Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты учащихся в образовательной школе
статья на тему

Товстопят Татьяна Сергеевна

Цели и задачи работы социального педагога

Основные функции

Общий план

План по профилактике ПАВ

План по пропаганде прав человека и прав ребенка

План по оказаню помощи семьям, попавших в ситуации социального риска

План работы Совета по профилактике правонаруш

Скачать:


Предварительный просмотр:

    План работы социального  педагога  школы №471 Выборгского       района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год.

Цель работы социальной службы - социальная защита учащихся, улучшение условий их жизни.

Задачи, стоящие перед социальным педагогом:

- выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;

- своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся

- посредничество между личностью учащегося и школой, семьей, средой, ведомственными и административными органами;

- принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке учащихся реализации прав и свобод личности;

- содействие создания обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащихся в школе, в семье, в социуме;

- профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья учащихся;

- координация взаимодействия педагогов, родителей (лиц, их заменяющих), специалистов различных служб для оказания помощи учащимся.

Для реализации поставленных задач на  учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:

Профилактическая функция

- Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;

-Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся;

-Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.

Защитно-охранная функция 

 -Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;

 -Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;

 -Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта

Организационная функция

-Организация групповых тематических консультаций психологов, врачей, инспекторов КДН.

-Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.

-Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.

-Организация школьных мероприятий (бесплатное питание)

-Организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.

                                                           ПЛАН

                   

Направление работы

Мероприятия

Сроки

Организационное

Подготовка и утверждение плана работы   на год.

сентябрь

Разработка плана по предотвращению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также плана работы с детьми «группы риска».

сентябрь

Организация Совета по профилактике правонарушений (план работы прилагается).

до 01.09

Корректировка банка данных и составление  списка детей

-неполные семьи

-многодетные

-малообеспеченные

-неблагополучные

-дети-инвалиды

-опекаемые

В течение года

Составление социального паспорта классов и  школы.

до 20.09.

Выступление на педсовете по теме: «Итоги работы социальной службы за прошедший год и задачи на 2013-2014 учебный год».

27.08.

Проанализировать информацию о поступлении  в учебные заведения НПО, СПО, ВПО учащихся – выпускников, проживающих в неблагополучных семьях, и учащихся состоявших на учете ВШУ, КДН и ЗП, ОДН.

до 30.09

Оформление учетных документов на учащихся, поставленных на ВШУ.

Составление психолого-педагогических программ сопровождения детей из опекунских и приемных семей.

сентябрь

Сбор документов для оформления учащимся бесплатного питания в школьной столовой, бесплатных проездных карточек  из числа детей льготной категории.

сентябрь

Принять участие в составлении плана совместной работы  с ПДН.

сентябрь

Участие в совещаниях, педагогических советах.

По плану

Составление анализа и отчета о работе за год.

По плану

Подготовка к лекциям, семинарам, консультациям.

в течение года

Обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация получения данных.

По запросу

Осуществление  контроля  за посещаемостью учащимися учебных занятий, выявление причин непосещения учебных занятий учащимися, в том числе  и за учащимися, состоящими на ВШУ.

В течение года

Работа по запросам администрации города, района, ОВД, КДН и ЗП, родителей и учителей

По запросу

Профилактическое и просветительское

Выступление по запросам классных руководителей на родительских собраниях и классных часах.

в течение года

Проведение классных часов по анализу проблемных ситуаций.

По запросу

Взаимодействие с учителями по решению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания.

в течение года

Принимать участие в МО классных руководителей  по проблемам  организации работы по ранней профилактике семейного неблагополучия и асоциального поведения учащихся.

в течение года

Организовывать встречи инспектора ОДН  с учащимися, стоящими  на учете.

в течение года

Организация бесед и инструктожа  инспектора ГИБДД

по отдельному плану.

Проведение  консультаций  для родителей и учащихся.

в течение года

Участие в работе Совета по профилактике и правонарушений.

в течение года

Социаль

но-диагностическое

Анализ состояния правонарушений несовершеннолетних.

1 раз в квартал

Исследование социального окружения учащихся.

В течение

года

Изучение социального статуса родителей.

Сентябрь октябрь

Создание банка данных о семьях учащихся.

сентябрь

Осенняя  и весенняя проверка опекаемых.

Октябрь, март

Диагностика изучения уровня правовой культуры среди учащихся 8-х и 9-х классов.

январь

Диагностика изучения социализированности  учащихся 8-х классов

декабрь

Подготовка документо, предоставление информации  для социальной защиты.

В течение года

Охранно-правовое

Изучение структуры и качества питания учащихся

ежедневно

Содействие организации общеукрепляющих, оздоровительных мероприятий.

По плану

Содействие охране прав личности школьника в соответствии с международным правом  и российским законодательством

По плану

Взаимодействие с социальными партнерами

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта.

в течение года

Осуществление взаимодействия с Центром  помощи семьи и детям Выборгского района СПб, выявление семей нуждающихся  в помощи Центра.

в течение года

Сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, с отделом по опеке и попечительству, участковыми инспекторами  ОВД, школьным врачом.

в течение года

Взаимодействие с ЦПМСС Выборгского района СПБ.

Согласно договору с ЦПМСС

Работа с трудновоспитуемыми детьми

Создание  и корректировка банка данных детей группы риска:

-изучение их индивидуальных особенностей;

-изучение их социально-бытовых условий;

-изучение социума по месту жительства

сентябрь

Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми учащимися и их семьями по разбору возникающих проблемных ситуаций.

По запросу

Осуществление  контроля  за посещаемостью учащимися учебных занятий, выявление причин непосещения учебных занятий учащимися.

в течение года

Анализировать отчеты классных руководителей  о причинах пропусков занятий учащимися.

В течение года

Организация социаль

ной помощи

детям

Содействие  в организации социальной помощи детям из малообеспеченных семей через государственные муниципальные и благотворительные фонды.

 В течение

года

Содействие  в организации летнего оздоровительного отдыха детей.

май

Содействие в организации трудоустройства несовершеннолетних от 14 до 18 лет в летний период.

Апрель май

Методическая работа

Анализ и обобщение опыта социально - педагогической деятельности.

В течение года

Участие в методических  семинарах, практикумах различного уровня по социально - педагогическим вопросам.

По графику

Осуществление взаимодействия с  информационно-методическим центром.

Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике.

В течение года

Оформление стенда  «Для Вас родители».

октябрь

     

Составление программ по стабилизации обстановки в семьях, попавших в ситуацию социального риска.

до 25.09.

   

Ведение картотеки неблагополучных семей и личных дел  детей «группы риска», ВШУ.

ежемесячно

Работа по профилактике ПАВ

Виды  деятельности

сроки

Ответствен

ный

Отметка о выполне

нии

1

Выявление учащихся злоупотребляющих табакокурением, алкоголем.

сентябрь

Соц. педагоги, классные руководители.

2

Жесткий контроль за учащимися, злоупотребляющими

табакокурением.

Составление актов.

В течение года

Соц. педагоги кл. руководители

3

Организация занятости детей «группы риска» досуговой деятельностью.

Сентябрь октябрь

Соц.педагоги кл. руководители

4

Классный час,посвященный Международному дню отказа от курения: «Безвредного табака не бывает»

Ноябрь (третий четверг)

Мед.работники

Кл.руководители

5

День борьбы со СПИДом: « Умей сказать нет!»

декабрь

Мед. работник, кл.руководители

6

Цикл классных часов по профилактике употребления ПАВ (к Всемирному дню без табака)

май

Кл. руководиетли

7

Просмотр в/ф о вреде алкоголя, курения и наркомании

март

Соц. педагоги

8

МО классных руководителей семинар  «О формах и методах работы с учащимися по предупреждению наркомании, токсикомании и других вредных привычек»

октябрь

9

Разработать памятку классному руководителю по работе с агрессивными детьми

сентябрь

Соц. педагоги

5

Диагностика 1-2кл «Отношение к ценности здоровья и ЗОЖ»

в соответствии с договором с ЦПМСС

Психологи ЦПМСС,

 соц. педагоги

6

Диагностика 3-4 кл «Незаконченное предложение Мое здоровье...»

в соответствии с договором с ЦПМСС

Психологи ЦПМСС,

 соц. педагоги

7

Диагностика факторов риска приобщения к употреблению ПАВ 8-11 классы

в соответствии с договором с ЦПМСС

Психологи ЦПМСС,

 соц. педагоги

8

Проведение профилактической игры в 8-х классах  «Перекресток - шаг в будущее»

в соответствии с договором с ЦПМСС

Психологи ЦПМСС,

 соц. педагоги

9

Проведение профилактической игры в 9-х классах  «Думай о будущем»

в соответствии с договором с ЦПМСС

Психологи ЦПМСС,

 соц. педагоги

11

Выпуск информационных плакатов «Жизнь без наркотиков»

ноябрь

кл.

руководители соц.педагоги

12

Оформление стенда по профилактике правонарушений, включающего в  себя материалы по профилактике ПАВ.

1 раз в триместр

Соц.педагоги

кл.

руководители

Работа по пропаганде прав человека и прав ребенка

Виды  работ

сроки

ответственный

Отметка о выполнении

1

Обновить материалы по правам ребенка

октябрь

Соц.

педагоги

2

Обеспечить выполнение программы правового лектория для учащихся с привлечением различных специалистов.

Зам. по ВР

3

Принять участие в проведении единых дней профилактики правонарушений, декад и месячников правовых знаний

По отдельным планам

Зам. по ВР

4

Защищать права и интересы несовершеннолетних на заседаниях Совета по профилактике правонарушений и преступлений школ, КДН и ЗП,  в суде, и прокуратуре

 В течение года

Соц.

педагоги

5

Выступление на родительских собраниях

в течение года

Соц.

педагоги

6

Выступления на МО классных руководителей по вопросам: Закон РФ « Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних»; «Семейный кодекс РФ».

в течение года

Соц.

педагоги

7

Встречи с учащимися на классных часах «Закон и порядок»

в течение года

Соц.

педагоги

8

Организовать своевременное прохождение комиссии в научно-исследовательском институте экспертизы и реабилитации, экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, имеющие нарушения интеллекта

апрель-май

Соц.

педагоги

9

Продолжить изучение разъяснения Закона  «О правах ребенка» с учащимися и родителями

в течение года

Соц.

педагоги

10

Поддерживать тесный контакт с ЦПМСС. Осуществлять практические меры по возвращению детей в биологические семьи

Соц.

педагоги

11

Продолжить работу над тесным взаимодействием всех служб школы и социального окружения по охране прав детства.

 течение года

Соц.

педагоги

Работа по оказанию помощи семьям и детям,

попавшими  в  ситуацию социального риска

Виды деятельности

сроки

ответственный

Отметка о выполнении

1

Обследовать условия жизни учащихся, попавших в ситуацию социального риска, составление актов обследования жилищно-бытовых условий

1 раз  в

триместр

соц.

педагоги

2

Принять участие в акции «Неблагополучная семья – внимание  и забота», с целью выявления семей, попавших  в ситуацию социального риска, изучения обстановки и оказания необходимой помощи детям в них

ноябрь

январь март

соц. педагоги

кл.

руководители

3

Анализ успеваемости детей  из семей, попавших в ситуацию социального риска, для оказания им помощи в преодолении учебных затруднений

В течение года

Соц. педагоги

4

Круглый стол для родителей из неблагополучных семей «Духовно-нравственный климат в семье»

2-ой триместр

Соц. педагоги

5

Оказывать помощь  в трудоустройстве  родителей  из неблагополучных семей  через Центр занятости населения и др. учреждения

В течении года

Соц.педагоги

6

Выяснение сети контактов семей: поиск второго родителя при его отсутствии, выявление ближайших родственников, возможных ка

         

План работы Совета по профилактике правонарушений

на 2014-2015 учебный год.                                                                                     ГБОУ школы №471.

Цель: предупреждение противоправного поведения учащихся школы,

профилактика курения и пьянства, употребления токсических и

наркотических веществ, профилактика травматизма, аморального поведения

родителей и учащихся, активизация воспитательной позиции родителей.

                                            Сентябрь

 1. Анализ работы Совета профилактики за прошлый год

 2. Формирование банка данных на «трудных» подростков, подростков,

«группы риска», подростков из неблагополучных семей.

3. Выбор комиссии Совета профилактики на новый учебный год.

4.Планирование работы. Организация сотрудничества с

правоохранительными органами.

                                             Октябрь

1.Причины трудновоспитуемости подростков.

2. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.

                                            Ноябрь

1. Приглашение родителей, учащихся нарушителей дисциплины в школе.

2. Состояние и реализация планов помощи детям, находящимся в

социально- опасном положение.

                                          Декабрь

1.Здоровье ребенка в ваших руках.

2.Профилактика курения, пьянства,

употребления токсических и наркотических веществ.

                                          Январь

1.Трудности в обучении и общении с ребенком и пути их устранения.

2.Приглашение родителей, учащихся пропускавших уроки без

уважительной причины, родителей, у которых отсутствует контроль за

ребенком. Родителей неблагополучных семей.

                                           Февраль

1.Роль семьи в развитии моральных качеств подростка. Закон и

ответственность.

Приглашение родителей, учащихся нарушителей Устава школы

2.Предупреждение краж, порчи школьного и личного имущества.

Приглашение родителей дети, которых находятся в трудной

социальной ситуации

                                       Март

1. Законы школьной жизни в учении и воспитании школьников.

 Приглашение родителей учащихся, нарушителей дисциплины и

порядка. Приглашение родителей неблагополучных семей.

                                       Апрель

1. Приглашение родителей слабоуспевающих учащихся, часто

пропускающих уроки, нарушителей дисциплины и порядка в школе и в

общественных местах.

                                         Май

1.Организация отдыха и оздоровления учащихся «группы риска» в

летний период.

2.Приглашение родителей из неблагополучных семей, родителей

трудновоспитуемых подростков. Приглашение родителей

неблагополучных семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ VIII вида

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том,что направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей,педагог влияет и на перестройку семейных отношений,спос...

Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната

Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка.  Итогом работы всех спеицалситов  является еди...

План мероприятий по профилактике и предупреждению дорожно - транспортных происшествий, детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечению безопасности при перевозке учащихся в образовательных учреждениях

План мероприятий по профилактике и предупреждению  дорожно - транспортных происшествий, детского дорожно-транспортного травматизма  и обеспечению безопасности при перевозке учащихся  в ...

"Социальное проектирование, как технология социального воспитания учащихся в образовательных учреждениях"

Статья раскрывает особенности социального проектирования в школе на примере уроков обществознания....