Методическая разработка тематического занятия «Я - личность»
методическая разработка (11 класс) на тему

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность-это разрушение личности. В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Да, проблема духовно-нравственного становления личности есть, но и есть пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе образовательной системы, семьи, политической системы и отдельно взятой личности над собой , данная проблема заметно уменьшиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx505 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ

Октябрьский нефтяной колледж

им. С.И.Кувыкина

                             Методическая разработка

тематического занятия

«Я - личность»

C:\Documents and Settings\LALural\Рабочий стол\IMG_20141009_184140.jpg

                                                                                         

                                                                                          Разработала:

воспитатель общежития №2

Л.Р.Гузей

                                                      г. Октябрьский

2014г.

Актуальность: в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность-это разрушение личности. В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Да, проблема духовно-нравственного становления личности есть, но и есть пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе образовательной системы, семьи, политической системы и отдельно взятой личности над собой , данная проблема заметно уменьшиться.

Цель: создание условий для формирования  у студентов осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.

Задачи:

1.Осмысление понятия «человек-личность».

1.Развитие потребности к самоанализу, определения важных сторон своей личности, формированию представлений о себе.

2.Воспитание нравственных личностных качеств.

3.Создание атмосферы доверия и взаимопонимания в группе как основу для открытого общения.

                         Оборудование: мультимедийный проектор, тематическая книжная выставка из серии «Сто великих», фотографии паралимпийских чемпионов.

       


           (Звучит музыка).

1.Вступительное слово.

Добрый вечер! Мне приятно вас всех видеть, я рада нашей встрече, надеюсь, вы разделяете мои чувства. Сегодня мы  начнем разговор о том, что волнует , на мой взгляд, всех. Мы поговорим о человеке. Еще древние говорили, что человек - самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если я спрошу вас об этом, то, наверняка получу разные ответы.

-И так, как научиться понимать себя?

И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. И вы подтверждаете это, постоянно произнося слова «мое», «по-моему», «я». А что же представляет собой это маленькое, но такое емкое слово «я»?  Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?»

Начнем с самых простых ролей:

Я-  сын;

Я-брат;

Я-студент;

Я-сосед;

Я-покупатель;

Я-пешеход и т.д.

Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно оставаться интересной личностью.  Поговорка  : «Днем с огнем не сыщешь.»

-Как Вы ее понимаете? Смысл этого выражения ясен и без объяснений: оно показывает крайнюю редкость того, что приходится искать, добавляя к дневному свету искусственный, или же полную невозможность найти нужный предмет или лицо.  Возможно, эта русская поговорка связана с древним мудрецом. Демонстрация иллюстрации.

 Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, заглядывая  во все углы, возглашая: «Ищу человека!»Возможно, он желал показать, как мало на свете людей, достойных звания «человек». Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, переполнены  людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы. «Я - личность»,- так и будет звучать тема нашего тематического  часа.

2.Работа с понятиями.

Сейчас я раздам вам блокноты. Блокнот прекрасно справится с задачей хранения добрых мыслей, помощи в исполнении искренних желаний и реализации продуманных идей. Доказано, что мысль, зафиксированная на бумаге, быстрее и легче реализуется. Здесь вы можете записывать мудрые мысли, приятные воспоминания.

Предлагаю начать с определения слова «личность». В различных источниках это понятие трактуется по-разному. Дайте свое определение.

Студенты зачитывают составленные ими определения.

-Да, конечно, вы все правы

На доске 3 определения(слайд1), которые закрыты шторкой. Открываются и озвучиваются студентами по одному.

Личность - человек как носитель каких-то свойств. (С.И.Ожегов «Словарь русского языка» 1987)

Личность-человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. (Советский энциклопедический словарь, 1986)

Личность-результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. (Учебник «Обществознание, 8класс» 2009г.)

Подумайте и скажите, какое из них вы считаете наиболее точным. Таким образом, можно сказать, что личность-это человек, с одной стороны, обладающий определенным набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в – третьих, прошедший в своем развитии долгий путь.

Итак, личностью не родятся, личностью…. становятся. Но на протяжении 19века считалось, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся еще до рождения. Семья, предки и гены полностью определяли то, кем и каким будет человек. Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно говорят: «Ну, вот и все!» А женщина, которая только что стала матерью, сквозь боль, сквозь слезы тоже пытается улыбаться. «Нет, - качает она головой ,-это только начало, начало новой жизни, нового человека». Слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного ребенка. Она - относительно поздний продукт социального развития. Личность - высшее достижение человеческих усилий.

3.Индивидуальная работа.

В течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Где мое место в жизни». Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества характера, которые вам нравятся в себе.

Группа в течение 2 минут выполняют задание, после чего делятся написанным.

А теперь запишите 2-3качества, которые вы хотели бы развить в себе (работоспособность, целеустремленность, требовательность к себе, терпение).

4.Рефлексия.

-Просто ли было определить свои достоинства?

-Что вы испытали, когда рассказывали о себе? (волнение, стеснение, гордость, радость)

-Чем полезно данное упражнение? (познание себя)

5.Работа с рисунком:

-Выполните рисунок в блокноте.

-Как вы считаете, на каком рисунке отображена успешная личность?

-Почему? (Это очень долгий и интересный жизненный путь к успеху личности). Эти пути через:

1.Нравственное самосовершенствование. Как вы понимаете ? ( чтение серьезной биографической литературы, просмотры документальных, художественных фильмов об интересных личностях).

Умственное самосовершенствование. Как вы понимаете? ( учить языки, открыть для себя какую-то науку, например, физику, углубленно изучать ее).

Физическое самосовершенствование .Как вы понимаете?( секции спортивные, соревнования - ежедневные занятия).

Эстетическое самосовершенствование. Как вы понимаете?( увлечение музыкой, живописью, общение с природой).

Профессиональное самосовершенствование .Как вы понимаете? (определиться со своим любимым делом, расширять и углублять свои знания, читать , в чем заключается психология успеха личности).

6.Дискуссия.

Мы уже говорили о том, что каждый человек неповторим, по-своему уникален, обладает определенным набором качеств. Осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказать свое мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны.

-Как вы считаете, достаточно ли этих качеств для того, чтобы назвать вас зрелой личностью? ( Нужно непременно самосовершенствоваться)

По-настоящему зрелой личностью можно назвать человека, которому свойственны черты, выражающие его отношение к другим людям .

 Назовите эти черты. Это:

-бескорыстие,

-верность,

-уважение,

-терпимость,

-трудолюбие,

-сочувствие,

-доброта,

-отзывчивость,

-ответственность,

-честность,

-смелость.

Попробуйте дать определение каждому из этих понятий.

7.Ранжирование ценностей. Групповая работа.

-Говоря о вашей уникальности, мы не можем не говорить о тесной связи человека и общества, в котором протекает его жизнь. Незримыми крепкими нитями связаны мы с обществом, без которого «Я» бы не состоялось, мы зависим от него.

В отличие от взрослых, молодые люди более активно приспосабливаются к новым обстоятельствам, вырабатывая свои ценности, каковы же эти ценностные приоритеты современной молодежи? С помощью теста «Мои ценности» проведем исследование и обсудим результаты.

Студентам предлагается проранжировать самостоятельно следующие нравственные ценности:

-Семья;

-Здоровье;

-Материальные ценности;

-Любовь;

-Дружба;

-Отечество;

-Творчество;

-Образование;

-Свобода;

-Интересная работа.

Подумайте и выберите ту ценность, которая вам кажется наиболее важной. Остальные расположите по степени важности для вас.

Эти слова отображены на доске . (У каждого студента может получиться свой вариант ранжирования. Студенты на доске меняют положение ценностей.)

8.Обсуждение результатов.

-А почему именно так расположили ценности?

