семинарские занятия
материал на тему

Семинарские занятия, посвященные: 

1. образовательной политике в России; 

2. педагогической деятельности (ее сущности и ценностные характеристики); 

3. профессиональной комптентности педагога;

 4. гуманистической природе педагогической деятельности и культуре педагога, педагогической этике, педагогам-гуманистам; 

5. современной системе отечественного образования, образовательному пути студента педагогического вуза, карьере педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинарское занятие №1

Образовательная политика в России.

  1. Состояние и тенденции развития системы образования в России.
  2. Программы развития образования.
  3. Основные принципы образовательной политики РФ.
  4. Основные направления модернизации образования в РФ.

Образовательная политика – представляет собой деятельность, которая обеспечивает развитие и функционирование (работу) системы образования.

Система образования – это модель, которая объединяет: школу, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи и т.д., основной целью которых является образование обучающихся в них.

Субъектами (предметами) образовательной политики являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, органы управления образованием, общественные организации, отдельные граждане.

Образовательная политика в России определяется уровнем социально-экономического развития страны и задачами, которые общество решает на конкретно-историческом этапе своего существования.

Правовыми основами политики в области образования являются – Конституция (основной закон государства), законы и другие нормативно-правовые акты, общепринятые нормы и принципы международного права.

Правовые основы – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения.

Образовательная политика возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.

Образование как социальный феномен (явление) – достаточно самостоятельная система, ее задачей является обучение и воспитание человека в обществе. Образование направлено на усвоение знаний, умений, навыков, норм поведения, на получение профессиональных и личностных качеств.

Сущность образования человека – это процесс (в данном случае - становление личности в соответствии с ее генетическими данными и ее дальнейшим развитием и совершенствованием) и результат его постоянной передачи из поколения в поколение исторического и социально-значимого опыта. Основная задача общества постоянное повышение образованности последующих поколений.

1). Состояние и тенденции развития системы образования.

Системы образования динамичны – так как запросы общества постоянно меняются, и впоследствии системы образования, будучи стабильными, начнут отставать и тормозить его развитие. По этой причине периодически проводятся реформы образования. В настоящее время идет новый длительный этап реформирования системы образования (предполагается в сжатые сроки устранить социальную напряженность в учебных заведениях, нормализовать их финансирование, улучшать  и повышать качества учебно-воспитательного процесса).

Реформы образования в России - это комплекс мероприятий, которые проводит Правительство Российской Федерации по модернизации системы Российского образования. Модернизация образования – это переход от индустриального общества к информированному обществу, в котором главную роль играет – создание и распространение новых знаний.

Систему образования можно рассматривать в масштабах страны, на уровне отдельного региона или города. В современных условиях это открытая, непрерывно развивающаяся система, для которой характерен ряд тенденций:

  1. Гуманизация – в образовательной системе между учащимися и педагогами должно присутствовать  отношение взаимного уважения, на основе признания прав каждого человека, сохранения и укрепления здоровья, чувства собственного достоинства , формирования личностного потенциала.
  2. Гуманитаризация – освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, свободное общение с людьми разных национальностей, любых профессий и специальностей, хорошее знание родного языка и свободное владение иностранным языком, знание национальной и мировой истории и культуры, экономическая и юридическая грамотность человека.
  3. Дифференциация – на практике воплощается разными способами:  1) группируя обучаемых по признаку успеваемости, 2) разделяя учебные дисциплины на обязательные и по выбору, 3) составляя индивидуальные планы для отдельных учащихся или студентов, учитывая их интересы и профессиональную ориентацию.
  4. Диверсификация – многообразие (большой выбор) учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
  5. Стандартизация - ориентация системы на реализацию государственного образовательного стандарта (набор обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов).

  1. Многовариантность - создание в рамках образовательной системы условий для выбора и шанса на успех.
  2. Информатизация - широкое использование в процессе обучения вычислительной техники и информационных технологий.
  3. Индивидуализация - учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
  4. Непрерывность - процесс постоянного самообразования человека в быстро меняющихся условиях жизни современного общества.

Итак, образование является той сферой жизни общества, которая обеспечивает устойчивое и поступательное его развитие.

2) В программу развития образования входят:

1. основные образовательные программы (образовательные: программы дошкольного образования, программы начального общего образования, программы основного общего образования, программы среднего общего образования);

2. основные  профессионально-образовательные программы (а) образовательные программы среднего профессионального образования – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования – программа бакалавриата, программа  специалитета, программа магистратуры, программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программа ординатуры);

3. основные программы профессионального обучения (программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программа переподготовки рабочих, служащих, программа повышения квалификации);

4. дополнительные образовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы профессиональной переподготовки).

3) Основные принципы образовательной политики РФ – отражены в законе РФ «Об образовании». В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:

1. ставить на первое место – общечеловеческие ценности: жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, воспитание гражданственности и трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. поддерживать культуру и образование во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, культурные традиции и особенности.

3. создавать условия для доступного образования, приспосабливать систему образования к особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. иметь светский (не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям не относится).

5. поддерживать свободу и плюрализм (мнение каждого) в образовании, внимательно относится к различным мнениям и подходам.

6. носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.

  1. Основные направления модернизации образования в РФ.

Одним из важнейших направлений государственной образовательной политики является – модернизация Российского образования.

Цель модернизации образования – заключается в повышении уровня образованности населения страны, эффективность и качество образовательной деятельности состава вузов, педагогов школ, ускоренное развитие элитного образования (связь между уровнем образования населения и его жизнеспособностью).

Модернизация (в перев. с англ. modern – обновленный, современный) -  в широком смысле, процесс изменения чего-либо, в соответствии с современными требованиями.

Модернизация направлена на:

- изменение политической системы страны (ее отсталость порождает безответственный подбор кадров руководителей этой сферы и некачественную работу всех звеньев образовательной системы).

- изменение образовательно-технологической сферы образования (предстоит приложить усилия на разработку новых образовательных технологий, которые включают систему кратко-написанных учебных текстов, которые позволят учащимся добиваться больших результатов в усвоении учебных материалов за меньшее время).

-  деятельность Национальной системы, цифровых образовательных ресурсов, ассоциированной (соединенной) с уже имеющимися мировыми электронными образовательными ресурсами на английском и русском языках, которая позволяет облегчить доступ учащихся, студентов, педагогов к лекциям известных ученых, а также вести полный учет изученного материала и числа решенных каждым заданий.



Предварительный просмотр:

Семинарское занятие №2.

Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики.

  1. Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности.
  2. Структура педагогической деятельности.
  3. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиограмма учителя как модель личности педагога.
  4. Профессионально-педагогическая направленность личности учителя.

Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, которая включает: обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (дети разного возраста, учащиеся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования).

Педагогическая деятельность – это важнейший атрибут человеческого бытия. Без неё невозможно развитие общества. Этим определяются важнейшие ценностные характеристики педагогической деятельности. К ним следует отнести:

  1. Отношение к детству - проявляется в понимании педагогом ценностей детства, в педагогическом участии взрослого в процессе взаимодействия с детьми в условиях их общения и совместной деятельности, гуманного (человечного) подхода к своей профессиональной деятельности.  

2) Гуманистическую культуру педагога - она проявляется в общечеловеческих культурных ценностях (человечность, справедливость), в любви ко всему живому.

  1. Высокие нравственные качества педагога (тактичность, толерантность, самообладание, терпение, самокритичность, коммуникабельность) - проявляются в стиле его профессионального поведения, в общении с учениками и

в решении педагогических ситуаций.

  1. Основные виды педагогической деятельности:

  1. Преподавание – это один из основных компонентов процесса обучения. Предусматривает: показ, объяснение, побуждение, контроль, подкрепление, воспитание и образование.
  2. Воспитательная работа – это часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения.

Преподавание и воспитательная работа — две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, степень эффективности которого как раз и зависит от того, насколько оно будет продумано. Аналогично, процесс воспитания невозможен без элементов обучения.

2). В структуре педагогической деятельности - выделяются следующие компоненты:

1. гностический (или исследовательский) компонент - это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность (умение строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты).

Система знаний включает мировоззренческий  уровень (отношение человека к окружающей его действительности и самому себе), общекультурный уровень (знания в области искусства и литературы, умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, наличие увлечений и хобби) и уровень специальных знаний (включает знания предмета, а также знания по педагогике, психологии и методике преподавания).

2. конструктивный компонент  - обеспечивает реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т. п.

3. организаторский компонент - организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения учащихся, но и самоорганизации деятельности преподавателя.

4. коммуникативный компонент - от уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении, зависит легкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение выполняет функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т. п.

  1. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Учитель, педагог — играет важную роль в мире профессиональной деятельности. Это одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая вследствие необходимости воспитания и обучения учащихся,  для их успешного и быстрого вхождения в общественную жизнь.

Учитель как субъект педагогической деятельности - является связующим  звеном между поколениями, носителем общественно-исторического опыта.

В то же время педагог представляет собой общественный субъект (носитель общественных знаний и ценностей). В нем соединяются аксиологическая (связана с природой ценностей, их местом в реальности и в структуре ценностного мира, о связи различных ценностей между собой с социальными и культурными факторами, структурой личности).

и когнитивная (связана с изучением сознания и мышления) плоскости. При этом вторая включает также два плана: общекультурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог представляет собой личность, с индивидуально-психологическими, поведенческими и коммуникативными качествами.

 

Профессиограмма учителя как модель личности педагога.

Профессиограмма - это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога. Образец, эталон, в котором представлены: основные качества личности, которыми должен обладать учитель – это  знания, умения, навыки для выполнения функций учителя. Вместе с тем профессиограмма - это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

Учитель должен обладать личностными качествами,  анализировались типичные затруднения, встречающиеся в работе учителя; характер взаимоотношений учителя и учащихся в условиях новой школы; методы изучения личности учителя и особенности его работы; психотехника учителя и пути ее развития; сущность педагогической работы и требования, предъявляемые ею к психофизическому аппарату мышления учителя.

4). Профессиональная направленность личности учителя является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Она включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание (когда ставит цель и добивается), профессионально-педагогические намерения и склонности.

Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего учителя в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность.

Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей.



Предварительный просмотр:

Семинарское занятие № 3.

  1. Профессиональная компетентность и ее структура. Содержание теоретической и практической готовности учителя.
  2. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.
  3. Основы педагогического мастерства. Понятие педагогического мастерства и творчества.

1). Профессиональная компетентность педагога – означает его личные возможности, позволяющие самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, учитывая потребности и интересы учащихся на своем опыте.

В.А. Сластенин понимает  под педагогической компетенцией единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Готовность раскрывается через структуру педагогических умений (аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, информационных, ориентационных, коммуникативных и др).

Аналитические умения – один из критериев профессиональной компетентности педагога. С их помощью извлекаются знания из практики.

Прогностические умения – выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения педагогических целей, предвидение результата, возможных отклонений и предвидение явлений, распределение времени.

Проективные умения – переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи, учитывать потребности и интересы учащихся, свой опыт и личностно-деловые качества, планировать индивидуальную работу с учащимися, с целью преодоления недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований.

Рефлексивные умения – своеобразная процедура по подведению итогов педагогической деятельности.

Информационные умения – навыки работы с печатными и компьютерными источниками, умение преобразовать информацию к задачам обучения и воспитания.

Ориентационные умения – направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников, их отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и др. мотивов поведения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности, соответствующей возможностям детей.

Коммуникативные умения – установление педагогически целесообразных взаимоотношений педагога с учащимися, педагогами-коллегами, родителями.

Содержание практической готовности выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения. Под теоретической готовностью педагога подразумевается – владение аналитическими, прогностическими, проективными, рефлексивными и другими умениями.

2).  Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.

В любой профессиональной деятельности педагогической основой каждого (учителя, тренера, мастера) является – необходимость обучить учащихся действиям, операциям, порядку их выполнения, доведению дела до результатов, до совершенства. Обучая ремеслу, искусству, научной деятельности – педагог осуществляет педагогическую деятельность.

Примеры:

  1. Тренер тренирует ученика, чтобы его подопечный овладел спортивным мастерством, и одновременно воспитывает нравственные и волевые качества обучающегося.
  2. Педагог-репетитор в балетном классе отрабатывает с учениками упражнения, разучивает балетные партии и одновременно воспитывает эстетическое отношение к искусству, учит взаимодействовать с партнерами.
  3. Врач лечит больного и одновременно  учит его бороться с болезнью, воспитывает в нем волю к жизни, к преодолению недуга.
  4. Библиотекарь выдает книги и советует материал, который следует прочитать.

Д. Вазари повествует об учении Леонардо да Винчи в мастерской Веррокьо: «У наиболее крупных живописцев юные ученики обучались, прежде всего, тому ремеслу, которое считалось преддверием серьезной художественной выучки, - ювелирному. Одновременно их вразумляли грамоте и цифири, посвящали постепенно в тайны простейшей живописной техники: растиранию и смешению красок, левкасу (в иконописи название грунта, представляющего собой мел, размешанный на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла), подготовке деревянной доски для станковой картины, подготовке стены для фрески.  Потом понемногу начинали доверять им грунтовку и нанесение фона, а от мелкой ювелирной лепки и чеканки переводили к лепке скульптурной. Одновременно их учили рисунку, сначала заставляя срисовывать вещи учителя, а потом рисовать с натуры».

Подробное описание обучения подсказывает, что учитель, мастер тщательнейшим образом «выстраивал» обучение ученика, ведя его от этапа к этапу в овладении делом.

А вот другой учитель – учитель в науке, всемирно известная Мария Кюри. С ее именем и именем ее мужа (Пьера Кюри), связано открытие атомной энергии. Мадам Кюри – руководитель лаборатории, но она и учитель – учитель в науке, в экспериментах, в деятельной преданности  науке и отношении к делу. Ее научная деятельность педагогична по своей сути. Дело, которому она служит, - наука, но в научной деятельности она обучает и воспитывает своих последователей.

Учиться и учить – универсальные виды деятельности, свойственные человеку. Ученичество и педагогическая деятельность взаимодействуют друг с другом. Без ученичества не может развиваться и существовать никакое дело, никакое ремесло, никакое искусство. В педагогической деятельности обязательна передача профессионализма от одного человека к другому, через свои приемы, системы, свой педагогический дар, свое сочетание педагогических способностей и умений.

3). Основы педагогического мастерства. Понятие педагогического мастерства     и творчества.

Педагогическое мастерство - высокий уровень профессиональной деятельности учителя, преподавателя вуза, педагога. Это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания.

Педагогическое творчество – это процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях. Педагогическое творчество – это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.

Основой педагогического мастерства является - совокупность знаний и установок личности. Успешность определяется способностями, а общность направленности и результативности – качественным овладением педагогической техникой.

Педагогическая техника – это умение найти верный стиль и тон в общении с воспитанниками.

Также необходима правильная дикция и поставленный голос.

В мастерстве педагога выделяют четыре части:

  1.  мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;
  2. мастерство убеждения;
  3. мастерство передачи своих познаний и опыта;
  4.  мастерство владения педагогической техникой.

Семинарское занятие №4.

Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога.

  1. Гуманистическая и творческая природа педагогической профессии. Педагоги-гуманисты.
  2. Сущность понятия «культура».
  3. Педагогическая культура как сущностная характеристика личности педагога.
  4. Педагогическая этика. Педагогический такт как важнейший принцип профессиональной этики.

1). Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога.

Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению.

Отношение к детству является одной из ценностных характеристик педагогической деятельности. Оно проявляется в понимании человеком, избравшим профессию детского педагога, сущности и ценности детства, как говорил Ш.А. Амонашвили:  «проживите в ребенке свое детство». Гуманистическое начало, находит свое выражение в любви к детям.

Гуманистическая природа педагогического труда - это гуманистически ориентированный учитель, обладающий безусловным позитивным отношением к ученику, который принимает ребенка таким, каков он есть, способствует становлению в каждом ребенке чувства собственного достоинства, стремится обеспечить условия для его полноценного развития. Профессионально-действующие учителя последовательны в своих установках, справедливы, уважают личность обучаемого.

Ценностные характеристики педагогической деятельности неразрывно связаны с гуманитарностью сознания педагога, с его гуманитарной культурой.

Гуманитарная культура педагога проявляется в осознании им глубокой духовной сущности процессов становления человека, процессов воспитания и обучения.

Гуманитарная культура педагога проявляется также в способности задавать вопросы самому себе, самостоятельно искать на них ответы.

Творческая природа педагогической профессии.

«Педагогическая профессия по природе - профессия творческая. Творчески работающий учитель – это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой. Одним из слагаемых такой культуры является аналитическое мастерство. Умение анализировать свою деятельность, а в первую очередь урок как основную её форму - вот одно из главных составляющих успеха» Ю.В.Завельский.

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны:

- планирование,

- организацию,

- реализацию,

- анализ результатов.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач. В творческой деятельности в единстве проявляются компоненты личности:

- познавательный (когнитивный) компонент – характеризует содержание представлений о себе;

- эмоционально-волевой компонент - умение регулировать свои эмоциональные состояния;

- мотивационно-потребностный компонент - наличие мотивации на достижение успеха.

