведение классных часов по проблемам формирования ЗОЖ, профилактики табакокурения

В течение учебного года

Классные руководители, социальный педагог

Акция «Молодежь за здоровый образ жизни»

По плану РОО

Заместитель директора по ВР

Классные руководители, социальный педагог

Организация выставки литературы в школьной библиотеке по профилактике табакокурения

21 марта

Библиотекарь

Шефство над памятником павшим в ВОВ.

В течение учебного года

Классные руководители

Конкурс рисунков «Я не курю и это здорово»»

Март -Апрель

Социальный педагог

Встреча по волейболу среди юношей 10-11 классы.

Март

Учитель физкультуры

Первенство школы по баскетболу среди девушек 8-11 классы.

Март

Учитель физкультуры

Первенство школы по баскетболу среди юношей 9-11 классы.

Март

Учитель физкультуры

Участие на районном открытие летнего сезона по легкой атлетике, эстафета

Март

Учитель физкультуры

Анкетирование на тему профилактики табакокурения 5-11 классы

Март

Классные руководители, социальный педагог

Благотворительная акция «Помощь другу»

Апрель,

октябрь

Заместитель директора по ВР

Классные руководители, социальный педагог

Проведение Дня дерева «Посади дерево и сохрани его»

Апрель-сентябрь

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Первенство школы по  легкоатлетическому кроссу.

Апрель,

Октябрь

Учитель физкультуры

Месячник героико-патриотической работы

Май

Учитель ОБЖ

Конкурс рисунков «Будущее моей школы».

Май

Заместитель директора по ВР

Классные руководители, социальный педагог

Беседа «Правда о табаке»

Апрель

Медработники ОВОП

Месячник правовых знаний

По плану РОО

Заместитель директора по ВР

Классные руководители, социальный педагог

Анкетирование среди учащихся на тему здорового образа жизни, профилактики правонарушений.

Апрель

Социальный педагог

Участие в районном конкурсе профилактических программ (номинация «профилактика табакокурения»)

Апрель

Заместитель директора по ВР

Классные руководители, социальный педагог

Беседа с врачом-наркологом на тему здорового образа жизни и профилактики табакокурения

Апрель

Медработник школы, социальный педагог

Создание и распространение буклетов и листовок по пропаганде табакокурения (Приложение 2)

В течение года

Волонтеры

Заместитель директора по ВР

Классные руководители, социальный педагог

Соревнование «Русская лапта»1-11 классы.

Май

Учитель физкультуры

Участие в районных юнармейских игр «Зарница», «Орленок»

Май

Учитель ОБЖ

Участие в районных 3-х дневных учебных сборах с учащимися 10 класса .

Май

Учитель ОБЖ

Соревнование по футболу 8-11 классы

Май

Учитель физкультуры

Конкурс рисунков на асфальте, посвященный Дню защиты детей.

01.06.07

Заместитель директора по ВР

Классные руководители, социальный педагог

Соревнования по мини-футболу среди разновозрастных отрядов

Август

Командиры

отрядов

Месячник безопасности детей

Сентябрь

Учитель ОБЖ

Соревнование по футболу 8-11 классов

Сентябрь

Учитель физкультуры

Акция «Молодежь за здоровый образ жизни»

Октябрь-ноябрь

Заместитель директора по ВР

Классные руководители, социальный педагог

Участие на районной научно-практической конференции на профилактическую тему

Ноябрь

Заместитель директора по ВР

Классные руководители, социальный педагог

День матери

Ноябрь

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Соревнование по баскетболу 5-11 классов

Ноябрь

Учитель физкультуры

Беседа «Жизнь без табака»

Ноябрь

Медработник школы, социальный педагог

Соревнование по пионерболу 5-7 классов.

