Диагностика в работе социального педагога
тест (7 класс) по теме

Никитенко Ольга Викторовна

 

1.МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

2.МЕТОДИКА «СИТУАЦИЯ ВЫБОРА» (разработана профессором Л.В. Байбородовой) 

3.МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)

4.Методики из «практикума по исследованию и диагностике толерантности личности» Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

5.Тест для выявления компьютерной зависимости Официальный источник материала: книга "КАК СПРАВИТЬСЯ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ", С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова.

6.Тест «Стремление к новым играм»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_v_rabote_sotsialnogo_pedagoga.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика в работе социального педагога

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Цель: определить представления школьника о его взаимодействии с педагогом, выявить существующие проблемы в межличностном взаимодействии педагога с детьми.

Ход проведения. Школьникам предлагается ряд суждений о взаимоотношениях с педагогом. Свое согласие с данным суждением ученик фиксирует знаком «+», а несогласие — знаком «-».

1. Педагог умеет точно предсказать результаты моей работы

2. Мне трудно ладить с педагогом

3. Педагог — справедливый человек

4. Педагог умело помогает мне преодолевать трудности

5. Педагогу явно не хватает чуткости

6. мнение педагога для меня является важным

7. Педагог тщательно планирует воспитательную работу с нами

8. Я вполне доволен педагогом

9. Педагог недостаточно требователен ко мне

10. Педагог всегда может дать разумный совет

11. Я полностью доверяю педагогу

12. Оценка педагога очень важна для меня

13. Педагог в основном работает по шаблону

14. Работать с педагогом — одно удовольствие

15. Педагог уделяет мне мало внимания

16. Педагог не учитывает моих индивидуальных особенностей

17. Педагог плохо чувствует мое настроение

18. Педагог всегда выслушивает мое мнение

19. У меня нет сомнений в правильности методов и средств, которые применяет педагог

20. Я не стану делиться своими мыслями с педагогом

21. Педагог постоянно указывает мне на мои ошибки

22. Педагог хорошо знает мои слабые и сильные стороны

23. Я хотел бы стать похожим на педагога

24. У нас с педагогом сложились деловые отношения

Обработка результатов.

В предложенном тексте проставлены знаки для идеального состояния взаимодействия педагога и ученика. Совпадение реального и идеального знаков фиксируется одним баллом, затем подсчитывается число совпадений по каждому компоненту. Когнитивный компонент включает фразы 1, 4, 7, 10—13, 16, 19, 22; эмоциональный — 2, 5, 8, 11, 14—17,20; поведенческо-волевой — 3, 6, 9, 12—15, 18—21, 24.

Подсчитывается среднее арифметическое по каждому из компонентов: число совпадений идеальных и реальных знаков делится на общее число фраз, относящихся к проявлению данного компонента. Чем ближе среднее арифметическое приближается к значению «1», тем выше уровень развития компонента. Предложенный опрос несколько сложен для обработки, но дает относительно целостную и всестороннюю информацию о взаимодействии педагога с каждым учеником.

МЕТОДИКА «СИТУАЦИЯ ВЫБОРА» (разработана профессором Л.В. Байбородовой)

Цель: выяснить направленность личности учащихся.

Ход проведения. В классе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня следующих занятий:

 разработка программы вечера;

 изготовление подарков для детей детского дома;

 подготовка сюрприза для учащихся младших классов;

 овладение навыками самообороны;

 изготовление украшений для вечернего платья и т.д.

При следующем проведении часа творчества ученикам рекомендуется выбрать одно из предлагаемого перечня занятий в соответствии с его главным назначением:

 проявить свои таланты;

 сделать приятный сюрприз, для друзей;

 весело провести время;

 оказать помощь детскому дому или его воспитанникам,

 приобрести умение устанавливать контакт с людьми и т.д.

Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора учащимся, зависит от реальной ситуации в классе и образовательном учреждении, от тех дел, к которым учащиеся готовятся в данный момент.

Обработка полученных данных. Сопоставление результатов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их повеления и деятельности, направленность их личности.

Выявляемые мотивы можно разделить на три группы:

а)преобладание общественных мотивов,

б)преобладание личностных мотивов;

в)преобладание престижных мотивов.

При изучении направленности личности учащихся мож¬но определить устремленность: 1) на себя; 2) на других людей; 3) неопределенную направленность.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы

1.Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3.Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4.Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6.Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7.Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14.Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15.Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16.Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мне¬ние или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17.Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19.Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20.Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Лист ответов 1        6        11        16

2        7        12        17

3        8        13        18

4        9        14        19

5        10        15        20

Обработка полученных результатов.

Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20.

По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

 низкий уровень — 0,1— 0,45;

 ниже среднего — 0,46—0,55;

 средний уровень — 0,56—0,65;

 выше среднего — 0,66—0,75;

 высокий уровень — 0,76—1

Методики из

«практикума по исследованию и диагностике толерантности личности»

2.1. Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

 (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

 

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег   отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

2

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

3

Если друг предал, надо отомстить ему

4

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

5

В споре может быть правильной только одна точка зрения

6

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

7

        

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

8

        

С неопрятными людьми неприятно общаться

9

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

10

        

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

11

        

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

12

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

13

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

14

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

15

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

16

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

17

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

18

        

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

19

        

Беспорядок меня очень раздражает

20

Любые религиозные течения имеют право на существование

21

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

22

        

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или  безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Тест для выявления компьютерной зависимости

Официальный источник материала: книга "КАК СПРАВИТЬСЯ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ", С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова.

 

Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета

Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр предлагается серия вопросов-утверждений, опрашиваемые должны ответить, верно или нет утверждение.

1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры?

2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?

3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?

4. У вас есть боли в запястьях?

5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)?

6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?

7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?

8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?

9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми? Вы регулярно загружаете порнографические материалы из Интернета?

10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?

11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?

12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?

13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?

14. В последнее время у вас было сильное желание играть?

15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?

16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?

Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25 % и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.

 

Тест «Стремление к новым играм»

Предлагается на ряд вопросов ответить «да», «иногда», «нет».

1. Можете ли вы завершить работу, если она вам не интересна?

2. Преодолеваете ли вы внутреннее сопротивление, если требуется предпринять что-то неприятное?

3. Оказываясь в конфликтной ситуации, способны ли вы оценить ситуацию объективно?

4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?

5. Можете ли вы утром встать пораньше, если в этом нет особой необходимости?

6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Сможете ли вы не изменить своих намерений, даже если они вызывают страх?

9. Будете ли вы принимать неприятные лекарства, если вам рекомендует врач?

10. Сдержите ли вы данное обещание, если выполнение принесет много хлопот?

11. Сразу ли вы соглашаетесь на командировку в незнакомый город?

12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?

13. Относитесь ли вы неодобрительно к должникам?

14. Сможет ли интересная телепередача заставить вас отложить работу?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не были обращенные к вам слова?

Интерпретация результата теста

1. Если на все вопросы ответили «да»: сильная воля, устойчивый характер, твердость убеждений, но это крайность, которая может отрицательно влиять на окружающих и самого отвечающего.

2. Если среди ответов преобладают ответы «да»: склонность к переменам, устойчивость силы воли максимальная.

3. Наиболее подвержены переменам, стремлению ко всему новому ответившие на все вопросы «нет» или в большинстве «нет».

4. Золотая середина — преобладание ответов «иногда».

Каждому, кто интересуется новыми играми, рекомендуется определить свой истинный, «психологический» возраст: «Может, пора вырасти? Выйти из детства?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).

в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...

Описание опыта работы Социального педагога, эссе "Один день социального педагога", визитная карточка

Здесь вы найдёте пример описания опыта работы Социального педагога, эссе на тему "Один день социального педагога", визитную карточку в стихотворной форме....

Организация работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Работа клуба «Подросток»

Формы и методы работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Организация работы школьного клуба "Подросток"...