Главные вкладки

    Анализ пофессиональной деятельности социального педагога
    материал на тему

    Медведева Надежда Владимировна

    Данный материал представляет собой характеристику профессиональной деятельноти социального педагога, где указаны цели, задачи, основные направления и принципы деятельности, а также анализ пофессиональной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoanaliz.docx32.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ

    профессиональной деятельности

                     

    Медведевой Надежды Владимировны

     социального педагога Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

    Республики Марий Эл

    «Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

               

    С 1 сентября 2015 года в соответствие с новым Уставом учреждения социальный педагог   наряду с традиционными направлениями деятельности ставила перед собой новые цели и  задачи. Приоритетным направлением в  моей работе является  деятельность по профилактике социального сиротства и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождение замещающих семей и выпускников учреждения.  Кроме того, функции  по организации социально-правовой защиты прав и интересов  воспитанников, взаимодействие с представителями различных социальных институтов; формированию профессиональных намерений с учётом возможностей и индивидуальных способностей воспитанников оказание помощи в профессиональном самоопределении, формированию позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия, а также желания следовать им; формирование у воспитанников гражданских качеств, культуры поведения, межличностного общения, нравственных ценностей; прием детей и вывод воспитанников из учреждения, также остаются в сфере деятельности специалистов.

    В своей работе деятельности я руководствуюсь Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Семейным и Гражданскими кодексами РФ, ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ РФ «Об опеки и попечительстве», Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г.       N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»,  Республиканскими законами, направленными на защиту и охрану прав детства, на развитие семейных форм воспитания, Уставом учреждения.

    Целью своей деятельности считаю, охрана прав и законных интересов воспитанников, оказание помощи и поддержки детей-сирот в процессе их социализации.

    Основные принципы моей деятельности – это объективность в работе, коммуникативность, независимость в защите прав и интересов ребенка.

    Основными направлениями являются:

    • организация социально-правовой защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взаимодействие
      с представителями различных социальных институтов;
    • организация работы по социальной адаптации и реабилитации воспитанников центра;
    • организация профориентационной работы, оказание помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с индивидуальными особенностями, склонностями, способностями воспитанников;
    • реализация модели семейного устройства – замещаюшая семья.
    • организация работы по постинтернатному сопровождению выпускников центра.
    • профилактика правонарушений среди подростков.

    В соответствии с направления в работе поставлены следующие задачи:

    1. Обеспечение условий для осуществления социальных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    2. Защита и восстановление нарушенных прав воспитанников.
    3.  Работа по постинтернатной адаптации выпускников центра.
    4. Формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, социально-бытовых умений и навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в развития детей.
    5. Защита имущественных и жилищных прав воспитанников.
    6. Формирование профессиональных намерений с учётом возможностей и индивидуальных способностей.
    7. Развитие семейных форм устройства детей-сирот, знакомство с семейными традициями, системой родственных связей.

    Для выявления уровня социального развития ребенка составляется индивидуальная карта сопровождения. Стараюсь определить направление работы с конкретным ребенком, методы и формы коррекции и воздействия на высветившиеся проблемы его развития. В процессе общения с воспитанником выясняю, каковы отношения ребенка или подростка к происходящему в биологической среде, к родителям, к их знакомым, а также к братьям и сестрам, устанавливаю наличие привязанности к другим родственникам, выясняю круг интересов, увлечений, отношения ребенка (подростка) к нормам морали и нравственности, принятыми в обществе.

    Следующим важным аспектом своей работы выделяю – организацию социально – правовой защиты несовершеннолетних воспитанников:

    • соблюдение и защита жилищных, имущественных прав  и интересов воспитанников;
    • отслеживание поступлений денежных средств на лицевые счета несовершеннолетних воспитанников (пенсий, алиментов);
    • розыск родителей, братьев и сестер воспитанников, восстановление и коррекция родственных отношений, формирование у родственников чувства ответственности за ребенка, находящегося в центре.