Тем не менее, главным  фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя является – решение подобранных задач, направленных на развитие структурных компонентов творческого мышления (анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация, оценка и т.д).

Педагоги-гуманисты.

Центральным для гуманистического движения в образовании было желание создать среду обучения, в которой дети свободны от жесткой конкуренции, строгой дисциплины и страха неудачи. Гуманисты хотели уйти от отношений вражды, которые так часты между учениками и учителями, и, с другой стороны, создать взаимоотношения, пропитанные доверием и чувством безопасности. Они были убеждены, что такая атмосфера приведет к индивидуальному росту и развитию творчества.

Выражая свое отношение к обучению, Джон Холт высказал гуманистический взгляд на человеческую природу. Он писал: «Дети по природе - умные, энергичные, имеющие жажду учиться и хорошо учащиеся. Их не нужно подкупать и запугивать, чтобы они учились; они лучше всего учатся, когда они счастливы, активны, вовлечены и заинтересованы тем, что они делают; и напротив, они хуже всего учатся, или вообще не учатся, когда им скучно, они запуганы, унижены, и когда им угрожают».

Ян Амос Коменский рассматривал вопросы воспитания и обучения в неразрывном единстве. Призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени. В учебном методе Коменский считал самым существенным - порядок и естественность. Полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, настойчивость в труде и т.д.). Важную роль в нравственном воспитании Коменский отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Иоганн Генрих Песталоцци – будучи человеком религиозным, считает, что первым и самым чистым средством развития нашей нравственной силы и рождающейся из нее свободы, является семья. Особую роль нравственного воспитания И.Г.Песталоцци отводит - чувству доверия.  «Это чувство как полнокровная река притягивает к себе другие. В нем видится и доверие к личности взрослеющего человека, в нем же заложена и педагогическая вера в его способности, в его доброту, в его высшее предназначение».

Антон Семенович Макаренко придавал огромное значение созданию педагогического коллектива. «Единство педагогического коллектива, - считал он, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом. «Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы» - писал А.С. Макаренко. Учителя для того и вступают в личные отношения с учащимися, чтобы,  развивать у них положительное отношение к учению, труду, к людям – ко всей окружающей действительности. При этом личные отношения учителя должны быть нацелены на развитие самодеятельных сил, к творческой, учебно-познавательной, трудовой и общественной активности учащихся, их самоуправления.

По Василию Александровичу Сухомлинскому важнейшей жизненной ценностью является - воспитание. Истинное воспитание – это идеальная гармония взаимоотношений учителя и ученика, которые вместе стремятся к познанию добра и красоты. Человек – высшая ценность. В воспитании человека огромную роль играет вера в то, что каждый обладает талантами, заложенными именно в нем. Вся работа по воспитанию направлена на формирование у детей высоких нравственных качеств, самым важным из которых является – долг. У человека есть нравственный долг перед человеком, обществом и Отечеством. Воспитание строится на общении, благодаря которому у воспитанников развивается уверенность в собственных  силах, способность к творческому решению проблем и веру в возможность их решения. Другая важнейшая жизненная ценность – это образование. Сухомлинский формировал в своих воспитанниках готовность к труду как важнейшей части жизни. Он считал необходимым воспитание в детях «высокой педагогической культуры семьи», основным методом формирования которой он считал «проведение этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца. Это беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей». Большое значение Сухомлинский придавал «воспитанию красотой» - искусство формирует душу человека.

Педагоги - гуманисты провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Внимание гуманистов к педагогической проблематике во многом объяснялось их стремлением исправить и улучшить человека и общество, путем воспитания и обучения. Гуманистический идеал образованного человека включал в себя представления о человеке культурном, умеющем хорошо говорить, убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю. Социальную цель образования, выражавшуюся в стремлении содействовать более тесным связям человека с другими людьми, гуманисты соединяли с идеей его обязательного интеллектуального, нравственного и эстетического развития. По мнению гуманистов, образование - было призвано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание, правильно оценить собственные силы, занять соответствующее место в обществе.

Педагоги-гуманисты ставили задачу и искали пути воспитания личности активной, разумной, образованной, преисполненной гражданского долга, следующей христианским ценностям, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха. По их мнению, образование – формировало  ум человека, его чувства и волю, обеспечивало счастливую личную жизнь в общении с другими людьми.

2). Сущность понятия «культура».

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Культура - является предметом изучения многих наук, таких как: философия, культурология, история, искусствознание, лингвистика (этнолингвистика), политология, этнология, психология, экономика, педагогика, религия и т.д.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура – это совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

В культуре раскрывается духовный мир человека, его: способности, потребности,

мировоззрение, знания, умения, социальные чувства, национальный характер и т.д.

Главные функции культуры:

  1. сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества,

  1.  передавать этот опыт из поколения в поколение

  1. обогащать совокупный духовный опыт человечества.

3). Педагогическая культура как сущностная характеристика личности педагога.

Педагогическая культура педагога — совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.

Педагогическая культура преподавателя предполагает возрождение и самореализацию творчества педагога и воспитанников.

Педагогическую культуру можно рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.

В первую группу компонентов педагогической культуры входят:  педагогическая позиция (это некоторый моральный выбор, который делает преподаватель) и профессионально-личностные качества педагога (это личное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющееся в соответствующем поведении).

Для педагогической позиции характерны две стороны:

  1. Мировоззренческая - выражается в осознании общественной значимости профессии, убежденности в правильности выбора, ориентации на гуманистические принципы;
  2. Поведенческая - выражается в способности педагога принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности ребенка.

