Проблемы социальной жизни ребенка, цели и основные функции в деятельности социального педагога образовательного учреждения.
статья ( класс) на тему

Макарова Анжела Альбертовна

В данной работе рассматривалась проблемы социальной жизни ребенка,оказание помощи социальным педагогом в  решении  проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Социальные проблемы детей24.64 КБ

Предварительный просмотр:

        Проблемы социальной жизни ребенка, цели и основные функции в деятельности социального педагога образовательного учреждения.

        Для того, чтобы говорить о современных проблемах социальной жизни ребенка, необходимо определиться с общим понятием "социальная проблема".

        Используя анализ актуальных литературных источников, можно сделать вывод о том, что  современные исследователи данной темы не пришли к "общему знаменателю" по данному вопросу, "на сегодняшний день существует неопределенность в решении вопросов о том, что же действительно является социальной проблемой и какие действия необходимо предпринимать, чтобы их решить".1 Существует лишь обшеупотребляемое определение. Социальные проблемы — вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.    В широком смысле под социальными проблемами понимают все социальные явления, связанные с поведением людей в обществе, как в рамках нормы, так и за ее пределами. 

             Словосочетание "социальная проблема" появилось в западноевропейском обществе в начале XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства, также рассматривались проблемы болезни, голода, нужды и т.д.

         На мой взгляд, социальная проблема - это наличие противоречий между социумом и человеком, иными словами  желания не совпадают с возможностями, существованием непонимания необходимости соизмерять свои желания с возможностями. Противоречия между существующим состоянием человека и необходимостью.  Не будем углубляться в этимологию данного понятия, перейдем к конкретным современным проблемам ребенка. Скажу только лишь, что содержание и понимание социальных проблем меняется во времени и пространстве и проявляется по-разному для общества, группы и личности. Но источник социальных проблем остается неизменным - это социальное неравенство, которое выражается в разнообразии потребностей и ценностей людей.

      В настоящее время  на формирование  списка современных проблем социальной жизни ребенка повлияло много факторов, это и обострение кризисных процессов в экономической сфере (низкий материальный уровень жизни семьи, нестабильные доходы, неудовлетворительные жилищные условия, хронические заболевания), социально-демографические

(многодетная, неполная семья..), криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни), нарастание социальной напряженности в обществе, последствия идеологического кризиса, что вызвало резкий рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Понятно, что влияние того или иного фактора вызывает отклонения в поведении детей. Наши образовательные объединения превратились сегодня в полигон разногласий социально-экономической реальности, где мы наблюдаем различные негативные последствия (проблемы) неблагополучия в обществе. Такие, как:

  1. Девиантное поведение, которое связано с несоблюдением социальных требований, норм, правил. В последнее время приобрело массовый характер и поставило это явление в ряд первоочередных вопросов с которыми работают социальные педагоги.
  2. Проблема дезориентации, безнравственности в результате чего происходит неприятие нравственных ценностей, негативное отношение к окружающим.
  3. Проблема социального неблагополучия, когда ребенок неспособен самостоятельно решить проблему.
  4. Проблема социальной незащищенности. Ребенок становиться жертвой социальных обстоятельств.
  5. Проблема насилия. Взаимодействие осуществляется с позиции силы по причине отсутствия у ребенка опыта сотрудничества.
  6. Проблема экстремизма, связанная с проявлением негативных чувств и эмоций по отношению к другим людям по причине отсутствия опыта сопереживания.
  7. Проблема отчуждения. Ребенок чувствует себя одиноким во враждебном мире, где никто его не любит, не понимает.
  8. Эгоизм, безответственность, что связано с неготовностью ребенка взять ответственность за совершаемые действия (ребенку нельзя доверять).
  9. Зависимое поведение человека от жизненных обстоятельств и    низменных потребностей.
  10. Проблема неопределенности, связанная с отсутствием осознанности жизненных целей, осмыслением своих желаний, выражается в непредсказуемости и необдуманности своих поступков.

Целью деятельности социального педагога является создание условий для решения данных проблем, психологического комфорта и безопасности ребенка, предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении.

Основные направления деятельности социального педагога определяются его функциями. Функции социального педагога, выделяемые разными авторами могут различаться и по количеству, и по названию, и по содержанию (М.А. Галагузова выделяет 7 функций, Т.А. Шишковец - 10, Е.Н. Барышников  - 3), но важно чтобы они непременно касались трех основных сфер жизнедеятельности ребенка: его семьи, его школы и его окружения.

Для этого  социальный  педагог начинается свою деятельность с диагностики. Мы собираем, анализируем и систематизируем полученную информацию о подростках с педагогическими, психологическими, социальными проблемами. Затем составляем  характеристику на ребенка в соответствии с психическим и физическим развитием, поведенческих отклонений. Изучаем бытовые условия жизни детей, их семей, особенности микросоциума, выявляем его позитивные и негативные влияния, знакомимся с деятельностью тех учреждений и организаций, которые призваны решать соответствующий круг проблем. Наша цель -  процессе своей деятельности определить те категории детей, семьи, которых требуют особого социально-педагогического внимания. В связи с этим решается важный вопрос на который указывает прокуратура СПб, вопрос о раннем выявлении проблемы. Только после проведения данной процедуры  возможно определить пути решения проблем и организации их осуществления. Это находит отражение в индивидуальном плане работы с подопечным.

 Для этого социальный педагог выстраивает взаимодействие с семьей, со специалистами различных служб, учреждений, которые оказывают необходимую социальную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении или психологической коррекции. Понимая, что именно семья формирует стратегию жизни ребенка, осуществляя информационно-просветительскую функцию, необходимо в первую очередь работать с родителями, по вопросам воспитания и взаимоотношений в семье, формированию у детей адекватного поведения в отношениях со сверстниками, отмечая значение личного примера и авторитета взрослых. Различными средствами донести им о вреде влияния семейных конфликтов, о важности эмоционального контакта, об ощущении защищенности подростка в своей семье, а в некоторых случаях и указать на статьи законов, говорящих об обязанностях родителей в отношении детей.

 Другим важным моментом в деятельности социального педагога является охрана интересов и прав ребенка (на освоение им образовательных программ, формирование общей культуры, саморазвитие и самозащиту), знакомство и освоение различных социальных ролей. Такая работа проводится с подростками, которые подверглись личностному давлению со стороны взрослых членов семьи, работников школы и сверстников. В этой связи необходимо изучать, владеть и использовать в работе имеющийся  арсенал законодательной базы (Федеральный закон "Об образовании в РФ", "Семейный кодекс", "Конституцию Российской Федерации", "Стратегию развития воспитания в РФ", "Концепцию семейной

политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 гг.") в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия по

отношению к подопечным социального педагога.

                Но социальный педагог (с.п.-далее) работает не только с теми детьми, которые уже имеют педагогические и психологические проблемы и отклонения в поведении, но и осуществляет профилактическую деятельность. В этом случае важно попытаться донести до подростка мысль о правильности и необходимости вырабатывания определенного поведения, которое является нормой в обществе, говорить о правилах поведения, помогать предотвратить или смягчить поступки, носящие разрушительный характер, также вселить уверенность ребенку в свои силы, в свои возможности. 

            В последнее время очень часто в СМИ (TV-программа "Культурная революция", ведущий М. Швыдкой), на педагогических конференциях поднимается вопрос о том, что после окончания ОО у выпускника существует дисбаланс между когнитивными способностями и социализацией/ адаптацией. По этой причине с.п. должен содействовать своему подопечному в приобретении навыка самостоятельности, очень важно не только решать конкретную проблему, но развивая способности и мотивацию научить ребенка самостоятельно преодолевать трудности, адаптироваться к новым социальным условиям. "Вместе с детьми и взрослыми, а не за них" – такова основная заповедь социального педагога. 

            На этой позитивной ноте хотелось бы и закончить и пожелать всем коллегам, совершающим свои непосильные труды на ниве социальной педагогики успехов в совершенствовании своих навыков и умений, и чтобы желания наших подопечных всегда совпадали с их возможностями.

         


       

     

   


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Теоретические и практические основы социально-педагогической деятельности в современных образовательных учреждениях»

Идея социально - психологического сопровождения является методом работы школьной социально - психологической службы. Сопровождение рассматривается нами как целостная деятельность практического психоло...

Приказ об итогах проведения Х городской научно практической конференции педагогов психологов и социальных педагогов образовательных учреждений

В данном Приказе освещается итоги проведения конференции  по теме "Лучшие практики и опыт взаимодействия педагогов психологов и социальных педагогов  в реализации помощи детям,  испытыв...

Примерный перечень документации социального педагога образовательного учреждения

Нормативно-правовые документы;Планирование работы;Материалы основной деятельности....

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ документации социального педагога образовательного учреждения

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬдокументации социального педагога образовательного учреждения...

Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ документации социального педагога образовательного учреждения

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬдокументации социального педагога образовательного учреждения...