Главные вкладки

    Описание музея "Первогвардейцы-танкисты"
    статья на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Описывается школьный музей ГБОУ СОШ № 1987 "Первогвардейцы-танкисты"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Музей Боевой славы «Первогвардейцы – танкисты»

        Автор – В.В. Корпачёв, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1987, руководитель школьного музея «Первогвардейцы – танкисты»

       Музей Боевой славы «Первогвардейцы – танкисты» существует в нашей школе № 1987 с 2008 года.

       Музей «Первогвардейцы – танкисты» посвящён героическому боевому пути  Первого Гвардейского танкового полка имени маршала бронетанковых войск М.Е. Катукова во время Великой Отечественной войны и истории этой воинской части в послевоенное время. Наш музей создавался в рамках шефского сотрудничества школы с военнослужащими полка, дислоцированного в районе расположения Таманской гвардейской дивизии. Именно наши шефы – танкисты подали нам идею создать музей этой героической воинской части как венец многолетнего плодотворного содружества, сотрудничества школы и гвардейцев – танкистов. Это сотрудничество выражалось в регулярных встречах школьников с бойцами и ветеранами бригады, в классных часах и уроках мужества, проводившихся военнослужащими полка в нашей школе, в экскурсиях школьников в место дислокации  полка.    

        Первый гвардейский танковый полк находился в рядах Вооружённых сил СССР и России с 1941 по 2009 год, когда в связи с реформой Вооружённых сил он был расформирован, а его знамя сдано на вечное хранение. Таким образом, сегодня наши музей этой героической воинской части имеет и огромное мемориальное значение.

         История танковой части – это зримая, осязаемая история Российской, русской армии, история её героизма и мужества, доблести и самоотверженности русских, советских, российских воинов – танкистов, победителей самого страшного зла в истории человечества – немецкого нацизма. Служба танкиста – одна из самых тяжёлых, но и самых почётных в любой армии, тем более она была тяжка и важна во время Великой Отечественной войны. Танкисты всегда находились на острие главного удара (по выражению М.Е. Катукова), всегда были в авангарде наступления, на самых тяжёлых участках фронта. Танк и танкист – это легенда и героическая быль военного времени, героическая легенда фронта. Танк и танкист – это символы победы, символы русского оружия и русской доблести. Недаром танк стал основой множества памятников героям и сражениям эпохи Великой Отечественной войны.

           История советского танка и советского и российского танкиста есть история нашей армии, наших побед, героизма наших воинов, история побед России, побед русского оружия. И, конечно, ознакомление современного подрастающего поколения с этой историей необходимо в целях воспитания чувства и сознания патриотизма у современной российской молодёжи. Школьники должны «вживую» видеть, осязать, чувствовать, осознавать преемственность поколений, преемственность воинских традиций. Поэтому школьный музей «Первогвардейцы-танкисты» работает в тесной и неразрывной связи со школьным военно-патриотическим клубом «Патриот» ГБОУ СОШ № 1987, проводя совместно с ним музейные и иные мероприятия военно-патриотической  направленности.

           Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны также являются важнейшей составляющей частью работы музея «Первогвардейцы – танкисты». Живая связь поколений – вот в чём суть этой работы музея. Ветераны – наши деды и прадеды, именно они передают нам живое чувство истории, воспитывают у молодёжи непосредственное, живое чувство Родины, чувство родного дома, защита которого – дело долга и чести каждого гражданина России. Один из разделов нашего музея посвящён замечательному человеку, ветерану Великой Отечественной войны, капитану бронетанковых войск Владимиру Давыдовичу Клизе, героически сражавшемуся на фронте и всю свою жизнь отдавшему служению Отечеству. В.Д. Клизе постоянно посещал нашу школу, общался с ребятами, участвовал в Уроках мужества.

           Поисковая работа школьников на полях сражений также входит в сферу деятельности музея «Первогвардейцы – танкисты». Школьники, занимающиеся поиском и реставрацией реликвий, относящихся к эпохе Великой Отечественной войны, приобщаются к настоящей научной работе, имеющей в то же время реальное воспитательное значение. Именно поисковая, исследовательская работа школьников способствует их интеллектуальному и нравственному развитию, даёт им чувство причастности к живой истории своего Отечества, чувство уважения к героям, отстоявшим свободу и независимость России, спасшим их жизни, подарившим жизни будущим поколениям.    