Педагогическая позиция реализуется через личностно-профессиональные качества педагога, его интересы и духовные потребности. Включает в себя: направленность личности, которая выражается в убеждениях, социальной активности и гражданственности личности; нравственные качества - гуманизм, объективизм, интеллигентность; отношение к педагогическому труду.

Вторую группу компонентов педагогической культуры составляют: педагогические знания и мышление. Педагогическую культуру определяет не столько наличие знаний, сколько отношение к ним. Отношение к знаниям определяется уровнем мышления.

Педагогическое мышление включает в себя: критическое мышление (подразумевает необходимость анализировать свое взаимодействие с обучаемыми); творческую созидательную направленность мышления (педагог не должен быть одинаковым); проблемно-вариативное мышление.

К третьей группе компонентов педагогической культуры относятся: профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности.

4). Педагогическая этика. Педагогический такт как важнейший принцип профессиональной этики.

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность.

Профессиональная этика - система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Как известно, производственная и общественная деятельность накладывает отпечаток на сознание и поведение личности. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом процессе отводится особая роль.

Педагогическая этика - является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий.

Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Одной из важных задач педагогической этики является - изучение состояния нравственного сознания педагога, его этической эрудиции, ценностных ориентаций, нравственной воспитанности и характера коллективных взаимоотношений.

Изучение педагогической этики помогает поднять уровень морально-педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно.

Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта педагога можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях преподавателя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основными элементами педагогического такта являются:

– требовательность и уважительность к воспитаннику;

 – умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

 – деловой тон общения;

 – внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;

 – в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

 – в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

 – в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

 – в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

 – в самокритичной оценке своего труда.

Итак, педагогический такт воспитывают, приобретают вместе с педагогической культурой, и он оказывается в педагогической деятельности.

Педагогический такт – является показателем зрелости научно-педагогического работника как мастера своего дела.

Педагогический такт – это средство, с помощью которого учащихся можно превратить в союзников или, наоборот, в соперников.

Семинарское занятие №5.

Современная система отечественного образования. Образовательный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.

  1. Характеристика современной системы образования. Типы образовательных учреждений.
  2. Структура педагогического образования. Многоуровневая система подготовки педагогических кадров. Квалификация (степени) присваиваемые по педагогическим специальностям. Спектр педагогических профессий.
  3. Самовоспитание учителя и его основные компоненты. Самопознание учителя.
  4. Педагогическое самообразование.

Современная система отечественного образования.                                    

Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребенка), но может осуществляться и дома в семье. В России более трети молодых семей с ребенком, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, с учётом этого обстоятельства - подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики.

 Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 декабря 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования -  стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году.  Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств. С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников. После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли - сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Вначале 60-х годов была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР (Академия Педагогических Наук) и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, получила название - Типовой программы.

В связи с реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания». В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: 1. гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника - основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе. 2. развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности. 3. развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями. 4. деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада. На современном этапе необходима целостная концепция, программы и методики, направленные именно на развитие универсальных учебных действий детей. Одним из стратегических приоритетов образования должно стать создание "школы неопределенности" – школы жизни в неопределенных ситуациях как нестандартного, вариативного образования в изменяющемся мире. Необходимо формирование у учащихся смысловой ценности поиска, ценности создания и использования ситуаций неопределенности как динамического резерва разнообразных путей развития. С  нашей точки зрения, этой масштабной образовательной задаче максимально соответствует концепция развития универсальных учебных действий.

Дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основными тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и воспитания дошкольников.

Виды и типы ДОУ.

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ)

Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного образования

Детский сад

Начальная школа – детский сад.

Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников.

Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического, культурно-оздоровительного и др.

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Начальная школа – детский сад компенсирующего вида.

Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании)

Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников.

Образовательный путь студента педагогического вуза.

Овладение педагогической профессией во многом определяется мотивацией студента, его психологической готовностью к педагогической деятельности, стремлением реализовать в ней свой потенциал. К социально-ценным мотивам педагогической деятельности относятся: чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций; увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям. При наличии такой мотивации процесс обучения будущего педагога наиболее успешен и наиболее высока вероятность, что по окончании вуза он будет работать в сфере образования. Образовательно-профессиональный путь студента педвуза охватывает освоение педагогической, культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности.

 1) в области педагогической деятельности - организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями); организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности; осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

 2) в области культурно-просветительской деятельности -  изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства;

 3) в области научно-исследовательской деятельности - сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования; разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности; проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.  

Овладение профессией происходит в процессе изучения учебных дисциплин таких как - психология, педагогика, методика обучения предмету в соответствии с профилем, а также дисциплины, изучающие безопасность и здоровье (возрастная анатомия, физиология и гигиена; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; безопасность жизнедеятельности). Важное место в профессиональной подготовке студентов педвуза отводится  педагогической практике. Ее главная цель - формирование целостного представления о профессиональной деятельности педагога и практической готовности студентов к выполнению профессиональных функций. Основные задачи: расширение профессиональной эрудиции, углубление психолого-педагогических знаний, умение и навыков; формирование творческого мышления, индивидуального стиля; освоение передового и нетрадиционного опыта; развитие потребностей в педагогическом самообразовании и систематическом самоусовершенствовании

Карьера педагога.

Карьера ( итал. сarriera — бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus — телега,повозка) — продвижение вверх по служебной лестнице, успех в жизни. Профессиональная карьера является результатом осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанным с должностным или профессиональным ростом.

Существуют два типа профессиональной карьеры.

Первый тип – профессионально-личностная карьера – представляет собой движение специалиста к высотам профессионализма. Такая карьера обеспечивает самореализацию личности в выбранной профессии, она выражается в росте качества результатов труда и получении признания людьми.