    Одним из важных моментов в данном направлении является защита жилищных прав наших воспитанников. В соответствии с Законом Республики Марий Эл от  10.12.2012 года №79-З воспитанники «Об обеспечении жилым помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеют право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно действующему законодательству в 2015 году 15 воспитанника Волжского центра были включены в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений. (см. таб. №1)

    Кол-во детей

    Сохранено право пользования жилым помещением

    Включено в список на получение жилья

    Документы на оформлении

    49

    39

    12

    2

    Защита жилищных, имущественных  прав - одна из составляющих социального благополучия детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Кроме того, своевременно оформлялись документы, необходимые в личном социальном деле. За отчётный период на воспитанников были оформлены следующие документы: - единые билеты на 9 воспитанников; - паспорта – 9; - временная регистрация по месту жительства – 40; оформлено – 14 ИНН; При необходимости запрашиваются: свидетельства о рождении, свидетельства о смерти, недостающие справки, документы. Дважды  в год (декабрь, август) в ЖРЭУ по месту регистрации воспитанников, в «Марикомунэнерго», в «Водоканал», в «Марийрегионгаз» «ДУ» высылаются справки о нахождении детей на гос.воспитании с просьбой сделать перерасчет, с целью уменьшения долга по квартплате. Для определения статуса детей, воспитывающихся в центре, вышли в суд с исковым заявлением о лишении родительских прав отца н/л Синичкиной Т. Волжский городской суд иск удовлетворил. В целях защиты имущественных прав была назначена пенсия по потере кормильца 1 воспитаннику. Переведено в  УПФ г.Волжска 8 пенсионных дела. 1 раз в квартал проводится сверка счетов воспитанников в сберегательном банке для контроля за  поступлениями пенсий и алиментов, дети знакомятся с денежными поступлениями регулярно, открываются сберегательные книжки вновь прибывшим детям. При необходимости осуществляется перевод с «Универсального» вклада на «Пенсионный +» в связи с оформлением пенсии по потере кормильца или при установлении инвалидности.

               Правом бесплатного проезда  на городском, пригородном транспорте (кроме такси) пользуются все воспитанники центра. При поступлении детей в центр оформляются проездные билеты установленного образца.

    Согласно статьям 84, 81 СК РФ ведется защита алиментных прав детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежеквартально проверяются поступления алиментов и пенсий на счета воспитанников

    Кол-во детей

    Получают пенсии

    Получают алименты

    Документы на оформлении

    49

    14

    17

    0

    Ведется целенаправленная работа со службами судебных приставов по взысканию алиментов с родителей воспитанников. Если в течение 6 месяцев с момента поступления ребенка в Центр алименты на его содержание не поступали и не поступают, кроме того, родители не навещают и материально не поддерживают, то готовится заявление в отделы судебных приставов о привлечении таких родителей к уголовной ответственности (по ч.1 ст.157 УК РФ). За 2015- 2016 г.  родители  5 воспитанников привлечены к уголовной ответственности. По нашим заявлениям о привлечении к уголовной ответственности по ст.157 ч.1 УК РФ был проведён материал проверки и отказано по причине отсутствия злостности родителей 2 воспитанников.      Реализация данного направления социально-педагогической деятельности предполагает формирование позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия; знакомство с правами и обязанностями воспитанников, профилактику правонарушений, формирование умений пользоваться разными инфраструктурами  и социальными навыками. Проводится работа по своевременному оформлению банка данных по детям-сиротам: заполняются изменения в анкетах детей, после плановых медицинских осмотров, после обследований ЦПМПК, после передачи детей в замещающие семьи – информация о прекращении учета в банке данных, при изменении статусов воспитанников.

    Полное и всестороннее развитие личности ребёнка возможно только тогда, когда ребёнок вырастает в семье, в обстановке благополучия
    и понимания. Во исполнении Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 за   № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» и Республиканского Плана мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
     Республике Марий Эл, в учреждении создана служба комплексного сопровождения замещающих семей Волжского и части Звениговского районов и постинтернатного сопровождения выпускников, действует социальная гостиница на 6 мест с проживанием выпускников в период  каникул, выходных дней и  для оказании помощи выпускникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, которые в данный период не имеют места жительства и средств к существованию. Проживание допускается до устранения проблемной конфликтной ситуации.

     Поэтому одно из основных направлений работы специалистов службы является содействие семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатного сопровождения выпускников учреждения.

    Ведётся кропотливая работа по восстановлению информации по кровным родственникам, их розыску, привлечению к общению с детьми.    Специалисты выясняют возможности помещения ребёнка в семьи кровных родителей, вовлечения их в процесс воспитания детей с целью установления конструктивного договора между кровной семьёй и самим ребёнком, подключение ресурсов биологических родственников к процессу реабилитации, формированию здорового образа жизни ребёнка-сироты. Организована постоянная связь с родителями воспитанников, они приглашаются для посещения детей, побуждая, тем самым, участвовать в судьбе ребенка и поддерживать родственные отношения. При необходимости оказывается помощь и поддержка в подготовке документов в суд на восстановление в родительских правах или снятие ограничения в родительских правах.

    •  имеются родственники – 49,
    •  нет информации о родственниках – 5,
    •  возможность установления опеки/попечительства – 4.

    Особо следует отметить работу по подготовке воспитанников к семейной жизни и их профессиональному самоопределению. Мною в 2013 году была разработана программа факультативного занятия по профессиональному самоопределению для воспитанников Волжской школы – интернат.

               Основной своей целью в работе по профориентации я видела - не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению, призванному сыграть положительную роль в формировании личности воспитанника, приобщения его к труду.    

         Поэтому свою деятельность я сконцентрировала на решение следующих задач:

    • Ознакомление с миром профессий
    • Изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности
    • Ознакомление с правилами выбора профессии
    • Мотивация размышлений о своем профессиональном будущем
    • Трудоустройство выпускников

          Каждый человек несколько раз в жизни переживает периоды больших перемен. К таким переменам относятся смена места жительства, окончание учёбы и начало самостоятельной работы или поступление в образовательные учреждения НПО, СПО, ВПО обзаведение собственной семьёй или детьми.  Объединяет их одно: они нарушают привычный спокойный ход жизни, вносят новизну и неопределённость, вынуждают человека что-то менять в жизни и приспосабливаться к ней. В период интенсивной подготовки к выпуску моя деятельность организуется по следующим направлениям:

    •      определение приоритетных профессиональных интересов и склонностей;
    •       детальное обсуждение основных тенденций на рынке труда и рынке образовательных услуг;
    •       определение уровня развития профессиональных навыков, способностей, личностных качеств и характеристик:
    •       совместная работа профессионального и образовательного проекта;
    •       обсуждение шагов по сопровождению реализации профессионального становления воспитанника.

          Работа по профессиональному самоопределению воспитанников в 2013-2014 учебном году строилась в соответствии с планом заключительного этапа НИП «Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой ситуации развития».

    Описание результатов экспериментальной деятельности в форме  аналитических статей, результатов исследовательской деятельности,  выпуск печатных буклетов представлены в аналитической справке «О деятельности республиканской экспериментальной площадки». Трансляция полученных результатов была представлена на Всероссийской научно-практической конференции 25.03.2014, в профессиональном сообществе.

            В рамках работы по профессиональному самоопределению воспитанников мною был разработан и проводился элективный курс «Основные составляющие профессионального выбора».

             Следующим направлением в моей работе является сопровождение замещающих семей. Служба сопровождения замещающих семей была создана в сентябре 2015г.  и предназначена для оказания психологической, педагогической, социальной, правовой и иной помощи замещающим семьям.

    В рамках работы по сопровождению замещающих семей заключены договоры о сотрудничестве с Отделами образования Волжского и Звениговского районов. Создана база данных семей, определены семьи группы риска. В течение отчётного периода разными формами сопровождения были охвачены 86 замещающих семей, в которых проживают  100 детей.

    Для детей замещающих семей Волжского района в количестве 98 человек в ноябре 2015 года была организована поездка в аквапарк «Ривьера» г. Казани. Большая работа проводилась со спонсорами, в итоге стоимость билета составила 250 руб. с обедом на одного ребёнка, в то время как полный билет составлял 600 рублей.

            С 10 по 30 декабря 2015 года специалисты органа опеки и попечительства администрации МО «Волжский муниципальный  район» и специалисты Службы сопровождения проводили акцию «Подарок от Деда Мороза».

    В марте 2016 на базе центра проведён семинар с приёмными родителями «Профилактика эмоционального выгорания приёмных родителей». Количество родителей составило 60 человек.

    Дважды за отчётный период на базе центра проводили заседание актива замещающих родителей Волжского района и один раз на базе Отдела образования Звениговского района,  собирался актив родителей Звениговского района. Провели выборы в Республиканскую ассоциацию приёмных родителей Республики Марий Эл, «МариЯ». Тесную связь поддерживали с общественной организацией в лице председателя, Золотарёвой Л.В.

