СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Организация семейного досуга»
проект на тему

Муравьева Наталья Анатольевна

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Именно она в первую очередь очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, которые происходят в обществе. В наше время семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация, при которой экономические и политические преобразования в стране привели к увеличению роста количества малообеспеченных и неполных семей, при котором большинство семей находится практически на уровне прожиточного минимума.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx48.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Организация семейного досуга»

Выполнил:

Муравьева Н.А.,

социальный педагог

«МБС(К)ОУ СКОШ VIII вида»,

г.Балахна

Проверил:

Сироткина Е.С.,

ст.преподаватель

кафедры  теории и практики воспитания

 и дополнительного образования

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2011

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Именно она в первую очередь очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, которые происходят в обществе. В наше время семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация, при которой экономические и политические преобразования в стране привели к увеличению роста количества малообеспеченных и неполных семей, при котором большинство семей находится практически на уровне прожиточного минимума.  

Данные мониторинга, проведенные социальным педагогом за 3 года находят своё подтверждение в снижении социального статуса семьи.

Социально-экономические проблемы, с которыми сталкивается семья, усугубляют и внутрисемейными проблемами. Поэтому, работа с семьей является одной из приоритетных направлений социального педагога, которому  приходится сталкиваться с различными типами семей.

«Социальный статус семей учащихся»

Статус семьи

2008

2009

2010

Полные

68

65

47

Неполные

41

89

107

Многодетные

44

46

54

Малообеспеченные

44

61

64

Неблагополучные

5

8

9

Опекаемые

17

13

24

Типичные формы семейного неблагополучия проявляются в комплексе семейных проблем, которые становятся  факторами девиантного поведения детей:

- неполный состав семьи;

- смещение ролевых функций родителей;

- дефецит времени на воспитание;

- недостаточный уровень педагогической подготовки  родителей;

- отсутствие ответственности за воспитание;

- отсутствие должного контроля над поведением ребенка, организацией его досуга;

- отсутствие эмоционального контакта, внимательного, теплого заботливого отношения к ребенку, незнание его потребностей и интересов и другое.

       Практика показывает, что на сегодняшний день остается главной проблемой низкий воспитательный потенциал семьи, отсутствие положительных семейных традиций, занятость родителей, которые приводят к отсутствию контроля за детьми.

Преступность, правонарушения (за 3 года)

Уч.год

Общее ко-во уч-ся

На ВШУ

На проф. учёте ПДН

Начало

уч. года

Конец уч. года

Начало уч. года

Конец уч. года

Начало уч. года

Конец уч. года

2008\2009

173

176

9(5%)

8(4,5%)

4 (2%)

4 (2%)

2009\2010

180

186

17(9%)

14(8%)

5(3%)

5(3%)

2010/2011

180

174

7 (3%)

5 (3%)

4 (2%)

3 (2%)

3 учащихся в 2010\2011учебном году были осуждёны  - ст.158 УК РФ, часть 2

        

Поэтому первоочередной задачей социального педагога  становится изучение собственного воспитательного потенциала семьи.

 Проблема воспитательного потенциала семьи была раскрыта в трудах многих ученых, таких как: Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко и др. Где семьи характеризуются ими как  «совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно».

Основными  компонентами воспитательного потенциала семьи  являются внутрисемейные отношения, нравственная направленность семьи, педагогическая культура родителей их личностные особенности.

Таким образом, на сегодняшний день актуальным является потребность у детей в общении с родителями, заинтересованность их в совместной деятельности.

 Досуг же в семье не отличается большим разнообразием. Семейные традиции проявляются в основном в виде застолий и значительно реже - в совместном отдыхе и совместной творческой деятельности. Предпочтительное занятие в семье - просмотр телепередач.