Второй тип – должностная карьера – это продвижение по служебной лестнице. Этот тип карьеры реализуется как движение вверх по ступеням административной иерархии, для него характерен рост ответственности за результаты профессиональной деятельности других людей.

 Любой педагог выстраивает собственную профессиональную карьеру, исходя из личностных особенностей, ценностных установок, способностей. Те, для кого приоритетно совершенствование профессионального мастерства, признание со стороны учеников, коллег, выбирают первый тип карьеры. Для тех, кто обладает лидерскими качествами, и готов брать на себя ответственность за результаты других людей, более предпочтителен второй тип карьеры.

Далеко не все педагоги стремятся к профессиональному росту по типу должностной карьеры. Многие считают, что повышение в должности приводит к административной занятости и как следствие – к сокращению времени на собственно педагогическую деятельность и ограничению возможностей для совершенствования педагогического мастерства. Учителя, которые десятки лет работают в одной и той же должности, тоже могут «похвастаться» успешной карьерой, если их труд сопровождается ростом общественного признания, наградами, любовью учеников.

Американский специалист по менеджменту М. Драйвер разработал типологию карьер, в которой выделил шесть видов карьеры: линейная, стабильная, спиральная, кратковременная, платообразная, нисходящая. Рассмотрим их особенности с учётом специфики педагогической профессии.

 1. Линейная педагогическая карьера характерна для человека, который с самого начала трудовой деятельности на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице (например: учитель  à  руководитель школьного методического объединения  à замдиректора школы по учебно-воспитательной работе  à  директор школы  à  заместитель руководителя муниципального отдела образования).

 2. Стабильная карьера обычно отличает педагога, который в своей деятельности ориентирован не должностной рост, а исключительно на совершенствование  профессионального мастерства. Обычно такие люди в молодости «сразу и навсегда» выбирают педагогическую специальность и до конца трудовой жизни остаются в ней. Карьерный рост в этом случае отмечается не «ступеньками иерархической лестницы», а овладением новыми педагогическими технологиями, способами и средствами педагогической деятельности, увеличением качества педагогического процесса и его результатов.

 3. Спиральная карьера характерна для педагогов, которые с энтузиазмом работают 5-7 лет, добиваясь определённого карьерного роста, а потом теряют интерес к работе, переходят на другую педагогическую специальность или в другую школу, где вновь несколько лет работают увлечённо, а затем опять меняют специализацию или место работы.

 4. Кратковременная карьера – это карьера случайных достижений. Педагог, карьера которого складывается по этому типу, часто меняет работу, не прилагает особых усилий для овладения профессиональным мастерством, не проявляет заинтересованности в результате педагогического труда. Случайно он достигает временных или незначительных повышений в должности, зачастую именно ради них переходя на новое место. Как правило, это не очень квалифицированный специалист и недисциплинированный работник.

 5. Платообразная профессиональная карьера получила название от слова «плато» – возвышенная равнина в горах. При такой карьере педагог какое-то время «растёт» в должности и профессиональном мастерстве, а затем его рост останавливается. При этом он может прекрасно справляется со своими обязанностями, поддерживать свою квалификацию на уровне требований времени, пользоваться уважением коллег, иметь репутацию серьёзного профессионала, но карьерного продвижения больше не происходит. В этом случае специалист либо достиг предела своих профессионально-карьерных возможностей, либо считает дальнейшее продвижение по должностной лестнице для себя нежелательным, необязательным.  

 6. Нисходящая карьера часто свидетельствует о серьёзных проблемах в жизни педагога (болезнь, злоупотребление алкоголем, глубокое разочарование в профессии, плохие отношения в семье, с коллегами или руководством и др.). При такой карьере у человека, ранее вполне успешного в педагогической профессии, снижается работоспособность, теряется квалификация. Возможен также вариант, когда специалист, длительное время не развиваясь в профессионально-личностном плане, отстаёт от требований времени настолько, что его прежние методические наработки оказываются невостребованными, а наверстать упущенное оказывается очень сложно. В результате он постепенно возвращается на нижние ступени должностной иерархии, которые занимал раньше, теряет репутацию профессионала, а также былой авторитет среди коллег и учеников.

В ходе профессиональной деятельности происходят изменения в личности педагога: интенсивней развиваются, усиливаются те его качества, которые способствуют эффективному осуществлению педагогической деятельности, формируется профессиональное самосознание, развивается педагогическое мышление, происходит обострение педагогической интуиции.  

1). Характеристика современной системы образования. Типы образовательных учреждений.

Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением  Правительства РФ.  

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

В настоящее время понятие «система образования» трактуется как - совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций. Сюда входят: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение (кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое), сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.

 В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона.

Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчеркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счет средств и местных бюджетов. С позиций ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из регионального бюджета, а муниципальной — система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно - правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям.

Каждое образовательное учреждение создается одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления.

В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования.

 В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%. Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов: на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования; на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодежь России»; Программа развития образования и т.п.

В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку - государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе.  Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:

- предпринимательской, условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;

- взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

Типы образовательных учреждений.

В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений

-дошкольные;

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

-учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

-учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

- учреждения дополнительного образования детей;

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

2). Структура педагогического образования. Многоуровневая система подготовки педагогических кадров. Квалификация (степени) присваиваемые по педагогическим специальностям. Спектр педагогических профессий.

Педагогический процесс как специально организованное целенаправленное взаимодействие обучающих и обучающихся, имеет определенную структуру. Структура педагогического процесса состоит из совокупности частей, соответствующих компонентам педагогической системы.

Знание структуры педагогического процесса помогает преподавателю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым – разрабатывать новые технологии и системы обучения воспитания.

Структура педагогического процесса включает 4 компонента: целево        й, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный.

Целевой компонент педагогического процесса включает - цели и задачи педагогической деятельности: от генеральной цели (всестороннее и гармоничное развитие личности) до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Содержательный компонент - отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.

Процессуальный (деятельностный) компонент - отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которого невозможно достигнуть конечного результата. Этот компонент может быть назван также организационным или организационно-управленческим.

Оценочно - результативный компонент процесса - отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

 Между компонентами системы существуют следующие связи: информационные; организационно-деятельностные; коммуникативные связи; связи управления и самоуправления, регуляции и саморегуляции; причинно-следственные связи; генетические связи (выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании).

Структура педагогического образования рассматривается в качестве многокомпонентной педагогической системы и педагогического трудового процесса. Основу его составляет модель педагогического сотрудничества и сотворчества, обеспечивающая оптимальные межличностные отношения субъектов обучения, воспитания и развития. Целостный педагогический процесс направлен на достижение главной цели - формирование саморазвивающейся личности будущего специалиста. Несмотря на частные дидактические особенности преподаваемых дисциплин, педагогический процесс строится по одним и тем же этапам его развертывания, протекания и завершения.

Многоуровневая система подготовки педагогических кадров.

Современное педагогическое образование в России (как и во многих странах мира) представляет собой многоуровневую систему. Она реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами и государственными стандартами соответствующего уровня и направленности.

Многоуровневая структура педагогического образования состоит из: средних и высших профессиональных заведений. Внутри педагогической профессии складываются специальности и специализации, с учетом которых дифференцируется содержание профессионального образования, отраженное в учебных курсах средних и высших профессиональных учебных заведений.

Среднее педагогическое образование - может быть получено в педагогическом училище, колледже, а также на первой ступени вуза. Педагогические училища долгое время представляли собой основное среднее специальное учебное заведение, реализующее образовательные программы среднего педагогического образования. В последние годы повсеместно создаются педагогические колледжи, представляющие собой учреждения продвинутого типа. Они осуществляют подготовку специалистов по углубленным образовательным программам среднего профессионального образования, по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров. Педагогические колледжи функционируют как самостоятельные образовательные учреждения или как структурные подразделения высшего учебного заведения, призванные обеспечить обучающимся повышенный уровень квалификации.

Высшее педагогическое образование - осуществляется в университетах, академиях, институтах. Высшее педагогическое образование имеет несколько ступеней. По окончании каждой ступени присваивается определенная квалификация (бакалавр, магистр).

Лица, имеющие среднее педагогическое образование, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Обучение может проводиться по трем формам:

 дневной,

 вечерней,

 заочной.

Изменения в системе народного образования (создание новых видов дошкольных учреждений, появление компьютерных программ, появление образовательной работы с детьми, должностной рост) – приводят к необходимости повышения квалификации, которая охватывает все виды обучения, направленные на совершенствование знаний, развитие умений и навыков в деятельности определенного типа. Как правило, осуществляется на базе ИУУ (Институт усовершенствования учителей).

Квалификация (степени) присваиваемые по педагогическим специальностям.

В Государственном стандарте профессионального образования квалификация характеризуется пятью ступенями:

1 ступень – основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой в различных формах;

2 ступень – основное общее образование и профессиональное образование, получаемое в учреждениях начального профессионального образования на одно-2хгодичных отделениях;

3ступень – характеризуется сочетанием среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на 2х-3хгодичных отделениях учебных заведений начального профессионального образования;

4 ступень – предполагает среднее (полное) общее образование и профессиональное образование, получаемое главным образом в «продвинутых» образовательных учреждениях: профессиональных лицеях, учреждениях среднего профессионального образования (базовый и повышенный уровень), колледжах;

5 ступень – соответствует различным уровням высшего и послевузовского профессионального образования.

Показателем квалификации рабочего является – квалификационный разряд (класс, категория), который присваивается ему по конкретной профессии в соответствии с требованиями тарифно-квалификационных характеристик этой профессии. Квалификационный разряд присваивается служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации, которые указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям. Квалификационный разряд – имеет немаловажное значение. Если у работника повышается уровень профессиональной подготовки, пропорционально повышается и его заработная плата, также квалификационный разряд учитывается при подборе и расстановке кадров на производстве. Профессия, присваиваемая по завершении обучения, указывается в документе об образовании, который в соответствии с Законом о занятости дает право на работу согласно профилю и уровню полученного образования. Официальное наименование профессии или должности работника указывается в трудовой книжке.

Ключевой составляющей стандарта профессионального образования является – квалификация, которая характеризуется ступенью и уровнем.

Уровень квалификации – степень профессионального мастерства в рамках конкретной степени квалификации. Существенными характеристиками уровня квалификации являются: объем и диапазон знаний и умений; качество знаний и умений; способность рационально организовать и планировать работу; способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

Спектр педагогических профессий.

3). Самовоспитание учителя и его основные компоненты. Самопознание учителя.

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в  самосовершенствовании.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия). Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания. Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) - соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя.

Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала - чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя - условие эффективности его самовоспитания.

К основным компонентам самовоспитания учителя относят:

1. Педагогический коллектив. Учитель, особенно начинающий, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала, если в педагогическом коллективе царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих. Отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску - неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.

2. Стиль руководства школой. Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании.

3. Фактор свободного времени. Необходим учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя - разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

Самопознание учителя.

Самопознание — это процесс познания самого себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми.

Самопознание невозможно без осознания и оценки педагогом, студентом своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоление себя, социальная активность возникают у человека из переживаний противоречия между требованиями жизни и собственным несовершенством. Но недовольство собой не может постоянно «питать» стремление к самосовершенствованию. Человек должен одновременно и позитивно посмотреть на себя, осознать свою уникальность, отличие от окружающих, опереться на чувство собственного достоинства.

Самопознание организуется способами педагогической технологии: самонаблюдение (наблюдение за собой в деятельности) и сравнение себя с другими (психологические игры).

Самопознание является основой для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека.

Завышенные оценки и самооценки приводят к - самоуверенности, высокомерию, некритичности. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формируют - робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Поэтому для педагога, будущего учителя важно овладеть такими способами самоуправления своей деятельностью как - самоконтроль, самоприказ, самоограничение, самостимуляция, самоодобрение, самоубеждение и самовнушение.

Профессиональное развитие, стимулируя определенные мотивы, осуществляет самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Оно в свою очередь способствует выделению четырех типов педагогов: самоактуализирующийся, самодостаточный, самоутверждающийся и внутренне-конфликтный. Наличествуют внешние и внутренние барьеры саморазвития, которые определяются как объективными, так и субъективными факторами.

Результативными формами содействия самопознания и саморазвития являются: теоретические семинары, семинары-практикумы, научно-практические семинары, индивидуальные консультации и помощь в построении индивидуальной программы саморазвития, деловые игры, специальные социально-психологические тренинги.

4). Педагогическое самообразование.

Какие бы формы методической работы ни избирал учитель, ее эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы учителя, его самообразованием. Идея непрерывности образования реализуется не только в процессе перехода от одной формы обучения к другой (вуз – семинары, курсы), но и периодами напряженного интеллектуального труда в промежутках между ними.

Самообразование базируется на высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации.

Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее, возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя школы.

Педагогического самообразование учителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогической деятельности.

Для того чтобы оказать реальную помощь учителю в организации самообразования, необходимо знать потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности.

Специально организованная методическая работа в школе должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей учителей. В таком случае учитель, участвуя в коллективных формах повышения квалификации, будет находить ответы на интересующие его вопросы.

Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, тем, предметов, которые учителя в свое время не изучали в педагогических учебных заведениях, но которые для современной школы являются актуальными.

В числе таких проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического общения, индивидуализации и дифференциации обучения, развивающего обучения, модульного обучения в школах нового типа: гимназиях, лицеях, колледжах. Важным представляется блок проблем, связанных с формированием научного мировоззрения учащихся, их духовной культуры, гражданского воспитания.

Самообразование каждого учителя строится с учетом культуры умственного труда, знаний индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности.

 Самообразование учителя зависит от его умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его.



Предварительный просмотр:

Сластенин Виталий Александрович (5 сентября 1930 – 13 июня 2010гг) родился в Горно-Алтайске – российский ученый в области педагогике. Доктор педагогических наук, профессор академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, действенный член Российской Академии образования. Окончил Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина. Его научная работа «Педагогические основы краеведения» была удостоена золотой медали Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

В 1999 г. В. А. Сластенин избирается президентом Международной академии наук педагогического образования.

Основные направления научной деятельности в области методологии, теории и практики педагогического образования.

Основные труды:

• «Учитель и время» (1990)

«Методологическая культура учителя» (1990)

• «Антропологический подход в педагогическом образовании» (1994),

«Педагогика творчества» (1991)

«Доминанта деятельности» (1997),

«Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы» (1998),

«Педагогика: инновационная деятельность» (1997),

«Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии в педагогическом образовании» (1999),

«Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя» (1998)

Награды и звания:

Награждён орденом «Знак Почёта», медалями имени К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, С. И. Вавилова, А. С. Макаренко, И. Алтынсарина, К. Н. Кары-Ниязова.  Отличник просвещения СССР и ряда республик бывшего Союза, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».  Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.



Предварительный просмотр:

Ян Амос Коменский ( 28 марта 1592 г. Нивница – 15 ноября 1670 г. Амстердам) - чешский педагог-гуманист , общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популизатор классно-урочной системы.

Именно он впервые обосновал стройную педагогическую систему, начал говорить о гуманизации процесса образования. Коменский - создатель системы всеобщего образования. Он поставил вопросы об общеобразовательной школе и плановости школьного обучения, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке.

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире". По его определению учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. Своим потомкам Коменский оставил богатейшее педагогическое наследие, оказав огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения "Великой дидактики" вошли в современную теорию обучения, а перечитывая его книгу "Материнская школа", написанную почти 400 лет назад, очередной раз убеждаешься, что эта классика мировой педагогики. Она поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желанием помочь родителям в трудном, важном и благородном деле – воспитании детей.

Память:

• Портрет Яна Амоса Коменского помещен на авере банкноты в 200 чешских крон,

• Изображен на почтовой марке Венгрии 1992 г.

• Названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).

Труды: «Видимый свет» на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов, М., 1768; «Лабиринт света и рай сердца». М.: Изд-во МИК, 2000;

«Материнская школа « / Пер. с нем. С-Пб., 1892 (репринт М.,1992,тираж 100000).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Урок следует после изучения «Тригонометрических уравнений» и на базе имеющихся у учащихся знаний о таких понятиях, как преобразование тригонометрических выражений, решение простейших тригонометр...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Семинарское занятие на тему "Какую воду мы пьём?"

На данном занятии учащиеся 11 класса, защищали, заранее подготовленные проекты на темы: Нижнекамская ГЭС и водохранилище.Сточные воды и их очистка.Станция очистки воды.Анализ питьевой воды....

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семинарское занятие для педагогов«Нравственно-половое воспитание школьников»...

Вузовская технология обучения:семинарские занятия

Обучение биологии в профильной школе немыслимо без частичного применения вузовской системы обучения - различных типов семинарских занятий....

Семинарское Занятие со старшими вожатыми на тему: Воспитание будущих лидеров.

Семинарское занятие со старшими вожатыми на тему: Воспитание будущих лидеров....

Тип членистоногие. Общая характеристика (семинарское занятие)

Цель урока: систематизация и обобщение знаний по теме: «Тип членистоногие»...