Девиантное поведение
материал по теме

Остапчук Екатерина Андреевна

В традиционных, так называемых примитивных, культурах на смерть смотрели двойственно. Для человека смерть могла быть плохой или хорошей. Плохая смерть обычно связывалась с самоубийств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odna_iz_form_deviantnoe_povedenie.docx52.99 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Самоубийство: трагедия личности и общества

Исполнитель:

Остапчук Екатерина Андреевна          

Игрим, 2014

Содержание:

  1. Суицидальное поведение в исторической ретроспективе;
  2. Основные понятия и виды суицидального поведения;
  3. Факторы и мотивы, влияющие на суицидальное поведение;
  4. Особенности проявлений суицидального поведения в детском и подростковом возрасте;
  5. Мотивы, по которым лица с суицидальными тенденциями могут удержаться от совершения самоубийства (антисуицидальные факторы);
  6. Общие рекомендации по профилактике суицида;

Введение

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. В большинстве стран мира самоубийства находятся среди первых десяти причин преждевременной смерти. В мире по данным Всемирной Организации Здравоохранения (Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001), нанесение себе травм, включая самоубийства, привели в 2000 г. к 814 000 смертельных исходов, из них около 20% пришлось на подростковый и юношеский возраст (для сравнения, в автокатастрофах гибнет ежегодно около 840 тысяч человек). Мировой уровень завершенных суицидов составил 16 случаев на 100 тысяч населения в год. 

Особую тревогу в последние десятилетия вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. Ежедневно более 1000 молодых людей пытаются совершить суицид. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15—24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2—3-м месте (Holinger etal., 1981).  В России за последнее десятилетие частота суицидов среди подростков также выросла в три раза (цит. по Г.В. По данным С.В. Зиновьева (2002) из-за нерешенных социальных проблем каждый год кончают жизнь самоубийством 15% выпускников детских домов г. Санкт-Петербурга.

Число детей и младших подростков до 15 лет, которые ежегодно погибали от суицида, увеличилось от 40 в 1950 году до 300 в 1985 году.

По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, а также Российского статистического агентства, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. Только за 1998 год в России от неестественных причин ушли из жизни 20,6 тыс. детей и подростков, а за последние 5 лет их число составило около 112 тыс.

Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждений, школах, детских дошкольных интернатах. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается, прежде всего, на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам переживания стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе. От так называемых «трудных» детей и подростков школы стараются избавиться. Опрос детей, выбывших из 5-9-х классов средней школы, проведенный Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, показал, что 43% опрошенных детей связывают свой уход из школы с конфликтами с учителями, 38% ответили, что их из школы выгнали.

Приведенные выше статистические данные свидетельствуют об актуальности данной проблемы для Российской Федерации. Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра к сожалению не являться исключением, также сталкиваться с проблемой суицидального поведения среди детей и подростков.


1. Суицидальное поведение в исторической ретроспективе.

В традиционных, так называемых примитивных, культурах на смерть смотрели двойственно. Для человека смерть могла быть плохой или хорошей. Плохая смерть обычно связывалась с самоубийством.

Исторически  первыми формами самоубийств, скорее всего, были так называемые «ритуальные самоубийства». Это установили археологи, изучавшие гробницы древних царей Шумера и Аккада (III тысячелетие до н. э., территория современного Ирака). В последний путь властителя сопровождали воины его личной охраны, принимавшие смертельный яд и навеки застывавшие у врат вечности.

У древних кельтов, населявших во II-I тысячелетии до н.э.  значительную часть современной Западной и Центральной Европы, доживание до немощной старости считалось позором для воина. Одряхлевшие кельтские воины бросались в пропасть со скал.

В греческой культуре относилась к самоубийствам неоднозначно. В понимании пифагорейцев суицид считался мятежом против установленной богами почти математической дисциплины окружающего мира. Аристотель рассматривал самоубийство как проявление трусости и малодушия. Эпикур и его ученики рассматривали суицид возможным и даже желательным. Стоики утверждали, что, если обстоятельства делают жизнь невыносимой или наступает пресыщение, следует добровольно расстаться с ней. Платон и Сократ занимали промежуточную позицию.