Известный создатель концепции коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени С. А. Шмаков в своей работе «Уроки детского досуга» большое внимание уделял значению досуговой педагогики, считал, что каждый родитель должен знать хотя бы некоторые методы и формы организации досуга в семье. Опираясь на имеющиеся ресурсы семьи необходимо посредством осуществления социальных, психолого-педагогических мер создать условия, которые давали бы семье возможность преодолеть  факторы жизненого риска.

Поэтому, исходя из объективной реальности кризиса семейного воспитания и положения о том, что усиление воспитательной функции семьи возможно только при условии целостности внутренней структуры микросоциума, мы решили провести родительское собрание  в виде деятельностной игры «Свободное время и семейный досуг», целью которого станет оптимизация воспитательного потенциала семьи.

Задачи:

1) побудить родителей и детей к совместному проведению досуга;
2) выработать рекомендации для родителей и учащихся по совместному времяпрепровождению.
 

     Срок исполнения:

Январь 2012г.

      Участники:

Учащиеся 8-9 классов, воспитатели, педагог-организатор, социальный педагог.

      Подготовка:

- организация воспитателями выставки  рисунков учащихся «Мои интересы», с целью выявления интересов подростков;

- анкетирование учащихся социальным педагогом на тему: «Мой досуг», в котором содержатся вопросы, например: в свободное время я обычно..., мне нравится, что в свободное время..., в свободное время я с друзьями, подругами..., основные увлечения в моей семье.., всей семьей мы...
я мечтаю о том, что в свое свободное время…, в свободное время я с родителями..., я мечтаю, что с родителями я..т.д.;

- изготовление учащимися приглашений на родительское собрание и вручение их родителям.

Оформление, оборудование и инвентарь.

- выставка рисунков учащихся;

- рабочее место – столы, стулья;

- ручки, карандаши и бумага для записей;

Ход собрания

- презентация интересов учащихся в творческой форме о своих интересах и увлечениях;

- ознакомление социальным педагогом родителей с результатами анкетирование учащихся;

- совместное выявление проблем и противоречий в организации свободного времени и семейного досуга (учащиеся и родители называют основные проблемы в организации семейного досуга);

- мозговой штурм по решению основных проблем по организации семейного досуга с предложениями родителей и детей и консультирование специалистов школы.

Такая форма групповой работы направлена на развитие результативности следующих критериев функционирования семьи:

- повышение воспитательного потенциала семьи;

- проявление общности целей родителей и детей.

Дети будут больше времени проводить дома, совместно с родителями, занимаясь в свободное время чтением и обсуждением книг, художественным творчеством, помогать в ведении домашнего хозяйства.

Повлиять на устойчивость отношений «родители - дети»  поможет:

- регулярная диагностика семейных отношений и  ознакомление родителей с результатами;

- повышение всеми доступными средствами авторитета семьи, родителей. Основной принцип педагогической деятельности - отказ от тактики констатации и критики, поиска негативного как в ребёнке, так и в его семье, а опора на практику поддержки и сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2000г.
  2. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997г.
  3. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: учебное пособие /Гуров В.Н.- М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ

Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ...

Анимационные технологии социально-культурной деятельности, как форма организации семейного досуга

Анимационные технологии   социально-культурной  деятельности,  как форма организации  семейного досугаЦЕЛЬ:ОБЩЕНИЕ, ПОДДЕРЖАНИЕ ГАРМОНИИ В СЕМЬЕ.ЗАДАЧИ:Помочь в творческой сам...

Социальный проект "Организация клуба "РОДНОЕ СЛОВО"

Цель проекта - активизация внеклассной работы по русскому языку и литературе, вовлечение в неё максимального количества участников через реализацию (в рамках долгосрочного проекта - 1 год) ряда мини-п...

Родительское собрание "Мальчики и девочки 3-4 классы", "Организация семейного досуга"

Первый материал предназначен для родителей и учителей с целью ознакомления особенностей развития девочек и мальчиков с их физиологическими и эмоциональными различиями, носит рекомендательный характер ...

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ...