Работа социального педагога с опекаемыми детьми
статья на тему

Шальнова Наталья Борисовна

          Опека – это одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана обеспечить оптимальные условия для жизни и воспитания детей-сирот, а также защиту их личных и имущественных прав и интересов, осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием подопечных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа социального педагога с детьми, находящимися под опекой.

          Опека – это одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана обеспечить оптимальные условия для жизни и воспитания детей-сирот, а также защиту их личных и имущественных прав и интересов, осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием подопечных.

Помогать опекунам (попечителям) воспитывать ребенка, соблюдать права - одна из обязанностей социального педагога. Но работа эта начинается гораздо раньше, чем опекун (попечитель) официально получит право воспитывать ребенка, ибо социальный педагог, получив информацию о том, что ребенок остался без попечения родителей, обязан в трехдневный срок обследовать жилищно-бытовые условия ребенка и доложить о создавшейся ситуации в органы опеки и попечительства и помочь специалистам определить его дальнейшее место жительства.

 Если у ребенка есть родственники или знакомые, которые согласны взять над ним опеку (попечительство), то до достижения совершеннолетия социальный педагог будет являться для них помощником в воспитании, обучении и нравственном развитии ребенка.

       В нашей школе на сегодняшний день 3 опекаемых и 8 подопечных детей.

Все семьи, в которых воспитываются опекаемые и подопечные дети, я хорошо знаю, так как работаю в этой школе в течение 19 лет, а в должности социального педагога 6 лет. Но каждый год я начинаю свою деятельность с составления плана работы.

 

Основными направлениями  работы являются:

1. Проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них.

2. Проведение индивидуальных бесед с опекаемыми детьми и опекунами (по необходимости) с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания.

3. Посещение уроков, проводящихся с опекаемыми детьми, контроль за их успеваемостью, посещением занятий, дисциплиной.

4. Контрольное обследование жилищно-бытовых условий опекаемых детей, сопровождающееся составлением актов и отчетов для передачи их в органы опеки и попечительства. Проверка сохранности имущества и жилых помещений, закрепленных за этими детьми(совместно со специалистами Отдела опеки), контроль за целевым использованием опекунских пособий.

5. Вовлечение опекаемых детей в работу различных кружков и секций.

6. Организация углубленного медицинского осмотра опекаемых и подопечных, контроль за сохранением здоровья детей и оказание помощи в организации их отдыха в летних оздоровительных лагерях, санаториях.

7. Профориентационная работа с выпускниками 9-11 классов, предоставление в отдел опеки и попечительства информации о предварительном устройстве опекаемых и приемных детей, заканчивающих 9-11 классы.

   В качестве первостепенной задачи в работе с опекаемыми детьми я определяю знакомство с опекунами, с их жилищно-бытовыми условиями. В конце сентября-начале октября  каждого года я посещаю семьи опекаемых детей с целью выяснения изменений, которые произошли в течение летнего периода времени (нашлись родители, вышли из мест заключения, изменился квартирный вопрос и т. д.).

Если с опекуном у социального педагога сложились хорошие, доверительные отношения, тогда работать будет очень легко. Поэтому вторая, важная, на мой взгляд, задача - установление крепкого делового контакта, в результате которого я узнаю о ребенке иногда гораздо больше, чем классный руководитель.

Третья задача - быть в курсе всех школьных дел опекаемого: его учебы, поведения, занятия в кружках, секциях. Поэтому стараюсь посещать уроки в тех классах, где учатся опекаемые, наблюдать, как они отвечают на уроках, просматривать их дневники, тетради, иногда приглашать на беседу.

Все опекаемые дети стараются учиться в меру своих способностей и особой тревоги на сегодняшний день не вызывают. Детей состоящих на ВШПУ и учете  ОДН нет. 

   Одной из важных задач социального педагога является помощь в организации досуговой деятельности опекаемых детей, вовлечение их в кружки, секции, организация их внеклассной работы. Так, в этом учебном году все опекаемые дети занимаются внеклассной работой (посещают секцию дзюдо в ДСШ, городской совет старшеклассников в ДДТ, клуб по месту жительства «Мечта», группу «НЕКСТ», клуб по месту жительства «Космос», обучение игре на гитаре, бассейн, принимают участие в школьных и городских олимпиадах, выпускники 9-11 классов посещают факультативные занятия по подготовке к ЕГЭ).

Даже если ребятам не удается посещать какие-либо творческие объединения, кружки, секции, они все равно становятся участниками общешкольных мероприятий.

   Следующим важным звеном работы социального педагога является помощь опекунам в организации летнего отдыха детей. Эта работа начинается весной, в марте - апреле. К сожалению, 7 человек из 11, все лето находятся в городе. Из них 5 человек через Центр занятости населения были устроены на работу. 4 человека отдыхали за городом, двое выезжали на море.

   С выпускниками 9-11 классов проводится профориентационная работа, то есть подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии. Эта работа включает в себя: предварительную профессиональную диагностику, анкетирование.

   Один раз в год все опекаемые проходят медицинский осмотр врачами специалистами из Детской поликлиники №8. В этом году осмотр проводили ЛОР, ортопед, невропатолог, окулист.

   Очень важным вопросом является и наличие закрепленного за ребенком жилья, поэтому при первом же знакомстве с ним мы выясняем этот вопрос. Это занимает много времени, потому что здесь часто возникает вопрос о лишении родительских прав и т. д., но наша задача - закрепить жилье за ребенком, если это возможно. В настоящее время за всеми подопечными закреплены жилые помещения.

   Важной, главной, а может быть, и основной задачей является помощь опекаемым детям, опекунам, их семье. К сожалению, кроме психолого-педагогической, моральной поддержки чаще всего мы ничего им не можем предложить. Но моральная поддержка, помощь в воспитании и обучении - это тоже немало. 

Мне, наверное, очень повезло с опекунами. Все опекуны детей, обучающихся в нашей школе, очень порядочные, добрые и положительные люди. Все на сегодняшний день справляются со своими обязанностями, более того - заслуживают поощрения.

 Со всеми опекунами у меня установились доверительные отношения, так как я часто посещаю эти семьи, слушаю рассказы об их жизни и проблемах, пытаюсь поддержать их. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Работа социального педагога с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения...

Диагностический инструментарий работы социального педагога с девиантными детьми.

Методическое пособие. Выступаю лишь составителем. Подбор наиболее продуктивных, на мой взгляд, анкет, которые можно эффективно применить на практике....

«Система работы социального педагога в колледже с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей-сирот к с...