СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ОДНА ИЗ СТУПЕНЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
статья на тему

       Статья посвящена проблеме социально-личностного воспитания детей в    ходе, которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта общенародной культуры. Рассмотрены основы, принципы и методы социально личностного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots-lichnostnoe_vospit.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

       СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ОДНА ИЗ СТУПЕНЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

       Статья посвящена проблеме социально-личностного воспитания детей в    ходе, которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта общенародной культуры. Рассмотрены основы, принципы и методы социально личностного воспитания.

Приобщение к социальному миру, как проблема формирования духовного мира и личности ребёнка, всегда была и ныне остаётся одной из ведущих.

Важной основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Для этого взрослым необходимо заботится об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживать, подбадривать, помогать поверить в свои силы и возможности), уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения; способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать виды деятельности, друзей, игрушки, по собственному усмотрению использовать личное время. иметь личные вещи). Взрослые должны уважительно относится к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).

Кроме того, взрослым необходимо способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывать уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков).

Важно, помогать детям понять, что все люди разные,  учить уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их желания, мнение и взгляды в игре, общении, совместной деятельности. Поощрять проявление доброжелательного внимания, сочувствия, сопереживания. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.

Создание возможностей для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, необходимо для осознания детьми того, что люди нуждаются друг в друге. Для этого следует организовывать  совместную деятельность детей, поощрять совместные игры, направленные на создание общего продукта. Именно в процессе такой деятельности, будь то постановка спектакля или сооружение общей постройки, и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, согласовывать мнения и действия. планировать совместную деятельность, контролировать свои желания и соотносить их с желаниями других.

Способствование  развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово, приводит к развитию коммуникативной компетентности ребенка. И как следствие, к обогащению его духовного мира. Дети учатся распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания.

Для этого необходимо вместе с детьми обсуждать различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривать картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

 Важным аспектом социального развития ребенка является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т.п.).

Нельзя забывать и о развитии у ребенка бережного, ответственного отношения к окружающей природе и тому, что создано руками человека: беречь игрушки книги, соблюдать чистоту, подкармливать птиц, ухаживать за животными и растениями. Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить основные принципы социально-личностного воспитания:

• развитие способности у детей познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним

• воспитание в ребенке потребностей  и способностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

• индивидуальная помощь конфликтных и критических ситуациях в социальном взаимодействии личности, в становлении  жизненных отношений;  

• развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

• становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Социально – личностное развитие детей будет являться наиболее эффективным, если будет присутствовать целостная педагогическая система построенная в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики

• Аксеологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

• Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации представителей своего народа.

• Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития, культуротворческой функции детства как одного из важнейших аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка приоритетными критериями в оценке деятельности социальных институтов.

• Антропологический подход позволяет повысить статус психолого-педагогической диагностики в определении динамики социального развития дошкольников, учитывать различные (возрастные, половые, национальные) особенности личностного развития в процессе нравственного, полового, патриотического, интернационального, правового воспитания.

• Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в явлениях общественной и собственной жизни, в самом себе.

• Деятельностный подход позволяет определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом деятельности. Социальное развитие осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

• Средовой подход позволяет решить задачу организации образовательного пространства как средства социального развития личности. Среда представляет собой совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей (Ю.С. Мануйлов). Ниша — это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворить свои потребности.

 Условно их можно разделить на природные, социальные, культурные. Применительно к задачам социального развития организация образовательного пространства требует создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение детей к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). Стихия представляет собой ничем не сдерживаемую силу, действующую в природной и общественной среде в виде различных социальных движений, проявляющихся в настроениях, потребностях, установках. В отношении плана социального развития стихия будет обнаружена во взаимодействии детей и взрослых, в доминанте ценностных ориентаций, иерархии целевых установок по отношению к ранжированию воспитательных задач.

Процесс социально-личностного развития детей включает различные виды деятельности:

• Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

• Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

• Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

• Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

• Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

• Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

• Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

• Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, социально-личностное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта общенародной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы православных святых и их роль в формировании духовной культуры школьника

Как можно использовать образы православных святых на уроках русского языка и литературы....

статья "Взаимодействие поколений через формирование духовной культуры семьи"

В России  традиционно одним из важнейших институтов воспитания является семья. Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудност...

Роль учителя музыки в процессе формирования духовной культуры школьника

В этом материале затрагивается проблема разития духовной культуры человека. Эта статья из опыта работы учителя музыки. Она может быть полезна учителям музыки, классным руководителям....

Физическая культура как дополнение к духовной культуре человека в контексте его саморазвития

«Откормленное и избалованное тело –  это уже враг, а не друг человека. Его требования заглушают и подавляют духовные стремления и способности»Пестов Н.Е. Если открыть современный толковый сл...

"Формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования"

проблемы моего исследования: формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования. Объект исследования:  духовно-нравственная сфера обучающихся. Предме...

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ Г.В.СВИРИДОВА И К.Д. УШИНСКОГО)

Статья посвящена вопросам формирования духовной культуры подрастающего поколения на примере работ Г.В.Свиридова и К.Д. Ушинского. В работе рассмотрены взгляды К.Д. Ушинского и Г.В.Свиридова на родной ...