        Музей «Первогвардейцы – танкисты» включает в себя следующие разделы:

          1) Боевой путь Первого гвардейского танкового полка во время Великой Отечественной  войны;

         2) Жизненный путь  маршала бронетанковых войск М.Е. Катукова;

         3) Герои Советского Союза – бойцы Первого гвардейского танкового полка;

         4) История Первого гвардейского танкового полка в 1946 – 2009 годах;

         5) Ветераны – танкисты.

        Несколько слов я хочу сказать об экспозиции музея, включающей в себя более 200 экспонатов. В музее представлено большое количество экспонатов, рассказывающих о боевом пути Первого гвардейского танкового полка во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

         Представлена полевая, повседневная и парадная форма солдат и офицеров полка: повседневная зимняя форма полковника танковых войск, парадная зимняя форма старшего лейтенанта танковых войск Советской Армии с золочёным ремнём и золочёными аксельбантами, парадная летняя форма сержанта-танкиста Советской Армии (со знаками классности).

         Среди экспонатов – личные вещи бойцов полка: кобура пистолета, офицерские инструменты, наручные часы офицера-танкиста, ремень и погоны офицера, фляга, пилотки солдат и офицеров, сапёрная лопатка, личное портмоне маршала М.Е. Катукова. Интерес представляют обыденные, казалось бы, повседневные вещи, например, проездные документа офицера Первого гвардейского танкового полка в место расположения полка в Германии и из Германии. Эти документы – зримое свидетельство истории, повседневных будней советских воинов.

         Огненные следы Великой Отечественной войны сохранили экспонаты с мест боёв бригады: осколки снарядов, гильзы, патроны времён войны, части танков, колючая проволока, старая каска… Эти экспонаты зримо повествуют о героизме советских воинов. Многие из этих экспонатов, свидетелей войны, были найдены во время работы поисковых экспедиций с участием школьников школы № 1987 в Подмосковье (в Волоколамском и Наро-Фоминском районах Московской области) в 2007 – 2011 годах.

         Здесь же – документальные материалы времён Великой Отечественной войны: блокнот агитатора 1945 года, блокнот политрука 1945 года.

          Представлен стенд с макетами советских танков, выполненных школьниками нашей школы: Т – 34, КВ – 1, Т- 70. Этот раздел говорит об активном участии ребят  в работе музее, об их заинтересованности в пополнении его экспозиции.  

          Представлен стенд, посвящённый ветеранам Великой Отечественной войны – воинам полка и жителям района Марьино, с которыми наша школа поддерживает постоянные дружественные связи. Этот стенд рассказывает о постоянной работе Актива музея «Первогвардейцы – танкисты» в области военно-патриотического воспитания.

         Музей украшают флаги СССР и России, знак Гвардии в Советской Армии, декоративные оружие и воинские головные уборы русских воинов (меч, палица, кивер, шлем), символизирующие преемственность воинских традиций русской, Советской и современной Российской Армии.

               В целом музей «Первогвардейцы-танкисты» даёт достаточно полное и яркое представление о боевом пути и героических свершениях Первого Гвардейского танкового полка имени М.Е. Катукова, учит патриотизму, гражданственности, воинской доблести.

          Таким образом, основными принципами деятельности музея «Первогвардейцы – танкисты» являются принципы историзма, историко-патриотического и гражданско-патриотического воспитания, принцип развивающего обучения, принцип наглядности и самостоятельности учащихся в работе с музейной экспозицией и по тематике музея.

                                                                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".

    Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...

    Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".

    Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи.  Анализ текстов описаний. Структура описания"....

    Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

    Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

    "Художественное описание животного.Сочинение - описание на основе наблюдений".

    Представленный материал по развитию  речи предназначен для учащихся 5-6 классов.В материале подробно описана подготовка к сочинению и работа по предупреждению орфографических и речевых ошибок....

    Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

    Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....