В императорском Риме суицид не считался большим злом. Немалую роль в широкой распространенности самоубийств в Римской империи сыграл обычай, согласно которому провинившиеся должностные лица своей добровольной смертью как бы  «искупали вину», и судебное преследование уже не грозило их семьям (П. Булацель, 1900).

Иудаизм рассматривал жизнь как непреходящую ценность и к самоубийству относился отрицательно.

В японской культуре суицид носит ритуальный характер и окружен ореолом святости. Это определяется религиозными традициями синтоизма и национальными обычаями, регламентировавшими ситуации, в которых суициду нет альтернативы.

В исламе самоубийство было тяжелейшим из грехов и решительно запрещалось Кораном. Тем не менее, идеологические установки вполне поощряли героические самоубийства во имя отечества и Аллаха.

В Древней Индии к самоубийству относились двояко: с пониманием, если оно было связано с «освобождением» и «жертвоприношением», и с осуждением, если оно носило бытовой характер. В древней Индии жесткий обычай предписывал женщинам высших каст бросаться в погребальный костер своего мужа. Это ритуальное самоубийство получило название «САТИ»…

Буддизм категорически отвергает самоубийство. Правда, в отдельных случаях сторонники хинаяны допускали ритуальные убийства.

В христианстве четкое отношение к самоубийствам сформировалась не сразу, а лишь в IV в. Самоубийство всеми христианскими конфессиями рассматривается как тяжкий грех, вызов Божественному правосудию. Самоубийц запрещалось хоронить в освященной кладбищенской земле, их родственники подвергались всеобщему моральному осуждению.

В современной социальной концепции Русской Православной Церкви (2000 г.) отношение к самоубийству остается осуждающим. Особо подчеркивается, что «вину самоубийцы разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия».

        Основные концепции, объясняющие суицидальное поведение.

На протяжении человеческой истории проблему самоубийства исследовали вначале в аспекте «технологии», т.е. средств и методов самоубийства, позже - с философских и нравственных позиций, затем, с середины прошлого столетия, к выяснению привлекались знания из области психиатрии, психологии, юриспруденции и социологии. Это позволяет сегодня рассматривать феномен самоубийства с междисциплинарных позиций.

Э. Дюркгейм в фундаментальном исследовании «Самоубийство» (1897) утверждал, что самоубийство, которое долгое время считалось чисто личностным феноменом, следует объяснять, учитывая внешние обстоятельства, прежде всего социальные особенности общества.

3. Фрейд в своей работе «Печаль и меланхолия» (1910) анализировал суицид на основе представлений о существовании в человеке двух основных влечений: Эроса - инстинкта жизни и Танатоса - инстинкта смерти. Время человеческой жизни является полем битвы между ними.

А. Адлер полагал, что человек испытывает чувство неполноценности, в течение всей жизни находится в поиске преодоления комплекса неполноценности. Однако этот поиск может натолкнуться на значительные препятствия, что приводит к кризисной ситуации, в которой он исследовал глубинные мотивы суицидов и выделил три составные части суицидального поведения: желание убить, желание быть убитым, желание умереть.

К. Хорни полагала, что при нарушении взаимоотношений между людьми возникает невротический конфликт, порожденный базисной тревогой. В невротической ситуации человек чувствует одиночество, беспомощность, зависимость и враждебность, и это может стать основой суицидального поведения.

2. Понятия, формы и виды суицидального поведения(сл №3):

  • Самоубийство (суицид) – это осознанное лишение человеком себя жизни.
  • Суицидальное поведение — понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления (парасуициды).
  • Суицидальные тенденции — более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству.
  • Суицидальная попытка обозначает попытку нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не закончившуюся летальным исходом.
  • Абортивная суицидальная попытка - индивид близок к тому, чтобы совершить суицид, но изменяет свои намерения непосредственно перед совершением суицидального акта.
  • Завершенный суицид  - смерть от нанесенных самому себе повреждений.

Виды суицидального поведения

  • Демонстративно-шантажное суицидальное поведение предполагает своей целью не лишение себя жизни, а демонстрацию субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих.
  • Самоповреждающее (парасуицидальное) поведение характеризуется нанесением самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения.
  • Истинное суицидальное поведение характеризуется последовательной реализацией обдуманного плана лишения себя жизни.

3. Факторы и мотивы, влияющие на суицидальное поведение

Факторов внутренней и внешней среды, повышающих вероятность суицидального поведения, достаточно много. С определенной долей условности известные к настоящему времени факторы суицидального риска можно разделить на: 1) социально-демографические, 2) природные, 3) медицинские и 4) индивидуально-психологические. 

1). К социально-демографическим факторам относят: пол, возраст, место жительства; семейные факторы: ранние утраты, развод, хроническая конфликтно-деструктивная атмосфера в семье, семейная история суицидов; общественно-профессиональное положение, образование; социально-экономические ситуация.

2). Природные факторы: время года, дни недели, время суток, изменения в атмосфере и т.д.

3).Медицинские факторы суицидального риска: острые и хронические соматические   заболевания,   прогрессирующие   болезни   (рак,   рассеянный склероз высокий риск суицида имеется у больных СПИДом (по данным Е.С. Белозерова, Е.И.Змушко (2003), риск самоубийства возрастает в 7 раз), органические и психические патологии, алкоголизм и наркомания, эмоциональные расстройства, депрессии.

4). Индивидуально-психологические факторы суицидального риска: предшествующая попытка суицида, дисгармоничность личности, морально-этические нормы личности, психологическая неустойчивость (гнев, обида, раздражение и др.), неспособность к рациональному разрешению конфликтов, резкие изменения жизненного стереотипа, привычного уклада жизни, отрыв от прежних традиционных культурных ценностей.

Исследователи, указывая, что уровень суицидального поведения выше в определенных семьях, предполагают, что генетические и социальные факторы играют определенную роль в повышенном риске суицида. Среди одной общины баптистов в Пенсильвании, почти три четвертых всех суицидов, которые произошли за 100 лет, случились только в четырех семьях. Если один из близнецов совершил попытку суицида, то у второго риск самоубийства резко повышается. Этот факт также указывает на генетическое влияние при повышенном риске суицида.

Большинство суицидологов выделяют следующие поведенческие индикаторы суицидального риска (цит. по Г.В. Старшенбауму, 2005) 

  • злоупотребление психоактивными веществами; (прежде всего алкоголем)
  • реакции ухода (эскейп-реакции) (уход из дома и т. п.);
  • самоизоляция от других людей и жизни;
  • резкое снижение повседневной активности;
  • изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
  • предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
  • частое прослушивание траурной или печальной музыки;
  • «приведение дел в порядок» (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам, дарение ценных личных вещей «на память»).

Чрезвычайно важным фактором, к сожалению, относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Так в ответ на сообщения в СМИ к 1999 году о самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернешнл», несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.

МОТИВАЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

(В. А. Тихоненко):

Суицидальные реакции по типу «призыва» («крик о помощи»). К данной группе относят случаи, когда индивид совершает суицидальную попытку, руководствуясь целью привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку.

Суицидальные реакции по типу «протеста». К этой группе относят случаи, когда человек, испытывая возникшие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды, совершает самоповреждающие действия с тем, чтобы выразить свой протест против происходящего.

Суицидальные реакции по типу «избегания». К данной группе относят случаи, когда человек, находясь в какой-либо трудной, психотравмирующей жизненной ситуации (СМЕРТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛ, РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ И Т.        Д.), совершает акт суицида под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положения (избегание ситуации).

