"Одаренный ребенок: подарок или проблема?"
статья на тему

Чухрай Евгения Валерьевна

Статья о проблемах социальной адаптации одаренных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx12.82 КБ

Предварительный просмотр:

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – ПРОБЛЕМА ИЛИ ПОДАРОК?

Чухрай Е. В.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Михайловска

Ставропольского края

         

Человек, восприятие которого хронически

опережает его возможности, всегда

находится под стрессом »

Лета Холлингзуорт

        Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью.

         Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует много черт, характерных для большинства одаренных  детей. Задача учителя – вовремя увидеть ту искорку таланта, которая есть в ученике, безошибочно определить, к какой области относится его одаренность, правильно выстроить модели поведения воспитания. Вспомним, что еще в Древнем Риме и Греции были великие философы, которые одновременно являлись и учителями. Например: Платон – учитель Аристотеля, Аристотель – учитель Александра Македонского, Антисфен – учитель Диогена.

        Из нашей истории можно вспомнить Жуковского – учителя и наставника А.С. Пушкина. Именно он оценил божественный дар поэта в мальчике. А также именно он в качестве домашнего учителя занимался воспитанием юного Александра II, будущего царя-освободителя. Эти примеры доказывают, что правильно выстроенная образовательная система, преследующая триединую цель, не замедлит дать свои результаты при работе с одаренными детьми.

       Казалось бы, одаренный ребенок не должен испытывать трудностей, все ему должно даваться легко, а окружающие уважать и восхищаться им. Однако не всегда происходит так. Лета Холлингзуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными детьми.

  • Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  • Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  • Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
  • Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка.
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
  • Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
  • Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

          Факторы, которые оказывают негативное влияние на самооценку одаренного ребенка следующие:

· завышенные стандарты оценки своей деятельности и чувство неудовлетворенности, возникающее в случаях, когда достигнутые результаты оказываются ниже, чем ожидалось;

· чрезвычайно высокие личные стандарты, которые складываются под влиянием окружающих, критичное отношение к себе и мучительное ощущение своего несоответствия этим требованиям, страх не оправдать ожидания окружающих;

· повышенная чувствительность, неумение адекватно пережить малейшую неудачу;

· ответная реакция на неуспех в школьном обучении (известно, что высокая творческая и интеллектуальная одаренность может сочетаться с низкой успеваемостью в школе);

· объективные и субъективные сложности вхождения одаренного ребенка в детский коллектив (эффект ''белой вороны''), феномены ''социального'' и ''эмоционального дисбаланса'' (при которых высокий уровень интеллектуального и творческого развития не соответствует развитию коммуникативных и эмоциональных процессов);

Данные факторы не только способствуют возникновению заниженной самооценки, но и, как следствие, тормозят развитие заложенных в ребенке способностей.

       При работе с одаренными детьми очень важно помнить следующие правила:

- Учитель - не источник знаний на уроке,  а организатор урока и помощник ребят;

- Не надо ничему учить ребенка напрямую, а надо сделать так, чтобы ему самому было интересно узнать и научиться;

- Необходимо помогать  и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи;

- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все. Только не нужно одаренного ребенка всегда воспринимать как оппонента, а тем более навязывать ему эту роль. Это стимулирует враждебность к классу, к ребенку, к учителю;

- Не бояться «трудных» вопросов. Одаренные дети очень любят задавать вопросы, ставящие в тупик. Выходить из сложных ситуаций не криком и наказаниями. Главное ваше оружие – юмор.

- Обязательно применять технологию сотрудничества. На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Возможно, одаренный ребенок поможет «зажечь» новую «звездочку».

Формы работы с одаренными детьми

- Использование тестов, выявляющих общие и доминирующие способности, творчество детей;

- Совместная работа по выявлению высоких способностей по результатам краевых, городских олимпиад, соревнований, конкурсов, выставок;

- Оказание помощи советом, рекомендациями; 

- Отслеживание результатов.

- Занятия по индивидуальному расписанию. Ребенок должен иметь возможность заниматься математикой, родным или иностранным языком и т.д. не со своими сверстниками, а с теми детьми, с кем он находится на одном уровне знаний и умений.

- Малые размеры учебных групп. Только в этом случае можно достичь подлинно индивидуального подхода и обеспечить индивидуальное расписание ученикам.

На своих уроках я обращаю внимание обучающихся на то, что в русском языке, к сожалению, встречаются  совершенно нелогичные исключения из правил: ПОЛЛИТРОВКА,  ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ, слова их, им, которые  полностью являются окончанием. А корня нет. С первого класса дети усваивают, что слов без корня нет. А, выходит, есть.

Также мы знаем и учим тому, что слова не могут образовываться при помощи окончаний. Верно, но и из этого правила есть одно исключение – слово супруга, образованное от слова супруг при помощи окончания. «Почему так происходит, - спрашивают одаренные дети – действительно, только одно слово? А, может быть, есть еще?»

Почему в слове рассориться вместо трех букв «с» пишутся две? Ведь оно образовано от слова ссориться при помощи приставки рас-, следовательно, букв должно быть три, а пишутся две?

На каком основании слово побирушка является исключением из правила правописания чередующихся корней -бер-/-бир-?

       Вот такие, мягко говоря, несуразицы вызывают интерес у одаренных детей. Предоставьте им поле для деятельности, для исследования, ведь  задача педагога – заинтересовать, заинтриговать, увлечь, спорить, искать ответы вместе с ними. Одаренный ребенок может стать для вас не просто незаменимым помощником, но и коллегой.

        Если в медицине основное правило «Не навреди!», то при работе с одаренными детьми главный принцип – «Не прогляди!». Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.

 «Одаренные дети, как хрупкие цветы, требуют бережного отношения к себе, понимания и свободы творчества», - писала  Г. Я. Кудрина. Трудно не согласиться.

Список использованной литературы

  • . Одаренные дети: пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.
  • . Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр ''Академия'', 1996.

Бенефис молодого учителя

От кого:

АНДРЕЙ ЧУХРАЙ 

Кому:

metodkab06

Вчера, 6:003 файла




С уважением,
АНДРЕЙ ЧУХРАЙ
chuhray888@mail.ru

Все файлы проверены, вирусов нет

3 файлаСкачать одним архивом (06-02-2014_06-00-11.zip)Сохранить в Облако 

заявка Бенефис молодого учителя.docx 

21 КБПосмотретьСкачатьВ Облако 

методическая разработка.docx 

165 КБПосмотретьСкачатьВ Облако 

приложение 1.ppt 

10.47 МБПосмотретьСкачатьВ Облако 

К письму прикреплены ссылки на файлы: 1

приложение 2.mp4 

25.86 МБ Скачать (ссылка доступна до Вск, 9 Мар 2014 20:23)

ОтветитьОтветить всемПереслать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"

«Одаренному ребенку---одаренный педагог».     Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка  ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва.   Эпиграфом своего педа...

Одаренность. Одаренный ребенок-кто он?

Презентация к выступлению на МО "Работа с одаренными детьми в УДОД"...

«Одаренному ребенку – одаренный педагог».

Презентация использовалась на заседании ШМО по вопросу работы с одаренными детьми...

Международный фестиваль педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"

Инновационные технологии работы с одаренными обучающимися и перспективы решения проблем одаренности....

КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (рекомендована в работе с одаренными детьми)

Большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития за...

Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности"

В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы...