Жестокое обращение с детьми
презентация к уроку на тему

Майгурова Татьяна Михайловна

Насилие над детьми - сложная проблема, которая часто укореняется в предыдущих поколениях. Она охватывает проблемы самоуважения, близости, отчуждения, реальности в ожиданиях, в успехе, напряженности и другие проблемы. Эта сложность и глубина предполагает необходимость долгосрочного лечения семей, где дети подвергаются тем или иным формам злоупотребления. Специалисты, работающие в этой области, должны быть подготовлены к долгосрочным непрерывным терапевтическим отношениям с членами таких семей, иногда в течение нескольких лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhestokoe_obrashchenie_s_detmi.rar1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Жестокого обращения с ребенком в семье

Доклад социального педагога МОУ СОШ № 7

города Алексеевки Белгородской области

Майгуровой  Татьяны Михайловны

"Бросивший однажды - будет брошен.

Пусть не сразу, пусть гораздо позже.

Но поступок будет возвращен. Не простивший будет не прощен.

Обманувший будет сам обманут, никуда деяния не канут.

Бумерангом будущее бьет - всё твоё тебе же отдает."(слайд 6)

Насилие над детьми - сложная проблема, которая часто укореняется в предыдущих поколениях. Она охватывает проблемы самоуважения, близости, отчуждения, реальности в ожиданиях, в успехе, напряженности и другие проблемы. Эта сложность и глубина предполагает необходимость долгосрочного лечения семей, где дети подвергаются тем или иным формам злоупотребления. Специалисты, работающие в этой области, должны быть подготовлены к долгосрочным непрерывным терапевтическим отношениям с членами таких семей, иногда в течение нескольких лет.

Под статьи Уголовного кодекса попадают действия с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья - убийства, телесные повреждения, истязания. (слайд 8)

Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э.

  • детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость;
  •  их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее;
  • детей продавали и покупали. (слайд 9)

Научными исследованиями установлено, что:

  • насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;
  • ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
  • для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
  • более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. (слайд 10)

Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Проникновение насилия в жизнь семьи ведет к деконструкции нравственных, гуманистических основ семейного воспитания, к росту детской беспризорности и беспризорничества, вовлечению несовершеннолетних в потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность. В такой обстановке совершенствование мер предупреждения и насилия в семье становится важнейшей задачей не только органов внутренних дел, но и всего общества. (слайд 11)

Насилие в семье может иметь различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, а именно:

  • пренебрежение;
  • психологическое жестокое обращение;
  • физическое насилие;
  • сексуальное насилие.

Есть несколько факторов, которые способствуют жестокому обращению с детьми и отсутствию родительской заботы о ребенке.

1. В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок - мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и так далее, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, иметь физические и умственные недостатки.

2. Критическая ситуация или стечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное для взрослого.

3. Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка.

4. Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.

Таким образом, дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности. Дети-инвалиды и отстающие в развитии дети, так же, как и дети с трудным поведением, составляют группу высокого риска подвергнуться жестокому обращению. Все это создает дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему. (слайд 12)

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ.

Пренебрежение  основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное  выполнение обязанностей  по  воспитанию ребенка. Чаще  всего  пренебрегают  основными  нуждами детей: родители алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве. (слайд 13)

Последствия пренебрежения:

Внешние проявления:

  • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
  • у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
  • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
  • нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки: 

  • отставание в весе и росте от сверстников;
  • педикулез, чесотка;  
  •  частые  "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
  • запущенный кариес;
  • отсутствие надлежащих прививок;
  • задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения: 

  • постоянный  голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
  • неумение играть;
  • постоянный поиск внимания/участия;
  • частые пропуски школьных занятий;  
  • крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен  или  подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
  • склонность к поджогам, жестокость к животным;  

мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр. (слайд 14)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ.

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое  психическое  воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. (слайд 15)

К психологическому насилию относятся:

  • угрозы  в  адрес  ребенка;
  • оскорбление и унижение его достоинства;
  • открытое неприятие и постоянная критика;
  • предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная изоляция ребенка, лишение  его социальных контактов;
  • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.) (слайд 16)

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;  
  • неумение  общаться  со  сверстниками  (заискивающее  поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);  
  • ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение;
  • нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.). (слайд 17)

Группы риска по эмоциональному насилию:

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
  • дети раннего возраста;
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети из семей с деспотичным,  авторитарным,  контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;  
  • дети из семей,  где  внутрисемейное  насилие  является стилем жизни;
  • дети,  родители  (или  один  из  родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;    
  • дети,   в   семье   которых   много  социально-экономических  и психологических проблем. (Слайд 18)

Особенности поведения взрослых совершающих эмоциональное насилие:

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;  
  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
  • сравнивают с другими детьми не в его  пользу,  постоянно сверхкритично относятся к нему;  
  • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр. (слайд 19).

ПРИМЕР из личного опыта.

С школе обучается девочка, которую зовут  Наталья. Она проживает  в семье, состоящей на учете  в КДН и ЗП. В данной семье проживают двое детей, Наталья обучается в 3 классе, ее брат посещает ДОУ с родителями. Родители работают, мать постоянно, отец только последние пол года, семья состоит на учете чуть больше года. К детям относятся пренебрежительно, плохая обстановка в доме, нет ремонта, его не доделали, но стараются и каждый раз при посещении видно, что родители стараются, но с периодичностью, то есть все хорошо, а потом опять запои и естественно ничего в доме не делается. .

Внешние проявления:

  • утомленный сонный вид, бледное лицо;
  • одежда неряшливая;
  • нечистоплотность, .

Физические признаки:

  • отставание в весе и росте от сверстников;
  • частый педикулез;

Особенности поведения:

  •  частый  голод ;
  •  замкнута.