Суицидальные реакции по типу «самонаказания». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе.

Суицидальные реакции по типу «отказа». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид, руководствуясь стремлением умереть, прекратить свое существование. Обычно эти случаи связаны с потерей смысла существования.

А. Е. Личко (1974) к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит:

  • потерю любимого человека;
  • состояние переутомления;
  • уязвленное чувство собственного достоинства;
  • разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя,  гипногенных психотропных средств и наркотиков;
  • отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
  • различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Д. Д. Федотов и соавт. (1978) отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем.

                Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе

Давний миф о том, что «говорящие о самоубийстве никогда не совершают его», как доказала практика, является не только ложным, но и опасным. Напротив, многие кончающие с собой люди говорят об этом, раскрывая свои будущие намерения. Вначале угроза является бессознательным или полуосознанным призывом о помощи и вмешательстве. Если не находится никого действительно заинтересованного помочь, то позднее человек может наметить время и выбрать способ самоубийства.

Некоторые суициденты ясно и прямо говорят о своих намерениях: «Я не могу этого выдержать. Я не хочу больше жить. Я хочу покончить с собой». Часто высказывания являются скрытыми и замаскированными: «Вы не должны беспокоиться обо мне. Я не хочу создавать вам проблемы», «Я хочу уснуть и никогда не проснуться», «Скоро, очень скоро, эта боль будет уже позади», «Они очень пожалеют, когда я их покину», «Мне бы хотелось знать, где отец прячет ружье». Принимают ли эти опасные высказывания форму открытых заявлений или искусных намеков — в любом случае они не должны игнорироваться.

Иногда индикаторы суицида могут быть невербальными. Приготовление к самоубийству зависит от особенностей личности и внешних обстоятельств. Оно состоит в том, что называется «приведением дел в порядок». Для одного человека это означает оформление завещания или пересмотр ценных бумаг. Для другого — длинные запоздалые письма или улаживание конфликтов с родными и близкими. Подросток принимается сентиментально раздаривать ценные личные вещи или расстается с предметами увлечений. Завершающие приготовления могут делаться достаточно быстро, после чего мгновенно следует суицид. Решение покончить с собой редко бывает мгновенным. Как правило, в предшествующие самоубийству человека дни и часы можно догадаться о том, что с ним происходит, имеются предупредительные признаки.

Самые убедительные и тревожные признаки выражаются в словесной форме: «Я так больше не могу», «Мне теперь всё равно» или даже «Я думаю о том, чтобы покончить со всем этим». Такие замечания следует всегда принимать всерьёз.

4. Особенности проявлений суицидального

поведения в детском и подростковом возрасте.

А. Е. Личко (1983) показал, что суицидальное поведение в подростковом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе - шантажа. Лишь у 10% подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90% - это крик о помощи.

На условность границ между суицидами, покушениями и суицидальными попытками у подростков указывают и другие авторы (Lange, Picker, 1980). Е. Шир (1984) отмечает, что большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, будучи микросоциально обусловленными (отношения в семье, в школе и т. п.), направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о «покушении на самоубийство», а лишь о применении «суицидальной техники» для достижения той или иной первичной (несуицидальной) цели. Иногда суицидальное поведение у подростков определяется стремлением к временному «выключению» из ситуации (Feuerlein, 1971). И в том и в другом случаях, несмотря на отсутствие суицидальных намерений, потенциальная опасность таких действий достаточно высока.