Используя результаты ранжирования, студенты на макете дерева располагают ценности , в котором

корни - это ценное, на что опирается человек в прошлом, что его поддерживает и является опорой в жизни;

-ствол-это ценности в настоящем, то, что является стержнем в нынешней жизни;

-крона-это будущее, то, на что человек надеется в будущем, к чему стремится, что будет его согревать и поддерживать в дальнейшей жизни.

-Давайте определим, какие ценности символизируют корни, какие -ствол, а какие- крону.

-Как вы думаете, почему именно дерево хорошо иллюстрирует расположение этих важных понятий? (Дерево-это чудо из чудес, оно растет всю жизнь и всю жизнь стремится ввысь, к солнцу, так и человек растет физически и всю жизнь духовно)

При обсуждении выделяется общее, делается вывод.

Семья

Интересная работа

Материальные  ценности                       Творчество, Свобода

Отечество                                         Образование

     Любовь                                                  Дружба

                         

                                  Семья

                           

                             Здоровье

              9.Работа с персоналиями.

              Исключительные личности, достойные похвалы, широко или малоизвестные, яркие или менее заметные, всегда будут интересны. Золотая серия-100великих(выставка книг). Эти книги могут стать незаменимым подспорьем при написании рефератов, докладов, сообщений. Именно эти исторические лица создали мир, в котором мы живем. Я посоветую непременно прочитать эти книги.

Давайте обратимся к людям, проделавшим большой путь работы над собой, чтобы стать личностью. Это спортсмены-паралимпийцы.

- Назовите мне имена спортсменов-паралимпийцев РБ.

Просмотр документального фильма из серии «Золото нации. Ирек Зарипов».

-Какие чувства вы испытали после просмотра фильма? (восхищение, гордость, радость)

-Что вам больше всего запомнилось в фильме?(прекрасная семья, дом красивый)

-Что ярко продемонстрировано в фильме, начиная с первых секунд и кадрами окончания? (рост личности, мужество, преодоление страшной трагедии - это под силу только выдающимся личностям).

-На какую мысль натолкнул этот фильм? (жить нужно не завтра и не через неделю, а сейчас).

Оказывается, просмотр фильмов может быть не только развлечением, но и способом работы над собой. Они могут улучшить настроение, натолкнуть на мысль, задуматься над смыслом своей жизни. Это фильмотерапия -направление в современной психологии, психотерапии. Я посоветую посмотреть фильмы из цикла «Золото нации». Меня эти фильмы натолкнули  на создание этого тематического часа.

Итак, Ирек Айратович Зарипов – четырехкратный чемпион Зимних Паралимпийских игр 2010года в Ванкувере. Как говорит сам Ирек и его близкие, слава его не изменила, на трудности не жалуется. О себе говорит просто:

«Чувствую себя полноценным человеком. У меня есть все, что нужно для счастья - дом, семья и спорт, который вернул меня к жизни.

Самое трудное –преодолеть чувство бесполезности, стать нужным, встать «на ноги»-сказал в одном из интервью Ирек Зарипов.

Невероятная сила воли Ирека Зарипова помогла завоевать «золотую медаль».

Спортсмен избран  вторым заместителем председателя комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике парламента РБ.

Я еще хочу назвать имена паралимпийцев из РБ, пополнивших медальную копилку сборной зимних Паралимпийских игр 2014г. в Сочи : Азат  Карачурин -золотой призер, легендарный Ирек Зарипов-обладатель серебряного трофея, две бронзовые медали на счету Александра Давидовича.

Во время трансляции Олимпийских зимних игр 2014года, моя дочь спросила меня: «А есть ли спортсмены из нашей республики?» Было очень интересно, когда выяснилось, что Александр Давыдович оказался нашим соседом в г. Белебее. И даже с его сыном дети подружились.

-Я так хочу взять у Александра Давидовича автограф, иногда вижу его, он сидит на скамейке, - говорит моя дочь.

-Обязательно возьми, - отвечаю я ей.

Азат Карачурин - учился в гимназии-интернате г. Белебея.

Оказывается, совсем рядом с нами могут проживать такие интересные люди.

Студентам предлагается подумать и ответить на вопросы:

- Как эти люди добились того, что их имена стали известны всем в мире?