ПРОВЕДЕННАЯ РАБОТА:

  1. Посещение семьи на дому (каждый месяц).
  2. Индивидуальные беседы инспектора и администрации с родителями по теме.
  3. Создание условий для того, что бы отец устроился на работу.

ИЗМЕНЕНИЯ:

  1. Отец нашел работу.
  2. В доме ремонт сдвинулся с места.
  3. Наташа стала более спокойная.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ.

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое  психическое  воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. (слайд 15)

К психологическому насилию относятся:

  • угрозы  в  адрес  ребенка;
  • оскорбление и унижение его достоинства;
  • открытое неприятие и постоянная критика;
  • предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная изоляция ребенка, лишение  его социальных контактов;
  • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.) (слайд 16)

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;  
  • неумение  общаться  со  сверстниками  (заискивающее  поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);  
  • ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение;
  • нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.). (слайд 17)

Группы риска по эмоциональному насилию:

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
  • дети раннего возраста;
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети из семей с деспотичным,  авторитарным,  контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;  
  • дети из семей,  где  внутрисемейное  насилие  является стилем жизни;
  • дети,  родители  (или  один  из  родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;    
  • дети,   в   семье   которых   много  социально-экономических  и психологических проблем. (Слайд 18)

Особенности поведения взрослых совершающих эмоциональное насилие:

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;  
  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
  • сравнивают с другими детьми не в его  пользу,  постоянно сверхкритично относятся к нему;  
  • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр. (слайд 19).

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.

Сексуальное насилие над детьми исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми. По разным источникам в 75 - 90% случаев насильники хорошо знакомы жертвам; в 35 - 45% насильником является близкий родственник, а в 30 - 45%-дальний. (слайд 20)

Насилие происходит в семьях, где:

  • плохие   взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • мать ребенка чрезмерно занята на работе;
  • ребенок долгое время жил без родного отца;
  • вместо родного отца - отчим или сожитель матери;  
  • мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п. (слайд 21)

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического. Каждый год более 50 000 российских детей убегают из дома, спасаясь от побоев. 38% от общего количества убитых на почве семейно-бытовых отношений составляют неспособные защищаться дети, инвалиды, женщины (слайд 22)

Чаще всего это происходит  в тех семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат, частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических отклонений или заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

Физическое насилие проявляется так:

  • удары по лицу;
  • тряски, толчки;
  • затрещины,
  • удушения,
  • пинки;
  • заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
  • избиение ремнем, веревками;
  • нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом. (слайд 24)

Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне. (слайд 25)

Распознавание факта физического насилия над ребенком по характеру повреждений:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания  горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги  горячими  жидкостями  кистей  и  ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
  • повреждения и переломы костей, припухлость  и болезненность суставов;
  • выбитые  и  расшатанные  зубы,  разрывы  или  порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов. (слайд 26, 27, 28, 29)

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.

Младший школьный возраст:

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • боязнь идти домой после школы;

Подростковый возраст:

  • побеги из дома;
  • суицидальные попытки;
  • делинквентное поведение;
  • употребления алкоголя, наркотиков

ПРИМЕР из личного опыта

С семье, состоящей на учете в ПДН и ЗП проживает Александр, обучающийся 1 класса. Он посещает группу продленного для, но зачастую домой идти не хочет, если знает, что провинилс. Порвал тетрядь, что то потерял  или не выполнил уроки, так как закатил истерику и ничего делать не стал (у него бывают срывы.)

Вэтой семье :

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками;
  • нарушен эмоционально-психологический климат;
  • сам ребенок гиперактивен, неусидчив.

Физическое насилие проявляется так:

  • удары по голове (если ребенок не знает материал или  плохо себя ведет);
  • тряски, толчки;
  • затрещины,

Распознавание факта физического насилия над ребенком по характеру таких повреждений: синяков, ссадин, ран на ушных раковинах и  истерики.

Так же особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие говорить о физическом насилии:

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • боязнь идти домой после школы;
  • агрессивное и преступное поведение.

ПРОВЕДЕННАЯ РАБОТА:

  1. Посещение семьи на дому (каждый месяц).
  2. Вызов родителей в школу, по мере необходимости.
  3. Индивидуальные беседы инспектора и администрации с родителями по теме: «Жестокое обращение с детьми».
  4. Социально – педагогический консилиум с семьей по теме: «Отношения в семье».

ИЗМЕНЕНИЯ:

  1. Мать стала больше времени уделять ребенку.
  2. Родители ребенка стали водить в ледовый дворец кататься на коньках и вообще стараются больше времени проводить с ребенком.
  3. Ребенок стал более спокойным и домой идти не боится.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЖЕСТОКОГО ОТНОШЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

  • уход в религиозные секты;
  • объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
  • агрессивное, преступное поведение детей;
  • сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др. (слайд 31)

Защита детей государством.

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«;
  • Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«;
  • Группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, предусматривающий усиление гарантий прав детей на надлежащее духовно-нравственное воспитание, а также ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними. (слайд 32)

Дети – главный подарок  для мира,
С ними чудесней земная картина.
Всё понимают, берутся за всё
Лучшее с ними людское житьё
Частенько слабы, неумелы их руки,
Но некогда думать ребятам о скуке.
В движеньях, заботах их время проходит,
Удача к усердным с годами приходит.
В детские годы мечты расцветают,
Взрослые часто об этом не знают.
Надо детишкам права объяснить,
Многому надо их обучить.
Мир станет лучше на нашей планете,
Если счастливыми будут все дети!

Виктор Павлов (слайд 33 - 34)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

Жестокое обращение с детьми. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) (памятка для педагогов)

Памятка для педагогов. Признаки, позволяющие определить факты жестокого обращения с ребенком...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...