А. Г. Амбрумова, Е. М. Вроно (1985), исследуя личностные особенности подростков с суицидальным поведением, показали, что для большинства из них характерна импульсивность, проявляющаяся в неспособности подростка сколько-нибудь продолжительное время обдумывать принятые решения, предусмотреть последствия совершаемого поступка и смоделировать свое поведение таким образом, чтобы не пострадали самолюбие и собственные интересы. Всем подросткам-суицидентам, по данным авторов, была свойственна  эмоциональная неустойчивость, чем и объяснилось большое количество конфликтных ситуаций, нередко заканчивавшихся суицидальными действиями. Изменение настроения у таких подростков обычно зависело от мимолетных и незначительных впечатлений, а в конфликтной ситуации у них легко возникало состояние растерянности с элементами тревоги, вегетативными нарушениями (тахикардия, гипергидроз, яркая игра вазомоторов лица, сухость во рту и т. п.). Большинство подростков, совершивших суицидальные действия, отличались повышенной внушаемостью, которая проявлялась в выраженной способности к сопереживанию и сочувствию, переносу встречающихся в литературе и кино коллизий на себя, быстром «вживании» в образ, в возможности испытывать в этих несуществующих ситуациях истинные эмоциональные потрясения, а также в некоторой несамостоятельности мышления, зависимости от мнения окружающих, стремлении строить свое поведение по образу и подобию героев книг, кинофильмов и т. п.

Возрастные аспекты проблемы саморазрушающего поведения

А.Е. Личко и Ю.В. Попов (1990) выделял четыре типа саморазрушающего поведения у подростков:

К первому типу относятся: суицидные попытки и действия; стремление к рискованным видам спорта; участие в опасных авантюрах, драках, преступлениях; выбор опасных профессий. В большинстве случаев основной мотивацией этого типа является самоутверждение, намерение преодолеть максимальные трудности и выйти из них победителем. Суицидальные действия у подростков чаще бывают демонстративными и являются реакцией на непризнание своей особой исключительности.

Второй тип саморазрушающего поведения заключается в нанесении себе физического вреда и непосредственной угрозы жизни не представляет. Диапазон – от самоповреждений до нездорового образа жизни. В подростковом возрасте наиболее актуально аддиктивное поведение (ранняя алкоголизация, злоупотребление наркотиками и другими дурманящими веществами до развития психической и физической зависимости).

Третий тип – поведение, наносящее ущерб нравственному, духовному развитию – это делинквентность и сексуальная распущенность. Непосредственной угрозы для жизни это не представляет. Вместе с тем, делинквентность чаще связана с агрессией во вне, а не с аутоагрессией. Частая причина делинквентности – множество плохих поведенческих моделей, которые видит подросток. 

Четвертый тип – нанесение ущерба будущему социальному статусу. Может вытекать из третьего типа или быть самостоятельным.

Механизм формирования импульсного действия ведущего к реакции самоповреждения  (автор схемы Зотов М.В.) (что ведет к формированию условного рефлекса).

Рисунок №1

(Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте М: ЦСССР, 1978.)

5. Мотивы, по которым лица с суицидальными тенденциями могут удержаться от совершения самоубийства (антисуицидальные факторы)

        Ю.Р. Вагин (2003) выделяет девять основных «противосуицидальных защитных мотивационных комплексов»:

1. Страх смерти, как один из основных факторов, блокирующих суицидальную активность.

2. Религиозные мотивы могут быть существенным фактором не только у религиозных людей, т.к. самоубийство как грех воспринимают и лица, отрицающие у себя какие-либо религиозные убеждения.

3. Этические мотивы, которые отражают внутреннюю психологическую неприемлемость самоубийства из-за нежелания делать больно родным и близким. Данный фактор приобретает особую значимость в зрелом возрасте.

4. Моральные мотивы отражают представление о самоубийстве как о слабости и трусости, «позорном бегстве», а также нежелание оставить о себе «плохую память».

5. Эстетические мотивы отражают восприятие самоубийства как некрасивого, способность человека представить свое тело после самоубийства, невозможность воспользоваться тем или иным способом самоубийства по эстетическим соображениям. Как показали исследования Л.З. Трегубова и Ю.Р. Вагина (1993) эстетические аспекты суицида имеют большое значение и психически здоровых людей определяют, что 1) при прочих равных условиях человек стремится выбрать тот способ самоубийства, который наиболее соответствует его понятиям о чести и красоте, приемлемости способа самоубийства в данной социальной среде; 2) при прочих равных условиях человек выбирает способ, ведущий к наименьшему обезображиванию тела; 3) человек всегда считается с тем, какие эстетические переживания вызовет вид его тела у окружающих.

6. Нарциссические мотивы отражают любовь и жалость к себе, нежелание умереть, не закончив все дела, представление о том, что многое еще можно в жизни сделать и пережить. На фоне тенденции к саморазрушению практически всегда имеется призыв о помощи.

7. Мотивы когнитивной надежды отражают уверенность в том, что что-то можно сделать, что даже если сам не видишь выхода, то его знает кто-то другой. С этой антисуицидаьной мотивацией связано прямое или косвенное информирование окружающих о предстоящем акте самоубийства.

8. Мотивы временной инфляции отражают желание выждать какое-то время перед актом самоубийства.

9. Мотивы финальной неопределенности отражают неуверенность в возможности до конца себя убить, опасение, что если выживешь, то на всю жизнь останешься инвалидом и т.д.

        Следует учитывать, что все эти факторы формируются годами, если не десятилетиями, поэтому в детском и подростковом возрасте антисуицидальный барьер еще не сформирован.

6. Общие рекомендации по профилактике суицида

Главный смысл превентивных мер состоит в том, чтобы убедить общество, что суицидальное поведение преходяще и доступно разрешению. Интервенция представляет собой процесс вмешательства в текущий суицид для предотвращения акта саморазрушения и оказания эмоциональной поддержки отчаявшемуся человеку. Главная задача интервенции - удержать человека в живых.

Превентивной мерой является ограничение доступа предполагаемых суицидентов к средствам, с помощью которых можно легко убить себя. Такие методы, как барьер, который не позволяет людям легко спрыгнуть с моста, а также ограничение доступа к огнестрельному оружию, доказали свою эффективность в снижении уровня суицидов в обществе. Такие методы позволяют создать препятствия на пути немедленного суицида, вследствие чего суицидальные мысли могут измениться и решимость совершить суицид исчезнет. Препятствия также позволяют в некоторых случаях случайному спасателю физически вмешаться и предотвратить суицид.

Комплексный медико-социальный подход к профилактике суицидального поведения в группе лиц подросткового возраста был предложен челябинскими исследователями (Мовчан В.Н. и др., 2000):

5. В осуществлении образовательных задач школы должен быть дифференцированный, гуманистический, индивидуальный подход. Случаи противоправных действий по отношению к детям должны быть своевременно проанализированы и отреагированы коллективом. Необходимо повысить роль воспитательной функции школы, с акцентированием внимания на внеклассные мероприятиях, с поиском новых форм организации свободного времени. (наша профилактика ориентированна на эту стратегию)

Рекомендации по профилактике суицида:

Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач родителей, воспитателей и школьных психологов. Вот

(Сл № 13)некоторые формы профилактики подростковой суицидности:

•        неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя;

 •        неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;

•        рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;

•        усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;

•        (Сл №14)формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни».

•        повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;

Для осуществления этого перечня необходимо:

-        повышение уровня психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей;

-        увеличение численности школьных психологов, владеющих знаниями возрастной патопсихологии и психотерапии;

Что можно сделать для того, чтобы помочь

1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.

Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.

2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей - всех возрастов, рас и социальных групп - совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, - ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

3. Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. В этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. 

Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от эмоциональнох расстройства, проявляющее себя такими переживаниями, как чувство угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины, самокритики, снижение интереса к внешней активности (депрессии) то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.

         У вас может появиться обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю вашу откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от вас требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

         5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь, таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

         Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.

         Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной? Kaк вы думаете, почему у вас появились эти чувства? Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, вы говорите...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

7. Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, вы так на самом деле не думаете». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги.

Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный человек может посчитать суждение типа: «Вы на самом деле так не думаете», - как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.

Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случилось за последнее время? Когда вы почувствовали себя хуже? Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.

Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, вы очень расстроены», — или: «По моему мнению, вы сейчас заплачете». Имеет смысл также сказать: «Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас».

Актуальная психотравмирующая ситуация может возникнуть из-за распада взаимоотношений с супругом или детьми. Человек может страдать от неразрешившегося горя или какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать во внимание все его чувства и беды.

         Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснение, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом. Это называется «оценкой средств, имеющихся для решения проблемы». Она включает выслушивание описания предыдущего опыта в аналогичной ситуации. Для инициирования можно задать вопрос: «Не было ли у вас раньше сходных переживаний?» Существует уникальная возможность совместно раскрыть способы, которыми человек справлялся с кризисом в прошлом. Они могут быть полезны для разрешения и настоящего конфликта.

Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для человека. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?

9. Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными людьми является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда».

Потерю надежд на достойное будущее отражают записки, оставленные самоубийцами. Саморазрушение происходит, если люди утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Кто-то по этому поводу остроумно заметил: «Мы смеемся над людьми, которые надеются, и отправляем в больницы тех, кто утратил надежду». Как бы то ни было, надежда должна исходить из реальности. Не имеет смысла говорить: «Не волнуйся, все будет хорошо», когда все хорошо быть не может. Надежда не может строиться на пустых утешениях. Надежда возникает не из оторванных от реальности фантазий, а из существующей способности желать и достигать. Умерший любимый человек не может возвратиться, как ни надейся и ни молись. Но его близкие могут открыть для себя новое понимание жизни. Надежды должны быть обоснованны: когда корабль разбивается о камни, есть различия между надеждой «доплыть до ближайшего берега или достичь противоположного берега океана». Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой-то альтернативы. «Как бы вы могли изменить ситуацию?», «Какому вмешательству извне вы могли бы противостоять?», «К кому вы могли бы обратиться за помощью?» Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Но им важно открыть, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций.

10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.

Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт — попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.

12. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности.

Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может оказаться священник. Уильям Джеймс считал суицид религиозным заболеванием, излечить которое может вера. Многие священнослужители являются превосходными консультантами — понимающими, чуткими и достойными доверия. Но есть среди них и такие, которые не подготовлены к кризисному вмешательству. Морализированием и поучающими банальностями они могут подтолкнуть прихожанина к большей изоляции и самообвинениям.

Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. В противоположность общепринятому мнению психиатрическая помощь не является роскошью богатых. В настоящее время существуют как частные, так и государственные учреждения, финансируемые из национальных или региональных фондов, которые предоставляют различные виды помощи за низкую цену. Благодаря своим знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.

13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то специалисты или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.

Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о лицах, совершивших суицидальные попытки. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неумехам и неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой — они столь «некомпетентны», что и этого не могут сделать качественно. Они испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.

Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни.

Кроме тех мероприятий которые мы предлагаем занятия по профилактике могут проводиться  через просмотр фильмов («Чучело» и др. подобных художественных фильмов,) с последующим обсуждением и т.д.

Еще один примечательный факт из истории. В начале XX века Россия находилась на последнем месте среди европейских стран по уровню самоубийств (около 3 случаев на 100 тыс. жителей).


Список используемой литературы:

  1. Ефремов В. С. Е92        Основы суицидологии. - СПб.: «Издательство «Диалект», 2004. - 480 с.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.
  3. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 2001.  
  4. Пурич-Пейакович Йу., Дуньич Душан Й. Самоубийство подростков: Пер. с сербск. — М.: Медицина, 2000. - 168 с.
  5. Психология суицида: Методические рекомендации. Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. 51 с.
  6. Степанов И. А. Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. http://centercep.ru/content/view/149/
  7. Письмо Минобразования России от 26.01.2000        №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»  http://www.websib.ru/education/psycho/letter7.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения

Работа с учащимися девиантного поведения....

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением

Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...