    На базе летнего спортивного лагеря «Олимпиец»  МарГУ  21-22 июня 2016 года организовали и успешно провели Республиканский слёт приёмных родителей «Яльчик собирает друзей»,  в слёте приняли участие активные семьи всех муниципальных образований Республики Марий Эл, а также Чувашской республики. Количество участников и приглашённых составило 84 человека.

    В целях реализации права ребенка – жить и воспитываться в семье, в центре специалистами службы разработана, и  реализуется программа «Право на семью» и проект «Каникулы в семье».

            «Гостевая семья» - это возможность временного помещения детей - сирот на каникулы, выходные и праздничные дни в семьи граждан. Она позволяет создать для ребёнка благоприятные условия, в которых он может получить опыт проживания в семье. Благодаря проживанию в «гостевой семье»  ребёнок усваивает представления о разнообразии социальных ролей в семье, вырабатывает представления о семейных обычаях, традициях, этикете. Семья помогает формировать роль полноценного человека, у которого есть проблемы, но которые он в состоянии решить. Приобретённый опыт социализации в принимающей семье благотворно влияет и на морально-психологический климат в детском учреждении после возвращения детей в школу-интернат, способствует повышению успеваемости и активности в разнообразных видах деятельности. Жизнь в гостевой семье, будь-то на каникулах или в выходные дни способствует формированию навыков социализации естественным путём. Дети видят процесс обыденной жизни семьи во всех её проявлениях и учатся тому, чего лишены в стенах государственного учреждения. Даже в период короткого промежутка времени семья может дать для развития ребёнка гораздо больше, чем прожитые в казённом учреждении годы. Не секрет, что для большинства воспитанников старшего возраста шансы быть взятым под опеку или в приёмную семью очень малы. Именно поэтому столь актуальна идея оформления «гостевой семьи», когда дети проживают в семьях граждан на период каникул, в праздничные и выходные дни. Семейная среда обеспечивает постепенное включение в мир взрослых, а вся система учебно-воспитательной работы является вспомогательной, реабилитирующей, коррекционной и развивающей. Кроме того, «гостевая семья» рассматривается как переходный этап к другим формам воспитания, к примеру, приёмная семья и опека. Это способ присмотреться ребёнку и семье друг к другу, понять правильно ли принято решение. При переходе на постоянную форму устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребёнка уже есть. Традиционно, ребёнка из центра на каникулы забирали к себе домой родственники (как правило, бабушки и дедушки). В последние годы наблюдается увеличение количества и других лиц (помимо родственников), желающих забирать детей в не учебное время в свою семью.

     В целом, поставленные передо мною задачи выполнены. Были защищены имущественные жилищные права детей, реализуется право ребёнка жить и воспитываться в семье. Следует отметить, что все воспитанники имеют правовой статус, своевременно назначаются пенсии, предпринимаются меры по восстановлению и оформлению жизненно важных документов, в соответствии с законом идёт выполнение паспортного режима, регистрация по месту закреплённого жилья, регистрация по месту временного пребывания. Несмотря на все трудности, проводимая работа даёт положительные результаты, позволяющие своевременно выявлять возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения ребёнка, по возможности устранять негативные причины и трудности детей, сохранять положительные подходы к воспитанию детей в школе-интернате. 

    В перспективе  необходимо вести более эффективную работу совместно со службами судебных приставов, сотрудниками отделов внутренних дел районов по розыску уклоняющихся от уплаты алиментов родителей и исполнению решения суда по их взысканию. Активнее продолжать работу по поиску кровных родственников и привлечению их к общению с воспитанниками центра, определению возможной формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.

    Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....

    Проблемы социальной жизни ребенка, цели и основные функции в деятельности социального педагога образовательного учреждения.

    В данной работе рассматривалась проблемы социальной жизни ребенка,оказание помощи социальным педагогом в  решении  проблем....

    Анализ деятельности социального педагога за 2015-2016 учебный год.

    Анализ деятельности социального педагога содержит информацию о проделанной работе и ее результатах по каждому из направлений профилактики....

    Аналитический отчет социально-педагогической деятельности социального педагога

    Аналитический отчет социально-педагогической деятельности социального педагога...

    анализ деятельности социального педагога за 2019-2020 уч.год

    анализ работы за учебный год социального педагога...

    Социально-педагогическая деятельность социального педагога с семьей «группы риска» в условиях образовательного учреждения

    Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся  не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей се...