-Можем ли мы назвать этих спортсменов  успешными личностями?

-Почему?

-Назовите качества характера, которые помогли стать этим людям успешными (стремление, трудолюбие, коммуникабельность, жизнелюбие, внимательность, риск, умение доводить дело до конца).

К сожалению, многие здоровые люди сокрушаются о своей нерадостной судьбе и невозможности найти выход. А эти спортсмены нашли выход из сложной жизненной ситуации. И мне, я думаю, как и вам, приятно смотреть на них, у меня они вызывают только восхищение своей силой духа. Прекрасные люди! Красивые люди! Достойны уважения! Их жизненный пример способен побудить нас, я думаю, попытаться что-то изменить в своей жизни к лучшему.

Успех приходит к тем, кто его заработал. Вы знали , что хотели, вы сделали то, что нужно для этого; вы получили то, к чему стремились: это ваш успех, и он всегда с вами. Без усилий, без преодоления своих слабостей серьезных успехов в жизни добиться невозможно.

Победа - она в тебе самом! Этому принципу следовать всю жизнь.

10. Прием синквейн.

1. назовите существительное , определяющее тему нашего тематического часа (личность, человек)

2.2 прилагательных по теме(сильный, волевой)

3.3глагола( трудится, работает, читает)

4.фраза из 4-х слов(Я хочу стать спортсменом)

11.Итог.

Итак, попробуйте самостоятельно определить формулу  успешной личности

Успешная личность-формула успеха, исходя из всего,  что мы сказали.

Нужно четко представлять то, что хочешь. Это-цель.

Нужно знать, что есть для того, чтобы добиться цели. Это - ресурсы.

Нужно незамедлительно начинать действовать. Это - действия.

Вы получите то, что хотели. Это-результат.

           

           Цель + Ресурсы + Действия = Результат  

   

Сколько бы ни существовало человечество, его всегда будут волновать нравственные проблемы: честь, долг, совесть. Я хочу что бы вы по-новому осмыслили жизнь, задумались, что же для вас важнее на данном этапе, к чему стремиться, как стать успешным человеком. Личностью….

Закончить наш тематический  час я хотела бы притчей.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер. Один из его учеников однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер  не смог бы дать ответа?»

Он пошел на цветущий луг, поймал бабочку, спрятал ее между ладонями и подошел к Мастеру:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?- Ученик крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

-Все в твоих руках.

С этой минуты ваш девиз: «Вперед, к успеху!»

Я попрошу вас выполнить творческую работу - составить личный план работы по самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического занятия «Формула успеха»

Создания ситуации успеха в ходе учебно-воспитательной работы со студентами определяется потребностью общества в активизации их позитивного личностного развития. Изменения в современном обществе остро ...

Методическая разработка тематического планирования раздела «Саморазвитие личности» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер»

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я лидер» (автор-разработчик Н.И. Осипова...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического планирования раздела «Саморазвитие личности» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я лидер»

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я лидер» (автор-разработчик Н.И. Осипова...

Овощи и фрукты – полезные продукты. Методическая разработка тематического занятия для детей 2 класса (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР)

Методическая разработка занятия «Овощи и фрукты – полезные продукты» подготовлена для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития...

Методическая разработка тематических занятий с командой ЮИД по теме: «Обучение детей Правилам дорожного движения»

Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествиях каждый год гибнет более 30 тыс. человек, получают ранения свыше 180тыс. чел. Ежегодно под колесами автотранспо...

Внимание, дорога! Методическая разработка тематического занятия для детей 5 класса (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Методическая разработка занятия «Внимание, дорога!» подготовлена для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Актуальность данной темы связана с тем, что у детей с умеренной и тя...

Тема: Личность и духовно- нравственные ценности Методическая разработка внеурочного занятия по ОДНКР для 5 класса

Готовая методическая разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию для учеников 5-6 классов(можно и в других классах провести).Форма работы гркпповая.Приложения готовы к работе.Всем ребятам п...