Декабрь

Учитель физкультуры

Новогодние праздники

Декабрь

Заместитель директора по ВР

Экскурсии в музеи, на выставки

В течение года

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Индивидуальные беседы, консультации с детьми с целью оказания психологической помощи и поддержки

В течение года

Социальный педагог

Проведение родительских собраний по вопросам воспитания детей

В течение года

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Групповые занятия, беседы по вопросам прав ребенка

В течение года

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Проведение тренингов общения, коммуникативных умений, личностного роста, тренинговых занятий по профилактике табакокурения (Приложение 1)

В течение года

Социальный педагог

Встреча с выпускниками

Февраль

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Месячник оборонно-массовой спортивной работы

Февраль

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Учителя физкультуры и ОБЖ

Военно-патриотическая игра «Зарница»

Февраль

Учителя физкультуры и ОБЖ

Конкурс патриотической песни

Февраль

Учитель физкультуры

Соревнование по волейболу 8-11 классы.

Февраль

Учителя физкультуры и ОБЖ

«Веселые старты» 1-4 классы.

Февраль

Учителя физкультуры и ОБЖ

Соревнование по поднятию гири 9-11 классы.

Февраль

Учитель физкультуры

Зимние туристические соревнования

Февраль

Учитель физкультуры

Встреча с воинами запаса

Февраль

Учитель ОБЖ

Концерт в СДК посвященный Дню защитника отечества

Февраль

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Спортивно- развлекательная программа «Масленица»

Март

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

   62

Участие в районном конкурсе-игре «Ростки Возрождения»

Март

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Тренинги по программе профилактики табакокурения включены в систему работы школы.
               В качестве иллюстрации предлагаем конспект одного из занятий и фрагмент приложения «Памятка для учащихся»(Приложение 1).

Содержание занятия

Тема: «подростковый конформизм. Способы группового манипулирования. Техники сопротивления давлению».

Цель: создать условия для осознания возрастного конформизма, формировать навыки распознавания способов группового давления и сопротивления ему.

Ход занятия

Тема занятия не объявляется.

  • Обмен чувствами, обсуждение домашнего задания.
  • Упражнение «Розыгрыш».

Ведущий заранее договаривается с авторитетным старшеклассником о его появлении на занятии. Цель – отвлечь внимание ведущего (например, вызвать его под благовидным предлогом из аудитории) и спровоцировать участников группы покинуть класс. Важно знать интересы участников группы, ради которых они готовы на некоторое время прервать занятия. Через несколько минут участникам группы объявляется, что это был розыгрыш, и их просят вернуться в аудиторию.

Обсуждение. О чем вы думали, что чувствовали, когда решили покинуть аудиторию или остаться? Что в поведении старшеклассника подтолкнуло вас к этому? Много ли времени потребовалось на решение? Выбор был ваш личный или кто-то из группы на него повлиял? Действительно ли вы хотели уйти? Какова, на ваш взгляд, цель этого упражнения?

  • Информация ведущего 

В подростковом возрасте самооценка еще достаточно неустойчива. Сохранять независимость суждений, чувствовать себя уверенно в любой ситуации не всегда удается и зрелым людям. Юному человеку для поддержания самоуважения важно быть членом какой-либо группы, быть принятым этой группой. Ради этого он готов поступиться своими интересами, желаниями и ценностными представлениями. Чтобы не показаться «маменькиным сынком, дочкой», на «слабо» молодой человек под давлением группы способен сделать то, чего от него хотят другие. Противостоять влиянию группы способен уверенный, уважающий себя человек. Неуверенному в себе человеку легче приспособиться к группе, «раствориться» в ней, чем вступить в противоборство. Незаметно для себя он теряет свое «я», а порой вредит и своему физическому здоровью. Так вступают в силу механизмы конформизма – склонности человека уступать психологическому давлению вопреки своим взглядам, менять свое мнение под влиянием группы. Группа способна путем обвинений, ссылок на авторитетных людей и т.п., без аргументов и объяснения истинных причин принудить молодого человека к поступкам, несвойственным и нежелательным для него. В психологической науке это называется манипулированием. Манипулирование – это действия, направленные на достижение для себя каких-то благ с помощью управления другим человеком и контроля над ним. Часто манипулирование не осознается обеими сторонами. Неявному манипулированию сопротивляться трудно. Уверенный в себе человек способен распознавать различные виды манипулирования, сопоставлять его со своими убеждениями, намерениями, желаниями и поступать так, как сам считает нужным, а не бездумно подчиняться влиянию. В качестве разновидностей группового давления могут выступать: общее мнение, лесть, высмеивание, шантаж, уговоры, запугивание, подчеркнутое внимание, похвала, использование ложной информации, ссылка на таинственное «все», настаивание (придирки), вызывающее чувство вины, логические убеждения и предъявление выгодных фактов.
Одна из разновидностей результата давления – слепое подражание окружающим, психическое заражение («стадное чувство»). В толпе человек может делать то, чего никогда не сделал бы сам по себе. При этом он как бы заражается эмоциями толпы (например, в ситуации паники).

  • Упражнение «Хитрые уловки»

Ведущий предлагает участникам группы вспомнить фразы-манипуляторы, к которым прибегают их сверстники или взрослые провокаторы, чтобы принудить выкурить первую сигарету. Ведущий записывает «хитрые уловки» на доске.

Обсуждение. Какие чувства и мысли вызывают эти фразы? К каким видам давления их можно отнести? Какие виды давления использовались, когда вас пытались заставить выкурить сигарету? Как вы при этом чувствовали себя?
Фразы-манипуляторы: «Попробуй, ты же взрослый!», «Попробуй, угощаю бесплатно!», «Все пробовали, и ты давай!», «Попробуй, в жизни надо все испытать!», «Попробуй, это так стильно!» и т.п.

  • Упражнение-активатор «Вырвись из круга»

Группа образует круг, взявшись за руки и плотно сдвинувшись. Один из участников остается внутри и пытается вырваться из круга. Если ему это удается, группа приветствует его аплодисментами, если нет, то после нескольких попыток сама выпускает его и приветствует. Упражнение можно повторить с несколькими участниками.
Предлагается обсудить используемые способы влияния на группу и возникшие чувства.

  • Групповая дискуссия

Подчиниться давлению сверстников и курить с ними или сказать «нет» и сохранить достойную независимость.

  • Вопросы: 

Какие формы отказа вы используете?
Как лучше отказаться от предложенной сигареты?
Что вы чувствуете, когда отказываетесь от предложенной сигареты?
Вопросы задаются в зависимости от активности и способности участников.

Информация ведущего.

 Надо уметь не послушно подчиняться групповому давлению, а найти в себе мужество пойти на компромисс, но сказать «нет». Наиболее подходящий способ поведения в сложных ситуациях, в том числе и при групповом давлении, – неагрессивно настаивать на своем. Это предполагает принятие ответственности за манеру своего поведения, умение постоять за свои права, честно и открыто выражать свои чувства и мысли, не задевая прав других людей.

Неагрессивное настаивание на своем имеет ряд выгод. Личное удовлетворение. Повышение вероятности получить то, что вы хотите в жизни. Возрастающая самооценка. Усиление чувства контроля за своей жизнью. Возрастание чувства личной честности. Понижение тревоги из-за межличностных конфликтов. Формирование способности отстаивать свои права и не допускать, чтобы другие брали над вами вверх. Уважение и симпатия со стороны окружающих.
Неагрессивно настаивая, вы вербально (с помощью слов) и невербально (с помощью громкости голоса, тона, темпа речи, контакта глазами, выражения лица, позы, дистанции) проявляете себя в качестве уверенного человека. (Вспомните собранную нами на предыдущих занятиях «копилку проявлений уверенности», примеры выражения своих чувств с помощью «я-высказывания». Именно эти знания и навыки помогут вам освоить умение говорить «нет» в любой сложной для вас ситуации.)

  • Ролевые игры

Цели проведения: закрепить навыки уверенного поведения; распознавания способов манипулирования; преодоления группового давления с помощью техник неагрессивного настаивания, «я-высказывания», схемы способов отказа; проанализировать и записать фразы-заготовки.
Разыграть ситуации, связанные с курением:
а) после футбольного матча ребята говорят одному из участников, что он классный игрок, свой парень, предлагают закурить;
б) «Если не куришь – значит, слабак; такому среди нас не место»;
в) ребята требуют у Саши, чтобы он взял у отца сигареты и принес им, иначе они его изобьют.
Желательно, чтобы в роли отказывающегося побывал каждый.

  • Упражнение-активатор «Путаница»

Каждый берет за руки двух разных людей (желательно стоящих не рядом). Задача: не разнимая рук, распутаться и образовать круг.
Упражнение способствует сплочению группы и бережному отношению друг к другу.

  • Подведение итогов.
  • Домашнее задание: описать ситуацию, когда ты или твой знакомый подвергался групповому давлению. Разыграть перед зеркалом уверенный отказ в этой ситуации, записать продуманную вами словесную версию уверенного отказа.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Твой выбор!

Программа профилактики табакокурения  школьников

Программа (16 занятий) включает в себя следующие блоки:

1-й блок. Формирование адекватного отношения к себе и навыков социализации и адаптации.

Знакомство. Основные задачи и правила работы в группе. Представление программы. Образ «я». Самооценка. Эмоциональные состояния человека. Способы выражения эмоционального состояния. Стресс, тревожность. Способы управления эмоциями. Уверенность в себе. Агрессивное, неуверенное, уверенное поведение. Конфликт. Конструктивное решение конфликта.

2-й блок. Основы здорового образа жизни.

Мое здоровье и как его сохранить. Курение, его причины и социальная приемлемость. Курение и мой организм. Подростковый конформизм. Способы группового манипулирования. Техники сопротивления давлению. Я и реклама. Занятие-диспут «Чей это выбор?».

3-й блок. Управление вредными и полезными привычками.

Механизмы возникновения и устранения вредных и полезных привычек. Познание влечения к сигарете, выгод и последствий отказа от курения. Способы отвыкания от курения. Способы формирования полезных привычек.

Первые два блока занятий проводятся как с некурящими учениками, так и с эпизодически и систематически употребляющими никотин. Занятия первого блока направлены на развитие у школьников позитивной «я-концепции», адекватной оценки себя, навыков эффективного взаимодействия с людьми, умения конструктивно справляться с проблемами, коррекции эмоциональных нарушений.
Второй блок предполагает формирование и развитие антитабачных установок подростка как внутриличностных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни, формирование у школьников ответственности за свое здоровье и жизнь, способности противостоять групповому давлению.
Третий блок занятий проводится с участниками группы, имеющими зависимость от никотина. Он направлен на осознание школьниками привычки к курению, создание условий для овладения способами управления вредной привычкой и как альтернативы курению – способами формирования полезных привычек.
Программа прошла проверку на базе основной общеобразовательной школы № 7 г. Коврова Владимирской области. В работе добровольно приняли участие ученики 9-х классов: юноши и девушки разных национальностей и вероисповеданий, некурящие и имеющие опыт курения табака.
Большинство участников групп относились к категории трудных детей, проживали в неблагоприятных семейных и социальных условиях, имели невысокий уровень интеллектуального и эмоционального развития. Преобладающим мотивом добровольного участия подростков в работе стала возможность неформального общения. В дальнейшем этот мотив отодвинулся на второй план, уступив место стремлению понять себя, свое место в группе, изучить влечение к сигаретам и отказаться от курения. Преобладающими мотивами курения у юношей оказались стимуляция, удовольствие, расслабление; мотивами у девушек – удовольствие, расслабление. Как выявилось, почти все учащиеся курят в ситуации общения, расслабляются и активизируются с помощью сигареты потому, что не умеют экстренно снимать тревожность другими способами, не знают других источников энергии. Количество выкуриваемых сигарет за неделю у юношей достигало 70–90, у девушек – 10. Удалось развенчать сложившиеся за многие годы у молодых людей мифы о курении и убеждение в том, что о курении они знают всё. Сложнее было ответить ребятам на вопросы о том, почему в их родном городе курят в запрещенных для этого местах и не убирают огромные щиты с рекламой сигарет.
Хотя участники группы и их родители на протяжении нескольких лет обучения в школе активно вовлекались в профилактические мероприятия по формированию здорового образа жизни, противостоять мощному вредному влиянию среды оказалось непросто. Личностная позиция молодых людей по отношению к курению сигарет менялась медленно. После проведенных занятий, как показали результаты анкетирования, наметилась тенденция к изменению позиции учащихся. Личностная позиция выразилась в показателях среднего и высокого уровня представлений о медицинских и социальных последствиях курения и негативном к нему отношении.
Результатами проведенной профилактической работы стали следующие изменения у подростков:

  • участники группы приобрели или развили навыки коллективной творческой работы, здорового общения, социальной чувствительности; навыки эмоционального самовыражения, самораскрытия, самопознания, рефлексии, толерантности, активного слушания;
  • повысился уровень информированности о воздействии курения на организм человека, опасных его последствиях и способах отказа от него;
  • подростки получили опыт экстренного снятия напряжения, неагрессивного противостояния групповому давлению, опыт управления вредной привычкой и формирования полезной;
  • несколько человек приняли решение бросить курить и начали воплощать его в жизнь, руководствуясь разработанной с этой целью памяткой для учащихся;
  • школьники испытали и выразили чувство благодарности взрослым за помощь и поддержку в трудном процессе отказа от курения.

Приложение 1

Памятка для учащихся

Стадии развития никотиновой зависимости

Первые опыты

Для этого этапа характерны:
Естественное любопытство, желание «просто попробовать»
Неумение сказать «нет»
Попадание под влияние различных мифов о курении
Страх прослыть «белой вороной» или «маменькиным сынком»
Неосознанное (или осознанное) желание убежать от сложностей жизни
Наплевательское отношение к себе, к своей жизни, «пофигизм» как мировоззрение
Желание сделать свою жизнь интересной и наполненной
Незнание реальных фактов воздействия никотина на психику и организм человека

Начинает нравиться

Для этого этапа характерны:
Осознанное желание получать удовольствию от выкуренной сигареты
Планирование употребления табака
Поиск разумных оправданий употребления табака
Поиск «подходящей» компании
Сигареты становятся необходимым атрибутом веселья и отдыха
Сигареты начинают использоваться как средство против «комплексов», лекарство от стресса, способ общения, спутник сексуальных отношений
Можно заметить рост требуемой для получения желательных ощущений дозы

Возникают проблемы

Для этого этапа характерны:
Проблемы со здоровьем (кашель, тошнота, хронические заболевания, неприятные ощущения после употребления)
Потеря контроля над количеством выкуренных сигарет
Скандалы с родителями из-за курения
Неприятности в школе

Употребление становится целью

Для этого этапа характерны:
Употребление ради употребления
Постоянная потребность в сигаретах
Серьезные проблемы со здоровьем, возникновение хронических заболеваний

Ваши приобретения, если вы перестанете курить

  • Легкие освободятся от опасного угарного газа (окиси углерода). У заядлых курильщиков более 10% эритроцитов (красных кровяных телец) оказываются прочно связанными с молекулами окиси углерода, а ведь если их количество достигнет 30%, человек умрет.
  • Прекратится поступление в организм смол – смеси более чем 1000 химических веществ, которые соединяются в процессе сгорания табака, образуя черную липкую массу.
  • Снизится риск заболеваний, наследственных и вызванных курением: рак и эмфизема легких, рак горла, инфаркты и инсульты и другие поражения сердца и сосудов, язва желудка и двенадцатиперстной кишки.
  • Снизится уровень холестерина в крови, даже если ничего не изменять в рационе питания.
  • Раны и царапины будут заживать быстрее.
  • Обострится вкусовая и обонятельная чувствительность: вы тоньше будете ощущать вкус пищи и запахи.
  • Кожа станет значительно свежее.
  • Многие офтальмологи говорят, что могут отличить курящего человека от некурящего по глазам. Часть мелких сосудов глазного дна у курильщиков бывает закупорена. Это явление исчезает через несколько месяцев после последней затяжки. Возможно, поэтому многие экс-курильщики, по их словам, начали лучше видеть.
  • Снизится риск рождения в будущем нездорового потомства.
  • Повысится ваша самооценка.

Внимание! Правила безопасности!

Способы сказать «нет»

  • Сказать «нет» без комментариев.
  • Сказать о своей позиции (мнении, отношении) по вопросу.
  • Назвать причины или суждения в пользу своей позиции.
  • Признать позицию и чувства другого человека.
  • Предложить что-то другое, альтернативу.
  • Сменить тему разговора.

Прежде чем отвечать «нет», надо:

  • оценить, соответствует ли предлагаемое действие вашим желаниям, интересам, убеждениям;
  • оценить последствия отказа;
  • оценить последствия действия;
  • выбрать в соответствии с этим свое решение и отстаивать его.

Дыхательные и голосовые упражнения на снятие тревожности

«Релаксация «по Бенсону» (5 минут)

Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьте руки, ноги, тело, лицо. Дышите через нос. Осознайте свое дыхание. После выдоха говорите про себя слово «один».
Например: вдох… выдох – «один»; вдох… выдох – «один» и т.д. в течение 5 минут. Дышите легко и естественно.
Сохраните принятую позу. Через 5 минут откройте глаза и медленно встаньте.
Примечание. применяйте эту технику 1–2 раза в сутки в любое время, но не ранее чем через 2 часа после еды.

«Антистрессинг» (15 минут)

Примите удобное положение. Глубоко вдохнув, задержите ненадолго дыхание. На этот раз выдох сопровождайте звуком «х-а-а-а-а-а-а-а-а». Теперь дышите нормально, сосредоточив на этом внимание. При вдохе говорите себе: «Я», при выдохе – «расслаблен». Повторите упражнение 5 раз.
Примечание. технику лучше использовать в групповой форме работы под контролем ведущего. Частота пульса до и после упражнения должна отличаться на 10 ударов.

«Медитативное пение» (3–5 минут)

Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слегка приоткройте рот и пойте «а-у-м» с разной интонацией.

«Гудение» (3–6 минут)

Сидя, расслабившись, закрыв глаза, закрыв рот, издавайте мычащий звук. Ведущий может задать эмоционально положительный интонационный фон гудения.

Как отвыкнуть курить

Метод выбирается в зависимости от степени вашего пристрастия к никотину. Для всех категорий курильщиков можно выделить общие подходы к отвыканию от курения.

Отделите процесс курения от связанных с ним дел. Обычно курение вовлечено в процессы общения, принятия пищи и другие повседневные действия. Образ курения связывается с приятными переживаниями от этих действий. Ваше сознание приписывает удовольствие самому процессу курения, а не, например, общению с приятными людьми. Постарайтесь не курить в типичных для вас ситуациях курения. Когда курите, не занимайтесь приятными для вас вещами! Отделите переживания от действия курения. Если очень захочется курить, то уединитесь и покурите. Не нужно особенно насиловать себя. Через некоторое время вы почувствуете, что позыв к курению ослабевает, так как в нем нет уже прежней силы удовольствия и приятных переживаний.

Замените манипуляцию сигаретой и спичками другими предметами, похожими на них. Еще римляне знали: для того чтобы победить врага, надо отделить его от союзников или добиться его дружбы. Замените сопутствующие курению действия нейтральными: сосите, держите во рту не сигарету, а, например, зубочистку, конфету, жевательную резинку. Акт сосания в младенчестве был источником огромного удовольствия, и когда вы сосете сигарету, то непроизвольно вспоминаете это удовольствие, приписываемое вашим внутренним курильщиком удовольствию от курения. Из спичек можете строить замки, выкладывать рисунок. Сильным средством замены импульса к курению станет дыхание, которое йоги называют «ситали».

Упражнение «Ситали»

Сложите трубочкой язык, и через это отверстие медленно втягивайте в себя воздух. Движение воздуха возбуждает нервные окончания на языке, особенно на его кончике, и заменяет ощущения, возникающие при курении. Далее втягиваемый воздух направляйте к корню языка и небу, что охлаждает их и устраняет позыв к курению именно в данный момент.

Повторите курительную ситуацию, но без эмоционального подкрепления. Когда появится позыв к курению, сосредоточьтесь на самом себе, рассмотрите вашего внутреннего курильщика как бы со стороны и обратитесь к нему в третьем лице: «Он опять захотел, чтобы я втянул в себя табачный дым. Но сначала я посмотрю на то, как он ведет себя, какие переживания у него возникают». Когда вы рассматриваете влечение со стороны, оно теряет свою энергию. Происходит отделение вашего «я» от образов, стимулирующих «курительное поведение», и импульс неминуемо ослабевает.

Управляйте образами-стимулами

Взяв сигарету, сразу же убирайте пачку из поля зрения в недоступное место; покурив, очищайте пепельницу и тоже убирайте ее из поля зрения. Не забудьте про сигареты в карманах вашей одежды!

Уменьшайте количество выкуриваемых сигарет

Количество выкуриваемых сигарет уменьшайте на одну с каждым днем. Заведите журнал, в котором ежедневно отмечайте количество выкуриваемых сигарет и обстоятельства, при которых вы курили.

Смените марку сигарет. Переходите на сигареты с более низким содержанием никотина.

Держитесь от курящих людей как можно дальше. Экс-курильщики остаются настолько восприимчивыми к никотину, что им достаточно вдохнуть табачный дым, чтобы запустить определенный нейрогенный механизм, который заставит их вернуться к вредной привычке.

Если вас угощают сигаретой, отказывайтесь. Применяйте известные вам приемы противостояния давлению.

Если у вас кончились сигареты, ни у кого не просите.

Имейте союзников, с которыми могли бы обсуждать свои проблемы. Если вы намерены бросить курить, то желательно, чтобы этого хотел и ваш курящий друг. С ним можно держать пари.

Сладкое и кислое уменьшают желание курить. В этом отношении хороши соки и плоды цитрусовых. Можно, к примеру, держать во рту ломтик лимона.

Устраивайте себе безникотиновые дни «по одному» в благополучные периоды вашей жизни, не планируя надолго вперед. Скажите себе: «Вот сегодня я как раз могу обойтись без сигарет». Не старайтесь заглядывать в будущее: «Сегодня без сигарет – и все!» И так столько дней, сколько получится. Заранее не надо намечать длительность воздержания, чтобы при неудаче не чувствовать слабость и поражение. Временные отступления допустимы, главное – выиграть кампанию по преодолению привычки к курению в целом.

Ведите активный образ жизни. При возникновении влечения к курению займите себя физическими упражнениями.

Каждый, ведущий организованную борьбу с потребностью в курении с помощью указанных способов, сможет ее устранить. Она отпадет, как гнилой плод, перезревший от времени. Чтобы ясно это представить, подумайте над тем, что вам сегодня не хочется играть в солдатики или любимой в детстве игрушкой. Вы просто выросли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"

Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...

Классный час по профилактике детского суицида «Сделай свой выбор»

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийце...

Занятие по профилактике табакокурения "Сделай правильный выбор"

Занятие для подростков 6-11 классов. Проведение занятия рекомендуется в форме беседы с сопровождением презентации и параллельного заполнения бланка опроса. Обобщенные данные опроса можно использовать ...

Занятие по профилактике наркомании "Мой выбор - жизнь"

Цель занятия: актуализация проблемы наркомании.Форма проведения: информационно-просветительское занятие с элементами тренинга....

«Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ (I вариант обучения) с использованием современных технологий»

Ранняя и целенаправленная коррекционная работа по диагностике и коррекции отклонений речевого и психического развития дошкольников  с ОВЗ является одним из важнейших условий эффективности коррекц...

Познавательная программа по профилактике вредных привычек «Выбор за тобой»

Вопрос подростковых зависимостей с годами не перестаёт тревожить родителей, педагогов и общественность в целом. Пытаясь найти пути решения этой проблемы, в представленной разработке информация о после...

Выступление на общешкольном родительском собрании «Профилактика правонарушений, состояние дисциплины в школе, анализ посещаемости и пропусков без уважительной причины»

Выступление на общешкольном родительском собрании   «Профилактика правонарушений, состояние дисциплины в школе, анализ посещаемости и пропусков без уважительной причины»...